Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.4. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII ст.


На XVIII в. приходится возникновения новых художественных направлений - рококо и романтизма и утверждение классицизма. Они сказались на разных жанрах искусства, но прежде всего нашли свое воплощение в архитектуре и изобразительном искусстве. Стиль рококо был продолжением стиля барокко в искусстве. Возник в начале XVIII в. во Франции и царил до середины века, но его влияние на европейскую культуру ощущался вплоть до конца XVIII ст. Такое название он получил за манерность, легкость, декоративность, вычурность и фантастичность орнаментальных мотивов, причудливость форм. Этот стиль был довольно популярным в феодально-аристократических кругах французского двора, хотя стилистически близкий к барокко. Некоторые искусствоведы считают, что рококо - это ответвление позднего барокко, что потерял монументальность большого стиля. Однако рококо сложился в собственную законченную стилевую систему, которая частично последовала барокко, но больше видоизменила его.

Рококо мало преимущественно светский характер. Оно более камерное и интимное, искреннее, связано с бытом человека. Наибольшего своего развития оно вступило в области прикладного искусства. Мир миниатюрных форм рококо нашел свой крупнейший проявление в посуде, бронзе, мебели, фарфора, обоях, оформлении интерьера. Искусство рококо построено на асимметрии, игре воображения. Сюжетная тематика часто эротическая, любовная. Исторические, мифологические, библейские или жанровые мотивы подано через призму любви. Однако за внешней легкомыслием этого стиля чувствуется тяга к сентиментализма, изображения тонких чувств, интерес к личности и поиска жизни.

Живопись. Основоположником рококо в живописи можно считать выдающегося французского художника, рисовальщика, графика, одного из родоначальников бытового жанра - Жанна Антуана Ватто (1684-1721). Происходил художник из простой среды. За несколько лет обучения у местного художника Жерена Ватто, обогнав в мастерстве своего наставника, оставляет его. Проработав несколько лет в разных мастерских, Ватто в 1702 г. отправляется в Париж. Здесь талант Антуана развивает живописец К. Одран, создав условия для изучения искусства великих мастеров в коллекции Люксембургского дворца. Художник любил бытовой жанр, делал много зарисовок батальных сцен и быта солдат, копировал полотна голландцев, много рисовал с натуры, был очарован живописью Рембрандта и Рубенса.

Картина «Отплытие на остров Цитеру» (1717) - первая из серии «галантных празднеств», отражающие основные черты манеры художника с ее нарочитой театральностью. Сам живописец принимал участие в театральной жизни своего времени и частично в маскарадах. Чувствителен к нрава и образа жизни современников, создал свой шедевр - большое полотно «Лавка Жерсена».

Основной темой полотен становятся «галантные празднование», мир беззаботной жизни, которые изображаются с изысканной грацией. («Венецианское праздник», «Отдых на охоте», «Радость жизни», «Разговор в парка»). Он обращается также и к сюжетов, взятых из простого крестьянского жизнь, которую хорошо знал.

Ватто не любил заказных сюжетов, всегда писал то, что ему нравилось. У него всегда были поклонники среди всех слоев французского общества XVIII ст.

В последних работах - «Портрет скульптора Патера», «Лавка Жерсена» - раскрылся новый Ватто - художник-реалист. Задуманная им как обычная вывеска для скамейки картина «Великий монарх» стала реальным произведением о мире, в котором он жил, - мир искусства, полотен и зрителей.

Ватто - это сплав бытового и декоративного театрального в интимных, лирических фантазиях, но также и характер рокайльного стиля.

Истинным представителем французского рококо считают Франсуа Буше (1703 - 1770). Учился у своего отца Никола и в Ватто. едет в Ітаію и знакомится с итальянским искусством. Возвращается во Францию и пишет картины на мифологические и эротические темы («Геркулес и Омфала»), которые прославили его как художника любителя рискованных сюжетов. Наряду с этим писал портреты, среди которых широко известный «Мадам де Помпадур». По заказу Королевского двора выполнил четыре аллегорических композиции для Версаля. Уже прославленным мастером получил важные заказы на работы для отделки королевских резиденций и оперного театра.

Художник широкого творческого диапазона, он писал картины, делал панно, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, эскизы костюмов и т.д. Темы произведений разнообразные - религиозные, мифологические, пейзажи.

Продолжателем творчества Ватто, Буше, представителем стиля рококо был выдающийся французский живописец и график, а также мастер портрета - Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). На его формирование повлиял живопись Шардена и Буше, свидетельством этого являются работы, выполненные с большой легкостью («Клетка»,»Радость материнства»).

Некоторое время жил в Италии, изучал большие барочные живописные циклы, делал эскизы пейзажей, которые позже использовал для фона в своих работах. Во время пребывания в Голландии испытывает влияние Рембрандта и Франса Гальса. Вернувшись в Париж, начинает работу над серией полотен на чувственные и галантные сюжеты, а также над циклом «Пробуждение любви в сердце девушки», выполненным на заказ Дюбарри для павильона Лувесьєн. Этот цикл открывает целую серию работ, которые принесли художнику богатство и славу. Как проницательный портретист, он достиг высшего мастерства в этом жанре в картине «Девушка, которая читает».

Он обогащает общую тенденцию введением эротических сцен, реалистичной манере изображения, точностью деталей, богатством фантазий («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»).

Жесткая унификация и регламентация канонов живописи Франции второй половины XVII в. привели к образованию определенного художественного вакуума. Не было ни одного выдающегося художника, который достиг бы уровня Н. Пуссена. Однако с середины XVIII в. европейское искусство вновь обратилось до классики, но на новой идейной основе. Ею стала идеология Просвещения.

