Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.3. Истоки и основные принципы Просвещения


Переломным моментом в истории человечества считается XVIII ст., когда развернулся интеллектуальный социально-политическое движение, которое назвали Просвещением. Термин «просвещение» используют Вольтер, Гердер, окончательно же он закрепляется после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1874). Просвещение - явише довольно сложное и многогранное. В широком смысле под этим термином понимают просвещение широких слоев населения, приобщение их к культуре, наук, искусства. В более узком, историко-культурном значении этот термин используется для обозначения идейного движения, развернувшегося в странах Европы под лозунгом преодоления закоснілих форм социально-политического, социально-экономического и социокультурного жизни в имя идеи всестороннего социального прогресса. В XVII в. на всей культуре Европы сказался просветительский влияние, который оказался в привитии европейской культуре идеологии постоянного социального прогресса.

В XVIII в. оно постепенно охватило все страны континента, но проявилось в них с разной масштабности и радикальностью, что зависело, прежде всего, от социально-политического положения той или иной страны. Хронологически - это примерно вторая половина XVII-XVIII ст. Период характеризуется дальнейшим ростом и укреплением национальных государств Европы, коренными экономическими сдвигами, бурным развитием промышленности и напряженными социальными конфліктами1.

Родиной Просвещения считается Англия, где во второй половине XVII в. под влиянием буржуазной революции зародились много идей, характерных для всей эпохи Просвещения. Своего расцвета Просвещение достигает в середине XVIII в., а завершением Просвещения стала Французская буржуазная революция, на знаменах которой были написаны его лозунги: свобода, равенство и братство. Французская революция провела черту между прошлым и будущим, ускорив ход истории. Идеи, рожденные европейской культурой эпохи Просвещения, распространились в мире, стали частью его достояние. Среди них - идея нации как человеческого сообщества, что складывается исторически на основе единой территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

В Германии культура Просвещения разворачивалась на фоне феодальной раздробленности, сохранение старых форм жизнедеятельности и организации общества. Просветительство при таких условиях обратилось к проблемам духа, критики, формирования теорий и форм отношений человека с природой, обществом и познанием. Хотя эпоха Просвещения здесь была в своем проявлении пасивнішою, Германия стала родиной многих гениальных идей, прежде всего знаменитой классической немецкой философии, у истоков которой стоял Иммануил Кант.

Развитие культуры в отдельных странах американского континента в XVIII в. происходит в условиях исключительных контрастов. Далеко уже была «эпоха открытий», подходил к концу «колониальный период». В последние два десятилетия XVIII ст. Северная, Центральная и Южная Америка пережили серьезные политические события. Первыми в череде многочисленных национально-освободительных движений были революционные восстания в тринадцати английских колониях (1776-1789) и во французской колонии Гаити (1790-1803).

Дальнейший процесс освободительного движения, что венчал эти и другие подобные выступления, охватил Соединенные Штаты, испанские колонии, Бразилию. Под влиянием идей Великой французской революции американская революция должна была выполнить две основные задачи: борьба за независимость и утверждения капитализма в западном полушарии. Распространения просветительских идей всячески способствовала деятельность таких американских политических деятелей, как Бы. Франклин (1706-1790), Т. Пейн (1737-1809), Т. Джефферсон (1743-1826).

Англия, Франция, Германия - ведущие страны, действующие в европейском культурном пространстве, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру разный по значению и глубиной. Они пережили большие социальные потрясения и вышли из этих потрясений также с разными результатами. Но для всех государств, пожалуй, главным пафосом времени было стремление к уничтожению феодализма.

Характерной чертой Просвещения было стремление его представителей к перестройки всех общественных отношений на основе разума, справедливости, равенства. Просвещение в разных странах мало специфические различия, обусловленные особенностями их исторического развития. Именно специфические условия исторического развития западноевропейских стран в эпоху Просвещения, художественные традиции, сложившиеся в этих странах в предыдущие века, были причиной того, что культура и искусство каждой из них имели свои особенности и различия. Вместе с тем в культуре западноевропейских стран можно выделить и общие черты, которые дают основание говорить о эпоху Просвещения как о неком целостный этап в истории европейской духовной культуры.

Как идеологическое течение Просвещения было явлением всеобъемлющим, таким, что нашло выражение в различных сферах духовной жизни - политике и социологии, философии и эстетике, литературе и искусстве, педагогике и т.д. В каждой из этих сфер проявилась характерная для многих просветителей многогранность и енциклопедичність, которая продолжает традиции ренессансной культуры. Распространены были такие случаи, когда ведущие деятели эпохи с успехом выступали как философы, общественные деятели, ученые в различных областях знаний, теоретики искусства и писатели. Примером может служить деятельность Вольтера, Монтескье, Дидро, Гельвеция, Руссо - во Франции; Локка, Шефтс-бери, Свифта, Фільдінга - в Англии; Винкельмана, Лессинга, Гердера, Миллера, Гете - в Германии.

