Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.5. Украинская культура в XVII-XVIII ст.


XVII-XVIII ст. - исключительно сложный и важный период в жизни украинского народа. В политической истории он охватывает такие процессы, как переход всех украинских земель под власть Речи Посполитой, нарастание освободительной борьбы, создание национальной государственности в ходе Хмельнитчины, дальнейшая потеря завоеваний. В отечественной культуре это была яркая, плодотворная эпоха, принципиальная для дальнейшего развития. Можно выделить целый ряд причин, которые объясняют культурный подъем в Украине.

Всенародная война за свободу Украины 1648-1657 pp. непосредственно отразилась и на культурной жизни. Патриотические чувства, совместные походы, массовое переселение - все это способствовало культурной интеграции различных регионов. В ходе войны крепла новая украинская государственность, которая опиралась на казацкие традиции. Хоть Гетманщина включала только часть национальной территории, но само ее существование вело к росту национального самосознания.

Появление книгопечатания на украинских землях в XVI ст. - значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формировании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функционального назначения, открыла новый этап в истории культуры - искусство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Большинство книг, особенно научных, в этот период печатались на латыни.

Печатное дело получила развитие во всей Украине. Уже в начале XVII в. здесь насчитывалось около 20 типографий, крупнейшей из которых была типография в Киево-Печерской лавре. Типографии создавались на средства меценатов, Войска Запорожского. Активно занимались организацией типографий братства.

Наряду со стационарными типографиями также были передвижные. До середины XVII в. насчитывалось уже около 40 разных типографий. Наибольший удельный вес в печатной продукции имели книги религиозного характера, но выдавались также научные трактаты, справочники, календари, учебники. Некоторые из учебников играли важную роль в образовании. Так, грамматику, автором которой был Г. Смотрицкий (1619), М. Ломоносов назвал «вратами учености». Она переиздавалась более 150 лет практически в неизменном виде. Примечателен тот факт, что в домашних библиотеках богатых львовских мещан насчитывались десятки и сотни книг.

В отличие от европейских и південнословянських першодрукарів украинские мастера в издательском деле не использовали пергамент, книги печатались на бумаге. Бумага была частично привозным, но подавляющее большинство его изготовлялась на отечественных фабриках (папірнях). Бумага был особенным, с филигранями - водяными знаками. Для филиграней использовали гербы учредителей папірень, изображения монастырей или братских церквей, которым принадлежали типографии, гербы городов и т.д.

Все время Лавра заботилась о своих внешность книг, и здесь печерские издание не имели себе равных. Лаврская гравюра приобрела себе заслуженную славу среди всего словянського мира. Художники готовили нужны рисунки, а граверы вырезали их на дереве (а с конца 1680-х гг. и на меди); свои рисувальні и граверні имеет Лавра уже в XVII ст.

Первый период лаврского печати - это период ее свободной жизни. Лавра свободно печатала все книги, которые только считала полезны и нужны. Таким жизнью жила Лавра целых 70 лет, то есть до того времени, когда украинскую церковь было отдано московскому патриарху.

Лавра выпустила в свет длинный ряд роскошных изданий с большим количеством гравюр. Печерская графика особенно ценна тем, что она постоянно базируется на украинской традиции. Очень любила Лавра давать на гравюрах своих изданий свой печерский быт. Часто можно увидеть на этих гравюрах рисунки Успенской церкви, пещер, лаврский иконостас, Антония и Феодосия и др. Вообще печерские гравюры дают богатый и ценный материал для изучения тогдашнего украинского жизни и культуры.

В середине XVII в. печатная книга стала существенным фактором развития украинской культуры ее тематика отражала состояние церковной жизни, образования, науки, искусства, общественно-политической мысли. Книгопечатание и книгоиздания на то время еще не отделились друг от друга. Некоторые типографии были не просто прибыльными полиграфическими предприятиями, но и издательскими центрами, центрами развития литературы. Вокруг них собирались писатели, знатоки языков, мастера художественного оформления книги. Важно подчеркнуть поддержку украинского книгопечатания гетманским правительством и казацкой старшиной.

В первой половине XVIII в. начинается новый период в истории украинского книгопечатания. Российское правительство запретило Киевской и Черниговской типографиям выдавать что угодно, кроме древних перепечаток изданий, которые не должны были отличаться языке и даже ударениями от российских. Самым популярным произведением печатной литературы стала в XVIII ст. четырехтомная «Книга житий святых» Дмитрия Туптало. Она находила сторонников не только среди духовенства, но и среди грамотных крестьян и мещан. Кроме уже упоминавшихся произведений, выданных украинскими и польскими типографиями духовные стихи разных авторов, примером которых становятся польскоязычные поэтические сборники Лазаря Барановича.

Из литературных произведений, печатавшиеся, самый широкий круг читателей имели, в первую очередь, ораторсько-поучительная проза, жития, духовные стихи. Зато по количеству названий наиболее распространенным литературным жанром стали панегирики и панегирические стихи. Барочный панегіризм унаследовал от ренессансного аллегорию, насыщенность античной атрибутикой, однако поздние панегирики схематичніші, отдаленные от реальности. Торжественного звучания отдельным панегірикам предоставляли языки латинский и церковнословянська, хотя достаточно престижными в этом жанре считались украинская польская. Выдавали панегирики почти все типографии, особенно связанные с учебными заведениями; авторами бывали преподаватели, а то и ученики. В некоторых случаях заключения панегириков стало составной частью учебного процесса или его дополнением.

Распространились свадебные панегирики, панегирики, посвященные военным и государственным деятелям, которые выдавались по случаю тех или иных событий их жизни. Панегирическая характер имели также проповеди и стихи с случаю похорон.

Отдельную группу составляют панегирики гетманам Ивану Самойловичу, Ивану Мазепе (их больше всего), Разумовскому. Произведения в честь гетманов представляют государственный струю в украинской барочной литературе. С другой стороны, издание многочисленных панегириков польским королям и русским царям отражало подчиненный статус Украины в составе этих государств. Распространенность панегириков украинским церковным иерархам удостоверяет роль церкви в национально-культурной жизни.

В культуре барокко важным элементом оставалась наследие античной литературы, и это нашло определенное отражение в репертуаре изданий. Для учащихся коллегиумов издавались произведения староримських авторов, иногда с научно-вспомогательным аппаратом. С учебной целью публиковались на латинском языке произведения Корнелия Непот, Ціцерона, Горация, Лукреция Кара, Вергилия, Теренция Варрони, Плиния Старшего. В конце XVIII в. в Галичине появляются и немецкоязычные публикации на античные темы.

Если украинская книга конца XVI - первой половины XVII в. имела отчетливые признаки национального своеобразия, то на конец XVIII в. она набирала черт, свойственных тогдашней европейской книге в целом.

Украинское духовенство долго отказывалось идти под московскую власть, потому что хорошо понимало, что Москва приостановит всю культурную работу Украины. И когда насилием, предательством и подкупом над украинской церковью воцарилась Москва, с того времени всем просветительским делам украинского духовенства пришел конец.

