Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3.5. Античная и средневековая наследие в культуре итальянского Возрождения


Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места итальянского Возрождения имеет проблема соотношения этой суток с античной и средневековой культуры. Эта проблема была обозначена еще в ранний период развития гуманизма в творчестве Ф. Петрарки, Дж. Бокаччо, К. Салютаті. Обращение к античности было следствием глубинных процессов в позднесредневековой культуре, когда схоластика в своем развитии «зашла в тупик». Тогда возникла насущная потребность в восстановлении прямого связи с «настоящей античностью», не испорченной средневековым «варварством». «Путь к античности» требовал от художников Возрождения критического переосмысления Средневековья, поскольку в эту сутки понимания и использования античной классики было довольно ограниченным.

В период Раннего Возрождения итальянские мастера интуитивно обращались к античным предшественников. Причем в раннем гуманизме оправдание античной мудрости не означало противопоставление ее христианству. Наоборот, вполне отчетливым было стремление примирить христианство с языческой культурой. В период расцвета ренессансной культуры художники сознательно изучали, переводили и толковали произведения древних, пытались приспособить их к запросам своего времени.

Обращение к античности не было причиной Возрождения, к ней обратились «после того, как сформировались новые художественные запросы, вытекавшие из глубоких социальных сдвигов в итальянской коммуне».

Источниками возрождения были:

- готические воздействия;

- византийское наследие;

- влияние культуры стран Восточного Средиземноморья;

- античность.

Основным был влияние античности, особенно влияние произведений Гомера и Вергилия.

Именно античности обязаны представители Возрождения своими самыми характерными чертами. Обязаны Гомеру и Вергілію, греческой и латинской поэзии, языческом восприятию жизни, что пришло из далекой Эллады. Античность вдохновляла людей эпохи Возрождения, была для них источником и образцом творчества и мировосприятия. Она была им близка, но в целом их творчество не была повторением греческой и римской литературы и искусства. Это не было слепым копированием или реставрацией. Это было стремление к обновлению, к построению новой культуры.

В эпоху Возрождения античное наследие осмислювалася критически. В античности видели не столько образец для подражания, сколько определенный эталон культурного развития, на который следует ориентироваться в создании собственной культуры. Смысл творчества художников Возрождения зависел от условий, сложившихся в Италии с конца XIII - начала XIV в. и развились в XV - начале XVII в. Так, например, гуманистическая латина, которая изначально должна последовать классическую язык давности, язык Вергилия и Цицерона, фактически развивалась как самостоятельное явление, имея на себе отпечаток народного языка. В то же время без античных воздействий Возрождения нельзя представить. Происходило не просто заимствования мотивов и приемов, но и проникновение в сущность мироощущение, здоровой чувственности и величавого ритма античности.

Достопримечательности античности были хорошо известны итальянским художникам. Сохранились руины римских храмов и амфитеатров, мощи христианских святых почивали в античных саркофагах, во время проведения земляных работ нередко находили античные статуи и рельефы. М. Я. Либман отмечает, что на протяжении веков художники проходили мимо, будто они всего этого не видели. Только люди эпохи Возрождения увидели в античности свое большое прошлое. их привлекал светский и, главное, антропоцентричный характер античного искусства. В греческой и римской скульптуре они увидели воплощение реалистических тенденций, к этому они стремились и сами.

Антикізуючі тенденции проявляются уже в творчестве скульпторов раннего Возрождения. Так, Донателло в 1430-те гг. создает свои наиболее антикізуючі произведения - статую Давида и группу Благовещения. В творчестве живописцев Кватроченто - братьев Поллайоло античные элементы играют главенствующую роль. В теории архитектуры подражания античных образцов пропагувалося самым решительным образом. Однако готические традиции в архитектуре XV в. оказались весьма крепкими. Наиболее последовательным подражателем античной классики в сутки Кватроченто был архитектор Леон Баттиста Альберти. Фасад его церкви Сант Андре во Флоренции задуман как мотив триумфальной арки, а внешний вид церкви Сан Франческо в Римини, с торжественным повторением арок, заставляет вспомнить арки римских акведуков. Однако постепенно в итальянское зодчество проникает античная ордерная система. Постепенно ордер приобретает функционального значения в архитектуре древних. Подчеркиваются части, несущие нагрузку, и те, что производят нагрузки, колонны и антаблемент. Зодчие Кватроченто привлекаются на примере римских памятников к вопросам тектоники.

Самым важным, однако, было влияние античной эстетики на теорию и практику ренессансного искусства. Уже Альберте пытался применить по отношению к произведениям живописи категории античной риторики: вымысел (inventione), композицию, (compositione), освещения и закраски (ricevere di lumi); последние сроки он приравнивает к красноречия в ораторском искусстве. Все эти понятия стали краеугольными камнями ренессансной эстетики. С античных авторов Альберте заимствует понятие «convenienza» или «concinitas» - то, что лучше всего объясняется словом «гармония».

В искусстве Высокого Возрождения прямых заимствований из античности почти нет. Правда, Рафаэль и Браманте, Микеланджело и Джулиано да Сангалло изучали античные памятники и античных авторов, однако то, что они восприняли в первую очередь, - это был дух античности. Если большинство мастеров кватроченто искали в античном искусстве сопротивления в реалистичных стремлениях, то художники Высокого Возрождения почувствовали в произведениях Фидия и Поліклета, в трактатах Витрувия возможность лучшего синтеза, чем дает натура. Мастера чінквеченто восприняли пример античности как призыв к созданию духовно и физически идеального образа.



Назад