Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.6.3. Архитектура и изобразительное искусство


Вторая половина XVI - первая половина XVII в. - это найнеспокійніший период в жизни Украины. Начиная от Люблинской унии 1569 г. когда Литва объединилась с Польшей в одно государство - Речь Посполитую, вследствие чего украинские земли - Киевщина, Волынь, Брацлавщина, что входили в состав Литвы, были захвачены польскими феодалами, началась активная борьба украинского народа против социально-политического и национального гнета. Это было время непрерывных внешних и внутренних войн, героических дерзаний и мощных творческих устремлений.

За короткое время украинское искусство прошло бурную эволюцию, в нем возобладал ренессанс, мировоззренческой основой которого был гуманизм. Как новая система знаний, он имел радикальное влияние на тогдашнее украинское общество.

Очагами ренессансной творчества были отдельные города, из которых она постепенно распространялась. Процесс составления новых форм начался в середине XVI в., однако различные виды искусства развивались не с одинаковой активностью. Самое раннее ренессансный характер определился в архитектуре, так и в скульптуре, что была тесно с ней связана, а впоследствии и в живописи.

В искусстве этого времени прогрессивные явления, в первую очередь, были направлены на преодоление традиционализма. Активным обращением к источников окружающей действительности, откликом на исторические события оно нарушало застывшие каноны и модели, выработавшихся ранее в условиях подчинения всего духовной жизни церковно-теологической идеологии. Происходит закономерный процесс дифференциации, появляются новые жанры (портрет, исторический и бытовой живопись, пейзаж). В практике художественного творчества используются теоретические трактаты (преимущественно по архитектуре), что имело важное значение для распространения античного наследия, способствовало усвоению пропорций, ритма и гармоничности соотношений. Одновременно с интересом к анатомии человека внедряется понимание объемного трактовка предметов и перспектива, что повлияло на изменение видения художниками мира, научила их организовывать пространство.

Ренессанс в Украине имел своеобразный характер, и как исторический этап он хронологически не совпадал с европейским. В нем накреслилися те закономерности, проистекающих из возможностей и условий данного среды. Имея свои приметы, искусство Украины получило в этот период те присущие ренессанса важные черты, которые вообще свойственны всем школам.

Украинское искусство этого периода отразило в себе всю сложность тогдашнего общественной жизни, в нем выразились высокие гуманистические идеалы, вера в человека.

Архитектура. Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения сказался на украинских землях уже в начале XVI ст. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где восстанавливаются старые и закладываются новые города, основой которых часто были магнатские крепости, такие как Броды, Жовква, Бережаны, Меджибож, Тернополь и др. Регулярное планирование в соответствии с ренессансных требований характерно, прежде всего, для Львова и Каменца-Подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на части - места проживания основных общин - русской, польской, армянской. В центре каждой части - рыночная площадь, от которой параллельно расходятся улице, в центре города - большая площадь с ратушей. Во Львове основные въездные ворота сочетались широкими магистралями, что было одним из самых прогрессивных примеров в тогдашнем европейском градостроительстве.

Практика планирования львовского центра была воплощена в создании центра в г. Жовква архитектором Павлом Счастливым, выходцем из Северной Италии. Несмотря на все перестройки и разрушения, и сегодня отдельные площади и улицы Львова, Замок, Каменца, Бродов оставляют неповторимое впечатление от уголков Ренессанса.

С глубоким пониманием основ ренессансного искусства были обновлены во второй половине XVI в. формы средневекового замка в г. Остроге, что превратился в настоящий ренессансный центр в Восточной Европе и заслуженно назывался «волынскими Афинами». Лучшие постройки замка - Круглая Башня и Луцка врата - без преувеличения принадлежат к выдающихся сооружений Европы эпохи Возрождения.

Одновременно с Острожским перестраивается замок в Каменце-Подольском. Здесь внедрен новый тип фортификации - бастионная система, которая включала в себя многочисленные башни, бастионы, сложные шлюзовые сооружения. Все они выполняют не только утилитарную, но и определенную эстетическую функцию. Сооружения украшены каменной резьбой в ренессансном стиле черно-белыми узорами в технике сграффито (способ декоративной отделки стен сооружений путем продряпування определенного рисунка по тонком верхнем слое штукатурки до нижнего слоя, что имеет другой цвет), аркатур-ими фризами (ряд небольших арок, что украшают стены) и т.д.

На 70-90-е годы XVI в. приходится наибольший расцвет гражданского и культового строительства в ренессансном стиле во Львове. Создается ансамбль зданий на площади Рынок, жемчужиной которого считается «Черная каменица» (1588 - 1589, архитектор П. Римлянин и др.), Успенская церковь (архитекторы П. Римлянин, А. Благосклонный), башня Корнякта (архитектор П. Барбон), часовня Трех Святителей (архитектор П. Красовский).

Скульптура. С архитектурой был связан развитие украинского каменной резьбы. Наиболее характерным примером гармоничного сочетания архитектуры, скульптуры, орнаментов из камня, где сочетаются ренессансные и украинские народные мотивы, есть львовские усыпальницы - часовня Кампианов и часовня Боимов (обе - начало XVII в., архитекторы и скульпторы П. Римлянин, А. Бемер, Г. Горст и др.).

