Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.1. Социально-экономические изменения в Западной Европе XVII-XVIII ст.


XVII и XVIII вв. открыли новую эру в мировой истории. Они стали тем рубежом, который отделил в Западной Европе две социально-экономические формации - феодальную, которая возникла после падения Римской империи, и буржуазную, началом которой стали две революции - в Англии (XVII ст.) и Франции (XVIII ст.). Усилилась роль буржуазии в общественной жизни. Она возглавила торговлю, способствовала развитию экономических отношений, мореплавания, науки и т.д. Поняв практическое назначение науки и материалистического мировоззрения, буржуазия поддержала научные поиски, экспериментаторство и исследования.

Культура Западной Европы XVII в. во почему развивала тенденции, которые наметились еще в предыдущий период. XVII ст. - это новая структура общества, с новыми политическими реалиями, новой экономикой, новым пониманием мира и человека, новыми эстетическими вкусами. При этом в каждой стране эти общие черты эпохи приобретают своеобразного характера.

Религиозные столкновения предыдущего века между литературного произведения или взорвались в первой половине XVII в. большой европейской войной, которая продолжалась лет (1618-1648). В этой войне протестантские страны в союзе с католической Францией вели войну с Католической лигой - Австрией, Испанией, Баварией, Неаполем и Папой Римским.

В результате этой войны усилилось влияние Франции на всю Европу. Французский язык постепенно вытесняет из международного общения итальянский и латынь. Голландия получает независимость и огромного значения приобретает как торговая страна. Небольшое немецкое княжество на востоке - маркграфство Бранденбурзьке со столицей Берлин расширилось и стало называться королевством Пруссия.

В результате революции в XVII ст. Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (современная Бельгия), осталась под властью Испании.

Под конец Тридцатилетней войны Европу потрясло известие о Английский буржуазную революцию, которая началась в 1643 г., а в 1649 г. закончилась казнью короля Карла И Стюарта. После победы революции при власти на некоторое время оказались пуритане. Пуритане запретили все театральные представления, концерты светской музыки, враждебно и невыносимо относились к любого светского искусства.

XVII ст. - не только эпоха разрушительных войн, революционного потрясения английского общества, інквізиційних трибуналов Италии и Испании (осуждение Бруно, Ванини, Галилея), тирании Людовика XIV в Франции. XVII ст. - это век науки, многих выдающихся ученых, натуралистов, философов, просветителей, педагогов, время выдающихся научных открытий в различных областях науки. Развивается рациональный способ познания. Ученые утверждали, что рациональные выводы должны опираться на опыт, факт, уходить от реального мира вещей. Это возраст, который принес европейским народам упорядоченность государственного жизни, прекращение религиозных войн, осмысления высокого понятия гражданственности и гражданского долга.

Значительных успехов достигают медицина, астрономия, механика, философия. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) открыл законы движения планет; английский врач Уильям Гарвей (1578-1657) первым открыл кровообращение и стал основателем физиологии и эмбриологии как науки; итальянский физик и математик Еванджеліста Торичелли (1608-1647) изобрел барометр и дал основу науке метеорологии; в конце XVI - в первой половине XVII в. английский астроном и геофизик Галилео Галилей (1564-1642) открыл движение звезд, вычислил орбиты более двадцати комет, изобрел телескоп; нидерландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) изобрел микроскоп с одной линзой, что давала эффект 150-300-кратного увеличения; английский экспериментатор Роберт Гук (1635-1703) открыл клеточное строение тканей, а также ртутные термометры, усовершенствовал микроскоп. Ученые усовершенствовали компас и часы.

Итогом в научной революции XVII - начала XVIII в. стали открытие великого английского физика, астронома и математика, основателя классической и небесной механики Исаака Ньютона (1643-1727). Он был ярким представителем математического естествознания. Ученому выпала судьба подвести итог предыдущих научных открытий. Ньютон сделал весомый вклад в разработка дифференциального и интегрального исчисления, описал дисперсию света в оптике, построил зеркальный телескоп, теоретически обосновал законы И. Кеплера, объяснил вращения планет вокруг Солнца, приливы в океанах, инициировал создание единого подхода к изучению физических явлений на базе механики, заложил основы механики сплошной среды и акустики.

Культурологи отмечают, что триумфальный ход научных знаний начинается со второй половины XVII в., то есть после английской буржуазной революции. Он охватил все страны Европы и имел международный характер. Ученые обменивались между собой письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытия, изобретения, теории. Одна за другой возникали научные академии - центры, где не только производились опыты и демонстрации, но куда поступали сообщения от ученых корреспондентов.

