Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3.6. Философия итальянского Возрождения


Философская мысль итальянского Возрождения охватывает два с половиной века, начиная от Франческо Петрарки к Джордано Бруно. ее нельзя рассматривать как этап расписания средневековой схоластики. Ренессансная философия противостоит системе схоластического знания. Речь идет не о полемику этих двух типов философских систем: философская система Возрождения строится на других принципах, она возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции.

В эволюции философской мысли итальянского Возрождения ученые выделяют три характерные этапы:

1) гуманистический, или антропоцентричный, который противопоставляет схоластическом теоцентризмові интерес к человеку в ее отношениях с миром и Богом (середина XIV - середина XV ст.);

2) неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем (последняя треть XV - первая треть XVI в.);

3) натурфілософський (XVI - начало XVII вв.)1.

Это разделение весьма условно и имеет не столько хронологический, сколько типологический характер. Представителей гуманистической традиции можно встретить и в середине XVI в. Однако гуманистический этап философии достигает кульминации в творчестве Лоренцо Валли и Джанноццо Манатті, продолжатели их идей не дают уже ничего существенно нового. Так же влияние идей Платоновской академии ощутимый в итальянской философии вплоть до Бруно и Кампанеллы, но собственно неоплатонический период, определивший дальнейшее развитие философской мысли, иссяк творчеством флорентийских неоплатоников.

Натурфилософия Возрождения осуществила прорыв к опытного знания, сформулировала требование непосредственного изучения действительности. Она порвала с формалогічни-мы построениями средневекового аристотелизма и пыталась создать новую картину мира на основе интуитивного постижения законов природы. Отстаивая автономию природных законов, она создала учение о обожаемый космос, обожаемую материю. Пантеизм, который составлял главный смысл натурфилософских систем итальянского Возрождения, был высшей формой оправдания мира и приводил к учения о живой космос, наполненный внутренних сил, который должен был в самом себе достаточные основания для основания своего бытия, движения и развития.

Несмотря на усвоение античного философского наследия, ренессансную философию нельзя рассматривать в рамках традиционных направлений античной философской мысли. В философских системах эпохи Возрождения можно видеть странное сочетание самых разнообразных тенденций, вплоть до специфического сочетания схоластического арістотелізму с возрожденными гуманистами стоїцизмом в Помпонацці, епікуреїзму и платонизма в Марчело Паліндженіо и в Джордано Бруно. Граница проходила между теологией и схоластикой, с одной стороны, и философией, которая противостояла теологическим схемам Средневековья, - с другой.

Философия Возрождения возникала вне философской традиции Средневековья, вне профессиональной философией университетов и монашеских орденов. Гуманисты возродили философию - в ее новом, по сравнению со схоластикой, понимании. Гуманизм сделал философию достоянием новых общественных слоев. Новая философская культура стала развиваться вне рамок собственно философии. Новый интеллигент - индивидуалист, он существовал вне корпорацией; так же учение, которое он пропагандировал, отрывалось от генеалогического древа.

Появление новых форм для произведений философского содержания означала, что философия с предмета специального университетского преподавания превратилась в свободное размышление о проблемах бытия. Полемика вокруг языка означала нечто большее, чем борьбу за восстановление чистоты классической латыни: происходила смена языка культуры. Отказ гуманистов от языка схоластики свидетельствовала о принципиально новый подход к содержанию и метода философствования. Гуманисты возвращали философии язык общей литературной культуры, а саму философию включали до общего потока латинской словесности. Восстанавливался связь философии с поэзией, историографии, ораторским красноречием.



Назад