Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.1.1. Мировоззренческие основы эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм, его эволюция и характерные признаки


Главная причина того, что определение «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру XV в. и частично XVI ст., заключается в том, что совместными были внутренние тенденции культурного процесса. В настоящее время повсеместно распространяется новое гуманистическое мировоззрение и растет самосознание личности. Мировоззрение Возрождения был проникнут безграничной верой в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в том, что человек - мера всех вещей.

Идейное окраску ренессансной культуре предоставлял гуманизм.

Гуманизм Возрождения - это, в первую очередь, новое мировосприятие, осознание всей полноты величия человека, его способности постичь и обернуть себе на благо все богатство и разнообразие природы. Ренессансный гуманизм - это также новое учение о человеке, новая этика, которая играла главную роль в сфере гуманитарного знания, это и новый научный метод, который повлиял на развитие естественных наук. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanus» - человечный, человеческий. Впервые он появляется в произведениях римского философа и политического деятеля Цицерона, который называл гуманизмом высший культурный и моральный развитие человеческих способностей. Называя себя гуманистами, создатели новой культуры подчеркивали тем самым направленность своих интересов на изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. От изучения наук о «божественном» - studia divinitatis - ренессансные мыслители обратились к исследованию «человеческой» сферы. Появился новый комплекс гуманитарных наук - studia humanitatis. Кроме грамматики и риторики, что традиционно изучались в средневековой системе образования, этот комплекс вобрал в себя новые дисциплины: историю, этику, философию, поэтику, педагогику. Этими отраслями знаний начал профессионально заниматься новая прослойка интеллигенции - гуманисты. Это были поэты и философы, филологи и историки, светские лица и церковнослужители. Ренессансный гуманизм заявил о величии и высокое назначение человека в мире, о праве на свободу, счастье, всестороннее развитие и выявление творческих возможностей; утверждал, что человеческое достоинство определяется не аскетичным умерщвлением плоти, не богатством и вельможністю происхождения, а гуманистической «ученостью».

Гуманизм отверг все внешние авторитеты. Он противопоставил им самоопределение самодостаточной личности. Идеологической основой нового художественного мировосприятия стала концепция абсолютной свободы богорівної личности, которой, по мнению итальянского гуманиста и философа Пико делла Мирандола, данная возможность владеть всем, что она желает. Для стиля литературы и изобразительного искусства эпохи Возрождения такое понимание человека мало беспрецедентные последствия.

Гуманизм, как любое явление в истории культуры, изменялся во времени, имел определенную эволюцию, свои предпосылки развития, период созревания, свое развитие, который достиг апогея, когда его историческая роль в полной мере проявилась, и период упадка, когда в исторической перспективе некие новые, подготовленные и порожденные им явления, постепенно оттесняют его на второй план, заставляют перерождаться и уступить место новому.

Понятие гуманизма следует рассматривать как историческую антитезу схоластике, хотя на раннем этапе развития гуманистического движения значительная часть его элементов была унаследована именно от схоластики. Новой чертой в гуманизме была критичность метода исследования. Критика гуманистов была направлена против схоластики - сначала она неизбежно пользовалась схоластичною аргументацией, и лишь постепенно выработался тот научный метод критики, который впоследствии гуманизм передал в наследство рационализма XVII ст. Главным исходным материалом для гуманизма, как и для самой схоластики, была система античных знаний. Отличительной чертой гуманизма была тенденция опираться на настоящую античность, очистив ее от любых отложений.

Для гуманизма было характерно сознательное стремление к выработке новых социально-этических идеалов. Своим лозунгом гуманисты провозгласили благородство не по происхождению, а по интеллекту. Они почитали личные заслуги, а не дворянские титулы. Признаком гуманизма было также критическое отношение к тогдашнего состояния католической церкви и, что особенно важно, признание неправомочности ее монополии в интеллектуальной деятельности общества. Гуманизм категорически не отрицал церковь. Он утверждал приоритет разума по отношению к авторитету веры. И это было общим принципом гуманистов. О гуманистическое движение, объединивший определенную массу людей общими целями и этическими идеалами, можно говорить как о выразительный процесс возникновения новой интеллигенции, независимой от института церкви. Итак, характерным признаком гуманизма является стремление к человечности, создание хороших условий жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает размышлять о своей роли в мире, о смысле и цели своей жизни. Гуманистическое движение больше всего распространился в филологии. В других дисциплинах на то время еще отсутствовала научно-материальная база для такого прогресса.



Назад