Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.5.5. Возрождения во Франции


Во Франции появление богатой и своеобразной ренессансной культуры происходит в условиях значительных изменений в государственном устройстве. «Ренессансная государство» существовала во Франции около 150 лет (XVI - первая половина XVII в.)1. Это была децентрализована династический власть без безропотной бюрократии. Власть опиралась на поддержку населения, эта поддержка предоставлялась через Генеральные и провинциальные штаты. «Ренессансная монархия» заканчивается во времена правления Людовика XIV, когда складывается хорошо организована центральная власть «абсолютного правительства».

Во Франции итоги XV-XVI вв. противоположные итогам того, что произошло в это же время в Германии. Реформационное движение потерпел здесь полный крах, страна оставалась католической. Хотя абсолютной монархией Франция становится в начале XVI ст., королевская власть была достаточно сильной и в XV ст. Это накладывало определенный отпечаток на французское искусство: в нем рано появился оттенок «придворності». Малозаметный в литературе, где в XV в. еще царила стихия народного творчества и ярким метеором возник в поэзии мятежный школьник Франсуа Вийон, а XVI в. было время Рабле, Ронсара и Монтеня, этот оттенок гораздо сильнее оказался в изобразительном искусстве. Монархи, усиливая свет и славу своего двора, окружили себя художниками, которым они предъявляли свои требования.

Изобразительное искусство Франции эпохи Возрождения. Во французском искусстве драматические ноты приглушенные: здесь не было аналогий к творчеству Босха, Брейгеля, Дюрера, Грюнвальда, хотя история Франции за эти два века была также полна бурных и жестоких событий. Столетняя война, война с Габсбургами, религиозные войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь - все это было во французской истории. Но эти настроения, если и оказались в искусстве, то, главным образом, в надгробной пластике. В целом же французское искусство оставалось вы-искали-спокойным. В этом оказалась не только раблезіанська жизнерадостность, но и официальное ориентация заказчиков - королей и придворных - на искусство итальянского маньеризма.

В XV в. лучшие достижения французского искусства связаны с миниатюрной живописью, который так же, как и в Нидерландах, имел здесь давние традиции. В настоящее время голландская и французская школы мініатюристів очень тесно взаимодействуют, их не всегда можно различить. У них было общее очаг - Бургундия. В XV в. это французское герцогство было самостоятельным, в него входили и Нидерланды. При дворе бургундских герцогов работали и голландские и французские мастера - и самый Ян ван Эйк, и брать Лімбурги.

Одним из шедевров этого вида искусства были иллюстрации к рукописной книги «Больших французских хроник». Эта книга была изготовлена в середине XV в. для бургундского герцога Филиппа Доброго. Главный художник этого произведения - Симон Марміон - выполнил в манускрипте пятнадцать миниатюр, другие семьдесят пять - его помощники. Здесь проиллюстрирована история Франции, начиная с легендарного происхождение франков от троянцев, и заканчивая событиями Столетней войны с Англией. Все в иллюстрациях проникнуте эпическим спокойствием, сияет чистыми гармоничными красками. Великолепные батальные сцены выполнены самим Марміоном. Поля рукописи покрыто изысканным орнаментом. Исследователи до сих пор не пришли к общему мнению: считать Марміона південнонідерландським ли північнофранцузьким мастером.

Самым известным из французских живописцев XV в. был главный соперник Марміона в искусстве миниатюры - Жан Фуке. Почти одновременно с «Большими хрониками» Марміона во Франции создается аналогичный по тематике кодекс с иллюстрациями Фуке. Эти иллюстрации еще роскошнее за красками, свободнее в передаче пространства, более целостные за композицией, чем в бургундского мастера.

Фуке иллюстрировал еще много рукописных книг (и между прочим, произведения Бокаччо), но не менее известны его портреты - короля Карла VII и придворных, а также диптих Этьена Шевалье с изображением мадонны. В образе мадонны изображена фаворитка Карла VII Агнесса Сорель. В этом произведении есть уже определенный привкус того изысканного, холодного эротизма, что впоследствии прозвучит в стихах Ронсара. В цветовом отношении здесь есть нечто от живописи витражей.

В XVI в. светского вида приобретает французская архитектура. В эти сутки она отмечается стилевой цельностью - причудливо варьируются и сочетаются элементы готики и итальянских палаццо. При этом решаются и общие проблемы градостроительства, планирования. Города теперь начинают приобретать вид, приближенного к современному - с прямыми широкими улицами, застроенными по одному плану. За такие задачи могла серьезно браться только сильное централизованное государство.

Один за одним сводятся во Франции пышные дворцы и замки. Они окружаются парками, обносяться стенами и башнями, возникает проблема архитектурного ансамбля. Таким королевский замок Шамбор, построенный в первой половине XVI в. Его трехэтажный массив, симметричный и строгий, очень эффектно увенчанный декоративным готическим завершением. В дальнейшем во Франции начинают старательно изучать античную архитектуру, систему античных ордеров. Когда главная королевская резиденция переносится в Париж, архитектор Пьер Леско строит там на месте старого дворца роскошный Лувр.

Все эти сооружения строились во времена правления короля Франциска i, который всячески способствовал развитию искусства. При этом он ориентировался на итальянские образцы. Именно он принял в себя Леонардо да Винчи. Однако творчество этого гения не имела значительного влияния на французских мастеров: вкусы королевского двора требовали от художника не столько внутренней глубины, сколько внешнего блеска. Поэтому французским художникам больше импонировало искусство итальянских маньєристів - талантливых рисувальників и декораторов Россо и Пріматіччо. Эти художники прибыли во Францию и работали в Фонтенбло, начав целое направление, известный как «школа Фонтенбло». Отсюда распространились во французском искусстве образы многочисленных амуров, Дианы-охотницы, жеманних нимф. Влияние итальянского маньеризма был широким и достаточно длительным. Он отражен в стиле декоративного искусства, в композициях гобеленов, в находчивости декора, покрывающей сосуды и вазы.

Самые известные французские скульпторы Жан Гужон и Жермен Пилон также подверглись воздействию школы Фонтенбло, что не мешало им выполнять волшебные произведения. Гужон много работал вместе с архитектором Леско, строителем Лувра. Леско создал проект «Фонтана нимф» в виде галереи с семи аркад, а рельефы между пилястрами, изображающие нимф, выполнил Гужон. В этих образах маньєристична видовженість и изящные изгибы фигуры выглядят оправданными и эстетически необходимыми. Нимфы Гужона скорее напоминают лучшие произведения французской готики, чем маньеризма, и вместе с тем у них есть нечто от античной классики.

Итальянские влияния сравнительно мало коснулись искусства портрета: здесь имели большее значение нидерландские традиции. Во Франции XVI в. были широко распространены портреты-рисунки карандашом и чуть подкрашенные сангіною. В этой области работали известные художники, которые возглавляли мастерской и школы: Жан Клуэ Младший, его сын Франсуа Клуэ, отец и сын Дюмустьє и много других. Они оставили обшир-ну галерею образов людей XVI ст. Среди них есть и король Франциск i, И его наследник Карл IX, Генрих Наваррский, Екатерина Медичи, поэт Ронсар. Они изображены трезво и просто, без значительного проникновения во внутренний мир, но и без лести, без аллегорий и с большим портретным сходством.

Эпоха французского Возрождения была для истории французского искусства переходной и стилистически не устоявшейся. Франция XVI в. решительно разорвала со своим готическим прошлым, а обращение к новому прошло через стадию сильного влияния иностранной художественной культуры.



Назад