Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.6. Украинское культурное подъема (конец XV - первая половина XVII в.)


Во второй половине XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Украина сочеталась с Литвой в одном государстве как равная с равной. Сами литовцы называли ее Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтійське. Это наиболее полное соответствовало национальном и территориальном состав нового государства. Украинские, белорусские и частично российские земли составляли 9/10 общей площади княжества.

Население украинских земель не оказывало сопротивления литовским князьям. Последние придерживались на захваченных землях правила: «Мы старину не двинемся; а новости не вводим». Местные русские феодалы сохранили свои владение. Сами земли - Чернигово-Сиверщина, Киевщина, Подолье - остались автономными.

Сохранила свои позиции в Литовском княжестве православная церковь. Украинские земли под литовской превосходством не знали общественной борьбы на религиозной почве. Обладатели Литвы обнаруживали толерантность в отношении различных конфессий. Она сформировалась всей этой историей государства, что выступала своеобразным буфером между православным Востоком и католическим Западом.

Несколько иная ситуация сложилась на русских землях Польского королевства. Здесь позиции католичества были значительно прочнее, чем у Литовскому государству. И хотя и здесь православные пользовались свободой вероисповедания, их конфессия рассматривалась как ниже католическую. Признаком этого было налогообложения православного духовенства, ограничение некоторых культовых отправь, церковного строительства. Но последний Ягеллон - польский король и великий князь литовский Сигизмунд II Август - в 1563 г. уравнял в правах шляхту католического и православного вероисповедания. Этим довольствовались сословные интересы последней и закладывались основы унии 1569 г.

По решениям Люблинской унии 1569 г. украинская шляхта сравнивалось в правах с польской и литовською. ее требования были минимальными. Она выступала за сохранение всех существующих привилегий, свободы вероисповедания и русской речи в официальном делопроизводстве.

Фактически украинская элита в 60-70-х гг. XVI в. не имела возможности маневрировать. Она была поставлена перед необходимостью выбора между ягеллонською Польшей и Московской Русью. Польша была страной с достаточно прогрессивным конституционным строем, ограниченной королевской властью, гарантированными политическими свободами и сословными привилегиями, относительной религиозной толерантностью, самобытной ренессансной культурой, что не могло не привлекать украинскую элиту. Оценивая этот выбор с современной точки зрения, необходимо признать его продуманным, реалистичным и даже мудрым. Казалось, польская политическая система с ее открытым и гибким характером имела будущее. Однако отклонения от этой модели и отказ от религиозной толерантности в конце XVI - начале XVII в. привели к глубокому кризису Польско-Литовского государства.



Назад