Второй период лаврского печати - это период борьбы за права Лавры, за ее свободу печати. Начался этот период после присоединение украинской церкви в 1686 г. до московского патриархата. Он попытался подчинить себе обе типографии Киевской православной метрополии - лаврскую и черниговскую. В это время запрещается издание книг на русском язык, на печатание нужен был разрешение патриарха. Синод осуществлял контроль по содержанию и языком изданий под угрозой жестоких наказаний. И поэтому не удивительно, что по XVIII в. мы имеем немного украинских печатных произведений, но зато появилось большое количество рукописных произведений, случайно увидели свет только в XIX ст.

В борьбе за свободу печати, что так долго и так упрямо вела Лавра, гору таки взяла Москва. И права Лавры были сломаны, она уже и не протестовала и начала печатать книжки, только одинаковые с книгами московскими. Наступил третий, новый период лаврского книгопечатания, что уже вполне шел под патриотическим «флагом русификации».

В Украине, которая находилась под властью Москвы, в XVIII ст., как уже упоминалось, царское правительство проводит реакционную политику относительно книгопечатание: были запрещены публикации на русском языке, введены цензурные ограничение. После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. книгопечатания на русском языке в упадок.

Большинство издательских центров конца XVIII ст. не заслуживает названия украинских ни по языку, ни по тематике изданий. В то же время происходит частичное расширение репертуара типографий, увеличивается количество светских научных трудов, пособий для изучения иностранных языков, медицинских и хозяйственных советчиков.

Литература. Развитие книжного дела был толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отражала переходный характер эпохи, то время, когда происходило формирование национальной языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие столетия считались запрещенными или ненужными. Велась ожесточенная полемика между сторонниками унии и ее оппозицией, результатом чего и стал уникальный жанр украинского писательства - полемическая литература. Последняя оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры, в том числе литературы и философской мысли. Основная масса православного духовенства, украинская шляхта, мещане и особенно крестьяне не допускали мысли об объединении церквей, видя в этом покушение на отцовскую веру.

Характерной чертой украинской литературы, издавалась в условиях Большого Польско-Литовского княжества, а в дальнейшем и в составе Российской империи, стало утверждение идей гражданского гуманизма, то есть идей общего блага общества, подъем авторитета родного языка, воспитание молодежи на принципах патриотизма. Ярко эти мотивы оказывались в педагогической и ораторсько-учительній прозе Второй половины XVII в. Образование, литература и издательское дело в польско-литовскую сутки в Украине развивались на уровне европейского культурного процесса.

Наиболее ярко отражала новые тенденции переводная литература. В XVII в. были переведены и опубликованы различные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник «Аристотелеві врата». Распространяются переводы Священного Писания, которые представляли такой жанр, как агіографія. Одним из наиболее ценным считается «Пересопницкое Евангелие», созданное в 1561 г. Перевод с болгарского языка и подготовка текста были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни. Причем перевод Святого Письма впервые сделано на «простую» украинскую тогдашнюю язык.

Рядом с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVII в. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т. Шевченко ставил выше гомерівських поэм. Например, популярными были циклы дум «Маруся Богуславка», «Самойло Кошка» и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православю.

В XVII-XVIII вв. поэтические произведения чаще всего создавались странствующими диаконами и подьячими - учащимися духовных школ. В период летних каникул они путешествовали и писали стихотворные произведения на заказ, с целью заработка. Смысл этих стихов мог быть хвалебно-величальним (панегирик) или связанным со смертью и похоронами будь-кого из знатных людей (мадригал). Вместе с тем многие эпиграмм, стихов, поэм были авторскими. Например: Себастьян Кленович - «Роксолания», «Звитяжство богов», Мелетий Смотрицкий - «Лямент в свита нищих...», Касиян Сакович - «Стихи на жалобный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича-Сагайдачного», Симон Зиморович - книга любовных песен «Роксоланки, или Русские барышни» и др. Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что соответствовало тогдашним вкусам. В то же время в этих произведениях редко присутствуют художественные образы, інакомовність, метафора. Все это придает поэзии XVI - начала XVIII в. несколько наивного, неизящного характера. Надо учесть и то, что литературной нормы в русском языке в то время еще не было, в связи с чем стихотворные произведения трудно воспринимаются современным читателем. Однако украинская поэзия XVI - первой половины XVIII в. переживала важный этап своего развития. В XVIII в. крупнейшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды.

Общественно-политические события середины - второй половины XVII в. обусловили перелом в истории украинской литературы. Из этого времени начинается новый период ее развития, который длился до конца XVIII в. За устоявшейся періодизацією он рассматривается в комплексе всего древнего украинского литературы XI-XVIII ст., и целый ряд признаков дает основания считать его как переходный этап от литературы древней к новой, расцвет которой приходится на сутки украинского Возрождения.

Литература второй половины XVII-XVIII ст. продолжает и развивает традиции древнего писательства, использует церковнословянську язык, культивирует старые жанры ораторскому, агиографической, паломнической, частично полемической прозы. В то же время зарождаются и достигают вершин развития новые жанры - в мемуарах-историческая проза, бурлескно-травестійна и сатирически-юмористическая поэзия, школьная драма, которые определили характер и стиль писательства.

Украинская литература этого периода вписывается в универсальный европейский стиль эпохи - барокко с его утонченной алегоричністю и контрастностью образов, риторичністю и усложненной метафоричностью, тяготением к пышности. Барочный стиль был господствующим в украинской литературе, проявлялся во всех ее жанрах и жанровых разновидностях.

Украинская литература XVII ст. - разноязычная. Она творилась церковно-славянской (словеноруською), на староукраинском, старопольским, латинском и русском языках. Многоязычность и открытость - одна из характерных примет украинской литературы XVII-XVIII ст., признак ее европейского характера. В XVII в. популярной становится драматургия. Наиболее распространенными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, делилась на три формы: мистерия - таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; міракл - события жизни святых; моралите - драмы, в которых выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и др. и велись разговоры поучительного характера.

Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и светские темы. ее цель заключалась прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а также Библии. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму «Комедия на Рождество Христово», Симеон Полоцкий - драму «О Навуходоносора», Григорий Конисский - «Воскрешение мертвых».

В конце XVII-XVIII в. в литературе формируются новые черты, она освобождается от влияния теологических учений и набирает выразительно светского содержания. До конца XVIII в. ветшают полемическая, житійна и ораторсько-проповедническая проза, школьная драма, религиозно-моралізаторська лирика. На первый план выходят светские произведения, проникнутые критикой средневекового уклада, в частности сатирически-юмористические стихи, органично связанные с фольклором.

Подавляющая часть литературных произведений второй половины XVII-XVIII вв. анонимная, сохранилась в рукописях и рукописных списках без имени автора. Сравнительно немного авторов называли свое имя. Утвердились как творческие личности писатели-профессионалы: Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Антоний Радивиловский, Иван Величковский, Феофан Прокопович, Дмитрий Туптало (Ростовский), Стефан Яворский, Митрофан Довгалевський, Василий Григорович-Барский, Григорий Грабянка, Самойло Величко, Петр Кохановский, Иван Некрашевич, Григорий Сковорода и др.

Самой выдающейся фигурой в культурной и литературной жизни Украины XVIII в. был великий народный^ мыслитель, образовательный деятель и писатель Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Его многогранная творчество - это последнее звено перехода от древней украинской литературы новой. В своих философских трактатах и литературных произведениях Сковорода развивал целый комплекс идей, актуальных для второй половины XVIII ст., выражал передовые взгляды тогдашнего общества.