Французское Просвещение, что определилось, прежде всего, своей идейно-организационной завершеністю, последовательностью, выдвинуло идеи буржуазной демократии. Опираясь на теоретические положения Джона Локка (1632-1704) - выдающегося английского философа-матеріаліста, просветителя, основателя идейно-политической доктрины либерализма, который разработал эмпирическую теорию познания, просветители выдвинули идею свободы, свободы слова, совести, печати, равенства, свободного труда на благо общества, разумного эгоизма и всестороннего развития личности, что нашли воплощение в «Декларации прав человека и гражданина» (1789). Джон Локк был первым философом, который написал Конституцию для Северной Каролины, одобренную 1669 г. народным собранием. Просветители вели борьбу с религиозным фанатизмом, официальной догматикой католической церкви, абсолютизмом, сословными условностями и другими феодальными пережитками, активно пропагандировали изучения природы, развитие науки и техники, образования и распространения научных знаний. Просветители идеологически подготовили революционные события 1789 г., осуществив «философскую революцию» в сознании людей не только Франции, но и всей Западной Европы и Америки.

Просвещение охватило почти всю Европу, хотя большинство просветителей оставались при этом яркими личностями с собственными, часто отличными от других деятелей культуры идеями. Просветители Франции сделали вклад в разработку теоретических основ общественного прогресса, который стал гегемоном духовной жизни Европы. «Властителем дум» всех образованных людей XVIII ст., самым выдающимся деятелем французского просвещения был Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Все XVIII в. называли «веком Вольтера». Современники называли Вольтера «некоронованным королем Европы», «королем философов».

Ему не было равных в разоблачении недостатков, пороков феодального общества, абсолютистского режима, в разрушении и преодолении всякого рода предрассудков. Вольтер оставил после себя колоссальную как по объему (более 70 томов произведений), так и по широте жанровой палитры творческое наследие. Он писал во всех жанрах - трагедии, стихи, исторические произведения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи.

Вольтер в основу теории общественного прогресса положил идею просветления человеческого разума, которое находится в постоянном противостоянии с невежеством и предрассудками. В своих произведениях Вольтер критиковал клерикализм, лицемерие официальной церкви и ее слуг, высмеивал приблизительное ханжество и религиозный фанатизм.

Как историк, автор ряда исторических трудов, Вольтер требовал опоры на точные источники, пытался изучать культуру, вообще историю народа, а не только жизни королей и полководцев. Он верил в исторический прогресс, но не связывал его с политическим развитием масс. Отсюда у него возникла идея так называемого просветительского абсолютизма, то есть свои надежды просветитель возлагал на «просвещенного монарха».

Рядом с Вольтером «патриархом» раннего французского Просвещения справедливо называют писателя, публициста и философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). Ставя в пример Англию, что пережила буржуазную революцию, он в своей работе «Размышления о причинах величия римлян и их упадка» (1734) предлагал ограничить монархию конституционными учреждениями и законодательными действиями двухпалатного парламента, поднося идеалы римского республиканизма и стоицизма, развивал учение о зависимость юридических норм государства от типов государственного устройства - республиканского, монархического или деспотичного. В своих произведениях он подверг критике феодально-абсолютистский порядок Франции, сформулировал идеи политической и гражданской свободы, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Далек, как и другие представители раннего просвещения, от мысли о революционную перестройку общества, философ связывал личную свободу человека с выбором оптимального типа правления, который, по его мнению, обусловлено географическими и климатическими условиями стран, обычаями, традициями, религиозными взглядами народов.

Не меньшую известность получил другой соотечественник Вольтера Жан-Жак Руссо (1712-1778), идеолог революционной мелкой буржуазии. Он стал автором особой мировоззренческой системы взглядов, которая была в его честь названы руссоїзмом. По мнению Руссо, цивилизация не только не дала людям счастье, а, наоборот, приумножила их недостатки. Философ отмечал необходимость возвращения к естественной жизни. Также он писал об истоках неравенства среди людей, главной причиной чего является частная собственность и основы воспитания. Он выступал поборником права человека на свободу, равенство, счастье.. Руссо является одним из основоположников идеи народного суверенитета, которая предусматривает непосредственное участие каждого гражданина во властных отношениях в отличие от принципа представительства, когда гражданин передает свою волю другому лицу.

Учение Руссо сводилось к требования вывести общество из состояния общей испорченности нравов. Выход он видел в правильном воспитании, материальной и политической равенства, в прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. Он противопоставлял испорченности моральной деградации «культурных» наций чистоту и простоту нравы народов, которые находились на архаическом ступени развития.