Надгробный памятник в усыпальнице королей, магнатов, богатых горожан становится одним из колдун образцов реалистичной ренессансной скульптуры как в Италии, так впоследствии и в Украине. С XVI в. было произведено даже определенную систему такого монумента, который состоял из скульптурного изображения умершего, который будто отдыхает, лежа на саркофаге, обрамленном привередливыми архитектурно-орнаментальными композициями. До лучших образцов такой скульптуры принадлежат надгробия князей Синявских из церкви-усыпальницы м. Бережаны (70-80-е гг. XVI ст., скульпторы И. Пфистер и Г. Горст), князя К. Острожского (1579), что находился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В надгробии Анны Синявской с Бережан органично слились традиции украинского национального искусства с новыми ренессансными принципами. Образ этой женщины, которая умерла в молодом возрасте от родов, трогает гармонией физических и духовных качеств, грацией форм, декоративным ритмом трактовка одежды, что будто почерпнутый из источников иконописного искусства.

Живопись. Во второй половине XVI в. ренессансные воздействия становятся ощутимыми и в украинском живописи. В настоящее время основными его видами остаются настенная роспись и иконопись, однако рядом с ними возникают новые жанры - портрет, историческая живопись, в иконах и фресках растет интерес художника к реалистичного изображения персонажей, показа бытовых сцен, пейзажа. К сожалению, лучшие фресковые росписи того времени почти не сохранились. В то же время даже в таком консервативном виде искусства, как иконопись признаки Ренессанса очевидны.

В конце XVI в. уже не только священнослужители определяли идейно-художественную направленность иконописи, но и активные демократические слои - украинское мещанство, что об'єднувалось у братства. Эта общественная и культурная сила внесла в живопись новое мировосприятие, наполнила его гражданскими идеями, пафосом национально-освободительной борьбы. О значительном распространении реализма в живописи свидетельствует то, что он находит место в творчестве мастеров даже из провинции. Так, неизвестный художник, который создал иконостас церкви села Раделичи Львовской области (1620), во многих религиозных сценах изображает современный ему одежду, передает ренессансные детали архитектуры, стремится передать психологизм персонажей, проявляет немалую осведомленность в анатомии и законах перспективы.

Настоящими шедеврами украинского искусства начала XVII ст., пронизанными идеями Возрождения три иконостаса: Пятницкой и Успенской церкви во Львове и церкви Святого Духа в Рогатине. В создании обоих львовских иконостасов, вероятно, принимали участие выдающиеся украинские мастера Лаврентий Пухало и Федор Сенькович. Художники были активными членами братств. Л. Пухало имел дружеские отношения с первопечатником Иваном Федоровым. До завершения иконостаса Успенского позже присоединился талантливый художник, ученик Ф. Шевченка Николай Петрахнович. Живописная совершенство, политическая актуальность этих сцен иконостасов демонстрируют передовые общественные и эстетические позиции их создателей. Образы Иисуса, апостолов, других персонажей Пятницкого иконостаса необычайно реалистичные, отдельные евангельские сцены откровенно трактуются в духе борьбы с католицизмом и униатством. Пасійний ряд иконостаса Успенского (авторская работа Петрахновича) принадлежит к найзріліших и самых совершенных в украинском искусстве произведений, раскрывающих ренессансную красоту, благородство человеческих ощущений и приобретают высокого общественного звучания.

В образах Святодуховского иконостаса ренессансный гуманизм как свидетельство духовной силы личности достиг своей наивысшей вершины в украинском живописи. В создании этого художественного шедевра принимали участие неизвестные мастера львовской школы второй четверти XVII ст., но они, без сомнения, были знакомы с западноевропейским ренессансным искусством. Центральная фигура иконостаса - Христос - активная личность, человек импульсивной мысли и страстного темперамента; образы архангелов полны 24-7) грехов рвение и героического порыва. С большим мастерством передан образ библейского мудреца Мельхиседека. Его фигура как будто излучает внутреннюю силу, уверенность в себе, твердые убеждения.

Портретная живопись второй половины XVI в. постепенно выдвигается на одно из ведущих мест в живописи. Среди известных светских портретов, выполненных в реалистическом ренессансном духе, - изображение Стефана Батория (1576), созданное львовянином Стефановичем, портреты воеводы Ивана Даниловича (1620), знатных горожан Константина и Александра Корняктов (20-30-и pp. XVII ст.), нарисованные неизвестными мастерами. До последних образцов ренессансного портрета относят также произведения киевской художественной школы 40-х гг. XVII ст. - это изображение Петра Могилы, Захария Копыстенского, Єлисея Плетенецкого и других выдающихся деятелей украинской культуры того времени.

Книжная миниатюра. Плодотворно развивается в эту сутки и книжная миниатюра. Самым совершенным примером этого вида искусства является иллюстрации Пересопницкого Евангелия. Эта рукописная книга XVI в. является уникальной достопримечательностью украинской ренессансной культуры. Это национальная святыня Украины и результат многолетней подвижнической работы. За богатством графического отделка Пересопницкое Евангелие занимает первое место среди восточнославянских рукописей. Текст написан на пергаменте каллиграфическим полууставом. В оформлении использованы ренессансные орнаментальные мотивы и композиции. Это свидетельствует осведомленность художника с западноевропейскими художественными традициями. Декор Евангелия отражает природу Украины. Красиво выполнены миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка. Имеющиеся роскошные заставки, концовки, инициалы. Евангелие оправлене в дубовые доски, обтянутые зеленым бархатом.

Единственный экземпляр рукописи, страховая ценность которого составляет 6,5 млн долларов, хранится в Национальной научной библиотеке им. В. Вернадского Национальной Академии наук Украины. Со времени провозглашения государственной независимости Украины в 1991 г. Пересопницкое Евангелие стало известно едва ли не каждому ее национально сознательному гражданину. Ведь, положа руку на эту бесценную древнейшую письменный памятник духовной культуры и языка украинского народа, публично присягали на верность народу и Украине президенты Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко.



Назад