Г. Сковорода был талантливым художником слова - баснописец и поэт. За пять лет он написал ИЗ басен («Харьковские байки»), в основе которых лежат оригинальные сюжеты. Байки пронизывает пафос гуманизма и демократизма. Высочайшее писатель ценит высокие моральные качества человека: честность, доброту, трудолюбие, скромность, природный ум, осуждает погоню за чинами, высокими титулами («Пчела и Шершень», «Олениха и Кабан»). По его мнению только «родной труд» приносит счастье человеку и пользу обществу.

В байках Сковороды нашли продолжение и обогащение сатирические мотивы древней украинской литературы. Писатель фактически закончил украинскую байкову традицию XVII-XVIII вв. и вывел басню как литературный жанр на путь самостоятельного развития.

Кроме сборника басен ему принадлежит еще около двух десятков стихотворений и поэтических переводов, часть которых написана на латинском языке. Своим поэтическим творчеством Сковорода завершил более чем двухсотлетний путь развития силабічного стихосложения в украинской поэзии и начал силабо-тоническое. Лучшие его стихи, которые вобрали в себя достижения народной лирики, еще при жизни поэта стали народными песнями.

Самобытное творчество писателя принадлежит к выдающихся достижений украинской культуры XVIII ст. В ней отражено протест против тирании, несправедливости и насилия над человеческой личностью, нашли дальнейшее развитие идеи гуманизма и Просвещения. Сковорода завершил давний период развития украинской литературы и стал предтечей новой украинской литературы.

Украинская литература XVII-XVIII вв. достаточно отбила духовное состояние народа. Литература этого периода выполнило свое историческое задачи, отразив почти все важные события, показало сущность украинского национального духа, украинской ментальности от древнейших государственных устремлений до малейших проявлений мировой культуры.

Летописи. Своеобразным литературным жанром были летописи. Не будучи историческими исследованиями в полном смысле, летописи сочетают черты науки и искусства. Если первые редакции Киевского летописи, созданного в начале XVI ст., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, которые отразили яркие и важные события того времени - формирование казачества, Освободительную войну 1648-1657 гг. и др. - летопись Самовидца, Григория Грабянки, Самийла Величка, монастырские летописи. Наравне с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспоминания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки. При активном участии В. Бодянского, ученого секретаря «Общества истории и древностей Российских», в 1846 г. увидел свет «Летопись Самовидца об войны Богдана Хмельницкого и о міжусібя, что были в Малой России, и о его смерти». Автор летописи был скромным человеком, что было в традициях летописцев, поэтому имя его неизвестно. Он, как свидетельствует текст, был непосредственным участником войны Бы. Хмельницкого.

Видевший рассказывает о событиях, которые происходили в Украине, и связывает их с процессами в соседних государствах - России, Польши, Молдавии. Освещается деятельность сподвижников Бы. Хмельницкого, не остаются вне поля зрения исторические деятели соседей - российского царя Алексея Михайловича, Степана Разина и др. Он, по мнению исследователей, наверняка пользовался архивом Коша Запорожского, поскольку в летописи приводится ряд документов о дипломатические миссии запорожцев, точные цифры численности реестрового казачества и т.д. «Летопись Самовидца» имеет чрезвычайную ценность для ученых. Он дает возможность основательнее изучить сутки казачества и личностей, которые ее создавали.

Первый казацкий летопись анонимный, следующие - авторские. Григорий Грабян-ка и Самойло Величко заключили своды, где рассказали о казачество с той полнотой освещение материала, которая была им доступна. Бесспорно, оба авторы знали «Летопись Самовидца», но каждый толковал события по-своему.

Несмотря на то, что основная тема произведения Г. Грабянки - события освободительной войны 1648-1654 гг., он видное место отводит вопросу происхождения казачества, полемизирует с польскими писателями Кохановским, Стриковським и Гвагніним. Он ярко описывает быт и жизнь казаков, их моральные принципы, утверждает, что за ложь, блуд и бесчестье виновный мог быть наказан на смерть. Г. Граб^нка искренне болеет за судьбу Украины, особенно после Люблинской унии 1569 г. Его возмущают притеснения казаков и простых людей, которые стали почти бесправны и отданы на откуп господам и арендаторам, народ был обречен на вымирание. Образ Бы. Хмельницкого освещается достаточно обєктивно и, исходя из контекста, с большим уважением. Летопись Г. Грабянки и сегодня является ценным первоисточником. К нему прилагаются два реестры Войска Запорожского - к Б. Хмельницкого и после его смерти.

Наиболее фундаментальным трудом является четырехтомный «Летопись». Величка, выданный 1848-1864 pp. В летописи Величка использовано большое количество документального материала. Здесь полностью приведены десятки правительственных официальных и частных писем, актов, универсалов, грамот, дипломатических документов, топографических описаний, реестров и т.д. Часть этих материалов, как обнаружили исследователи, не являются подлинными документами. И несмотря на некоторые сомнительные документы, пробелы, касающиеся 1649-1652, pp. автор доносит до читателю много источников украинской историографии второй половины XVII - начала XVIII ст., летопись является выдающимся историческим и литературным памяткой своего времени.

Как и во всех казацких летописях, центральной фигурой этого произведения выступает Богдан Хмельницкий. Величко приводит биографии и характеризует украинских гетманов после Хмельницкого. Автор с любовью описывает многочисленные походы на турок и татар прославленного запорожского кошевого Ивана Сера.

Текст летописи щедро пересипаний меткими народными выражениями, пословицами и поговорками, сравнениями и т.д. Автор «Летописи» не отделяет Украину 1648-1654 гг. от исторического развития стран, с которыми ее свела судьба, приводит много цитат из исторических трудов зарубежных авторов, часто на языке оригинала, в частности, польского поэта Самуила Твардовского и немецкого историка Пуффендорфа, который рассказывает об Бы. Хмельницкого и его окружение. Автор утверждает, что украинский народ выживет, несмотря на все старания соседей свести его с исторической арены.

Образование и наука. Одной из характерных черт украинской культуры XVII-XVIII вв. есть особый интерес, который проявило общество к образованию.

Поскольку культура развивалась в польских условиях столкновения католической и православной церквей, то каждая из сторон стремилась использовать все средства для усиления своего влияния. Своеобразным результатом такого противостояния стала широкая сеть различных школ.

Долгое время основным типом учебных заведений были начальные, приходские (приходские) школы при православных монастырях и церквях. Уровень и формы обучения в них уже не отвечали требованиям времени. После образования Речи Посполитой в 1569 г. в Украине появились иезуитские коллегиумы - по сути высшие школы, которые были хорошо организованы и финансово обеспечены. Главным условием приема к иезуитского колледжа было исповедование католицизма. Эти учебные заведения выполняли функцию окатоличивания и ополячивания украинского населения.

