Главная

Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.6.2. Братства и их роль в национальном и культурном подъеме Украины


В конце XVI - начале XVII в. образование в Украине становится одним из важнейших средств в борьбе против полонизации и окатоличивания, за сохранение этнической целостности. Деятельность, что ее начали и развернули в это время братства на ниве образования, науки, книгопечатания, дает право отнести их к общественных организаций нового, самого образца.

Братства - это всестанові, общенациональные организации, которые создавались вокруг церкви, способствуя культурно-национальному возрождению. Это светские организации, которые отстаивали религиозные, политические, национальные, культурные, сословные права украинцев. им принадлежали большие заслуги в деле сохранения украинской православной традиции, в становлении гражданского общества, его этнонациональной консолидации, в повышении уровня образования и культуры.

Объединяя образованных мещан и шляхтичей, братства понимали необходимость развития украинской науки и литературы и привлекали к своим учреждений деятелей культуры из разных частей Украины. Именно при братствах начали свою деятельность виднейшие представители украинской культуры конца XVI - начала XVII в. Стефан и Лаврентий Зизанії, Кирилл Транквіліон Ставровецкий, Иов Борецкий и др. Все они как тогдашние руководители братств являются типичными людьми Возрождения. Это яркие, многогранные индивидуальности, в то же время - руководители общественного движения и культурные деятели широкого диапазона - учителя, ученые, писатели.

Старейшим и самым влиятельным было Львовское Успенское братство, расцвет деятельности которого приходится на 80-е годы XVI в. От 1585 г. его покровителем стал князь К. Острожский, а впоследствии - князья Вишенські, Ружинские, Потоцкие, а также состоятельные купцы и ремесленники, в частности Константин Корн, который завещал львовскому братству 4 тыс. золотых. Всего в братской казны в то время была довольно значительная сумма - около 50 тыс. золотых.

Организационное оформление Львовского Успенского братства в 1585 г. совпало с основанием школы и выкупом в типографии Ивана Федорова с целью обеспечения ее учебными пособиями. Львовская братская школа - это был первый в Украине удерживаемый на общественные средства всестановий учебное заведение, в котором начальное обучение соединялось со школой высшего типа. Успенское братство подняло свою школу на такую ступень, что в первый период своего существования она заняла ведущее место среди украинских учебных заведений. Учебная программа предусматривала преподавания предметов классического тривиуму и квадривіуму, значительное внимание уделялось изучению славянской грамматики греческого языка и латыни проект бани для дачи , ибп для котла, ква. . Знание последней давало ученикам возможность знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. Организаторы братской школы глубоко задумывались над педагогическими проблемами и решали их, в противовес иезуитским школам, в демократическом, гуманистическом духе.

Вслед за Львовской братской школой стали появляться учебные заведения и в других городах западноукраинских земель и Правобережье. Мещане понимали необходимость основательной образования, тем более, что в XVI в. из-среди них были уже высокообразованные люди. Луцкое братство также создало школу высшего типа, что стала культурным центром всей Волыни. За образцами Львовской и Луцкой школ действовали братские школы в Галиче, Рогатине, Комарно, Перемышле, Ярославе, Межибожі, Холме.

Наиболее благоприятные условия для развития украинского образования создались в Киеве, поскольку школы здесь были под защитой казаков. Киевская братская школа, основанная около 1615-1616, pp. была создана одновременно с организацией Киевского Богоявленского братства; это говорит о том, что для основателей братства и школы главным было именно создание школы. Школа находилась под постоянной опекой выдающихся политических и культурных деятелей Украины - Петра Сагайдачного, Петра Могилы, Ивана Борецкого (позже - митрополита Иова Борецкого), Мелетия Смотрицкого, Касияна Саковича и других просветителей, которые приняли активное участие в ее реформировании, в Киево-Могилянский коллегиум (1632), что по своей учебной программой был близким к западноевропейских университетов. Киевский коллегиум в первой половине XVII в. стал центром сплочения лучших национальных сил в науке, литературе, философии.



Назад