Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.2. Социально-экономические и духовные преобразования в Европе XIV-XVI вв.


Смена исторических формаций в европейских странах. Возрождение - это общеевропейское явление, связанное с переходом от одной общественной формации к другой, от феодальной к капиталистической. В науке закрепилось утверждение, что эпоха Возрождения - это крупнейшая из революций, которые до тех пор пережила Земля. От понимания сущности этой революции зависит определение характера Возрождения и людей этого времени и, прежде всего, самых ярких выразителей суток - титанов Відродження1.

Исторический фон эпохи Возрождения. Для стран Европы это была эпоха великих потрясений, самый динамичный и найбурхливіший период в их истории. 24 мая 1453 г. турецкий султан Мухаммед II штурмом взял Константинополь, столица Византийской империи. Это событие знаменовало конец средневекового периода истории. Високовчені греки, бежавших после падения Византии от турецких захватчиков, поселились в Германии и Франции, но главным образом в Италии. В настоящее время Западная Европа «тонула в крови» через междоусобные войны. Англия едва не погибла в результате спора, что получила поэтическую название «война Алой и Белой роз». Во Франции король Людовик XI рубил головы непокорных вассалов - таким образом он стремился «прибрать к рукам» полунезависимые владения многочисленных французских герцогов. В Германии враждовали между собой многочисленные князьки, которые не признавали власти императора, поэтому страна переживала жестокие войны. На Пиренейском полуострове также шла борьба. Дон Карлос враждовал с собственным отцом, аррагоно-наваррським королем Хуаном П через материнское наследство. Кастильские короли вели непосильную борьбу с грандами: последние добивались полной независимости. Италию разоряли и свои собственные и чужие захватчики. Она находилась в состоянии раздробленности и состояла из многих княжеств и республик, которые оспаривали друг у друга куски земли.

В Италии процесс общественного развития проходил иначе. Здесь процветала торговля, которая привлекала капиталы. В отношениях с соседями силу кулачного права заменила дипломатия. Впервые после того, как античная цивилизация упала, снова стал популярным ум. Версальский двор считался идеалом блестящего общества, был только отблеском итальянской утонченности нравов. В Италии была установлена академия философии, восстановлены банкеты Платона в особом зале, где разговаривали без чинов и этикета, собирался цвет учености и искусства.

Жизнь шла весело и шумно, дома и дворцы меценатов становились местом непринужденного общения. Итальянцы отдавали предпочтение блестящем ума, художественном вкусе и не очень придерживались формальностей.

Итак, внешние и гражданские войны были историческим фоном эпохи Возрождения. Революционные сдвиги, связанные с изменением формаций, в конце концов вылились в Германии в Большую крестьянскую войну 1526 г. и народный рух во главе с Томасом Мюнцером, то есть в первую европейскую буржуазную революцию. В этом же XVI в. состоялась и вторая буржуазная революция в Нидерландах, которая привела к утверждению в этой стране капиталистического строя.

Преобразования в духовной сферы с того времени, когда «бюргерство сломало мощь феодализма», началось заметное сдвиги в культуре и науке. Революционные преобразования в духовной сфере были частью этого острого и разностороннего процесса общеевропейской революционной ситуации, связанной с относительно длительным процессом смены формаций. В каждой стране этот процесс имел свои особенности. В Италии решающее значение имела революция в культуре, которую также причиной социально-экономические сдвиги в этой стране. В общеевропейском масштабе культура итальянского Возрождения произвела революционное влияние на другие европейские страны - Францию, Германию, Польшу. Немецкая Реформация повлияла на Италию и ее реформационное движение.

Образованные греки, которые поселились в Европе после падение Константинополя, заняли почетное место в университетах Италии, Франции и Германии. Они дали толчок и новое направление научным трудам своих учеников и последователей. Все они преподавали греческий язык, научно обрабатывали греческий грамматику и впервые перевели лучших классиков своей родины. Благодаря их усилием учебная и научная деятельность европейских университетов очень оживилась. Из этих обновленных университетов начали выходить талантливые изобретатели, одаренные ученые, выдающиеся художники, смелые реформаторы-мыслители.

Всемирно-историческое значение итальянского Возрождение заключалось в том, что революционный переворот в идеологии совпал в времени с аналогичным за силой ее значимости революционным переворотом в литературе и изобразительном искусстве.

Развитие науки. В эпоху Возрождения возникает современное естествознание, которое шло бок-о-бок с пробудженою новой философией. Развитие ремесленничества и промышленности породили ткачество, годинникарство, мельницы, металлургию, алкоголь, множество новых инструментов. Стала возможной экспериментальная наука. Эти века дали человечеству порох и огнестрельное оружие (пушки, бомбарды), доменный процесс добычи железа, железной дороги, осушение болот, строительное дело, подзорную трубу, микроскоп, оптику, из стекла, зеркала спасательный пояс, вітромір.

Географические открытия эпохи - это и развитие метеорологии, зоологии, ботаники, физиологии человека. Удар по религиозной мировоззрения нанесли астрономические открытия: на место геоцентрической системы Птоломея пришла открыта Коперником гелиоцентрическая система. Все церковные силы ополчились на «Коперникову ересь» (среди них и протестанты во главе с Лютером). Развитие механики и оптики, химии и медицины (к этой эпохе относится известный врач и химик Парацельс), зарождение геологии - все это тоже Возрождения.

Однако в те же времена - и процессы над ведьмами, и увлечение магией, астрология, мистика, гадание на картах. Все лидеры новой науки (И. Ньютон, П. Лаплас и др.) занимались астрологией, алхимией и т.д. Но магия и астрология были своеобразным противовесом теологізуючому видению мира, его схематично-логическому восприятию. Будучи очень распространенной и в эпоху Средневековья, магия вышла из подполья культуры и, убрав новый вид, выдвинула другое представление о мире, основанной на признании единства реальности, не только гармонично упорядоченной, но и полной разнообразных жизненных импульсов энергий. Труд человека, способна превратить «земное город», представлялась как неисчерпаемая возможность, как умение подчинять себе все природные силы. Человек-мудрец в произведениях Джордано Бруно, Томазо Кампанеллы, Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Лейбница и других натурфілософів позднего Возрождения предстала в роли всемогущего мага. В этом раскрывалось ощущение единства бытия и мышления, свойственное ренессансном світорозумінню.

Переходный характер эпохи Возрождения. Сутки Возрождение была переходной в большинстве стран, что через нее прошли. В эту сутки перехода от Средневековья к культуре Нового времени в европейских литературах стран возникли и сформировались индивидуальные стили.

Национальную классическую форму Ренессанс получил, прежде всего, в Италии. Индивидуальные стили Петрарки и Боккаччо стали в средневековой, феодально-роздрібненій Италии первыми европейскими национальными стилями, то есть эстетическими формами, в которых народ познавал себя, свою ценность и свое историческое значение. Ренессанс - это классический национальный стиль литературы Италии. Петрарка был первым гуманистом Европы, выдающимся писателем, поэтический язык и стиль которого стали мерилом и образцом для всей следующей итальянской литературы вплоть до XX в. Поэтому эпоха Возрождения в Италии, в отличие от Англии, Франции, Испании, Германии, была не только переходной: она создала самодостаточны, до определенной степени абсолютные, общечеловеческие, идеологические и эстетические ценности.



Назад