На волне общественного подъема и формирования нации во Франции XVII в. при королевском дворе возник новый стиль - классицизм и оттуда распространился среди аристократических кругов Европы. В XVIII в. классицизм объявил войну пышном барокко и рококо в литературе и искусстве. Историческим почвой классицизма был абсолютизм, который воспринимался тогда как гарант стабильности, мира, согласия. Это давало художникам повод видеть в государстве олицетворение ума нации, благодаря чему служения государству и ее символа, королю, воспринималось как самый главный долг каждого, как выполнение общественного долга, что лежит выше личных интересов. Государство поддержало, а впоследствии и объявила классицизм официальным художественным методом.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII в., суть которого заключалась в подражании искусства и литературы древней Греции и Рима в соблюдении системы строгих правил воспроизведение действительности. Этот стиль последовательно развивал не только традиции античности, но и эпохи Возрождения. Его идейным основанием стал рационализм, что опирался на философскую систему Рене Декарта. Предметом искусства в класицизмі провозглашалось только прекрасное, возвышенное. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права человека. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением и тесно соприкасается с барокко, рококо, сентименталізмом, народной культурой разных европейских стран. Это взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатили классицизм, сделали его более свободным от условностей и жестких нормативов.

Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированных абстрактных образов, основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые содержат в себе как бы абсолютную эстетическую норму. Теоретики классицизма создали систему классических канонов для театра, литературы, живописи.

Классицизм ориентирует на строгую иерархию жанров (высоких и второстепенных) и не допускает их смешения. Подобные установки стимулировали создание специальных социальных институтов для контроля за художественно-эстетическим жизнью общества: Академий литературы, живописи и скульптуры, архитектуры, института критики, художественных выставок.

Столь тесная связь эстетических и художественных канонов с соціальнозначущими нормами общественного устройства нередко збіднював художественный смысл, но в то же время, классицизм укрощал разрушительную стихию гуманистического индивидуализма с его этикой утилитаризма и гедонизма.

Классицизм нового типа, отличный от ренессансного, - классицизм суток абсолютных монархий или же XVII-XVIII ст. - заявляет о себе уже в начале XVII ст.

Известный английский писатель Джон Мильтон (1608-1674) обращается к жанру трагедии. Он впервые создал на основе эстетики классицизма трагедию качественно нового содержания - «Самсон-борец» (1671). Мильтон решительно выступает протни пуританского осуждения театра. В предисловии к «Самсона» он защищает трагедию от неуважения, от осуждения. Это первая класицистська трагедия в европейской литературе, она пронизана революционным оптимизмом и опережает некоторые черты позже просветительского классицизма. Его знаменитым поэмам «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» (1667), присущи элементы и барокко и классицизма.

Французский драматург Жан Расин (1639-1699) писал трагедии на сюжеты греческой, римской, восточной и библейской истории - «Британик» (1669), «Береника» (1670), «Митридат» (1673), «Федра» (1677), но они есть наглядным отображением тогдашней французской действительности.

Классицизм принес свои самые значительные плоды в культуре Франции и всей Европы, которая начала активно подражать французский опыт.

Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве был Жорж де Латур (1593-1652). Его произведения, особенно живой и яркий портрет «Маркизы де Помпадур», пользуются большим успехом в знати и при дворе. Произведениям Латура присуща точность, выразительность, четкость композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, сверхвысокого («Рождество», «Святой Иосиф-стельмах»).

Основателем класицистичного направления в живописи был французский художник-живописец, автор картин на исторические, религиозные и мифологические темы, а также пейзажей - Никола Пуссен ((1594-1665). Знаменитого класициста то прославляли, то забывали.

Получив в Руане знания и навыки по живописи от В. Элле и Ж. Лаллемана, которые не удовлетворяли его, Никола отправляется в Париж. Пуссен учится везде, где бы он не находился. Изучает историю, историю искусств, анатомию, латынь, Священное Писание и т.д. Много рисует, делает зарисовки, иллюстрации, пишет картины «Битва», «Избиение младенцев», «Видение Св. Иакова». Серия «Триумфов» и «Вакханалій», «Луна и Нарцисс», «Спящая Венера», «Ринальдо и Армида», написанные под влиянием Тициана. Для воплощения своих идеалов Пуссен создает жесткую систему, в основе которой лежало рациональное начало и идея порядке.

Тридцатые годы приносят художнику признание как класицисту. Это - «Разруха Єрусалима», «Похищение сабінянок», «Переход через Красное море», «Аллегории человеческой жизни», «Воспитание Юпитера». Темы его полотен: история, мифология «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», библейские сюжеты «Триумф Давида», «Снятие с креста», «Моисей точит воду из скалы». Герои его картин - люди сильных характеров, величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством.

Творчество мастера считалась вершиной французского классицизма и в будущем повлияла на многих художников. Однако искусство классицизма выработало свои каноны, основанные на художественно-эстетических традициях Н. Пуссена, требовало их обязательного соблюдения. Поэтому уровень искусства классицизма под влиянием жесткой системы требований начал снижаться, поскольку творческий процесс превратился в простое подражание. Этому искусству отвечает и определенная язык: мера и порядок, композиционная уравновешенность, плавный, четкий линейный ритм прекрасно передают суровую величество идей и характеров. Лучше всего в Пуссена - его пейзажи. Пуссен - создатель классического идеального пейзажа в его героическом виде. Четыре пейзажи, написанные для герцога Ришелье, вместе творческий путь художника. В серии «Времена года» художник будто проходит все возрастные периоды человека на основе библейских сцен.

