Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.5. Украинская культура в XVII-XVIII ст.(продолжение)


В хоровом концерте второй половины XVIII ст. важным фактором становится авторство, и творчество композиторов обозначена индивидуальными стилевыми особенностями. Новый стиль церковной музыки в Украине начал композитор Андрей Рачинский (1729-1800). Получил образование во Львове и там же был дирижером епископской капеллы. В 1753 г. Рачинский переехал на Левобережную Украину и в течение десяти лет служил придворным капельмейстером гетмана Кирилла Разумовского в Глухове.

Самым выдающимся композитором того периода был Максим Созонтович Березовский (1745-1777). Родился в Глухове и там же учился в музыкальной школе. Учился также в Киево-Могилянской академии. В 1758 г. его приняли царского двора в Петербург. Он пел в труппе придворного театра, выступал в главных ролях итальянских опер, пел в Придворной певческой капелле, а в 60-х гг. уже писал церковную музыку. В 1769 г. Березовский приезжает в Италию и учится у знаменитого педагога Болонской академии Джованни Батиста Мартини. В 1771 г. Березовский сдал экзамен и ему присвоили титул академика Болонской академии. Его имя вписано на специальной доске на здании этого заведения рядом с именем Вольфганга Моцарта - как академиков Болонской академии. В 1773 г. Березовский возвращается к Санкт-Петербурга. Общественная атмосфера в столице была для композитора душной и невыносимой. Хотя в Италии он получил высокий титул, однако в России его не оценили, не продвигали по службе и относились как к обычного рядового служащего капеллы. В 1777 г. Березовский в расцвете сил, таланта покончил жизнь самоубийством.

На церковной музыке М. Березовского сказалось большое дарование композитора, его яркая индивидуальность и высокое профессиональное мастерство. За короткое время своей жизни он написал много церковных произведений - это шедевры украинской церковной музыки.

Традиции нового классического стиля в церковной музыке развил Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Родился в Глухове, очевидно, там получил пуски музыкального образования. В 1758 г. его отправили в Петербург - в Придворную певческой капелле. Первым учителем был земляк Марко Полторацкий. Тринадцатилетним мальчиком пел в Бортнянский оперных спектаклях при дворе. Молодого композитора послали в Италию, где он пробыл десять лет (1769-1779). Это было время не только обучение, но и усвоения богатых достижений итальянского и западноевропейской музыки в целом, годы шлифовка своего мастерства и достижения композиторской зрелости.

В наследии композитора довольно значительное количество церковных произведений. Подавляющее большинство произведений была опубликована. В церковной музыке композитор достиг высот художественного и профессионального мастерства. Ного церковная музыка захватывает яркой мелодичностью, нежностью и глубиной чувств, классической уравновешенностью, естественной простотой и большим мастерством.

В отличие от Березовского, Бортнянского, которые жили, учились и писали церковную музыку в России и Италии, Артем Лукьянович Ведель (1767-1808) творил ее в Украине. Родился в Киеве, с 1776 г. учился в Киево-Могилянской академии, где получил общее и музыкальное образование. Музыкально одаренный, с прекрасным голосом, А. Ведель пел в хоре академии, а в старших классах дирижировал им. Хорошо играл на скрипке в оркестре. Слава о Веделя как певца и дирижера вышла далеко за пределы Киева. В 1788 г. выехал в Москвы, где руководил хоровой капеллой до 1792 г. Вернувшись в Киев, композитор поступил на военную службу и был назначен капельмейстером корпусного хора. Некоторое время работал в Харькове. В 1798 г. вернулся в Киев. Последний период его жизнь полный загадковостей. Зимой 1799 г. Ведель поступил в Киево-Печерскую лавру послушником и был там короткое время, не став монахом. Через эти, и до сих пор не до конца выяснены обстоятельства, в 1799 г. по распоряжению губернатора его объявили сумасшедшим. Молодого Веделя (ему было 32 года) - композитора большого таланта посадили в сумасшедший дом.

Доработок Веделя церковных произведений достаточно большой. До сих пор его произведения полностью не напечатаны.

