Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.5.2. Гуманизм Северного Возрождения


Зарождение гуманизма в странах Северного Возрождения. Началом возникновения гуманистического движения на север от Альп можно считать 1432 г. - время открытия церковного собора в Базеле. Именно тогда возникла потребность в «новых людях» - гуманістах. Более того, на этом соборе они сыграли решающую роль (были доверенными лицами и авторами программных документов собора). Скромный секретарь одного из епископов Эней Сильвій Пикколомини в процессе соборных дискуссий превратился во всемогущего канцлера империи и кардинала. Голландца Николая Казанского было выдвинуто на одно из первых мест в церкви, а рыцарь Грегор фон Геймбург выступил с речами от имени всего немецкого народа. Так возник гуманистическое движение в этом европейском регионе.

Периодизация гуманизма Северного Возрождения. Периодизация гуманизма в этом историко-культурном регионе такая:

Начало гуманизма - с 30-х гг. XV в.;

Первый период - спорадическое возникновения очагов гуманизма под значительным влиянием итальянского Возрождения.

Второй период - с 70-х гг. - создание гуманистических обществ вроде итальянских академий и усиление идей национального единства.

Третий период - активная борьба против схоластики в 20-30-х гг. XVI ст., которая совпадала с началом Реформации. Это знаменовало раскол между гуманистами в зависимости от их ориентации в политической жизни нации.

Четвертый период - ерудитське консервирования гуманизма (середина XVI в. - конец эпохи Возрождения).

Первый период развития гуманизма в странах Северного Возрождения нельзя отделять от фактора влияния итальянского гуманизма. Однако непременными условиями возникновения здесь гуманистического движения были внутренние стимулы. Этот начальный этап характеризовался отсутствием устойчивого интеллектуального среды. Гуманисты Северного Возрождения этой эпохи - это политические или церковные деятели, такие как Николай Кузанский и Грегор фон Геймбург, для которых основой их деятельности была борьба за реформу в той или иной форме, или представители патрициата имперских городов, такие как Сигизмунд Госсемброт и Иоганн Піркгеймер Старший, для которых тяготение к гуманизма было сильнее, чем реальная возможность овладения філологічними знаниями. Поэтому они выступают скорее как меценаты, покровители гуманистического движения, чем как гуманисты в собственном смысле этого слова. До 70-х гг. XV в. этот период исчерпывается. Он имеет характер лишь «подвоха» до гуманизма. Некоторые из этих деятелей даже не владели греческим языком. Однако они вели сознательную борьбу за реформу образования, за достоверность исторических знаний и правильность грамматики латинского языка. Благодаря их деятельности на следующем этапе гуманизма Пол-ночного Возрождения была создана определенная интеллектуальная атмосфера, в которой гуманистическое движение полностью оформился и определились его основные очаги.

Для второго этапа развития гуманизма Северного Возрождения характерно создание локальных гуманистических «союзов», которые были близкие по характеру к итальянских академий. Развитие гуманистической науки стимулировался возникновением книгопечатания и образованием центров ученого книжной продукции. Так возникает в 1470 г. кружок гуманистов в Нюрнберге вокруг дома Бернгарда Вальтера (там создал себе научную резиденцию издатель Иоганн Регіомонтан). Основана Регіомонтаном типография предназначалась для издания астрономических таблиц и карт, а также древних греческих и латинских рукописей. Это требовало постоянной работы многих образованных людей. Этот кружок расширился, наладился связь с издательским делом Кобергерів. С 1487 г. обозначенный очаг превратился в Содалітас, которую возглавил гуманист Конрад Цельтіс.

Аналогичные кружки было создано в Страсбурге, Аугсбурге, Базеле. В Гейдельбері подобный гуманистический центр создан в доме канцлера и епископа Иоганна Дальберга, его центральной фигурой становится Родольф Агрикола. В Эрфурте ячейкой гуманистической мысли была дом Муціана Руфа. Такими же центрами гуманизма были Гронингенский монастырь (благодаря деятельности Весселя Гонстофа) и монастырь Шпонгейм, где аббатом с 1482 г. был Иоганн Тритеміус (по образному выражению современников здесь «даже собаки лаяли на греческом языке»).