Несмотря на то, что многие из представителей украинской элиты ориентировались, как уже говорилось, на чужую культуру и язык, нашлись все же патриотически настроенные богатые феодалы, которые выступили инициаторами создания православных школ, которые бы не уступали иезуитским. Традиции меценатства были в этот период ярко выраженными. Можно назвать имена князя Андрея Курбского, который в городке Міляновичі на Волыни создал целый культурный кружок, и князя Юрия Слуцкого, который в своем имении собрал многих деятелей культуры Украины, Белоруссии и др. Одним из самых преданных украинской культуре людей был князь Константин-Василий Острожский. В 1576 г. в своем имении он открыл первый православный коллегиум, куда для работы были приглашены специалисты из ряда европейских стран. В коллегиуме изучались давньословянська, греческий и латинский языки, а также цикл дисциплин, который назывался по традиции «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Инициатива князя Острожского нашла многих последователей. Самыми активными из них становятся братства, и, надо сказать, школьная дело входит в число их главных забот. Включается в создание школ и казачество, особенно в XVII ст. Утверждения в ходе Хмельнитчины форм национальной государственности, полкового распределения, местного самоуправления вело к массовому открытие начальных школ. Своя школа действовала, в частности, в Запорожской Сечи. Официальное гетманская власть занималась созданием и поддержанием образовательной системы образования. К началу XVIII в. в Украине насчитывались сотни школ, практически в каждом крупном селе, в городках и городах были школы. Очень хорошо дело образования была поставлена в Нежинском и Полтавском полках, где количество школ превышало количество поселений. Они отличались демократичностью уставов, в них бесплатно учились дети всех сословий, в том числе и сироты.

В Европе в это время формируются два по сути противоположных подхода к обучению и воспитанию. Если во Франции нашли поддержку идеи Руссо и Песталоцци о свободное развитие духовных сил и способностей человека через интерес, через игру как форму обучения, то в Германии преобладало мнение о необходимость жесткой регламентации и контроля за обучением, постоянного надзора учителей. Эти тенденции находили отражение и в Украине, что отразилось в ходе конкурентной борьбы православных и иезуитских школ. О напряженность борьбы свидетельствуют примеры закрытия ряда братств и братских школ на западе Украины. Даже Острожский коллегиум прекратил свое существование после смерти князя Константина. Его внучка Анна-Элоиза на его базе открыла иезуитский коллегиум. Львов Польша считала своей землей, и в 1661 г. правительство открыл здесь университет, первый в Украине.

Наступление иезуитов привел к перемещению центра культурной жизни с запада Украины на Левобережье. В XVI в. запорожское казачество сформировался как отдельный состояние. В 1620 г. Брестская уния по сути потеряла свое значение в центральном регионе Украины. С помощью Войска Запорожского, его гетмана П. Сагайдачного была восстановлена православная митрополия.

В конце XVII - первой половине XVIII вв. в Украине существенно увеличивается количество школ при братствах. За Берестейской унией вроде Львовской братской основано Стрятинскую, Луцке, Камянську, Пинську и другие школы, в которых главное внимание уделяется изучению греческого языка, поэтому эти школы называли «греческими». Гетман П. Сагайдачный завещал специальные средства на содержание учителей греческого языка во Львовской и Киевской школах. Образовательное движение охватило почти все население Украины. Как отметил Павел Алепский 1654 г., даже многие женщины были грамотными.

В Киеве 1615 г. произошло знаменательное событие для культурно-образовательного жизнь. Галшка Гулевичивна подарила Киевском братству земельный участок на Подоле под застройку монастыря и школы для детей благородных и городских. Учебный процесс в школе проходил на 4 отделениях: грамматики, риторики, философии, языков - греческого, латинского, словянской, польской и украинской (русской). Образцом были программы ведущих европейских университетов.

Привилегия Владислава IV от 1635 г. позволял изучать в школах Украины польский язык, но при этом запрещалось выкладывать богословские дисциплины. П. Могиле не удалось реализовать свою идею - сделать Киевскую коллегию высшим учебным заведением с полным курсом обучения. Ограничения были сугубо прагматические: чтобы украинские дети получали образование в польских католических академиях и соответственно покатоличувалися.

Киево-Могилянской коллегией, а с 1701 г. по инициативы И. Мазепы - Академией, всегда занимались выдающиеся политические и общественные деятели Украины. И. Мазепа, которого В. Ясинский называл благодетелем, а Ф. Прокопович - ктитором преславной Академии Могило-Мазепіянської, соорудил для нее новый дом, Братский собор и постоянно заботился о ней. Улучшил состояние Д. Апостол. Взлет и подъема были за гетманства К. Разумовского. Здесь работали Г. Конисский, С. Ляскоронский, Ю. Щербацкий, Д. Нищинский, Г. Максимович - созвездие имен, которые составили бы честь любой котором университету Европы.

Киево-Могилянская академия существенно повлияла на развитие культуры. Профессура и преподаватели, как правило, имели европейское образование, большинство окончила высшие учебные заведения и принесла в Академии лучшие достижения методики научных исследований, организации учебного процесса. Свободное владение латынью открывало студентам путь для продолжения образования в университетах Европы. Дружба, братство, взаимовыручка, участие в управлении школой воспитывали уважение к школе и общества. Считалось нормой участвовать в диспутах и дискуссиях, торжествах, праздниках для всех преподавателей и учащихся, а школьные драматические спектакли завоевали популярность у киевлян.

Ученики школ и слушатели коллегии, или «бурсаки», во время вакаций расходились по селам Украины и были той живой звеном, которое повязувала Академию с народом. Они работали учителями, организовывали спектакли, показывали вертеп, пели колядки - выполняли просветительскую и культурную миссию, начатую кобзарями.

Киево-Могилянская академия дала миру таких выдающихся деятелей науки и культуры, как Ф. Прокопович, Есть. Плетенецкий. Г. Сковорода, М. Ломоносов, Г. Полетика, С. Яворский, П. Завадовский, О. Безбородко и много других, которые достойно продолжали дело Академии в Москве и Петербурге. Первыми профессорами и преподавателями в Московском и Санкт-Петербургском университетах были выпускники Киево-Могилянской академии, а Ф. Прокопович стал основателем Всероссийской Академии наук.

Правительство царской России лишил Киево-Могилянскую академию статуса светского учебного заведения, превратил ее сначала на духовную академию, а впоследствии в семинарию.

В 1700 г. коллегиум появился в Чернигове, в 1726 г. - в Харькове, в 1738 г. - в Переяславе. Таким образом, в XVII - первой половине XVIII ст. в Украине широко распространилась школьная дело и идеи образования. Был высокий процент грамотных людей. Положительной чертой была доступность, демократический характер образования. Дети всех социальных групп могли учиться, поскольку обучение было бесплатным. Традиция широкой начальной образования была прервана вместе с закрепощением украинских крестьян до конца XVIII в. при Екатерине II.

Как уже говорилось, украинская культура долго развивалась без государственной поддержки, за небольшого участия социальной верхушки. Это приводило к отставание такой сферы культуры, как наука. Особенно это касается естественных наук, для развития которых всегда были необходимы специальное оборудование, финансовое обеспечение.

Что касается гуманитарных наук, то здесь успехи были более весомыми. В частности в самостоятельную отрасль выделилась философия, хотя и довольно поздно по европейским меркам - в XVIII ст. В Западной Европе в настоящее время утверждается идеология Просвещения, которая выдвигает такие ценности, как рационализм, демократизация всех сфер жизни.