Искусство Пуссена - это искусство значительной мысли и яркого духа. Художник выбирает такие сюжеты, которые предоставляют ему возможность показать героические и примерные характеры.

Он не имел много учеников, однако ему удалось создать собственную школу живописи.

Представителем классицизма в живописи был Клод Лоррен (1600-1662). Главная тема его произведений - это величие природы. Он рисовал море, античные руины, пейзажи с фигурами людей. Клод, как и Пуссен, изобразил четыре времени года. Это был непревзойденный колорист своего времени.

Продолжателем классицизма был знаменитый французский художник Жак Луи Давид (1748-1825). Судьба художника, которого современники считали первым художником Франции, тесно связана с большими событиями, что переживала в ту эпоху его родная родина - Французская революция и правления Наполеона Бона-парта.

Родные Луи в будущем хотели видеть коммерсантом. Однако с раннего детства он не хотел ничему учиться, кроме живописи. Будучи от природы настойчивым и упрямым, юноша добивается разрешения посещать академию Сен-Люк, где учится рисовать с натуры, а с 1764 г. продолжает учиться у прославленного Буше и в В'єна, профессора Королевской академии.

Первая работа, написанная Луи Давидом, «Бой Марса с Мінервою», принесла ему большой успех.

В 1775 г. Давид вместе с В'єном отправляется в Италию, где изучает шедевры мирового искусства. 1780 г. возвращается в Париж и пишет картины: «Велизарий», «Портрет графа Потоцкого», «Святым Годом».

В последующие годы художник много пишет, создает такие полотна, как «Андромаха», «Смерть Сократа», «Парис и Елена», «Вид Люксембургского сада», «Саби-нянки».

Луи Давид тесно связывает свою творческую жизнь с политическим. Он становится активным участником событий Французской революции, членом Якобинского клуба, его виби-собирают в национальный комитет. 1793 г. вместе с другими депутатами Конвента Луи Давид проголосовал за смерть короля Людовика, которого позже казнили. Откликом на эти события стали работы «Брут», «Клятва в зале для игры в мяч», «Ле Пеллетье», «Смерть Марата».

Последний период жизни Давида был непростым. Наполеон, которого Давид всегда считал своим героем и кумиром, то отрекался от престола, то снова возвращался к власти. Наполеон наградил Луи командорским крестом Почетного легиона, а сыновья и оба зятья получили повышение по службе. С окончательным падением власти Бонапарта в жизни художника наступают черные дни. Его осуждают и навсегда видво-рюють за пределы Франции за то, что он голосовал за казнь короля. Вместе с семьей живописец выезжает в Брюссель.

Для современников в картинах Жака Луи Давида звучали мнения будущего, а для потомков этот художник стал единственным мастером, что донес до них дух своей суровой эпохи.

Новые большие задачи, поиски героических образов, которые воплощали гражданские доблести, были решены художниками другого типа, мастерами, которые создали свой новый художественный стиль. Это были Жак Луи Давид в живописи и Жан Антуан Гудон - в скульптуре.

Формирование мастерства выдающегося французского скульптора, одного из крупнейших мастеров скульптурного портрета, создание галерею ярких образов представителей эпохи Просвещения - Гудона (1741-1828). Слава непревзойденного мастера скульптурного портрета, которую Гудон завоевал еще при жизни, неоспорима и по сей день. Это связано с личностями его моделей - великих людей XVIII вв.: Вольтера, Же. Же. Руссо, Д. Дидро, Б. Франклина, Дж. Вашингтона.

Гудон выполнил несколько скульптур на мифологические сюжеты. Кульминацией творчества мастера в этом плане было создание статуи Дианы.

Французская революция лишила Гудона не только основной массы заказчиков, но и творческих сил. С середины 1790-х гг. его искусство стало резко падать. Он продолжает работать, но в значительно меньших объемах, выполняет портреты членов императорской семьи, маршалов и генералов. Последним произведением старого мастера был бюст Александра И, выставлен в Салоне в 1814 г.

Гудон оставил чрезвычайно большую творческую наследство: портреты женщин и детей, ученых и философов, людей искусства и выдающихся государственных деятелей.

К выдающихся художников Франции в XVIII ст. принадлежит яркий талант скульптора-монументалиста, мастера малой пластики и декоратора, автора композиций в стиле рококо и раннего классицизма - Фальконе Этьен Морис (1716-1791).

Многолетнее настойчивое обучение и труд, помноженные на природное дарование, принесли будущем мастеру большие результаты. Первая самостоятельная работа Фальконе «Милон Кротонський» сделала его имя популярным во французских художественных кругах.

В 1753 г. Фальконе исполняет ансамбль из двух фигур «Благовещение» и «Распятие» для церкви Св. Роха.

Покровительницей и основным заказчиком стала маркиза Помпадур - фаворитка Людовика XV. Для отделки ее дворца он создал большое количество работ, а также мраморную фигуру «Музыка». Его профессиональный уровень подтверждают скульптура «Садовница» и барельеф «Охота на уток». Принесли успех скульптору прекрасные творения малой пластики «Купальщица», «Амур» и другие.

В 1765 г. Фальконе получил через князя Д. Голицына приглашению Екатерины II создать в Петербурге памятник Петру i. 1766 скульптор с готовым эскизам монумента приехал в Россию. Творческая работа принесла Фальконе славу гениального скульптора-монументалиста. После отливки конной скульптуры в 1778 г. он покинул Россию. В 1782 г. в центре Сенатской площади был открыт монумент Петру i «Медный всадник».