Произведения М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя - это кульминационный взлет украинской церковной музыки. Значительные ее достижения во второй половине XVIII в. предопределялись богатыми достижениями в предыдущую эпоху барокко партесного концерта и очень высоким уровнем хорового исполнительства.

Театр. Истоки театрального искусства Украины достигают княжеской эпохи, когда странствующие актеры-скоморохи развлекали народ своими действами - танцами, песнями, всегда уместными и актуальными.

Ученые предполагают, что те образцы народной творчества, которые дошли до нашего времени, во второй половине XVII - на протяжении XVIII в. имели как можно шире бытования в Украине.

На вторую половину XVII - первой половине XVIII в. приходится период дальнейшего развития начатого в конце XVI в. украинского школьного театра. Если до первой половины 30-х гг. XVII ст. главным центром украинского школьного театра был Львов, то во второй половине XVII в. его центром становится Киев, собственно, Киево-Могилянский коллегиум. Именно в конце XVI - начале XVII в. украинский театр развивается в виде простейших его проявлений - декламацій и диалогов. Декламация - это стихотворные панегирики в форме поздравлений, надгробных речей, надписей, посланий. Темами их были гербы или их элементы, какие новейшие события (война, укладка мира, встречу или отправки посольства, то смерть, победа, религиозные праздники - Рождество, Пасха и др., важные исторические события и т.п.). Выполнялись декламации группой в школьных классах или в церквях без сценических атрибутов, но во время праздников торжеств допускалось скупое сценическое оформление (исполнители, одеты в соответствующие костюмы реальных или аллегорических фигур, декламировали среди декораций, прибегая к соответствующим жестов).

Сохранились декламации Лазаря Барановича, Димитрия Туптало, Петра Поповича-Гученського, посвященные Иисусу Христу.

С курсов поэтики и риторики, которые преподавались в украинских школах во второй половине XVII ст., до нас дошли только некоторые, начиная с XVII в., но и они дают конкретное представление о тот объем знаний, которые получали студенты в области драматического творчества и сценического искусства. Написанием и розыгрышем драматических произведений руководил учитель поэтики, хотя пуски декламации, выразительного чтения преподавал учитель риторики. Хотя эти произведения имели религиозно-дидактический характер, тогдашняя действительность отражалась в них в виде светских элементов, где были отзывы на отдельные животрепещущие вопросы современности.

В XVII в. на территории Восточной Галиции и в Киеве появляются образцы поэтических панегириков, написанных в форме декламации и в стиле барокко.

Развитие школьного театра приходится на вторую половину XVII - первой половине XVIII вв. В киевских школьных драмах, кроме религиозных тем, поднимались вопросы утверждение общечеловеческих ценностей, воплощенных в аллегорических образах и религиозных соображениях.

Школьный репертуар в каждом отдельном случае диктовал сценическое оборудование сцены. Наибольшая часть его требовала містеріальної сцены для выставления рождественских и пасхальных драм, в которых согласно тогдашней барочной эстетики изображались разные местности на земли, воображаемые картины неба, рая и ада в аллегорических образах. Исторические пьесы ограничивались весьма скупыми декорациями. Другие виды пьес - декламации и диалоги - выставлялись вообще без сценических приспособлений, при наличии лишь завесы.

Аллегорические фигуры украинского школьного театра одевались в соответствии с античных и средневековых представлений о одежду мифических, библейских и исторических лиц. Каждая фигура имела в руках характерные символы, которые отличали один образ от другого.

Среди школьных драм, написанных и выставленных в течение первой половины XVIII ст., основное место продолжают занимать драмы рождественского и пасхального циклов. Некоторые из них дошли до нас без названий, дат создание, некоторые - анонимные и без дат написания или спектакля.

Лучшей украинской школьной драмой типа моралите «Воскресения мертвых» Георгия Конисского. В пьесе рассказывается о картину социального неравенства, жестокой эксплуатации простых людей господствующей верхушкой, беззащитность бедняков перед представителями власти, разоблачен несправедливое судопроизводство, связано со взяточничеством.

Драмы на исторические темы стали вершиной украинской школьной драматургии первой половины XVIII ст. («Владимер» Феофана Прокоповича (1705), «Иосиф Патриарха» Лаврентия Горки (1708), «Милость Божия...» неизвестного автора (1728).