Идеи Просвещения развивает философ Феофан Прокопович, воспитанник, а в дальнейшем профессор и ректор Киево-Могилянской академии. В главных своих трудах «Правда воли монаршей», «Слово в неделю цветную в власти и чести царской» Прокопович изложил свою концепцию. Государственная власть, на мнению философа, имеет божественный характер, а монарх является по сути отцом для своих подданных. Подобно Т. Гоббсу, Прокопович утверждает, что люди, опасаясь войны « всех против всех», создают государство, которое защищает их от внутренних и внешних врагов. Однако, в отличие от Дж. Локка и ПИ. Монтескє, он считал, что люди передают заботы о соблюдении своих прав государству навсегда. Народная масса должна подчиняться монарху, тем более, что просвещенный правитель не будет ни злым, ни несправедливым. Но народ владеет в некоторых случаях и активными функциями - он может высказывать свое мнение, критиковать политику монарха и даже выбирать его, если наследника престола по тем или иным причинам не окажется.

Достаточно идеалистическая логика Прокоповича базировалась на его взглядах на человека. Природа заложила в человека добро, зло же появляется из общества, от бедности. Зло, считал Прокопович, можно победить с помощью образования. Признание у народа активной функции, о которой писал Прокопович, является одним из существенных завоеваний отечественной общественной мысли.

Особое место в истории как украинской, так и мировой философии занимает Григорий Сковорода. Подобно европейским просветителям, он склонялся перед разумом, наукой. Но постижения человеком мира с его жестокостью и эгоизмом не сделает человека счастливым. Счастье дает человеку свобода, самопознания и «родной труд», то есть любимая работа, характер которой различный для каждого конкретного человека. Свободная творческая работа и просвещение развивают в человеке добрые начала, заложенные природой, - так рассуждает Сковорода в произведениях «Благородный Эродий», «Нищий жаворонок», «Пчела и Шершень» и др.

Сковорода однозначно отвергает мировоззренческие положение эпохи Возрождения о «сильную личность», которая желает много и много достигает. В чрезмерной социальной активности, стремлении овладеть миром за помощью разума, знаний, воли, оружия философ видит одну из главных причин всех бед современного ему жизнь. Желания богатства, славы и власти вселяют в душу злобу, зависть, жестокость, вечное недовольство собой и всем. Выход из противоречия человеческого бытия один - отречение лишних желаний, в том числе стремление славы и власти, а также ограничения потребностей человека куском хлеба и водой. Бог сделал трудно доступное ненужным, а нужное легкодоступным - утверждает философ.

Склоняясь перед умом, Сковорода был далек от абсолютизации его возможностей. Насколько свет разума может достигать истины, настолько он может и ошибаться. Человек доходит до истины и сердцем, и такой путь может быть более коротким. Выдвигая положения о важную роль, которую играет в человеческой деятельности интуиция, эмоциональная и подсознательно-несознательная сферы, философ на столетия опередил свое время. Исключительно актуальная и его мнение о гармонию отношений между людьми и природой, которую Сковорода считал божественной. Человек не должен считать природу нечто безжизненным и бездушным, и тогда, подобно древнегреческого Антея, она будет бесконечно черпать силы из нее.

Архитектура и скульптура. Становление профессиональной художественной культуры Украины за своей сложности сравнимо с развитием науки. Если в Западной Европе искусство XVI ст. - это искусство позднего Возрождения, то в украинской культуре некоторые тенденции ренессансные переплетались со средневековыми.

В архитектуре середины XVI в. происходят существенные изменения. Исчезают оборонительные черты, здания превращаются в обычные жилые дворцы. Это характерно не только для внешних форм. Меняется комплекс в целом: замки в Бережанах, Остроге, Камянці-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возможность строить дворцы с просторными дворами для рыцарских турниров, роскошными залами для приема гостей и организация баллов. С этой целью приглашаются иностранные специалисты.

С принятием Магдебургского права в Украине началась регулярная застройка городов по европейским образцам: в центре, на площади, сводится ратуша, а вся городская территория разбивается на прямоугольные кварталы. Земли мало, поэтому дома по фасаду узкие, в два-три этажа, тянутся к середины квартала, на первом этаже располагаются служебные или торговые помещения, на втором - жилье. Местные мастера выработали собственное направление в архитектуре. Этот период оставил по себе памятники большой художественной и культурной стоимости (застройка Площади Рынок во Львове и др.).

В культовой архитектуре развиваются две течения: продолжают возводиться деревянные церкви, что характерно для лесных районов Карпат и лесостепной зоны, а также развивается каменное сооружение. В городах храм тянется вверх (храмы Львова, Ужгорода, Киева и др.). В сельской местности храмы компактные, прекрасно вписываются в окружающую среду. В тот же время с середины XVI в. выразительными стали основные тенденции общеевропейского культурного процесса, в первой четверти XVII в. в архитектуре появляются элементы стиля барокко. Он предусматривает большое количество украшений и снаружи внутри здания, сложность архитектурной конструкции, разработку сложных пространственных ансамблей, синтез различных видов искусства.

Декоративные идеи и возможности барокко были близкими к национального украинского искусства, которому присуща живописность композиции, гармония зданий с окружающей природой. Сочетание собственных традиций и европейского влияния создало условия для расцвета своеобразного стиля, названного украинским, или «казацким» барокко. Выдающийся украинский ученый прошлого столетия В. М. Щербаковский сказал, что украинском барокко свойственна простота и ясность, она взяла верх над вычурностью, и стиль барокко в Украине стал проще и спокойнее, чем на своей родине, не потеряв ничего в красоте. Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, что стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.

Удивительное разнообразие архитектурных форм украинского барокко обусловило их багатоджерельність. Здесь творчески соединились европейские достижения с традициями народной деревянной архитектуры. Это Троицкая церковь в Плотности (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Всехсвятская надвратная в Киево-Печерской лавре (1696-1698), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696-1701), Воскресенская - в Сумах (1703), Екатерининская - в Чернигове (1710), Покровская церковь в Киеве (1776-1772) и др. Второе направление - сочетание трансформированного древнерусского храма классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря близ Лубен (конец 1689-1709) и др.

Ведущим типом сооружений становится так называемый казачий собор - пятикупольний, с четырьмя одинаковыми фасадами. Это - Николаевский собор в Нежине, Георгиевский - в Выдубицком монастыре. Полное слияние с природой достигнуто при построении Николаевской церкви Святогорского монастыря на меловой скале (Донецкая область). Шедевром украинского барокко считается колокольня Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Руководил строительством талантливый украинский народный зодчий С. Ковнир, а проект, очевидно, разработал И. Г. Григорович-Барский, который много лет занимал должность главного архитектора киевского магистрата. Во внутренней оздобі храмов, особенно в изготовлении резных деревянных иконостасов, проявилось блестящее искусство народных мастеров. Кроме нового строительства, в XVII в. на средства казацкой старшины были перестроены в новом стиле барокко древние Софийский и Михайловский соборы, церкви Киево-Печерской лавры. Фасады были оштукатуренные и декорированы, другой, более сложной формы приобрели купола соборов. Строительство достигло особого размаха при гетмане И. Мазепе. По словам Ф. Прокоповича, Киев стараниями И. Мазепы превратился в новый Єрусалим.

В XVIII в. в Киеве выдающиеся архитектурные сооружения были созданы по проектам иностранных архитекторов. Иоганн Шедель (1680-1752) на приглашение Киево-Печерской лавры руководил строительством большой колокольни, которая впоследствии стала называться колокольня Шеделя. На то время она была самым высоким сооружением в Российской империи (высота - 96,52 м). Он же достроил верхние этажи Софийской колокольни. Творение И. Шеделя оценивают как программные для дальнейшего развития архитектурного облика Киева.