До первых таких организаций относится академия математических наук, основана в Мадриде испанским королем Филиппом II. В 1635 г. Арман Жан Дюплесі, герцог Ришелье, основал Французскую академию - объединение ученых, преимущественно филологов. 1648 г. была создана Королевская академия живописи и скульптуры. В 1663 г. организовано Академию надписей и медалей. А через три года (1666 г.) официально оформляется Парижская естественно-научная Академия, членами которой, кроме французских ученых, были и иностранцы. В XVII ст. возникли и первые общенациональные академии наук.

Одним из создателей знаменитой Лондонской академии наук стал химик и физик Роберт Бойль (1627-1691) в 1662 г., к которой с 1672 г. принадлежал Исаак Ньютон. Первой академией в области общественных наук была Португальский академия истории. Значительную роль в выработке принципов засадних создание Петербургской и Лейпцигской академии наук сыграл немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Для XVII в. характерным оставалось захвата ученых мистицизмом. Величайший немецкий философ-пантеист, мистик Якоб Беме (1575-1624) признавал настоящим только такой рационализм, который опирается на конкретный мистический опыт общения со сверхъестественным. Мистиком был выдающийся французский математик, физик, писатель и философ Блез Паскаль (1623-1662), автор известного закона гідростатики и теоремы проективной геометрии, которые носят его имя. Следовательно, под влиянием научной революции и промышленного развития состоялась активная смена образа мышления и мировоззрения личности. Научно-философская и общественное мнение эволюционировали от схоластики, натурфилософии, теологізму к рационализму, эмпиризма, научного эксперимента и индукции.

Начало философии нового времени было положено Рене Декартом (1596-1650) - французским философом, математиком, физиком, физиологом, представителем классического рационализма. Ученый по-новому подошел к научных знаний, в основе которых было много непроверенного, приблизительного, здогадного, частичного. Он пытался добиться целостного научного объяснения Вселенной. Декарт предусматривал, что прогресс познания ускоряется в соответствии с накопления человечеством знаний, сравнивал этот процесс с прогрессирующим накоплением богатств. Итак, рационализм, научные исследования Вселенной стали определяющей тенденцией культурного развития XVII-XVIII ст.

Основоположником эмпирического (опытного) метода познания стал английский философ Фрэнсис Бэкон - (1561-1626). Он сумел предусмотреть огромную роль науки в жизни человечества, доказывал целесообразность практического воплощения ее результатов для приумножения могущества человека, ее власти над природой и улучшения благосостояния. Ученый разработал детальную классификацию наук, проникнутую позже французскими энциклопедистами, стал основоположником в разработке индуктивной логики.

Английский философ середины XVII ст. Томас Гоббс (1588-1679), основоположник первой законченной системы механистического материализма, считал, что люди равны от природы, но в процессе развития возникает неравенство, а через неравенство образуется взаимное недоверие. Через взаимную недоверие начинается война. При отсутствии гражданского состояния всегда идет война всех против всех, убыточна для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы получить защиту и возможность гуманного жизни.

Общественно-политические идеи голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677) отражали интересы буржуазии, которая пришла к власти и была заинтересована в скудости народа. Кроме «людей ума», по мнению Спинозы, «толпа», которым управляют страсти, а не разум. Поэтому нужно сильное государство, которое обеспечивает людям мирную жизнь, их права, в частности, право частной собственности, свободу совести и мысли.

Развитие науки и передовой философской мысли происходил в XVII в. в очень сложных условиях. Существовал контрастность, особенно в первой половине столетия, между сознанием еще очень узкого слоя просвещенной гуманистической интеллигенции и мироощущением всего населения. Глубокие корни пустил и религиозный фанатизм. Не только среди простого народа, но и в кругах буржуазии и дворянства распространена вера в чудеса и знамения, в существование призраков, колдунов, ведьм и т.д. Церковь, препятствуя распространению научных знаний, поддерживала эти суеверия, поощряла «охота на колдунов и ведьм», строго расправлялась со всеми подозреваемыми в свободомыслии. В Италии и Испании свирепствовала инквизиция. Не могли не произвести сильного впечатления на умы современников - передовых деятелей культуры - страдания, которые выпали на долю Кампанеллы (27 лет тюремного заключения), физически уничтоженных научных работников, ученых и преследования церковниками Мольера, Галилея.

В политической жизни завершался процесс формирование крупных национальных государств на основе абсолютистських монархий - на те времена прогрессивной формы политической организации. В классическом виде политический абсолютизм реализует тенденцию к общей регламентации, стремится поставить под повседневный контроль все сферы общественной жизни: промышленность и торговлю, имущественные отношения и быт, религию и нравственность, искусство, науку и философию. С этим было связано рост национальных особенностей культурной жизни, в авангарде которого были Италия, Испания, Франция, Фландрия, Голландия.



Назад