Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.2.1. Христианский антропоцентризм


Идейной доминантой Возрождения был христианский антропоцентризм, с позиций которого человек был центром Вселенной, высшей частью природы, совершеннейшим ее творением, а весь окружающий мир - творением рук не только Бога, но и человеческих. На место схематизму схоластики деятели Возрождения ставили эмоционально насыщенное личное переживание. Религиозно-аскетическое мировосприятия, утверждение о греховности человеческой жизни не оспаривался, дополнялись провозглашением личного права человека на удовлетворение обычных земных потребностей, на наслаждение жизнью. Все эти вопросы отражены в таких трактатах гуманистов, как «Речь о достоинстве человека» Дж. Пико делла Мірандоли, «О лицемерии» Леонардо Бруни, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. На первый план было выдвинуто индивидуализм, стремление к разнообразию, культ геройства и славы, стремление к гармонии физического здоровья, человеческой красоты и духовности. Большое внимание было уделено взаимосвязи человека с природой; способности человека к всестороннего познания и творческой деятельности; проблеме веротерпимости в конфессионально-религиозной принадлежности; в конце концов, признанию большинством пізньоренесансних деятелей самостоятельности и свободы науки.

Антропоцентризм присущ в той или иной мере всем видам искусства Ренессанса. В архитектуре он оказался в соразмерности сооружения до человека, в том, что архитектурный образ базировался на пропорциях человеческой фигуры. Эта гуманистическая линия шла от такого сооружения, как капелла Пацци во Флоренции, и к храму Темпьєтто, сводного Браманте. Арки гостеприимно обращаются к посетителя (фасад Воспитательного дома Брунеллески). Старая сакристія флорентийской церкви Сан Лоренцо - это уютное здание со спокойными горизонтальными членениями, которая кажется просторной и обжитой.

Можно утверждать, что антропоцентризм в изобразительном искусстве Ренессанса еще более очевиден, чем в гуманитарных студиях. В эпоху раннего Возрождения - кватроченто в европейской скульптуре и живописи возник портрет, это объяснялось тем, что в эпоху гуманизма, когда человеческая личность начала привлекать интерес, почиталась единственная в своем роде человек {его ипісо). Средневековый же искусство, которое все-всячески унижало человека и не признавало за индивидуальностью права на самостоятельное существование, враждебно относилось к портрету. Немногочисленные портретные изображения готической суток почти все имели культовое назначение - это были портреты на надгробиях. Кватроченто создало самостоятельный, светский по назначению тип портрета2.

Если для скульптурных портретов Возрождения примерами иногда были античные скульптурные бюсты, то профильный и позже тричетвертний погрудний живописный портрет раннего Возрождения вполне является изобретением суток. Уже в этих живописных портретах ярко выраженная антропоцентричность искусства Возрождения. Изображение человека занимало почти всю поверхность. Художник или вообще не изображал пейзаж (произведения флорентийца Доменико Венециано) или подчинял пейзаж изображению человека (Пьеро делла Франческа - портреты Федерико да Монтефельтре и Беат-черты Сфорца).

Кроме того и искусству Раннего и искусству Высокого Возрождения были присущи типизация и идеализация. В разных художников разных поколений эти черты были выражены в большей или меньшей степени. Конная статуя кондотьера Гаттамелати (скульптор Донателло) является примером равновесия между острой индивидуализацией образа во всей его неповторимости и высокой типізацією. Причем между индивидуализацией и типізацією нет внутреннего противоречия. Индивидуализация имеет выявить характерные черты данного человека, потому что они неповторимы и составляют ее сущность, а типизация является тем пьедесталом, на который была поставлена человек Возрождения, которая воспета Пико делла Мірандолою в трактате «О человеческое достоинство»: «Человек - великое чудо... Бог создал человека не небесной, не земным, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы человек сам становился творцом своей формы и чтобы она могла, в соответствии со своей волей и своим выбором, или вырождаться в ниже и грубое существо, или возродиться в божественном творении». Итак, с начала XV в. антропоцентризм стал одним из главных элементов ренессансного искусства с тем, чтобы в дальнейшем стать типичной чертой Возрождение вообще.



Назад