Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.4. Архитектура итальянского Возрождения


Ли не с романской эпохи итальянские художники интуитивно искали форм ясных, крепких, рационально и упорядоченных расчлененных?

В Италии эти поиски стимулировались тем, что были сохранены многочисленные античные римские достопримечательности. После нескольких столетий, в течение которых их созерцали с безразличием, к ним внезапно вырос интерес. Гораздо раньше, чем в изобразительных искусствах, в архитектуре начали появляться здания проторенесансного типа. Это, например, церковь Сан Міньято во Флоренции или флорентийский баптистерий (крещальню). За конструкциями эти сооружения еще доготичні, сугубо романские. Однако у них уже есть отличительные особенности. Во-первых, в отделке фасадов использовались детали античного ордера - колонны и пилястры с коринфскими капителями. Во-вторых, стены сплошь облицованы мраморными плитками (поэтому стиль этих сооружений называют инкрустационным). Мраморная инкрустация предоставляет им очень своеобразного вида: весь фасад четко расчерчен на прямоугольники разной величины, которые сочетаются с кругами и дугами арок. Пропорциональные соотношения этих плиток не связанные с тектоникой самого сооружения. Здесь есть только графический символ целесообразности, розчленованості, пропорциональности. Инкрустационный стиль определяет порядок ясных и соразмерным человеку форм (это характерно для Возрождения). Поэтому эту романскую архитектуру Италии считают проторенесансною по духу.

Проторенесансна архитектура отрицала готическую идею неоглядного пространства, что растет во все стороны. Пространство членился на выразительные, завершены зоны.

Зачинателем архитектуры Раннего Возрождения по традиции считается Филиппо Брунеллески, что работал во Флоренции в первой половине XV ст. Он был создателем светской по духу архитектуры. Элементы античного ордера у этого мастера переосмыслены по-новому, превращены в привлекательную декорацию. Наиболее характерные его здания - капелла Пацци с легким портиком и Воспитательный дом во Флоренции. В Воспитательном доме весь нижний этаж оформлен в виде приветливой открытой лоджии-галереи. Тип лоджии с півкруглими арками и широко расставленными тонкими колоннами впоследствии распространился в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Эти палаццо, преимущественно трехэтажные, сложенные из грубо отесанных (рустованных) каминных квадров, с фасада выглядят довольно суровыми. Притом их внутренние дворы были весьма изысканные.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XV ст. архитектором Филиппо Брунеллески был возведен знаменитый купол собора Санта Мария дель Фьоре. Этот купол, торжественно возвышается над городом, определил силуэт Флоренции. Архитектора считают автором нового стиля, поскольку он впервые вывел ордер на фасад здания. С античным ордером он повел себя вполне свободно, нашел в нем новые возможности для выражения нового содержания. Брунеллески чрезвычайно глубоко проник в сущность античной ордерной архитектуры и ее художественные возможности.

Следующий важный этап в развитии нового языка ренессансной архитектуры связан с именем Леона Баттиста Альберти. Этот художник был страстным поклонником античности, стремился не только возродить античную манеру, но и превзойти древних. Каждая его сооружение - смелый эксперимент как в сфере типологии здания, так и в творческом осмыслении архитектурного языка античности, в создании на ее основе новых приемов художественной выразительности. Наиболее яркое новшество в его творчестве, которое имело большие последствия, - применение ордера во всех трех ярусах традиционного фасада флорентийского палаццо, что к тому времени потерял средневековую недоступность.

Альберти впервые предложил для церковного фасада (в двух вариантах) античный мотив триумфальной арки, который впоследствии был использован в самых разных контекстах. В церкви Сант-Андреа в Мантуе с ее пилястрами большого ордера и высокой аркой-нишей мотив арки имеет классический характер, а в церкви Сан-Франческо в Римини он стал основой светского образа, в котором легко узнавали местного тирана Малатести. Боковые стены этой последней сооружения - замечательная, сугубо римская за монументальностью аркада - выражает свое ренессансное происхождения разве что в тонких деталях. Альберти считал, что ордер - красивое украшение для стены. Осмыслению связи ордера со стеной посвятил Альберти свои теоретические труды.

В начале XVI в. центр архитектуры сместился до Рима - столицы папского государства. Здесь работал выдающийся архитектор Высокого Возрождение Донато Браманте. В Риме ордер и его различные сочетания со стеной и арками виртуозно использовались этим архитектором для характеристики пространства. Это оказалось в композиции огромного двора Бельведера, что приходит тремя террасами к Ватиканского двора. Стремясь достичь чисто римской величия, Браманте сочетал здесь черты античной виллы, театра и форума. Бельведер стал примером исключительно изобретательного сообщения стены, ордера и аркад.