В Киеве работал молодой Бартоломео Растрелли (1675-1744). Всемирно знаменитой стала его Андреевская церковь, которая завершала перспективу главной улице Киева. Место для строительства было избранное так удачно, что небольшая по размерам, легкая и изящная церковь заняла доминирующее положение. Этот эффект архитектор усилил, спроецировав высокий фундамент. Любимые цвета Растрелли - голубой, белый и золотой делают церковь щегольской и гармонируют с киевским небом.

Им же был создан Императорский дворец в Киеве, позже названный Марийським, который в настоящее время используется для торжественных президентских приемов.

В архитектуре Западной Украины преобладала общеевропейская стилистика, национальное начало было выражено в отношении слабо (например, собор Святого Юра во Львове).

Вид украинских городов менялся в связи с тем, что рядом с деревянными сооружениями все больше создается каменных зданий. Особую популярность получил дом купца Корнякта во Львове, украшенный многоэтажными открытыми галереями с арками и просторным внутренним двором. Однако при застройке городов кварталы и улицы долго располагались хаотично. Только в конце XVIII в. новые города юга Украины - Одесса, Николаев, Мариуполь строятся согласно единого архитектурного плана, имеют четкие улице и кварталы, выделенный центр.

В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Разумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится имение графа Завадовского и др.

В целом наибольший удельный вес в городском строительстве имели светские здания-дворцы вельмож, магистраты, школы, рынки. Популярными были фонтаны и парки, которые разбивались в соответствии с традициями французского, или так называемого регулярного парка. Симметричное расположение насаждений, предоставление геометрических форм кустам и деревьям, экзотические цветы - такие требования соответствовали вкусам знати того периода. Со второй половины XVIII в. эта традиция изменилась: в моду входят английские парки (ландшафтное планирование). В второй половине XVII в. на территории Украины заканчиваются военные действия. Наступает мир. Начинается активный период возведения гражданских и культовых сооружений, вторую половину столетия можно считать «золотым» в возрасте украинского искусства.

Конец XVII - начало XIX в. характеризуется в украинской архитектуре значительным ростом объема строительства, распространением нового стиля - классицизма. В своих лучших образцах искусство классицизма дало важные эстетические и воспитательные функции. Торжественная простота домов, улиц и площадей несла в себе глубокие эмоциональные импульсы. Развитие архитектуры большой степени обусловлено прогрессом строительной техники. В настоящее время постепенно внедряются в строительство металлические конструкции, однако, как и ранее, было распространено деревяне строительство.

В развитии классицизма можно определить три этапа: становление стиля, зрелость и упадок.

Архитектура первого этапа отмечается переходом от барокко к классицизму, поисками новых средств художественной выразительности и новым подходом к ансамблевой застройки. Во времена классицизма приобретает значение открытый характер композиции ансамблей площадей, улиц и отдельных комплексов.

Основным достижением второго этапа было создание больших ансамблей, а в архитектуре - декоративного применения искусства для воплощения значительных художественных замыслов.

На третьем этапе распространилось многоэтажное строительство, росли промышленные предприятия, учебные заведения. Упадок классицизма оказался также в отходе от творческого понимания и использования форм античности в господстве канонов и штампов, в проявлении електризму.

Лучшие достижения зрелого классицизма находят поддержку, распространение в творческой практике украинских архитекторов и скульпторов.

Среди значительных и самых лучших сооружений конца XVIII в. выделяется пятибанний Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском, заложенный по плану петербургского архитектора Дж. Кваренчі. Собор расположен в центре застройки монастыря.

Развитие архитектуры Киева в значительной степени связанный с именем выдающегося архитектора Андрея Мил енського. Мил енський за короткое время превратил патриархальный Киев с его многочисленными монастырями и руинами былого могущества и славы на современный европейский город. Под его руководством было положено много улиц, он также определил и Крещатик как главную в будущем улицу Киева. На Крещатике Миленський построил первый в городе театр с залом на 470 мест (не сохранился). В 1802 г. по проекту Миленського сооружен первый в Украине «Памятник в честь обновления магдебургского права», что представляет собой тосканскую колонну с пєдесталом в виде арки.

Во второй половине XVIII в. развернулись значительные строительные работы на юге Украины. За короткое время там возникли такие значительные города, как Єлисаветград, Херсон, Мариуполь, Екатеринослав, Одесса.

В планировании и застройке этих городов принимали участие выдающиеся петербургские архитекторы.

В 1790 г. архитектору Ивану Старову (1745-1808) поручили выбрать новую территорию, составить проект города Николаева. В архитектуре Николаева в прямых улицах и больших площадях сразу чувствуется характер города, спланированного на классицистических началах. Центральная площадь была на пересечении двух главных широких улиц, ее застройка состояла из церкви в честь Григория Армянского, зданий магистрата с камяними скамейками. Самой значительной из них есть каменный двухэтажный дом. До него симметрично прилегают с обеих бокам крылья в виде открытых галерей, которые придают зданию легкости. Первый этаж магистрата имеет вид игры, на которую опирается стена второго этажа, а колонны боковых галерей связывают дом с другими зданиями площади.

В других зданиях в Николаеве также чувствуется попытка по-новому трактовать классику смелым применением форм деревянной архитектуры, навеянных народным творчеством.

Наибольшего развития среди городов конца XVIII в. достигла Одесса ее построили в 1794 г. на месте турецкой крепости Хаджибей. В застройке Одессы принимали участие петербургские архитекторы, такие как Ф. К. Боффо, Г. И. Горічеллі. Ф. К. Боффо был родом из Сардинии. За сорок лет творческой деятельности он соорудил несколько самых значительных зданий. Основным архитектурным акцентом является центральная полукруглая площадь, построенная двумя симметрично расположенными вогнутыми домами. Именно эта архитектурная идея ярко обнаружена в огромных Потемкинской лестнице. Лестница, памятник и улица между вогнутыми домами составляют композиционную поперечную ось бульвара, что разделяет его на две части. Бульвар ограничивают с двух сторон комплексы строений - усадьба Воронцова и здание Старой биржи. Воронцовский дворец построен по проекту Боффо. Дворец имеет замечательные інтерєри, которые отмечаются декоративным богатством и художественным вкусом.

Скульптура была тесно связана с архитектурой. Во второй половине XVII - XVIII вв. скульптура развивалась в двух взаємоповязаних, но далеко не тождественных в духовных основах и основополагающих художественных принципах, направлениях. В украинской художественной культуре она распространялась, прежде всего, в виде орнаментального декоративной резьбы, фигурная скульптура здесь выступала спорадически, попытки ввести ее в церковных интерьеров как на западноукраинских землях так и на Левобережье остались редкими эпизодами.

Главным направлением развития украинской скульптуры оставалась произведенная от начала XVII в. система отделка комплексов иконостасов, основой иконографического репертуара которого была виноградная лоза с привлечением декоративных орнаментальных форм европейского происхождения и стилизованных растительных мотивов.

Развитие скульптуры в Киеве и на Левобережной Украине в XVIII в. связано с деятельностью мастеров Ивана Андреевича Равича (1677-1762) и Сисоя Шалматова.