Самые плодотворные годы жизни и триумф творческого гения французский скульптор посвятил России.

В архитектуре ярчайшим образцом классицизма остается ансамбль Версальского дворца, построенный в 1668-1689 гг. по приказу французского короля Людовика XIV. Архитекторы этой достопримечательности - Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. Основные сооружения Версаля напоминали своими формами древнеримские здания с огромными колоннами, портиками, скульптурами. Версальский парк, как и весь ансамбль, - это программный произведение. Это регулярный парк: в нем все выверено, розкреслено на аллее, определены места для фонтанов и скульптур. Общая его длина - около трех километров.

В стиле классицизма был построен Дом и Собор Инвалидов, Вандомську площадь и площадь Побед в Париже, восстанавливаются работы в Лувре.

В голландской архитектуре, начиная с середины XVII в. происходит крутой поворот к классицизму. Крупнейшая строение в Республике Соединенных Провинций - монументальная ратуша в Амстердаме - выполнена в стиле классицизма. Основан в 1648 г. это величественное сооружение, роскошно украшена внутри, была призвана воплотить идею могущества буржуазной государства. Строителям ее был выдающийся голландский архитектор Якоб ван Кампен (1595-1657). Голландские зодчие второй половины XVII в. создали новый тип патрицианского жилого дома с фасадом, украшенным строгими пилястрами и фронтоном. Этот тип строения оставался образцом для подобных сооружений в течение всего XVII в. и начале XVIII ст.

В XVIII в. в европейском искусстве зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм - течение в литературе и искусстве XVIII - начала XX вв., что базировалась на стилизации внешних форм античного искусства, итальянского Возрождения и частично классицизма.

В искусстве неоклассицизм связан с английским живописцем, графиком и теоретиком искусства Уильямом Хогартом (1679-1764). Основоположник просветительского социально-критического направления в европейском искусстве, мастер сатирического бытового жанра.

Учился в художественной школе, Академии Вандербенка. В 1720-х гг. Хогарт заявил о себе как иллюстратор. Иллюстрировал произведения Шекспира, Мильтона, Свифта, Сервантеса. Когда впервые были написаны живописные произведения, неизвестно. Но уже в 1728-1729 гг. выступил как опытный живописец («Политик», «Прихожане, которые спят», «Женщина, что указывает на отца своего ребенка» и др.).

Часто живописные работы воспроизводил в гравюрах. Размножены в сериях эстампов, произведения Хогарта имели большой успех. Он создал циклы: «Карьера проститутки», «Модный брак», «Карьера мота» из шести, восьми композиций, связанных общим сюжетом, которые высмеивали пороки общества. Приемы Хогарта сценические. Он и чувствовал себя драматургом: составлял словесные комментарии (ремарки) в своих картин и гравюр, характеризовал героев и даже давал им имена. Хогарт писал не только быт, но и был прекрасным портретистом («Портрет миссис Элизабет Солтер», «Автопортрет с собакой», «Портрет Мэри Эдвардс», «Портрет Л. Фентон», «Портрет капитана Томаса Корема»), сохраняя в портретах свой талант социального психолога и мастерство в передаче мгновенного состояния. Его портреты-этюды живые, свежие, например, портрет оживленной, розовощекой «Девушки с креветками».

Уильям Хогарт оставил несколько сотен произведений живописи и графики. Это был единственный художник английского Просвещения и первый живописец-просветитель в Европе.

Одним из величайших английских художников второй половины XVIII в. был Джошуа Рейнольде (1723-1792). Это широко образованный человек, хорошо знакомый с искусством старых мастеров, в частности итальянских живописцев эпохи Возрождения и более позднего времени.

Среди колоссального количества портретов (свыше две тысячи) Рейнольдса, которые знакомят нас с английским интеллигенцией того времени, представителями национальной культуры - писателями, учеными, актерами, а также государственными деятелями, военными, знатью - «Портрет писателя Стерна», «Портрет Нелли о'брайен», «Портрет Ричарда Берка», «Портрет графа Фредерика Бейсборо», «Портрет Пенелопы Бусбі», «Портрет адмирала Хітфілда», «Портрет герцогини Девонширської», «Портрет мальчика» и другие.

Широкая эрудиция Джошуа Рейнольдса, его большие знания в области техники жи-вопису, а также энергичный и общительный характер позволили художнику стать выдающимся деятелем английского художественного жизни своего времени. Он прославился не только как великий художник, но и как теоретик живописи, выступал со статьями о искусство, был организатором и первым президентом лондонской Академии искусств.

Творчество и просветительская деятельность Рейнольдса повлияли на английскую школу живописи конца XVIII - начала XIX в.

В искусстве этого направления преобладали простые, лаконичные, правильные формы, прослеживалась связь с реализмом, что сильнее всего оказалось в творчестве французского живописца, мастера жанровых картин, натюрмортов и портретов, автора свыше 1000 полотен Жана - Батиста Симеона Шардена (1699-1779). Свидетель расцвета французского Просвещения, современник выдающихся мыслителей - Вольтера, Же. Же. Руссо, Ш. Монтескье и Д. Дидро. Образование сначала получил в художника Пьера Жака, а впоследствии у известного живописца и скульптора Ноэля Никогда Куапеля, который высоко оценил способности ученика.

В 1724 г. Шарден получил первый заказ - написать вывеску для дома врача с изображением хирургических инструментов. Эта работа свидетельствует о таланте художника-живописца к жанрово-бытовых сцен. Через четыре года художник организовал первую персональную выставку, после которой приходит признание.