Искусство революционной поры, яркая страница мировой художественной культуры, логично вписался в художественный контекст Просвещения, с которым генетически связано основными своими идеями. В его эстетических требованиях и критериях полно и разносторонне отражены антифеодальное пафос Просвещения, его философские, социальные и моральные принципы, своеобразное понимание «естественного человека», природы ума. На вере в общечеловеческую единство, общность кардинальных задач, возможность быть «гражданином мира» основывалось искусство.

Вместе с тем просветительское движение неоднородно. Внутри его кипели страсти, шла борьба между различными течениями. И все же была основа для консолидации - активная общественная позиция всех без исключения художников Просвещения. Возрастает значение публицистики, подкрепленное увеличением газетно-журнальной продукции. Утверждением за национальными языками функции основных носителей информации (латина окончательно вытесняется из науки), возникает популярная пропагандистская литература. Эволюционирует художественная литература, наполняясь авторскими отступлениями, социально-политическими обобщениями, документально точными характерами. Развивается памфлетна литература.

С упадком абсолютной монархии в искусстве начинается поиск той эстетической сущности, которая бы адекватно отражала процессы, происходившие в обществе. Лидером в этом становится Франция, которая на протяжении десятилетий сохраняет высокое звание культурного центра Западной Европы и законодателя художественных нововведений. Поэтому анализ искусства эпохи Просвещения прежде всего рассмотрением французского художественного наследия - яркой, сложной и самобытной. В ней получили развитие все те процессы, которые характеризовали вступление европейских стран в новую эпоху. Во второй половине XVII - первой половине XVIII в. европейская культура развивалась под непосредственным влиянием двух революций - Английского и Французского. Революционные события наложили отпечаток на творчество философов, публицистов, литераторов того времени. В годы Реставрации возрождается светское направление в литературе, музыке и изобразительном искусстве, который в предыдущий период пригнічувався господством пуританской нетерпимости и строгой религиозной морали.

Одним из самых мощных средств для целей Просвещения стала литература, которая заняла ведущее место в системе видов искусства. Для литературы того времени характерно углубленное осмысление действительности, выработка и распространение новых жанровых форм, главной из которых стал роман.

Ни один из представленных направлений (классицизм, реализм, сентиментализм) не мог стать единственным выразителем своего времени, отражая его по-своему. И всех их объединяло стремление приблизить литературу к жизни, сделать его действенным фактором формирования общественной морали. Поэтому она имела публицистический характер, несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя.

Если во Франции Просвещение послуговувалось средствами классицизма (О. Поп, Вольтер), то в некоторых странах возникает другой стилевое направление, получивший название просветительского реализма (Д. Дефо, Д. Дидро, А. -Ф. Прево, Г. -Е. Лессинг), которому присущи другая проблематика, своеобразная стилистика и поэтика и текущий сентиментализма (С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. -Жак Руссо). Суть реализма состоит в изображении характеров в их взаимоотношениях с обществом, а также в анализе структуры самого общества, его движущих сил. В найдовершенішому виде просветительский реализм мы встречаем в английской культуре XVIII ст. Англия уже с середины XVII в. стала на путь капиталистического развития. Здесь произошли серьезные сдвиги в обществе. Ведущую роль начинает играть - буржуазія. ее представители хотели видеть в произведениях литературы и искусства изображения реалий повседневной жизни.

На службу Просвещению была поставлена большая сила влияния, присущая театру. Филдинг, Гольдони, Бомарше, Шиллер писали для демократического зрителя, со сцены выносили приговор феодальном миру. И, восхваляя энергию, целеустремленность, мощь человека новой эпохи, они не идеализировали буржуа, используя даже злую пародию. Открытием XVIII ст. стала мещанская драма, большого расцвета достигла комедия. Важным было XVIII в. и для развития реализма. Требования жизненной правды, глубокого познания человеческой природы находили решения в различных жанрах, в разных авторов.

Господствующие тенденции в развитии Европы того времени обращают наше внимание на Францию, родину Вольтера, Дидро, Руссо, которые уособили дух Просвещения. Несколько поколений мыслителей и писателей формировались под влиянием идей Вольтера. Жизнь писателя, философа-Вольтера, стиль его мышления, мировосприятия, система взглядов, особенности таланта сделали его символом передовой мысли своего времени. Он считался первым поэтом Франции XVIII в.

Всеобщее внимание к себе привлек Вольтер пропагандой прогрессивной социальной системы и передовой философии в книгах «Философские письма» и 'Основы философии Ньютона'. Авторитет ведущего мастера слова закрепляется за ним большим успехом исторических трудов, пронизанной идеями просветительского абсолютизма исторической поэмы «Генріада», знаменитой поэмы «Орлеанская дева», что развенчивала церковное трактовка исторического прототипа. Прошлое под пером писателя и философа приобрело четко очерченных рис современности.