Еще одна программная сооружение Браманте - его собственный дворец в Борго, рядом с Ватиканом (впоследствии он был снесен, известный только за рисунками и гравюрами). Торжественно, как фанфары, звучали спаренные полуколонны на его могучем цоколе, создавая образ открытого и роскошного помещения знатного человека суток Чинк-веченто.

Строительство дворцов для старой и новой аристократии - одна из первоочередных задач в развитии ренессансной архитектуры. Городские дворцы сначала имели вид крепостей, поскольку выполняли и оборонные функции. их признак - простота композиции, этажи были последовательно расчлененные карнизами. Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом, иногда заметно выступал (Палаццо Питти во Флоренции, 1458; Палаццо Строцци, 1489; Палаццо Гонди, 1490).

Постепенно происходило пластическое обогащения фасадов. Усвоение ордерной системы в трьохярусному типе Палаццо Возрождения завершилось в Палаццо Канчеллерія - первой римской застройке загальноіталійського значение. К строительства этого сооружения архитектор Браманте подключился, когда уже два этажа были сведены. Он предоставил композиции законченный вид, достроив третий ярус, который определил ритмичную закономерность палаццо. Это сооружение поражает необычным пространством, стена верхнего яруса будто вырастает из легких аркад. Сложная пластическая и вместе с тем пространственная композиция связана воедино разнообразием использования ордера, который свободно взаимодействует со стеной.

Следующий период в развитии ренессансной архитектуры связан с Венецией. Самыми выдающимися архитекторами, что работали здесь в начале XVI ст., были Палладио и Сансовино. Целая эпоха отделяет Брунеллески от Палладио. Это не только различие форм и формальных приемов, это целый путь, прошедшая архитектурная мысль за это странное века, с 1400 до 1500 pp. Архитектура создавала новое пространство, новые образы вытесняли образы готического Средневековья, воспользовавшись уроками античности.

Архитектура Палладио отмечена странным богатством приемов и виртуозным знанием деталей. Палладио с невиданной до него мастерством выдвинул на первый план проблему фасада сооружения. Архитектура Палладио - это торжество одного дома, городского дворца или загородной виллы богатого аристократа. И в этом отдельном доме фасадная стена играет роль носителя архитектурного замысла. Одна из самых впечатляющих зданий этого мастера - Палаццо Кьєрікаті в Виченце, что является необычным для Возрождения вариантом двухярусной дворца. Фасад в этом сооружении доминирует. Это достигается включением в него глубоких лоджий - сплошной лоджии галереи в нижнем этаже и двух боковых угловых лоджий в верхнем. Это новый для Возрождения тип фасада-галереи. Плоскость стены сохраняется только в средней части верхнего этажа, где промежутки между колоннами заполнены двумя рядами окон. Эта идея впоследствии была фасада развитая в творчестве многих архитекторов.

Одновременно с Палладио в Венеции работал архитектор Сансовино. Он также использовал средства классической ордерной архитектуры, причем не только в отдельных сооружениях, но и в градостроительстве. Сансовино завершил композицию ансамбля городского центра. Здесь оказалось новое отношение не только к пространству, но и к средствам его художественной характеристики. Самый яркий пример - связь площади Сан Марко с Пьяццеттою и библиотека Сан Марко с двумя ярусами ордерных аркад. В последний сооружения практически нельзя определить, где проходит основная плоскость фасада. Элементы ордера настолько сочные, что, кажется, они составляют единое целое со скульптурными горельефами, которые покрывают все оставлены непрофільованими поверхности.

Переломное значение для архитектуры Позднего Возрождение должна была возведена в Риме церковь Иль Джезу. Основана она в 1568 г. по проекту архитектора Віньойоли. После его смерти руководство строительными работами перешло к Джакомо делла Порта. Он развил идеи своего предшественника. Построение церкви, которая стала главным очагом иезуитского ордена, закончено в 1584 г. Новаторство этого сооружения оказывается, в первую очередь, в ее новом отношении к окружению, в новом замысле архитектурного ансамбля. Церковь расположена не обособленно от окружения, а тесно прилегает к обширной сооружения иезуитской коллегии, включаясь в ее общего массива. Одна из боковых стен церкви - простая и суровая, ограничена узким переулком; главный же фасад церкви выходит на угол небольшой площади, в результате чего основная точка зрения на фасад (включая и купол) открывается не спереди, а из угла. Так создано связь здания с окружающим пространством, впечатление непрерывного движения, что станет типичным для архитектуры барокко.



Назад