Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3.4. Флорентийский неоплатонизм


Философской основой нового идеала созерцание, что пропагандируется в работах флорентийских гуманистов последних десятилетий XV ст., оказался неоплатонизм. Начало новых настроений, связанных с «кризисом свободы», есть в творчестве гуманиста и писателя Аллемано Рінуччіні. Он был сторонником активной общественной жизни, но в условиях тирании Медичи, которая установилась в 70-80-е гг. XV ст., Рінуччіні приходит к мысли, что единственной возможной тайником для человека является культура. Хотя Рінуччіні был последователем Пальмієрі и Аччайуолі, он выразил сомнение в целесообразности гражданской активности в условиях тирании. Его нравственный идеал заключался в сочетании принципов деятельного и созерцательной жизни.

Пример Рінуччіні и других флорентийских гуманистов дал основание утверждать, что в условиях повышенного интереса к учению Платона и неоплатоников сохраняются традиции гражданской этики. Влияние платонизма на итальянский гуманизм последних десятилетий XV в. был обусловлен рядом обстоятельств - изменением в общественно-политической жизни, потребностями развития гуманистической мысли, что активно овладевала новыми сферами знаний (антропологией, гносеологією, космологией); многочисленными переводами произведений Платона и неоплатоников, появившиеся в это время. Существенную роль в возбуждении интереса к этому направлению античной мысли сыграли византийские ученые - Георгий Геміст Пліфон, Георгий Трапезундськии, Виссарион, которые остро полемизировали по вопросам преимущества платонизма над арістотелізмом.

Неоплатонизм, что широко распространился во Флоренции, стал мощной идейным течением в гуманизме последних десятилетий XV - начала XVI вв. Однако он не был единственным направлением ренессансной мысли этого времени: еще сохранял определенные позиции гражданский гуманизм - влияние его этико-политических идей заметен не только в творчестве Крістофоро Ландино, но и Анджело Полициано, Джованни Незі и других гуманистов. Отдельно в культуре той эпохи возникает личность Леонардо да Винчи. Он был непревзойденный за оригинальностью своих мировоззренческих позиций.

Главными представителями флорентийского неоплатонизма были Марсилио Фічіно и Джованни Пико делла Мирандола. Фічіно переосмыслил с позиций платонизма онтологические, гносеологические и антропологические проблемы христианской теологии. Основой «ученого религии» (или «благочестивой философии») этого мыслителя является платоновская теология с ее идеей единства духовного и чувственного мира. Фічіно пропагандировал идею динамичности космоса, постоянно переходит от единства к множественности и снова возвращается к единству. Человек в этом круговорота предстает как посредник, «мировой узел»; она способна в процессе познания охватить мыслью все мироздание. Главную роль в теории познания Фічіно играют категории мира, красоты, души и любви, что придает его философии эстетического и даже мистического окраску.

Человек, по мнению Фічіно, постигает истину в любовном экстазе, что рожденный красотой реальности; красоту реальности обнаруживает божественный свет, излучаемый. Наслаждение красотой мира чувств не исключает рационального пути к истине через самопознание человеческой души, которая включает в себя первоначальные идеи. Отсюда в Фічіно и нравственный идеал созерцания, самозосередження. Согласно его философии, величие человека заключается в самодостаточности ее собственного опыта для познания всего сущего, в свободе от внешнего мира.

В учении Джованни Пико делла Мирандола утверждается идея высокого достоинства человека, его творческих возможностей. Дается обоснование права на свободное выражение мнения, подчеркивается доминирующая роль философии, а не теологии в формировании сознания свободной личности. Занятия наукой Пико толкует нетрадиционно: речь идет о творческое освоение всего без исключения духовного наследия человечества, о свободном, не скованное авторитетом исследования природы и человека.

Следовательно, моральный путь человека, его стремление к счастью Пико определяет как познание (философию). Он с гуманистических позиций решает проблему соотношения веры и разума: «истина теологии» открыта только ума, что подготовлен и обогащенный философией, то есть свободным познанием мира. Таким образом, саму теологию он понимает как вершину человеческого знания, на которую можно подняться, только овладев всем накопленным богатством гуманистической культуры и науки. Творчество Пико стала своеобразным синтезом античной и частично средневековой мысли, свидетельством преемственности Возрождение от предыдущих культурных эпох, но и новаторства этой эпохи.



Назад