Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3.1. Периодизация итальянского Возрождения


Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями веков:

1) дученто (XIII ст.) - Протовідродження (Проторенесанс);

2) треченто (XIV ст.) - продолжение Проторенесансу;

3) кватроченто (XV ст.) - Раннее Возрождение (Ранний Ренессанс);

4) чінквеченто (XVI ст.) - Высокое Возрождение (Высокий Ренессанс).

Хронологические рамки века не совсем совпадают с определенными периодами культурного развития. Так, проторенесанс датируется концом XIII ст., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV ст., а Высокий Ренессанс исчерпывает себя в 30-е гг. XVI ст. Он длится до конца XVI в. только в Венеции - именно к этому периоду чаще всего применяют термин «поздний Ренессанс».

Конец XIII в., дученто - прелюдия Возрождения, эпоха освобождения крестьян от крепостной зависимости, ослабление могущества феодалов, появление антифеодальным программ и конституций вроде «Установления справедливости» во Флоренции. Это век Данте и Джотто. Граждане выступили тогда единым фронтом против дворянства, у которого были отобраны политические права. Проторенесанс был началом ренессансной культуры Италии. Он еще тесно связан с средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традиціями1.

Раннее Возрождение, XIV ст., треченто - это эпоха пополанської демократии, республиканских городов-государств. В этот период появляются первые мануфактуры. Это век великого поэта Франческо Петрарки, для которого самым важным была «реальная, земная, внутренне свободный человек». В эту сутки обычный человек - купец, прядильщик - становится героем новелл Джованни Бокаччо и Франко Саккеті - новой життєстверджувальної литературы.

Кватроченто, XV ст. - это время расцвета изобразительного искусства Возрождения. В политической эволюции Италии с кон. XIV в. начинается новый период: подавление народных восстаний, установление олигархии, и, наконец, установление тирании. В период кватроченто идеал народности уступает общечеловеческом идеалу «всесторонне и гармонично развитой личности».

Последний период Возрождения, XVI ст., чінквеченто - это эпоха невиданного расцвета искусства и философии, сутки Леонардо да Винчи и Никколо Макиявелли. Никколо Макиявелли писал в то время, когда культура итальянского Возрождения достигла наивысшего подъема, а стиль ренессанс распространился максимально широко и пересек Альпи4. Вместе с тем это время больших потрясений в экономической и политической жизни Италии. Страна вступила в полосу глубокого политического и экономического кризиса, что предвещало упадок и рефеодалізацію XVII ст.

В этот период гармоничная целостность классического стиля распадается. В 20 - 50 гг. XVI в. в сознании итальянцев происходят определенные изменения. После 1532 p., когда родина классического ренессанса Флоренция превратилась в столицу феодального герцогства, в культурной жизни не только Италии, но и других стран Европы начинается качественно новая эпоха, которую называют «эпохой маньеризма», или «контр-ренессансом» или «антивідродженням». До этой поры принадлежат такие ученые и писатели, как Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Джордано Бруно.

В литературе и изобразительном искусстве возникает новый стиль - маньеризм. Индивидуализм вытесняется суб'єктивізмом, идеализация человека - спіритуалізацією или подчеркнутым интересом к отдельной, характерной черты; свобода воли подавляется, а разум вытесняется чувствами, даже инстинктом как последним пристанищем «естественной» свободы. Поэту и художнику-маньєристу все в мире начинает казаться ненадежным, непостоянным, в том числе и он сам. Художник перестает быть тождественным самому себе. Например, живописец Лотто, когда пишет портрет, изображает человеческое лицо сразу с трех сторон. В маньєризмі мы снова видим расщепления человеческого существа на дух и плоть.

Однако маньеристам чужой средневековый аскетизм. Права, завоеванные гуманизмом Возрождения для плоти, не отрицаются.

Изменение стиля ренессанса на стиль маньеризм происходила в Италии в пределах искусства и литературы эпохи Возрождения. Ученые утверждают, что 30-е гг. XVI в. в Италии упала эстетическая система национального классического стиля, а не культура Возрождения. Гуманизм был слишком мощным явлением, чтобы погаснуть в один момент, без напряженной, героической борьбы за свои идеалы.

В частности, в литературе Италии второй трети XVI в. идейная борьба не угасает, а наоборот, обостряется. Маньеризм как стиль не только вторичный и переходный, а идейно полівалентний. Он дисгармоничным и принципиально эклектичен. Эта черта указывает на программный связь маньеризма с Возрождением. Маньеризм образуется из обломков ренессанса, сочетающихся странным образом. Он пытается продолжать и совершенствовать «большую манеру» Рафаэля и Микеланджело, Петрарки и Боккаччо в такую эпоху, когда идеологические основы классического стиля оказываются в Италии неприемлемыми ни для противников, ни для поклонников классического гуманизма эпохи Возрождения.



Назад