В трагикомедии «Владимер» рассказывается о принятие христианства князем Владимиром Святославичем, но на самом деле речь идет о государственно-культурной деятельности гетмана Ивана Мазепы, которому и посвящен это произведение.

На вторую половину XVII - первой половине XVIII в. приходится значительное количество давней украинской интермедии. Они отличаются яркими характерами персонажей, острыми, действующими, комедийными контрастами и композиционной стройностью.

В одних из первых интермедий, что дошли до нас, сюжет был простым, а в других он вообще не развит. В основе одних лежат странствующие анекдоты и сказки, в основе других - веселые были с народного жизни, но все интермедии по своей природе близки к импровизационного театра разных народов - от греческого мима к итальянской комедии масок. Шарж, гротеск, бурлеск, пародия, макаронічна язык были в интермедии средствами комического. Действующими лицами выступают украинские крестьяне, казаки, цыгане, евреи-корчмарі, немцы, студенты. Содержание интермедий сводится в основном к споров, которые в основном заканчиваются драками. Спорят иудеи с христианином, отец с сыном, немец с украинским крестьянином, польский шляхтич с казаком, цыган и еврей с крестьянином.

В лучших своих образцах украинская интермедия была острой политической сатирой на отдельные социальные явления тогдашнего общества, в ней звучали мотивы освободительной борьбы украинского казачества против польской шляхты, разоблачались угнетатели народа - шляхтичи, евреи-арендаторы, православные, униатские католические священники.

Украинские интермедии и интерлюдии предоставляли исполнителям чрезвычайно широкие возможности для воспроизведения разнообразных, индивидуализированных рис изображаемых персонажей, для применения разноцветных художественных средств и выразительных сценических приемов актерского мастерства.

Популяризаторами интермедий в народном среде были преимущественно студенты (студенты) Киево-Могилянской академии, школьники тогдашних коллегиумов в Украине. Особенно во время вакаций, чтобы заработать себе на жизнь, они устраивали інтермедійні спектакля.

В практике украинского школьного театра XVII-XVIII вв. интермедии занимали второстепенное место в отношении серьезной драмы.

В середине XVI в. появляется вертеп - народный кукольный театр. Вертепом называлась пещера, где родился Иисус Христос. Для представления использовалась ящик в виде двухэтажного домика, а куклы приводились в движение при помощи нитей. В верхней части разыгрывались сцены на библейские сюжеты, в нижней - народно-бытовые. Вертепные представления устраивались на торговых площадях, в домах зажиточных казаков и мещан. Действующими лицами вертепных спектаклей были крестьяне, казаки, «москали», «ляхи», евреи, попы и другие герои, широко отображались народный быт и обычаи. Остроумные сцены из жизни власть имущих, господ и священников часто содержали сатиру, за что их авторы преследовались властями.

Время его возникновения до сих пор не выяснен. Первое документальное свидетельство о хождении с куклами в Украине фиксируется 1573 p., но неизвестно, будет ли эта кукольная игра однажды касалась того своеобразного театра, что дошел до нас в более поздних образцах. Интересным является свидетельство украинско-польского этнографа Эразма Ізопольського (1843) о том, что он видел в Прудах (есть несколько Ставищ - в Киевской, Волынской, Житомирской и Ровенской областях) трехэтажное вертепну ящик с датой 1591 г., а в Дашівщизні (теперь село Дашев Ильинецкого района Винницкой области) - с датой 1639 г. За описанием Ізопольського ящик имела трехэтажный дворец с галереей, с выдвинутой третьего этажа, на которой беспрестанно несут стражу группа солдат и барабанщик. Спектакли в вертепе происходят на третьем и первом этажах, а второй этаж служил складом и местом для пребывания актеров (кукол) и убежищем всей вертепної машинерии.

В течение второй половины XVI - первой половины XVII в. в народном быту сохраняются и элементы театральных действ, унаследованные от предыдущих суток. В то же время школьный театр в Украине набирает барочных примет, причем одной из существенных черт культуры становится подчеркнутая театральность. Театральные элементы были одним из признаков присущего эпохе барокко синтеза искусств, что отражают противоречивость тогдашнего мировоззрения, сочетание в нем средневекового наследия и поисков путей самовыражения человека.