В 1730-1740-х годах художник создал свои лучшие жанровые сцены («Прачки», «Возвращение с рынка», «мать», Трудолюбива «Молитва перед обедом», «Чаепитие», «Помощник повара» и др.).

С любовью и теплом Шарден пишет детей: Мальчик « с волчком», «Маленькая учительница», «Девочка с воланом», «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», «Картонный домик» и др.

Большую часть среди живописных работ художника занимают натюрморты: «Медный бак», «Апельсины, серебряный кубок и другие предметы», «Виноград, гранаты, кофеварка, чем и бокалы», «Натюрморт с дикой уткой», «Корзину персиков и орехи», «Люлька», «Атрибуты музыки», «Атрибуты искусств» и другие.

Шарден исполнил ряд портретов в технике пастели: «Портрет жены», «Автопортрет в очках», «Автопортрет с зеленым козырьком».

Несмотря на то, что великий живописец оставил огромное наследие, сразу после смерти был забыт. Лишь в середине XIX в. французские писатели братья Эдмон и Жюль Гонкур заново открыли миру красоту и величие полотен Шардена.

Одним из величайших портретистов столетия был французский художник-пастеліст Морис Кантен де Латур (1704-1788).

В ранних работах Латура построение композиции разнообразная. Например, портрет своего товарища аббата Же. Же. Юбера художник решает в жанровом стиле. Портреты-картины дают возможность полнее и Латуру глубже охарактеризовать свои модели.

Латур непрерывно выставляется в луврських Салонах. Пишет большие репрезентативные композиции, но в Салонах представляет и небольшие камерные и интимные портреты (дофіни Марии Жозефи Саксонской, скульптора Же. Б. Лемуана, ученого Дюкло, маршала Морица Саксонского, королевы Марии Лещинской, актрис Жустини Фавар и Марианны Данджевіль и др.).

Латур в основном работал в технике пастели. Самый яркий период творчества художника приходится на середину XVIII ст.

В стиле неоклассицизма построена площадь Согласия в Париже и Малый Тріанон в Версале архитектора Ж. -А. Габриэля (1698-1782). Наибольшей сооружением неоклассицизма стала церковь св. Женев'єви в Париже, в которую годы Французской революции переименовали в Пантеон. Сюда перенесены останки выдающихся людей Франции, в том числе и ее строителя - Же. -С. Суфло (1713-1780).

В России неоклассицизм не развился в стилевую систему. Черты рококо оригинально переплелись с классицизмом. Российский классицизм стал одним из самобытных и ярких страниц европейского искусства. Появившись в XVIII ст., он вступил в довершение XIX ст. Выдающимися представителями русского классицизма XVIII в. в архитектуре были В. Баженов, М. Казаков, в скульптуре - М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Е. Фальконе и др., в живописи - И. Никитин, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский и др.

Романтизм как направление в европейской литературе и искусстве зародился в Германии в XVIII - начале XIX в. на основе осмысление уроков Французской революции. Для романтизма присущи духовный порыв, возвышение над реальностью, интуитивно-чувственное мировосприятия. Это обусловлено нежеланием смириться с противоречиями действительности. Романтикам было свойственно глубокое разочарование в реальной действительности, в последствиях антифеодальным революций, в возможностях существующей цивилизации. Они боролись против канонов классицизма. Вместе с тем одной из самых характерных черт романтизма страстная, всепоглощающая жажда нового, чувство необходимости радикального обновления мира. Романтики стремились до всего необычного. Характерным для романтизма есть и защита свободы, суверенитета и самоценности личности, внимание к внутреннему мира человека. Романтики страстно защищали право художника на творческую свободу, безграничную фантазию, отбрасывая регламентацию в искусстве, его унификации. Они тяготели к всего, что стояло «над прозой жизни», ставило художника над «серой повседневностью». Подобно тому, как класицисти считали нормой и образцом искусство античности, романтики ориентировались на искусство средних веков и Нового времени, отличного от классицизма.

Живопись XVIII в. уступал по драматизму и масштабностью живописи XVII ст. Наибольшие достижения живописи связанные с творчеством вышеупомянутых художников: Ж. -А. Ватто, Ф. Буше, Ж. -О. Франагора Ш. -Л. Давида во Франции, Хогарта и Д. Рейнольдса в Англии.

Романтизм является характерным для творчества испанского гения Франсиско Хосе де Гойи (1746-1828). Он стал не только одним из величайших живописцев и графиков Испании, но и существенно повлиял на все европейское искусство XIX и XX вв.

Долгую жизнь Гойи похоже на увлекательный роман. Приключения и опасные выходки воспалительного молодого испанца: дуэли, любовные интриги, бродячая жизнь с путешествующей труппой матадоров (тореадоров) и т.д. Параллельно развивался другой роман - роман его искусства, еще сложнее. Сложный - потому что его искусство многогранно, принадлежит к разным периодам: конца XVIII и первой четверти XIX в. и в зрелом периоде отличается сложным подтекстом, зашифрованной системой аллегорий. Гойя был первым живописцем двора Карлоса IV, но изображал семью короля («Семейство короля Карлоса IV») со злой насмешкой; он был придворным художником за Жозефа Бонапарта - ставленника Наполеона, он создал графическую серию «Ужасы войны» о сопротивлении оккупантам и потрясая картину «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»; он клеймил инквизицию, жестоко издевался над предрассудками. Гойя рисовал картины, воспевавшие испанский народ, прославляли его красоту и моральную силу, мужество и патриотизм.