Для оформления киевской ратуши Иван Равич создал серию медных овальных рельефов. Монументальную дарохранительницю для Флоровского монастыря Равич украсил скульптурными статуэтками-аллегориями, что рассказывают о деятельности церкви. Из сюжетных рельефов лучше всего выполнено «Тайную вечерю».

Известный скульптор и резчик по дереву Сисой Шалматов является автором для иконостаса собора Мгарского монастыря, что вблизи города Лубен, который завершала оригинальная скульптурная группа из четырех фигур на тему библейской легенды о сотворении мира. Он выполнил и красив иконостас церкви Покрова в Ромнах (1768-1773). Работы Шалматова связаны и с строительством городского собора в Полтаве, где в композицию иконостаса он ввел круглую скульптуру и барельеф.

Только середина XVIII в. на западноукраинских землях принесла новый вид иконостаса, проторенный на европейской художественной традиции, с круглой скульптурой. Самый представительный из них созданы для новопостроенного львовского собора св. Юра.

Вершинным достижениям в скульптуре есть доработок выдающегося европейского скульптора под псевдонимом Пинзель. Мы не имеем о него никаких биографических сведений, не знаем даже его имени, неизвестно, когда он появился на горизонте украинского искусства. Иван-Георгий Пинзель в середине 40-х гг. XVIII в. попадает в поместье известного магната Николая Потоцкого в небольшой городок Бучач на Подолье. В Бучаче работал архитектор Бернард Меретин, немец по происхождению. Возможно, он рекомендовал Потоцкому скульптора, с которым предполагал в будущем совместную творческую работу. Считается, что первыми работами Пинзеля в Бучаче стали аллегорические фигуры (12) на построенной Меретином городской ратуше. Скульптуры воплощали 12 подвигов Геракла и должны были прославлять заслуги и добродетели Николая Потоцкого. Эти произведения сохранились до наших дней. Работы свидетельствуют о монументальный талант Пинзеля, его новаторское решение пластических форм. Уже в первых работах скульптор показал свои творческие возможности в раскрытии образной глубины скульптур. В окрестностях Бучача Пинзель ставит две монументальные каменные фигуры Св. Яна Непомука и Богоматери, а также работает над скульптурами святых для Покровской церкви. По сравнению с бучацким камяним заделом Пинзеля деревянная скульптура, что заполняла інтерєри храмов Галичины и Подолья, сохранилась намного лучше.

В начале 50-х гг. XVIII ст. Иван-Георгий работает в г. Городенке. Здесь он выполняет больше всего заказу Николая Потоцкого - пять алтарей для костела В. Месіонерів и четыре - для приходской церкви, а также ставит колонну с фигурой Богородицы. Именно в Городенке Пинзель обнаружил себя как мастер мирового уровня. Скульптор достигает новой на то время выразительности трактовкой драпировок, которые становятся у него самостоятельным элементом. Тяжелые их массы, что клубятся вокруг тела, ломаясь и изгибаясь, стремительно пульсируют в разные стороны, иногда, словно отрываясь от основного объема, парящих в воздухе. Складки одежды переданы широкими темпераментно резаными плоскостями, с вугластими, кристаллическими гранями.

Скульптуры, что их выполнил Пинзель для фасада собора Св. Юра во Львове в 1759-1761 гг.; две большие статуи святых - Афанасия и Льва на втором этаже фасадной стены и фигура Св. Юра на лошади в завершении фасада свидетельствуют о характерные черты новаторского подхода к решению монументальной скульптуры.

Отдельное внимание заслуживают статуи костела в городке Монастырскую на Тернопольщине, над которыми Пинзель работал в 1761 г.

Скульптура традиции позднего центральноевропейского барокко - одна из самых ярких страниц художественной истории западноукраинских земель. Высоко оценивая это явление, нельзя не отметить, что его расцвет знаменовал один из кульминационных моментов распространение художественной культуры западноевропейского родословной на Правобережье, крупнейший успех которой обусловлен упадком национальной традиции на местной почве.

Живопись. Он также вобрал лучшие достижения барокко - богатый декор, позолоту, сложную композицию, совместив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами - Львовом, Киевом - сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском, Жовкве. К храмовых росписей входят пейзаж, портрет, жанровая картина. Эпоха барокко оставила большое количество памятников резьбы, деревянной скульптуры, удивительных многоэтажных иконостасов, что украшались особенно пышно. В живописи, графике, скульптуре наблюдается переход от средневековых канонов до реалистичных форм с выразительными демократическими элементами. Дальнейшего развития приобретает фресковая живопись, формируются главные иконописные школы - волынская, киевская, львовская, при Киево-Печерской лавре, Софийском соборе, в Межигорском и Троице-ильинскому спуску, улицам монастырях и др. Украинская иконопись отличался живописной разнообразием, светскими мотивам, влиянием народного мировоззрения. В иконописи начали широко использоваться народные мотивы и образы. Святые становятся похожими на украинских дедов и молодых парней. На иконах мы видим запорожцев во главе со своим гетманом, студентов Киево-Могилянской академии, мещан и крестьян Украины. Самыми характерными образцами можно считать росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, Густынского и Крестовоздвиженского монастырей на Полтавщине, Михайловской церкви в Переяславе.

На живопись все в большей степени влияет светский жанр. Освободительная война требовала от художников новых образов, близких и понятных широким массам. В конце XVI в. от иконописи отделяется ландшафтный живопись, портретный, исторический и батальная жанры, которые, в свою очередь, влияют на развитие иконописи. Оригинальным национальным явлением стали народные иконы - так называемые Казацкие Покровы, на которых изображались казаки, старшины, гетманы. Эстетические представления украинцев наиболее полно проявились в народному живописи - популярных картинах «Козак Мамай», «Казак-бандурист» воплощают идеал свободной человека, который превыше всего ценит свободу. Как элемент народного быта такие картины хранились до начала XX века.

Характерной составляющей храмовой живописи становится ктиторский портрет, то есть изображения исторических личностей, которые жертвовали на строительство храмов, прославились благотворительными делами, князей и царей. Например, в алтарной части Успенского собора в Киеве было изображено 85 выдающихся деятелей - от князей Киевской Руси до Петра i; в церкви с Старогородців вблизи Остра воссоздан битву запорожцев с татарами, а в Покровской церкви был Переяслава изображенный Ф. Прокопович с генеральной старшиной и др. Среди мастеров иконописи почетное место принадлежит И. Рутковичу (роспись иконостаса Пятницької церкви в с Жовква) и. Кондзелевичу (Богородчанский иконостас в Манявском ските). Талантливым, воспитанный на традициях украинского искусства был мастером и-кож И. Бродлакович в Галичине.

Новым явлением в светском искусстве стал парсунний портрет. Он отходит от иконописных традиций. Делается попытка максимально правдоподобно передать черты человека. Однако под влиянием иконописи портреты этого периода в определенной степени идеализированы. Преимущество предоставляется изображению выдающихся политических, культурных деятелей и мещан. Женские портреты встречаются редко, среди них, как жемчужина, сияет портрет львовской мещанки Варвары Лангиш, выполнен Николаем Петрахновичем. В художественной среде и среди широкого общественности снискали славу портреты гетманов Бы. Хмельницкого, И. Самойловича, И. Скоропадского, И. Мазепы, прославленных военачальников Леонтия Свечи, Семена Сулимы, выдающихся ученых И. Галятовсько-го, Л. Барановича и др.

