Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.6.4. Литература и книгопечатания


Развитие печатного дела. Развитие печатного дела в Украине является лучшим подтверждением благотворного влияния ренессансной культуры. В первый период своего существования в конце XVI - начале XVII в. большинство типографий, которые создавались при братствах, выдавали литературу преимущественно светского толка. Распространение образования вызвало большой спрос на учебную и научную литературу. Первые книжки «Октоих» и «Часословець», напечатанных кириллицей, появились в Кракове 1491 p., где были довольно значительными украинская и белорусская общины. В других изданий примкнул немец по происхождению Швайпольт Фіоль. Языковые українізми его книг можно объяснить тем, что Фіоль пользовался помощью украинских книжников и был исполнителем их заказов. Однако начало книгопечатания непосредственно в украинских землях связан с Иваном Федоровым.

Переехав к Львова в 1572 г. и будучи уже опытным специалистом печатник-ской дела, И. Федоров с помощью мещан основал типографию и в течение 1574 г. издал первые украинские книги «Апостол» и «Азбуку», что имело огромное значение не только для развития инфраструктуры украинской культуры, но и для формирования национального самосознания. Но настоящего размаха ренессансная личность И. Федорова вступило в Остроге под патронатом К. -В. Острожского - Лоренцо Медичи украинской культуры. Одной из шести книг Ивана Федорова, увидевших свет в Остроге, является знаменитая Острожская библия (1581), что стала шедевром печатного искусства XVI ст.

Текстовой основой Острожской Библии была Геннадіївська Библия, составленная в Новгороде в конце XVI в. и подаренная царем Иваном Грозным князю К. -В. Острожскому. В текст вводились новые разделы, переведенные с греческого, латинского и чешского языков. И. Федоров пытался дать образец шрифтов церковнославянских букв, что был в широком употреблении среди всех восточнославянских народов. Для этой книги впервые в истории мировой полиграфии создан новый шрифт шести видов и во время набора на 1256 страницах не сделано ни одной ошибки. В художественном оформлении издания органично сочетаются черты ренессансного орнамента с орнаментальными мотивами украинского народно-декоративного искусства.

Трудно переоценить роль личности И. Федорова в становлении книгопечатания в Украине. После смерти первопечатника 1583 г. его дело продолжило Львовское Успенское братство. Следующими изданиями братской типографии были грамматика «Адельфотис» (1591) и изданная 1596 г. Лаврентием Зизанієм «Грамматика словенская». Эти издания стали основой для знаменитой «Грамматіки Славенськія» Мелетия Смотрицкого (1619), которая была единственным учебником по грамматике в восточнославянских землях вплоть до XVIII в. Своим трудом М. Смотрицкий заложил основы не только украинской, но и восточнославянской филологии как науки.

В первой половине XVII в. книгопечатанием занимались в разное время монах Пафнутий Кулчич, славный украинский лексикограф Памво Беринда, Иван Кунотович, Михаил Сльозка. Во второй половине XVII в. издательская деятельность братств приходит в упадок, печатание книг сосредотачивается в руках монастырей, что приводит к уменьшению количества светских изданий.

Литература. В украинской литературе, которая находилась под влиянием европейского гуманизма и византийского исихазма, выделилось два направления. Представители византийской традиции, такие как Иван Вишенский, Иов Княгиницкий, Иов Почаевский, Исайя Копинский, ориентировали украинское общество на византийскую патристику, прославляли христианскую общину с ее ориентацией на аскетизм, общее равенство. Это отделяло человека от реальной жизни, заглиблювало в мир религиозно-мистических чувств. Представители ренессансного антропоцентризма и христианского гуманизма - Юрий Рогатинець, Мелетий Смотрицкий, Захария Копыстенский, Демьян Наливайко, Стефан и Лаврентий Зизанії - проповедовали активную деятельную личность, а захват учением Аристотеля способствовало разрыву с візантинізмом, приближая общество к европейскому идеалу.

В целом украинские писатели противостояли духовном наступления католицизма на украинский народ. Полемика между православными и католиками достигла своей кульминации в период подготовки и подписания Брестской унии 1596 г. Вопрос литургии в этой полемике были второстепенными, на первый же план выходило отстаивание права украинцев на свою веру, язык, культуру. Полемисты гневно обвиняли верхушку православного духовенства в предательстве национальных интересов народа, моральном упадке, много внимания в своих произведениях уделяли развитию духовности, народного образования, воспитанию. Герасим Смотрицкий в книге «Ключи царства небесного» (1587), пронизанной идеями гражданского равенства, свободы вероисповедания и патриотизма, дал острую отпор претензиям идеолога иезуитства В. Гербеста на духовное господство над украинским народом.

Выдающийся полемист Христофор Филарет, которого считают одним из самых ярких сторонников протестантизма и реформации в Украине, в своем «Апокрисис», написанном в ответ на книгу иезуита Петра скарги «Брестский собор», дал идеологическое обоснование права украинцев на собственную веру и культуру. В направленном в Украину с Афона «Послании епископам отступникам от православия» Иван Вишенский - украинский религиозный деятель и яркий писатель-полемист - клеймил верхушку церкви и власть имущих-господ за издевательство над простым народом, одним из первых выступил против крепостной неволи.

Рядом с полемичной литературой развивается поэзия. В лучших поэтических произведениях, относящихся Памве Беринді, Касіяну Саковичу, Мелетию Смотрицькому, Транквіліону Ставровецькому, передается красота человеческих чувств, с большой силой звучат патриотические мотивы.

Таким образом, Ренессанс в украинской культуре стал следствием сложного и длительного процесса взаимодействия отечественной и европейской культуры. И хотя украинские художники не сформировали целостной ренессансной культуры или стиля, зато творчески переработали лучшие достижения западной Европы, прежде всего Италии, использовали их для развития собственной нации, формирования собственной государственности.

Своеобразие и драматизм Ренессанса в Украине заключается и в том, что он достигает своей вершины в период кризиса западного гуманизма, господство контрреформации, национальных и религиозных войн, в одной из которых украинский народ боролся за свое право на существование. Потерпев свежего дыхания европейского Ренессанса, украинская культура развивалась своим путем, трансформируясь в культуру национального возрождения, которая стала основой государственного возрождения в эпоху Бы. Хмельницкого и И. Мазепы.



Назад