В первой половине творческой жизни Гойя занимался только живописью. Он был непревзойденным живописцем, блестящим колористом, пытался подражать Веласкеса. Первое признание ему принесли работы, выполненные в стиле рококо, - картоны для шпалер (то есть тканых картин). Над сериями обоев Гойя работал в 1770-х и 1780-х гг. Он брал для них разнообразные сюжеты: здесь были старцы, стражники, контрабандисты, мотивы маскарада.

Став известным и модным придворным живописцем, Гойя писал очень много портретов, не отказывался и от церковных заказов, бытовых тем - «Семья герцога Осуни», «Молочница из Бордо». В середине 80-х гг. Гойя выполнил (пока только для себя) серию рисунков, которые назвал «Капричос», то есть капризы, фантазии. В 1799 г. мадридская газета представила коллекцию гравюр на трудные темы, выгравированных в технике офорта и акватинти. Ему чудом удалось избежать инквизиции. Когда художник работал над «Капричос», ему было уже за пятьдесят, был больным, глухим, но он стал художником и человеком нового типа, нового возраста - возраста пробуждение разума. Эта коллекция впоследствии превратилась в шедевр испанского гравюры и на один из важнейших произведений мирового искусства. Коллекция состоит из 80 эстампов, подписанных снизу. С самого начала своего существования «Капричос» внесли решающий вклад в популяризацию произведений автора и понимание его мировоззрения. Эти гравюры не только неоценимым заверением идей Гойи, но и возможностью заглянуть в его эпоху и задуматься над самой природой человека.

Таким был последний великий художник Испании и Европы, живой мост с «галантного» XVIII в. в критический XIX век.

Литература. Задавала тон новому направлению и литература. Творчество таких выдающихся писателей эпохи, как Корнель, Расин, Мольер, подчиняет острым ощущением значимости проблем «человек и общество», установкой на гармонию души отдельного человека и окружающей жизнью.

В литературе утверждалась иерархия жанров, которые делились на высокие (трагедия, эпопея, ога) и низкий (комедия, сатира, байка). Каждый жанр имел свои каноны и четкие границы, что не допускали их смешивание. Ведущее место в этой иерархии принадлежало трагедии. Трагедии Корнеля та Же. Расина, басни Же. Лафонтена, сатира Н. Буало, комедии Мольера не только пытались решить общественные конфликты в идеальной сфере античности, но и переносили их в зону тогдашних социально-этических, моральных коллизий, что повлекло развитие реализма. Больше всего это касается творчества Мольера, которая объединила различные идейно-художественные течения, определив дальнейшее развитие литературы. Комедии Мольера перестали быть «низким» жанром. Его лучшие пьесы по тематикой, философским, психологическим и моральным звучанием достигли уровня трагедии. С конца XVII в. классицизм вступил в полосу упадка, возродившись в эпоху Просвещения.

Английская литература XVIII в. по методами изображение действительности неоднородна. Ведущим методом является просветительский реализм. Но первые десятилетия XVIII в. отмечены развитием просветительского классицизма (Аддисон, Поп), а во второй его половине развиваются сентиментализм и ранний романтизм. XVIII в. в Англии - период, когда возникают все основные направления и черты грядущей английской литературе начала XIX в. Огромный путь проходит роман, блестящие образцы дает сатирическая комедия, гениальных вершин достигает поэзия. Героями романов были обычные люди, которые волею судьбы оказываются в различных обстоятельствах, когда им надо проявить свои лучшие качества. Типовые образцы просветительского романа дали Д. Дефо, Д. Свифт, С Ричардсон, Г. Филдинг.

Одним из самых известных писателей этой эпохи был англичанин Даниэль Дефо (1660-1731). Яркий публицист, в ряде своих памфлетов высмеивал дворян за приверженность к титулам. Выдвигал проекты реформ, которые способствовали бы буржуазном развития Англии. Популярные произведения: «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс», «История полковника Джека», «Капитан Сінгльтон» принесли автору мировую славу и признание. В «Робинзоне Крузо» прозвучала тема разумного эгоизма, активной, жизнеутверждающей позиции, безграничных человеческих возможностей и их реализации. Автор произведения убедительно доказывает, что с самых безнадежных ситуаций всегда есть выход, но для этого нужно приложить собственные усилия, незаурядной труда, стойкости, мужества, быть уверенным в своей силе и уме.

Другого английского писателя и политического деятеля Джонатана Свифта (1667-1745) роман «Путешествия Гулливера» в мире читателя пользовался неограниченной популярностью. Он сатирически изображал политический и социальный строй современной ему Англии, политических деятелей. Под видом сказочных путешествий своего героя он высмеял пороки современного ему английского общества, чванство, жадность, подозрительность, произвола, несправедливости. В большом серия памфлетов Свифт показывает ужасные результаты английского господства в Ирландии. Он был идейным вдохновителем национально-освободительной борьбы в этой стране в 20-х годах XVIII века.

Выдающимся представителем английского реализма XVIII в. был Генри Фільдінг (1707-1754), в произведениях которого подана картина социальных контрастов Англии. Самый яркий в этом плане произведение «История Тома Джонса». Фільдінг критикует не только пережитки феодализма, но и недостатки новой буржуазной цивилизации.