В этот же период начинается штурм университетов гуманистами. В Венском университете под эгидой Цельтіса создан «содружество поэтов и математиков», что с 1501 г. приобрела значение нового факультета. В течение первого десятилетия XVI в. повсеместно гуманисты утверждаются в университетах. Иногда новые университеты (например Віттенберзький в 1504 г.) создаются при участии гуманистов и под их руководством. Роль центра гуманистической мысли играют артистические факультеты. Однако в некоторых университетах (в частности в Кельне и Лувене) к гуманистов относились враждебно.

С 70-х гг. XVI в. центром гуманизма становится Париж. Причем здесь также книгопечатание было одним из стимулов распространение гуманистической образованности. Типография Сорбонны была создана по инициативе Гийома Фише. Благодаря посредничеству Гейнліна фон Штейна к этому делу были привлечены не только немецкие печатники, но и молодые гуманисты, в том числе Рейхлін.

Постепенно именно связан с иностранным землячеством колледж Монтегю при Парижском университете становится центром развития гуманистической культуры. К Парижского университета приглашают итальянских ученых - Павла Эмилия и Фаусто Андреліні, здесь оказывают покровительство молодому Еразмові Роттердамском. Утверждение гуманизма во Франции также происходит через деятельность кружков, которые создаются вокруг книгоиздателей. Среди участников этих ячеек были ученые Лефевр д'Етапль и Гийом Бюде. После привлечения к королевскому двору Гийома Тардифа в качестве воспитателя дофина возникает литературный кружок вокруг королевы Анны Бретонского. Этот центр стал прообразом литературно-гуманистического кружка Маргариты Наваррской.

С появлением первых ростков Реформации в 1521 г. во Франции создается знаменитая реформаційно-гуманистическая группа в городе Мо вокруг гуманиста-епископа Гийома Брісонне. Однако на протяжении всего этого времени университеты Франции сохраняют свой характер твердынь схоластики. Поэтому Коллеж де Франс (который должен был быть подобным венской Содалітас) открыт в нач. 60-х гг. XVI в. по инициативе гуманиста Гийома Бюде за пределами университета.

Первые десятилетия XVI в. в странах северного Возрождения ознаменовались развитием самостоятельной школы заальпійської елліністики. Плоды деятельности этой школы вскоре оказались в творчестве Эразма, Рейхліна и Бюде. Эта школа была независимой от византийских эмигрантов, которые распространяли основы греческой филологии в Италии. Обозначенный период характеризуется также самым тесным сближением гуманистов Северного Возрождения, именно в это время к ним присоединяются и английские гуманисты. Наличие постоянного переписки, путешествия гуманистов из одной страны в другую, а также в Италии вели к укреплению неолатинської поэзии и литературы. Много литературных произведений этого времени, что были написаны национальными языками, переводились на латинском языке и в латинском варианте широко распространялись по всей Европе. Классическим примером может быть «Корабль дураков» Себастиана Бранта.

С обострением классовой борьбы в Германии за обстоятельств буржуазной революции утрачивается единство гуманистического движения. Главным фактором, который расколол лагерь гуманистов, была конфессиональная полемика. Диспуты вокруг Лютера провели грань, что поделили гуманистов на два лагеря. В Германии это произошло уже в 20-х гг. XVI ст., в 30-х это произошло в Нидерландах и Франции. В этой острой полемике шлифуется стиль нелатинской литературы, создаются латинские неологизмы, что опирались на народный язык. В это время появляются лучшие шедевры гуманистической латыни: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, бессмертные диалоги Гуттена, поэзия Еобана Гесса, еразмівські «Разговоры» и целый ряд других произведений. Во Франции наиболее значительными и в то же время последними произведениями подобной литературы стали «Кимвал мира» (1537) и трактат Бюде «О переходе еллінства к христианству» (1534).

