Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.7.2. Основные социальные, политические и религиозные идеи реформационного движения


В реформаційному руси переплелись социальные и политические элементы, которые изменили облик Европы. Лютер подчеркивал необходимость религиозного обновления и возрождения к новой жизни. Все высказывалось в духе Возрождения: с этой точки зрения протестантскую Реформу можно рассматривать как результат большого и разнообразного ренессансного движения. Лютер обратился к принципу «возвращение к истокам». Все, что традиционное христианство создавало веками, ему казалось накипью, искусственной конструкцией, тяжелым бременем.

Учение Лютера содержит три основных положения:

1) учение об оправдании человека с помощью веры;

2) учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины;

3) учение о свободе самостоятельного толкования Священного Писания.

Традиционное учение церкви заключается в том, что человек спасается с помощью веры и добрых деяний. Лютер отверг ценность деяний. Вера, по его мнению, «оправдывает без всяких деяний». Человек после грехопадения Адама настолько обеднела, что сама по себе уже не способна ни на что. Все, что человек делает для себя, - это жажда - термин, которым Лютер обозначил все, что связано с эгоизмом и себялюбием. Поэтому спасение человека зависит только от божественной любви, которая дается бескорыстно. Вера заключается в том, чтобы это понимать и довериться Господу.

Лютер считал, что все знания о Боге и взаимосвязи «человек - Бог» поданы Господом в Священном Писании. Писание надо понимать в соответствии с написанным, оно не нуждается ни доводов разума, ни богословских комментариев. Только Писание имеет непогрешимый авторитет, а папы, епископы, собор и вся традиция препятствуют пониманию священного текста. Отсюда и призыв Лютера к отказу от церковных таинств и церковной иерархии. Будь-яка человек, по утверждению Лютера, может проповедовать слово Божье.

Ядром лютерівського учение решительный отказ от каких-либо ценностей, гуманистической литературы и философии. Человеческий ум - ничто перед Богом, поэтому тайна спасения целиком принадлежит вере. Никакое усилие не спасет человека, кроме Божьей благодати и Божьего сострадания. Убежденность в этом, по мнению Лютера, дарует мир. В этом аспекте лютеровская позиция является антигуманистической, поскольку гуманизм как способ мышления опирается в первую очередь на свободу воли и человеческий разум.

Последователи и сторонники лютерівського учение. Убежденным сторонником лютерівських идей был Ульрих Цвингли (1484-1531). По его мнению, Писание является единственным источником истины. Римский папа и соборы не имеют власти, которая бы шла дальше того, что обозначено в Писании. Спасение достигается только верой, а не деяниями. Человеческая судьба определена заранее.

Другой последователь Лютера - Жан Кальвин - был по сути теократичним правителем Женевы с 1541 в 1564 г. Его правления было слишком строгим в отношении религиозной жизни и к нравственности граждан, и особенно - к инакомыслящим.

Так же, как Лютер, Кальвин был убежден, что спасение возможно только с помощью Слова Божьего. Будь-какое представление о Господа, что происходит не из Библии, а от человеческого разума, является пустой продукт фантазии, просто идол. Разум и человеческое желание были непоправимой и рискованной ошибкой, грехом Адама, поскольку ум искажает истину и свободу, склоняет их к зла. Именно первородный грех, по мнению Кальвина, уменьшил и ослабил природные дары человека и полностью исключил в ней сверхъестественное. В вопросе относительно определенного заранее Кальвин даже превзошел Лютера. Он считал, что Божьей воле необходимо полностью подчинять человеческую волю и намерения.

Еще один из последователей Лютера - Филипп Меланхтон (1497-1560) - сумел искусно обойти резкость своего учителя. Он пытался согласовать лютеранскую позицию и традиционную католическую теологию. Меланхтон стремился исправить Лютера в трех ключевых пунктах:

1) поддерживая тезис, что в деле спасения главная роль принадлежит вере, он уточнял, что человек своими деяниями «сотрудничает» с ней, и это становится причиной ее спасения;

2) с целью положить конец теологическим спорам, которые вызвало лютерівське учение о свободе выбора, Меланхтон стремился возродить значение традиции, которую отбрасывал Лютер;

3) он обвинял Лютера в деспотичній суровости и воинственности.

Однако искусный план примирения христиан разладился в 1541 г. в Ратисбоні. Лютеране, кальвинисты и католики, которые собрались в этом городе, не приняли предложенную Меланхтоном основу соглашения. По Западной Европе прокатилась волна восстаний и кровавых войн между протестантами и католиками.

Распространение реформационных идей в Италии. Прошло 20 лет с момента открытого выступления Лютера, и этот пример вызвал появление сотни религиозных реформаторов. Престол римского первосвященника заколебался. От папского престола отпали Англия, Голландия, Северная Германия, Швеция, Швейцария, Дания и Норвегия. Идея преобразования католицизма начала находить последователей в Пьемонте, Савойе, в долинах Альпийских гор, на берегах Рейна, во Франции и даже в Польше. Идеи реформации распространились и в самой Италии: Феррарська герцогиня Рене училась богословию в самого Кальвина. Положение папы стало крайне угрожающим.

Римский престол в это время занимал папа Павел III. С целью определить состояние, в котором находилась католическая церковь, папа назначил особую верховную комиссию. Комиссия должна была выявить причины упадка веры, а также наметить меры для улучшения ситуации. После тщательного расследования комиссией была представлена обширная докладная записка. В этом документе были перечислены 28 главных бедствий, которые превращают Рим на лагерь бездельников, развратников и преступников. Были перечислены и меры, необходимые, по мнению комиссии, для исправления положения: установить строгую цензуру над позорным поведением монахов, тщательно искоренить предрассудки, которые поддерживались и усиливались монастырями; необходимо прекратить торговлю церковными должностями; освободить духовенство от обета безбрачия, поскольку внебрачные половые отношения сделались в церкви повседневным явлением; коренным образом исправить содержание и направление университетского образования, что подрывала авторитет церкви; запретить произвола при продаже индульгенций; с целью искоренения взяточничества назначать священников и капелланам определенное содержание.



Назад