Особое место в литературе XVIII в. принадлежит выдающемуся шотландском поэту Роберту Бернсу (1759-1796). Народный поэт и большой гуманист. Он создал произведения, исполненные революционной страстности и гуманистического пафоса, что резко отличает его от большинства представителей английского просветительства. Его творчество получило признание при жизни. В своих стихах он изобразил образы крестьян, выступал против социального и национального гнета - «Был бедный фермер отец мой», «Веселые нищие». Часть его произведений периода Французской буржуазной революции проникнута революционными настроениями - «Дерево свободы», «Честная бедность».

В романах Антуана-Франсуа Прево (1697-1763) бурные человеческие страсти сталкивались с обычными обстоятельствами жизни - материальными, семейными, через что переживания становились не абстрактными, как в классических произведениях, а реальными, злободневными. В то же время Антуан Франсуа Прево нарушил каноны просветительской литературы. Он не только вывел на сцену жертв сословных предрассудков, социальных условий жизни, а углубил человеческую драму внутренними психологическими факторами, прежде всего качествами характера («Записки знатной человека», «История кавалера Де Грие и Манон Леско»).

Важную роль в развитии немецкого Просвещения сыграли выдающийся поэт и мыслитель Иоган Вольфганг Гете (1749-1JS32), великий поэт Иоган Фридрих Шиллер (1759-1805), философ и писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), и публицисты Георг Форстер (1754-1794) и Кристиан Шубарт (1739-1791). Немецкие просветители впервые противопоставили литературу, театр, музыку традиционно господствующему изобразительном искусству, рассматривая их как жанры динамического искусства. Они выступали против деспотизма, за справедливость и свободу, воспевали сильных, смелых людей, которым присущи яркие глубокие чувства. Это положение вошло в европейскую эстетическую мысль.

Именно такие черты характера свойственны героям произведений Шиллера - одного из основоположников немецкой классической литературы. Он является автором многих лирических стихов, баллад, драм, проникнутых свободолюбивыми мотивам, идеей братства, борьбы народов против порабощения. В драме «Разбойники» в образе Карла Моора автор воплотил стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальных порядков. В драматичном произведении «Вильгельм Телль» возвеличено швейцарского народного героя, борца за независимость и свободу страны из-под австрийского гнета. В «Оде к радости» поэт выступил против тирании и угнетения, за братство и единство народов.

Самым выдающимся представителем эпохи Просвещения в немецкой литературе был Гете. Творчество Гете обнаружила важнейшие тенденции и противоречия эпохи. Глубоко понял значение Французской революции. Он, как великий гуманист, верил в творческие возможности человека, отрицательно относился к любого насилия. Это нашло яркое отражение в его всемирно известном произведении, драматической поэме «Фауст». Более полвека Гете работал над этим произведением, вторую часть которого закончил за год до смерти.

В произведении отражено поиски смысла жизни, счастья. Доктор Фауст - герой немецких средневековых легенд и главный герой трагедии Гете - это, прежде всего, человек, вечно недовольная собой и своим окружением, душа мятущаяся, искренняя. В конце трагедии, пережив множество приключений, уже погибая, Фауст приходит к выводу, что смысл жизни, высочайшее наслаждение, счастье заключаются в самоотверженному труду, деятельности и борьбе на пользу народа.

В литературе XIX-XX вв. Фауст является символом титанической творческого труда, неутомимого искания истины и борьбы за свободу человеческого духа.

По сюжету «Фауста» французский композитор Ш. Гуно (1818-1893) создал одноименную оперу.

Появляется целый ряд специальных исторических трудов просветителей, которые положили начало «философию истории». Качественно новым шагом в развитии проблемы историзма стала деятельность Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) - немецкого просветителя, великого исследователя национальных культур, выдающегося историософа, литературоведа.

Исторический прогресс человечества Гердер связывал с развитием культуры, к которой относил язык, искусство, науку, религию, семейные отношения, государственное управление, обычаи и традиции. Он описывает историю и культуру разных народов к XIV в., осуждает претензии со стороны любого народа на избранность, исключительное место во всемирной истории, призывает изучать культуру разных народов. Это мало плодотворний влияние на развитие гуманитарной мысли.

Гердер выступил с идеей единства исторического процесса и общественного прогресса для всех обществ и народов, хотя бы как их обычаи были непохожими. За ним, человеческое общество проходит ряд ступеней, где нет высших и низших рас и народов, где каждая культура ценна своим своеобразием и где развитие идет от древних культур Востока, через античную, к средневековья и до нашего времени. За Гердером, вся история народов - это школа соревнования в быстром достижении гуманности.

Музыка. Высокая волна общественного движения ознаменовалась характерными изменениями во всех видах искусства, которое через эпоху барокко и «старого» классицизма пришло сначала к ряду новых «промежуточных» течений, а потом к революционному классицизма XVIII ст. Наиболее чувствительной к изменениям оказалась музыка, усвоив драматизм тематики, бурные страсти, динамичное развитие мнения, разные контрасты. В результате рождаются великие циклические формы, оперы, оратории. В вокальную и инструментальную творчество проникает народная песня, массовые жанры активно влияют на симфонические и оперные произведения.

Передкласична сутки (так ее называют, поскольку она предшествует венской классике) охватывает почти века - от конца XVII до конца XVIII ст. Это период бурного расцвета всех музыкальных жанров в крупных европейских странах, музыкальная культура которых приобретает все более отчетливые национальных черт.

Величайшими представителями передкласичної итальянской музыки были Джованни Баттісту Перголезе (1710-1736), который написал 14 опер, много вокально-инструментальных и камерных произведений; Джованни Паізієлло (1740-1816) - автор «Сивильского цирюльника» и Доменико Чимароза (1749-1801) - автор «Тайного брака».