Тесно связана со школьной драмой и интермедией, рассчитанными прежде всего на городскую публику, вертепный драма в течение XVIII в. и особенно во второй его половине была излюбленным зрелищем, удовлетворяя эстетические потребности самых широких народных масс.

До XVIII в. принадлежат пуски любительского театра демократических слоев населения городов Украины. По показаниям исследователей театрального искусства известно, что некие любительские спектакли происходили в 30-х гг. XVIII в. в Глухове. Г. Квитка-Основьяненко пишет, что в Харькове в 80-х гг. XVIII в. существовал любительский театр, но через отсутствие постоянного помещения начал приходить в упадок, а со временем прекратил свое существование.

Известно, что в Киеве с распоряжением губернатора в течение 1789-1790 гг. в царском дворце, названном в XIX ст. Марийським, устраивались русскоязычные представления для «благородного общества», а в конце 1790 г. - в начале 1791 г. здесь выступала итальянская труппа.

Украинский театр второй половины XVII-XVIII в. занял выдающееся место в истории украинской культуры. Барочный по своей природой, он вырос на западноевропейском культурной почве, ориентируясь на школьные драмы, которые бытовали в разных странах Запада. Украинский школьный театр был в значительной степени зависим от своих источников - народных обычаев и игр, церковных обрядов. Он же и влиял на развитие народной драмы - так называемого фольклорного театра (в обоих его вариантах - кукольном и живому). При школьном театре второй половины XVII - первой половины XVIII в. существовала интермедия - предшественница украинской комедии в новом украинском театре начала XIX в.

Украинский профессиональный театр на Левобережной Украине под протекторатом Российской империи еще не мог появиться во второй половине XVIII ст., как не мог появиться и на Правобережной Украине и в Восточной Галичине в условиях польского, а впоследствии австрийского господства.

XVII-XVIII вв. были важным этапом развития украинской культуры. Продолжив традиции древнерусской культуры, украинская культура оказалась в условиях, которые, казалось бы, должны были привести ее к исчезновения, ассимиляции другими культурами. Но в народе нашлись силы, которые обеспечили не только выживания национальной культуры, но и дальнейшее ее подъем как самобытной, с присущими только ей особенностями. Развитие украинской культуры происходило в тесной взаимосвязи с национально-освободительным движением против Речи Посполитой, пиком которого стала война 1648 - 1657 гг. Однако раздел украинских земель между двумя империями, сворачивание автономии Украины российским царизмом, ликвидация гетманщины, запрет публикаций на русском языке, русификация верхушки украинского общества до конца XVIII в. вновь создали тяжелую ситуацию для украинской культуры.

В казацкую сутки Украина занимала видное место среди государств Восточной Европы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К VII РАЗДЕЛА

1. Шухт денис Ю. Стили в архитектуре Украины. - К.: Строитель, 1989. - 186 с.

2. Горелов А. А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2002. - 400 с.

3. Гуляницкий. История архитектуры. - М.: Стройиздат, 1984. - 273 с.

4. Европейское просвещение и Французская революция XVIII в.: Сб. статей / Под ред. Г. С. Кучеренко. М., 1988. - 409 с.

5. Жолтовский П. М. Художественная жизнь на Украине в XVI-XVIII ст. К.: Наукова думка, 1983.-180 с.

6. Исаевич Я. Украинское книгоиздание: истоки, развитие, проблемы. - Львов, 2002. - 412 с

7. Золотое слово / / Хрестоматия литературы Украины-Руси эпохи Средневековья IX - XV веков. В 2-х кн. / / За ред. В. Яременко. - К.: Аконт. - 2002.

8. История украинской и зарубежной культуры: Учеб. пособ. / / С. М. Клапчук, В. Ф. Оста-фійчук, Ю. А. Горбань и др. - К.: Знания-Пресс, 2002. - 351 с

9. История украинской литературы. В восьми томах. - К.: Наукова думка, 1967.

10. История украинской культуры. В пяти томах / / За ред Бы. Есть. Патона. - К.: Наукова думка, 2001-2003. Т. Ъ-Ь (первая книга).

