Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3.3. Гуманизм итальянского Возрождения


Во Флоренции, Риме, Милане, Венеции и ряде других итальянских городов появляются кружки образованных людей, где обсуждались проблемы морали и общественной жизни, идеи античной философии и вопросы научного познания природы. Непоколебим в средние века приоритет богословия над наукой пошатнулся перед верой в безграничные возможности человеческого разума. Возник интерес к проникновения в тайны природы, до опытного знания и эксперимента; на основе открытий в области астрономии, географии, естественных наук начала формироваться научная картина мира, появились новые представления о времени и пространстве, а в сознании человека постепенно формировалась уверенность в возможности познания реальности, что ее окружает.

Самым ярким явлением итальянского гуманизма была деятельность флорентийской Платоновской академии. Идея ее создания принадлежит известному меценату Козимо Медичи, который, ознакомившись с учением Платона, был в восторге от идей религиозного экуменизма.

Основателем и душой академии с 1462 г. стал философ, поэт и врач Марсилио Фічіно. Расцвет деятельности академии приходился на 1470-1480, pp. когда в ее состав, кроме Фічіно, входили поэт и философ Пико делла Мирандола, Лоренцо Медичи Великолепный (меценат и поэт), поэт Анджело Полициано, молодой Микеланджело Буонарроти. Философия Платоновской академии создала самые важные идеологические предпосылки для дальнейшего развития гуманитарной культуры. Она была теоретической основой поисков красоты и гармонии мира в творчестве мастеров Высокого Возрождения. Вне ренессансным неоплатонізмом нельзя понять возникновения системы Коперника. К неоплатонівської традиции принадлежат натурфилософские пантеистические системы XVI ст. - от Марчелло Паліндженіо Стеллато к Бруно и Кампанеллы.

В целом в истории итальянского гуманизма вчені2 выделяют следующие основные этапы:

1) 30-90-те pp. XIV ст. - период раннего гуманизма;

2) первая половина XV в. - время подъема гуманизма как общественно-культурного движения;

3) 60-те pp. XV - начало XVI в. - период идейной дифференциации (более заметной, чем на предыдущих этапах);

4) 20-30-е гг. XVI ст. - начало идейной трансформации гуманизма (особенно в области гуманитарных знаний) и спад гуманистического движения;

5) 40-90-те pp. XVI ст. - период, когда гуманитарные знания окончательно теряют свою роль в развитии гуманистической идеологии; дальнейшее обогащение ренессансной мысли происходит преимущественно в натурфилософии. В условиях феодально-католической реакции резко сужается сфера общественного влияния гуманистических идей.

Характерными чертами ренессансного гуманизма в Италии в течение всего периода его развития с XIV до XVI в. является его практическая ориентированность и гражданская этика. В раннем гуманизме выбор морального идеала делался не на пользу монашеской аскезы, а на пользу полнокровной жизни в миру. Эти идеи уже провозглашал Ф. Петрарка. Он считал, что только в общественной жизни в полной мере проявляется сущность человека, которая по своей природе является «социальным существом».

Гражданские черты итальянского гуманизма начала и середины XV в. ярко выражены в творчестве выдающихся флорентийских писателей и общественных деятелей Леонардо Бруни, Джанноццо Манетти, Маттео Пальмієрі, Донато Аччайуолі. Общим в их взглядах есть призыв придерживаться принципа всеобщего блага. Именно этим должен измеряться любая человеческая деятельность, слава, которая венчает эту деятельность, ценность знания и содержание культуры.

Особый интерес к этико-политических проблем проявлял Леонардо Бруни. Он сделал перевод и написал предисловие к «Политике» Аристотеля. Его творчество является примером связи гуманистических идей с действительностью, с общественно-политической практикой суток. Такой же связь демонстрируют и произведения М. Пальмієрі, Дж. Манетти, Д. Аччайуолі.

Светская ориентация гуманистических идей, созвучность новой этики настроениям современников особенно отчетливо проявились в первой половине XVCT. И примером этого может быть не только творчество вышеупомянутых флорентийских гуманистов, но и представителей других итальянских городов - Рима, Милана, Венеции, Неаполя. Стоит вспомнить имена Поджо Браччоліні, Франческо Філельфо, Лоренцо Валли, Леона Баттиста Альберти.

Во второй половине, и особенно в конце XV в. направление гуманистической мысли изменился, больший интерес вызвала религия.

Этические принципы гражданской активности, которые были актуальными в период раннего гуманизма, при новых обстоятельствах подавления республиканских свобод уступили место идеалу созерцательной жизни.

В конце XV в. гуманистическое мировоззрение переживает определенный кризис, что было обусловлено политической ситуацией - установлением диктатуры Медичи во Флоренции. Человек, что была лишена политической свободы, вынуждена искать одиночества, «свободы мудреца».

Гуманістам XVI в. не удалось эстетически преодолеть общественно-политические противоречия современной им действительности. Это заставило их отказаться от концепции абсолютно свободной, самодостаточной и всемогущей человека, что составляло основу ренессансного мировоззрения. Гармоничная целостность классического стиля Возрождения распадалась. Ему на смену пришел стиль маньеризм, что отражал кризисный мировоззрение 20 - 50-х гг. XVI ст. В итальянской культуре Зрелого и Позднего Возрождения сложилась парадоксальная ситуация. Та форма, которую принимал итальянской гуманизм в - XV в нач. XVI ст., в своем дальнейшем развитии превращается в католический єзуїтизм.



Назад