Итальянская передкласична музыка дала богатый достижения и в области инструментальной, камерной и оркестровой музыки - Антонио Вивальди (1678-1741), Джузеппе Тартини (1692-1770). Италия дала миру Доменико Скарлатти (1685-1757) - гениального клавесиниста XVIII ст.

Виднейший представитель передкласичної французской музыки - Жан-Филипп Рамо (1683-1764).

Прежде чем музыка пришла к обобщающему стиля венских классиков в лице Гайдна, Моцарта и Бетховена, в XVIII ст. возникло несколько так или иначе связанных с Просвещением «молодых» стилей, что формировали вкусы общества, их общая цель - стилевое облегчение, отказ от религиозной тематики, сложных концепций, декоративной пышностью. Ранним представителем этой школы, просветительского классицизма XVIII в. с его общественным пафосом, ге-роїкою, идейно насыщенными образами, был Христоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787). Автор оперной реформы, подготовленной идеями эстетики Просвещения. Она, по его мнению, должна коснуться, главным образом, опер-серіа, которые необходимо лишить излишеств и великолепия вокальной виртуозности, установив при этом соотношение между драматическим действием и музыкой, слив гармонично воедино слово, музыку и жест. Его искусство около стоит к трактовке в живописи античных сюжетов и характеров накануне Великой французской революции.

Богатая объему, разнообразная жанрам творчество выдающегося композитора-новатора Франца Йозефа Гайдна (1732-1809), одного из основоположников венской классической школы. Большое историческое значение художника не только в том, что он усовершенствовал и утвердил классический тип симфонии и квартетов, а в том, что он был и основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра. Его произведения духом, содержанием глубоко народные. Особенно лучшие симфонии и квартеты - то безупречное зеркало культуры конца XVIII ст., когда искусство мало совмещать величие и глубину в приятной, уравновешенный, мягкой художественной форме. П. И. Чайковский сказал, что если бы не было Гайдна, то не было бы ни Моцарта, ни Бетховена, он обессмертил себя усовершенствованием замечательной, идеально разумной формы сонаты и симфонии.

Следующий гениальный представитель культуры эпохи Просвещения - Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Творчество Моцарта - вершина европейской музыки XVIII ст. Трудно даже подобрать подходящие слова, чтобы ими передать удивление, восхищение, преклонение поколений перед творческим подвигом этого феноменального музыкального творца. Все в его творческой биографии поражает - стиль гения, достойная удивления фантазия и плодовитость, оригинальность в мышлении. За свою короткую жизнь, обозначенное постоянными нищетой, заботами, тревогами и болями, он успевает дать миру огромное количество произведений во всех жанрах и формах (более 600). Некая неведомая сила велела спешить, словно знала, что недолго ему оставалось жить. На двенадцатом году жизни он уже автор двух опер. В семнадцатилетнем возрасте в его активе две новые оперы, двадцать симфоний, целый ряд театральных серенад, дивертисментов и др.

Произведения великого^ новатора полны глубокого философского и идейно-эмоционального содержания. Его музыкальные образы формируются в широком диапазоне - от интимных или трагических, скорбно-патетических, преисполненных лирико-философских размышлений частей к наполненных доверху живительным и радостным торжеством финалов; от благоговения к патетического несокрушимой воли в борьбе, к героике и титанической мощи в преодолении страданий.

Богатое творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827) очень разнообразно по жанрам и тематике. Это оперы, девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано, семнадцать струнных квартетов, пять фортепианных концертов, десять сонат для скрипки и фортепиано, концерты для скрипки с оркестром, двадцать три сборники вариаций для фортепиано, многочисленных песен, арий, песенных обработок, ораторий и т.д.

В пантеоне бессмертных Бетховен обеспечивает себе место не салонными пьесами в духе дворцовой благородной традиции XVIII ст. - неминуемой дани, которую каждый композитор платил своего времени, - а своими большими, что дожили до наших дней, знаменитыми творениями, которые звучат ежедневно в многих уголках нашей планеты.

Величие композитора в том, что в исключительно богатом образном строе его произведений раскрывается с неповторимой выразительностью глубоко демократический дух и пафос, созвучный не только умонастроям европейской прогрессивной интеллигенции тех времен, но и свободолюбивым разрывом всего человечества. Величие композитора в том, что он самобытен, что своим творчеством пророчествовал пути для будущего развития; что в интонационном отношении его музыка питается соками народных и героїко-закличних песен эпохи, которые творчески осмысливал, а не слепо следовали. То, что он расскажет миру - значительное, новое по звучанием, важное, смелое, глубокое, новаторское по своей форме, - отображает умонастроения современной ему эпохи, поиски европейской художественной мысли и человеческого духа в период формирования романтизма.

В сфере музыкальной культуры окончательно воцарилась опера, которая становится настоящим синтезом искусств (музыка, костюмы, декорации, бутафория и т.п.). Рядом с оперой развиваются и другие крупные вокально-инструментальные формы - кантата, инструментальный и сольный концерт.

Творческое наследие трех гениальных представителей венской классики постоянно подтверждает свою незыблемую жизнеспособность.

Следовательно, европейская культура XVII-XVIII ст., которая развивалась на принципах рационализма и просвещения, выработала новые методы, средства научного познания и освоения окружающей среды, сформировала мировоззрение, свободный от феодальных предрассудков, идейно подготовила революционные сдвиги в Западной Европе, что наиболее полно выразилось в идеалах Французской революции, выработала новые средства художественно-художественного отображения окружающей мира.



Назад