11. История украинского искусства в 6-ти томах. - К.: УРЕ, 1965-1967.

12. Кагарлицкий М. Ф. Когда молчат слова. Образы великих композиторов. В 2-х т. - К.: Музыкальная Украина, 1969. - 400 с

13. Коренной М. М., Порапов Г. Г., Шевченко В. Ф. Краткий терминологический словарь по украинской и зарубежной культуры. - К., 2002. - 214 с

14. Костюк О. Г., Федорук О. К, С. Мосаковсъкий и др. Украинское барокко и европейский контекст. - К.: Наукова думка, 1991. - 460 с

15. Культурология: теория и история культуры. Учеб. пособ. / Под ред. 1.1. Тюрменко, О. Д. Горбула. - К.: Центр учебной литературы, 2004. - 368 с

16. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. И. Шапова-лова. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320 с.

17. Крип 'якевич И. История украинской культуры. - К.: Лыбидь, 1994. - 656 с.

18. Макаров А. М. Свет украинского барокко. - К.: Искусство, 1994. - 288 с.

19. Левчук Л. Т., Гриценко В. С. и др. История мировой культуры: Учеб. пособие. -К.: Ли-бідь, 2003. -368 с

20. Логвин Г. Н. Украинское искусство X-XVIII веков. - М., 1963. - 486 с.

21. Лосев I. В. История и теория мировой культуры: Европейский контекст. - К., 1995. - 548 с

22. Мишанич О. В. Украинская литература второй половины XVIII в. и устное народное творчество. - Киев, 1980. - 343 с

23. Немировская Л. 3. Культурология. История и терия культуры. - М., 1992. - 319 с.

24. Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. Т. 4. - К.: Строитель, 1986.-476 с.

25. Пасечный А. М. Изобразительное искусство. Словарь-справочник. - Тернополь: Учебная книга. - Богдан, 2003.-216 с

26. Попович М. В. Очерк истории культуры Украины. - К., 1998. - 765 с

27. Семчишин JA. Тысяча лет украинской культуры. Исторический обзор культурного процесса. - Нью-Йорк; Париж; Сидней; Торонто, 1985. - 567 с

28. Сичинский В. Чужаки о Украину. -Львов, 1991. - 314 с

29. Словарь украинского сакрального искусства / Под науч. ред. М. Станкевича. - Львов, 2006.-287 с.

30. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.

31. Степовик Д. Александр Тарасевич. - К., 1975. - 386 с.

32. Тимофеенко В. И. Архитектура и монументальнее искусство. Термины и понятия. - К.: Вид-во Института проблем современного искусства. Главкиевархитектура, 2002. - 472 с.

33. Украинская литература XVII вв.: Синкретическая письменность. Поэзия. Драматургия. Беллетристика / Сост., примит. В. И. Крекотня. - К.: Наукова думка, 1987. - 608 с

34. Украинская и зарубежная культура: Учеб. пособ. / М. М. Закович, И. А. Зязюн, О. М. Се-машко и др. - К.: Т-во «Знание», КОО, 2001. - 550 с

35. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Наука, 1983. - 487 с.

36. Художественная культура мира: Европейский культурный регион: Учеб. пособ. / Н. Есть. Миропольская, Е. В. Белкина, Л. М. Масол, О. И. Онищенко. - К., 2001. - 268 с

37. Черненький Я. Я. Культурология. Теория. Практика. Самостоятельная работа. Учеб. пособ. - Киев: Центр учебной литературы, 2004. - 392 с

38. Шейко В. М., Гаврюшенко О. А., Кравченко В. В. История мировой культуры: Учеб. по-руководство / Науч. ред. В. М. Шейко. - К.: Кондор, 2006. - 408 с

39. Шейко В. М., Тишевская Л. Г. История украинской культуры: Учеб. пособие / Наук, ред. В. М. Шейко. - К.: Кондор, 2006. - 264 с.

40. Шкаруба Л. М., Спанатій Л. С Русско-украинский словарь художественных терминов: Навч. пособ. для студентов высших учебных заведений. - К.: Каравелла, 2004. - 320 с



Назад