Художникам иногда даже заказывали картины, которые изображали крестьян. На вторую половину XVIII в. приходится, уже в полном смысле слова, светский портретная живопись. Но в это же время проявляется тенденция отъезда из Украины талантливой молодежи в Петербург, в Академию искусств, известные художники России того времени: Дмитрий Левицкий - родом из Киева, Владимир Боровиковский - из Миргорода. Украинцем был создатель исторического жанра русского академического искусства Антон Лосенко. В жанре монументального и монументально-декоративной скульптуры работал выходец из Украины (г. Ичне) - Иван Мартос.

Активно развивалось графическое искусство. Самыми известными были школы графики Киево-Могилянской академии, Киево-Печерской лавры, Черниговская и Львовская.

В XVII-XVIII ст. в Украине состоит несколько школ церковного монументальной живописи и иконописи. Ведущая школа художников сформировалась в XVII в. в киевских монастырях. Художники работали преимущественно в жанрах монументальной живописи, иконописи, гравюры и графики. В работах таких иконописцев, как Федор Сенькович, Николай Петрахнович, Иван Рутковича, заметной стала отказ от средневековых эстетических канонов, утверждалась реалистичность и жизнерадостность. Эти же тенденции присутствуют в росписях Успенского собора и Троицкой церкви Киево-Печерской лавры, в церквях Полтавы, Переяслава и др.

Музыка. Значительное развитие получило музыкальное искусство. Уже в XVI в. в Украине широко использовались ноты. Популярными были печатные сборники праздничных песен - ірмологіони. Нотную грамоту изучали студенты коллегиумов, а в XVIII в. музыкальной столицей Левобережья стал Глухов. Здесь была открыта музыкальная школа, где изучали вокал, игра на скрипке, флейте, гуслях, арфе. Большинство выпускников попадала по традиции в Москву и Петербург. Например, половину хористов царской капеллы составили выходцы из Украины. В XVIII в. местная знать также стремилась создавать в своих имениях вокальные и инструментальные капеллы.

Вторая половина XVII-XVIII ст. - один из наиболее плодотворных периодов в истории украинской музыки. В настоящее время значительного развития вступил музыкальный фольклор, и на середину XVIII в. сформировался его основной классический фонд, что является большим достоянием украинского народа.

Вершины своего развития достиг музыкальный эпос - думы и исторические песни. Эпос стал народным летописи, запечатлевший самые главные исторические события эпохи - национально-освободительную борьбу под проводом Богдана Хмельницкого против польско-шляхетского порабощения. Центральное место в украинском эпохе этого периода занимают фигуры Богдана Хмельницкого, Ивана Богуна, Данила Нечая, Максима Кривоноса, Нестора Морозенко и др. - (дума «О Хмельницкого и Барабаша», «О корсунская победу», исторические песни «Зажги встали козаченьки», «Ой Богдан, отцу Хмеля»).

В профессиональной музыке ярко проявился стиль барокко, а в второй половины XVIII ст. - и стиль классицизма. К ведущих отраслей музыкального искусства принадлежала церковная музыка, которая достигла художественных вершин в творчества М. Дилецкого, Г. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя. В этот время возникли новые светские жанры - песня-романс, опера, инструментальная музыка. Особенность этого исторического периода заключалась в том, что некоторые украинские композиторы творили за пределами Украины - в России и Италии. Скажем, композитор Дмитрий Бортнянский попал в Москву еще ребенком. Однако в его творчестве присутствуют украинские мотивы. Композиторы Максим Березовский и Артемий Ведель были более тесно связаны с Родиной. Шедеврами для своего времени считаются вокальные концерты, рассчитанные на полифонию (многоголосие).

Музыка играла значительную роль в казацком быту. Существовала музыка, которая состояла из кобзарей, довбушей, литавристів, трубачей, трубачей, скрипачей, цимбалістів. Она использовалась во время походов, а также в повседневной жизни. Разнообразная музыка звучала в гетманской резиденции и старшинских имениях во время различных торжеств, на приемах, балах. Во многих помещичьих имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы Считают, что оркестр был у гетмана И. Мазепы, в представителей казацкой старшины - А. Полуботка, Я. Марковича. Гетман К. Разумовский от середины XVIII в. имел в глуховской резиденции прекрасный хор, оркестр и даже театр. При некоторых капеллах открывались школы, которые готовили музыкантов, певцов и артистов балета. В 1738 г. было открыто Глухівську певческую школу, а в 1773 г. в Харькове - специализированные музыкальные классы, которыми руководили Г. Концевич и А. Ведель. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В этот период в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный магазин. Музыкальные магазины открываются по всей Украине.

Другие магнаты (украинские, русские, польские), что жили в Украине, также имели домашние оркестры, хоры, театры. Музыка играла значительную роль в семье Галаганов (в Сокиринцах на Черниговщине). Там существовал оркестр, театр, который перешел в наследство от Ивана Галагана к Григория Галагана.

Большой хор и оркестр имел в 1770-1780 pp. генерал-губернатор Малороссии, российский граф П. Румянцев-Задунайский в поместье Вишенки на Черниговщине. Большая капелла была у русского князя Г. Потемкина, которая состояла из 200 музыкантов.

Польские магнаты, что жили в разных городах Украины, имели оркестры, хоры и театры. Среди них были одаренные музыканты и певцы, но в своих магнатов они находились на положении рабов.

Во второй половине XVII - первой половине XVIII ст. в Украине расцвела многоголосая церковная музыка барочного стиля, которая за своим высоким художественным уровнем, национальной самобытностью не уступала украинской барочной литературе, архитектуре и живопись. Это пение в Украине называли партесним (от лат. pars - часть, участие, партия), и такое название сохранилась до наших дней. Возникла очень большое количество партесних произведений.

Создавая украинскую партесну музыку, художники усвоили композиторскую технику концертуючого стиля западноевропейской и польской церковной музыки. В многоголосому изложении украинские композиторы ориентировались на чотириголосу аккордовую вертикаль, которая может удваиваться и утраиваться.

В партесній музыке ярко проявились барочные стилевые черты, в частности, и в жанре партесного концерта. К барочных рис принадлежит обємне ощущение пространства в партесній музыке. Багатохорова фактура партесних произведений с цветовым сопоставлением большого и малого количества голосов, их постепенным имитационным включением создавала эффект широкого різнотембрового пространства.

Украинская музыка эпохи барокко - наивысшее достижения национального искусства. Следовательно, ведущим жанром стал многоголосый партесний пение. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Эту течение представляли композиторы Есть. Завадовский, Г. Замаревич, И. Зюска, И. Календа, К. Коньовський и др. Партесний пение отличался сдержанностью образного строя, своим изяществом и простотой. Как «киевский распев» он получил распространение в Москве и других городах России.

С развитием партесного пения начали появляться и Теоретические пособия, которые давали необходимые знания по теории написания этой музыки и ее пения. М. Дилецкий, будучи творцом партесної музыки, стал ее самым выдающимся теоретиком. Он первый в Восточной Европе написал теоретический трактат «Грамматика музыкальная», которая стала очень важным пособием для композиторов, что творили партесну музыку, и для певцов-хористов, которые ее выполняли.



Назад