Официального признания в литературе Вольтер достигает как драматург («Эдип», «Брут»,»3аїра», «Смерть Цезаря», «Фанатизм, или Пророк Магомета»), создатель просветительского классицизма, отличного от классицизма XVII ст.

Авторитет Вольтера как писателя, психолога, философа культуры и истории был огромным, влияние всеобъемлющим и долгосрочным. Его идеи определили идеологическую палитру Великой французской революции, которая почтила его память величественным постаментом, сложенным из камней разрушенного Бастилии над могилой писателя в Пантеоне.

Отдали свои яркие таланты открытию новых путей развития человечества, культуры, литературы - французские философы-материалисты, писатели - Дени Дидро (1713-1784) и Жан-Жак Руссо (1712-1778). Продолжая деятельность Вольтера, Дидро в произведениях «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Разговор д'аламбера и Дидро» отверг компромиссное деїстичну версию о существовании Бога как конструктора разумного устройства природы и стал на позиции материализма и атеизма. Произнесенные им идеи о независимости материи от духа, единства органической и неорганической природы, об эволюции природных форм получили широкий общественный резонанс.

Эстетические взгляды Дидро имели чрезвычайное значение для развития европейского искусства, в частности литературы. Дидро утверждает объективную основу красоты, рассматривает искусство как деятельность, не уступает науке в познании, развивает философские основы реализма, уделяет внимание вопросам типизации в создании художественного образа. Весомый вклад Дидро сделал в европейский роман. Его «Монахиня» выступила против всяческого унижение человеческого достоинства, стала утверждением общественной природы человека.

Руссо был представителем радикального крыла французского Просвещения. Над все автором ставится моральная позиция героя, что закаляется в столкновении с действительностью, с носителями противоположных взглядов, в конфликте нового и старого. Это новаторское изображение человеческого характера как арены борьбы противоречий, добра и зла, стали эпохальным достижением европейского сентиментализма. Человек у Руссо - существо сложное, противоречивое, способна вступать во внутреннюю борьбу сама с собой.

Его творческий влияние оказался решающим для будущего писательства, особенно для романтиков конца XVIII ст.

Деятельность Руссо, как и других представителей просветительского движения, способствовала тому, чтобы Просвещение вошло в сокровищницу мировой культуры своеобразной и необходимой частью.

Литература Просвещения создала такие жанры как роман, философская повесть, сказка, семейная и философская драма, поднесла эстетические ценности, демократизувала литературу, приблизив искусство слова к широких слоев общества.

В социальных вопросах просветители были идеалистами. Они считали, что достижение идеального общества возможно лишь через освобождение человека от религиозных и сословных предрассудков, через распространение образования и науки. Просветители не могли предвидеть того, что выдвинутые ими лозунги свободы, равенства, братства, под которыми прошла Французская революция 1789 г., не будут использованы сполна. Просветители происходили из разных социальных слоев, классов и состояний: аристократии, дворян, духовенства, служащих, которые часто спорили между собой. У них было много непоследовательного, ложного. Объединяла их вера в человека, его разум, они считали ее создателем истории.

Просветительский реализм вывел на первый план героев из демократической среды, показал их борьбу за существование, за признание в обществе, за утверждение чувства достоинства.

С идеологией и практикой Просвещения тесно был связан enciklopedizm - духовно-интеллектуальный и образовательный феномен европейской культуры второй половины XVIII ст. Энциклопедистами называли лиц, которые входили в состав коллектива авторов французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), опубликованной в 35-ти томах текста с иллюстрациями. Дидро был главным редактором и вдохновителем «Энциклопедии». Несмотря на все недоразумения между многими выдающимися учеными, философами, публицистами, он сумел их объединить и привлечь к сотрудничеству: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Гельвеция, Гольбаха, Же. Д'Аламбера, Дюкло, Бюффона, Доббантона и многих других.

Енциклопедисти вывели общественное мнение с тупика религиозно-догматических споров, противостояли невежеству и фанатизма, способствовали повышению уровня образованности, развития и популяризации научных знаний, трансформации мировоззрения личности на демократических началах, утверждению в обществе идей равенства и свободы личности, свободы слова, мысли, совести и печати, что повлияло на ускорение социального и научно-технического прогресса. Утверждалось, что образование делает людей практически равными перед законом и обеспечивает реальную политическую равенство. Именно она дает человеку истинную свободу, освобождая ее от предрассудков, невежества, дикости и вооружая знаниями в области естественных, социальных и технических дисциплин.

Подытоживая, можно сказать, что духовная культура Просвещения была сложной и одновременно важным этапом в развитии мировой культуры. Эпоха Просвещения может быть названа революционной не только в понимании социально-экономических и политических преобразований, но и преобразований в сфере духовной культуры. В результате творчества ученых, философов-просветителей, литераторов, композиторов, художников, архитекторов человечество получило принципиально новые подходы к пониманию философских, этических и эстетических проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.



Назад