Грандиозная работа Слейдена «Комментарии о состоянии религии и государства во времена императора Карла V» 1556 г. знаменует следующий и заключительный этап развития гуманизма Северного Возрождения, который можно назвать «ерудитським». Переход к этому этапу связан в первую очередь с потерей смысла в использовании латинской для полемических произведений. Реформация заметила распространение национальных языков в теологии, так и в другой разнообразной литературе. Эта литература была адресована широкому кругу читателей, однако только в пределах одной страны. Литературный язык благодаря усилиям гуманистов окрепла и сформировалась. Это время расцвета поэзии Плеяды во Франции и политической лирики Марнікса где Синт Альдегонде в Нидерландах. С другой стороны, науки приобретают большей дифференциации - в Италии этот процесс начался еще раньше. Латынь еще остается языком эрудитов, она обеспечивает обмен мнениями через границы государств и народов. Но это уже не язык живой литературы. Этот период заканчивается на рубеже XVI-XVII ст. - с определенного времени греческая и латинская филология развивается как проявление «гуманитарных знаний», система которых сложилась в процессе развития гуманистического движения эпохи Возрождения.

Различия итальянского ренессансного гуманизма и гуманизма Северного Возрождения. Гуманистов Северного Возрождения отличает от итальянских интерес к средневековью - это было признаком не средневекового мировоззрения, а проявлением трезвого патриотизма. Заметна разница есть также в отношении гуманистов к университетов. В то время как в Италии гуманистические академии процветали вне университетов, гуманисты Северного Возрождения вели борьбу за университеты. В Италии гораздо раньше произошло разграничение сферы гуманизма и естественных наук. Итак, главное отличие между итальянским и северным гуманизмом заключается в интересе гуманистов Северного Возрождения до математики и естественных наук.

Накануне Реформации в северном гуманизме оказывается отчетливый интерес к «светской теологии» - даже больше, чем это имело место в итальянском гуманизме. В Италии эти вопросы не связывались с проблемами патриотизма и проектами реформ общественной системы. Однако неверно было бы считать, что западный гуманизм отличается от итальянского своим религиозным характером - типичным было не покорение гуманизма религии, что имело место в сравнительно узкого круга гуманистов, которые стали на путь активной реформации, а совмещение религиозных и философско-этических идей, как это нашло проявление в «христологии» Эразма и в религиозно-этических взглядах Рейхліна.

Стремление к реформированию церкви в гуманизме Северного Возрождения. Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен. Литературные процессы, происходившие в странах Северного Возрождения, были очень своеобразные. Например, в Германии самым популярным жанром XV-XVI в. считалась так называемая литература о глупость и дураков. В этом жанре написанное произведение одного из самых образованных людей Европы - Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Это сатира, направленная против «сморідного болота» богословов и невежд-монахов, пап, похотливых королей, низькопоклонних вельмож. Он призвал вернуться к ранней христианской традиции.

Эразм был глубоким знатоком и поклонником античной, особенно древнегреческой литературы. Благодаря Еразмові европейцам стали доступны многочисленные произведения Плутарха, Лукиана, Ксенофонта, Еврипида, переведенные им с древнегреческого языка на латинский язык. Огромное значение в борьбе гуманистов против богословов-схоластов имела грандиозный труд Эразма - издание исправленное ним греческого текста Нового Завета с переводом на русский язык и тщательным филологическим, историческим комментарием. Данная работа Эразма не только положила начало критическое изучение Библии, но и нанесла ущерб авторитету церкви и схоластической науке. Эразм обнаружил ошибки и противоречия в общепринятом и официально утвержденном церковью тексте Нового Завета.

Издание Роттердамский в Базеле в 1516 г. Нового Завета его друзья - выдающийся английский гуманист Томас Мор, члены оксфордского гуманистического кружка Колет и Лінакр, а также покровитель Эразма архиепископ Кентерберийский Уорхем - восприняли как важный шаг к осуществлению церковной реформы, о которой они мечтали. Но если в английских гуманистов издание Еразмових трудов вызвало горячее одобрение, гордость и восхищение подвигом ученого, теологи-схоласты встретили его враждебно. Указанные Роттердамский ошибки в утвержденном церковью тексте Нового Завета возбуждали сомнения в умах и взрывали традиционное отношение к Библии как к Божественного Откровения.

Исследователи указывают, что пороки современности осуждал Ульрих фон Гуттен - выдающийся политический мыслитель, поэт-рыцарь. Он был одним из авторов памфлета «Письма темных людей». В этом произведении гневно разоблачен лицемерие папства, возвышенно идею единой Германии, в которой вся власть должна принадлежать рыцарству. Гуттен подготовил борьбу за реформу церкви, которая началась выступлением Мартина Лютера в 1517 г. и вскоре охватил всю Германию.



Назад