Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.5.6. Возрождения в Англии


Англия в XVI в. переживала расцвет театра и драматургии, но ее изобразительное искусство ничем особо не отразилось. Кальвинистской религиозная реформа, которая была осуществлена пуританами, оказалась здесь слишком последовательна в своем іконоборництві: она ликвидировала монастыре - основные центры художественной культуры. Таким образом полностью прекратился развитие религиозной живописи. Развитие светского искусства здесь тормозилось отсутствием необходимой традиции. Английские монархи отдавали предпочтение иностранным художникам, и так продолжалось довольно долгое время. Подъем национального английского живописи началось лишь в XVIII ст.

Театральное искусство Англии эпохи Возрождения. На английском почве в творчестве выдающегося драматурга Уильяма Шекспира достиг своей вершины европейский театр эпохи Возрождения. Театр Шекспира не только был итогом развития национального английского театра, но и в определенной мере суммировал достижения всей предыдущей драматургической культуры древности и нового времени. Одновременно творчество Шекспира открывала перспективы для дальнейшего развития театра и драмы на пути социально-философского осмысления жизни и глубокого раскрытия внутреннего мира человека.

Безудержная радость жизни, прославление здорового, сильного, отважного человека с яркими эмоциями и смелыми мыслями - такие черты присущи первым п'єсам Шекспира (комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Два веронцы», «Комедия ошибок», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»). В них выражена важная ренессансная мысль: о человеке судят не по одежды и звание, а с ее ума, отваги, благородства. Первая большая трагедия Шекспира - «Ромео и Джульетта», затем «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло». Много человеческих страстей, взлеты и падения изобразил великий драматург: невыносимая тяжесть души принца Датского, тяжелые страдания обманутого доверия в Отелло, разочарование короля Лира, муки совести Макбета. Характеры людей и обстоятельства, в которых они действуют, изображены Шекспиром во всей сложности и глубине, в движении, развитии, изменениях. Они - творение великого пророческого художника, который знал, насколько многообразная жизнь.

Творчество Шекспира пропитана подлинным гуманизмом, но гуманизмом трагическим. Это осознание трагедии каждого отдельного человека в обществе, осознание напряжения той борьбы, которую человек ведет с жестоким обществом, борьбы почти безнадежной, но все же необходимой. И вместе с тем - осознание того, что ренессансный мировоззрение с его идиллическим оптимизмом и упрощенностью недостаточно вооружает для такой борьбы, что для нее нужен более сложный арсенал идей, чем тот, что заготовленный ренессансным гуманизмом. Творчество Шекспира - это идейная основа литературы позднего гуманизма.

Главная черта трагедий Шекспира («Гамлет», «Король Лир», «Макбет» и др.) - в столкновении реального и идеального. Здесь можно видеть, как ренессансный синтез трансформируется в антагонизм. Особенностью позднего гуманизма является его амбивалентность. Она проявляется и в характере многих персонажей Шекспира. Наиболее ярко это проявилось в характере Гамлета. Он и слаб, и сильный, и действенный, и бездієвий герой. Но не только он содержит в своем характере разные возможности. Кто такой Лир - деспот или благородный человек? А Отелло - дикарь, что едва прикрывает свою примитивность подобию цивилизованного человека, или благородный гуманист? Другие персонажи шекспировских трагедий также ставят перед нами подобные дилеммы.

В творчестве Шекспира выявлены характерные особенности литературы и драмы Позднего Возрождения - сочетание разнородных жанровых элементов. Это знаменитое смешивания трагического и комического достигает наибольшей остроты в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир». В «Гамлете», например, соединенные трезвая жизненная правда и фантастический образ из потустороннего мира.

Для позднего гуманизма в целом было характерно усиление непосредственно жизненного содержания драматургии. Стиль шекспировских пьес свидетельствует, что исчезает значительная доля риторичності. Выполнение становится более натуралистичным. В «Гамлете» содержится теоретическая платформа театрального искусства нового типа. Устами самого героя отрицается старая риторически-декламаційна манера с ее крайностями и преувеличениями. Гамлет осуждает актеров, которые «рвут страсть на куски». Он советует актерам: «двигайтесь согласно диалогов, говорите, следя за движениями, с тем лишь оговоркой, чтобы это не выходило за пределы естественного».



Назад