Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1.2. Развитие науки и техники


Чрезвычайно важным фактором постоянного расширения бизнеса становится техника. В эпоху Нового времени встала задача создать управляемое людьми механизированное производство. Чрезвычайные возможности для механизации открыл созданный Дж. Уайтом универсальный паровой двигатель (1784), что был способен сдвинуть машины любого типа. Настоящей революцией была появление отрасли «машиностроение». В 1794 г. английский механик Г. Модели изобрел подвижной суппорт (держатель резца) для токарного станка. Впоследствии суппорт был применен и в станках других типов; он выполнял также операции, которые ранее осуществляла человеческая рука. Благодаря суппорту токарные, фрезувальні, шлифовальные, сверлильные и другие станки превратились в рабочие машины.

Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: наземного (паровоз Дж. Стефенсона - 1814), речного (пароход Г. Фултона - 1807), морского (1819), а также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа (в 1844 г. C. Морзе передал телеграфное сообщение электрическим способом) и быстро печатающих полиграфических машин. Современники называли XIX ст. «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры - крупного предприятия, основанного на ручном труде, к машинной др-дустрії.

В 1839 г. возникает фотография - французский художник и изобретатель Л. -Ж. -М. Дагер разработал первый практически пригодный метод фотографирования - дагеротипію и доложил об этом Парижской академии.

В 1869 г. американский изобретатель и промышленник Д. Вестингауз получил патент на пневматическое железнодорожное тормоз - тормоз Вестінгауза. Немецкий изобретатель К. Ф. Дрез сконструировал транспортную машину на железнодорожном ходу, которая приводится в движение вручную или двигателем внутреннего сгорания - дрезину. В 1863 г. в Лондоне^ построена первая подземная железная дорога (3,6 км) - метро. С 1868 г. метро действует в Нью-Йорке. Самые старые метрополитены на европейском континенте - Будапештский (1896), p. Венский (1898 г.) и Парижский (1900.).

В 1869 г. состоялось открытие Суэцкого канала. Его длина составляла 164 км, ширина по дну - 22 м, первоначальная глубина - 7,5 м. Впоследствии канал был углублен и расширен.

Резкий рост спроса на металл привело к изобретению англичанином Г. Бессемером конвертного способа переработки чугуна в сталь, так называемого бессемеровского процесса (патент 1856 г.). В 1864 г. французский металлург П. Мартен для производства стали путем окислительной плавки залізомістких материалов (чугуна, стального лома) построил печь, которую впоследствии, как и способ плавки, назвали его именем.

С конца 70-х гг. XIX в. начал распространяться телефонная связь, началась эра электрической лампочки. Американский изобретатель и предприниматель Т. Эдисон в своих мастерских, ставшие впоследствии основой знаменитой «Дженерал электрик», разрабатывает всю технику электроосвещения. В 1882 г. он построил в Нью-Йорке первую в мире тепловую электростанцию общего пользования, а в 1896 г. дала ток крупнейшая гидроэлектростанция - Ніагарська. В 80-х гг. на улицах Берлина появляются первые трамваи. В 1897 г. немецкий инженер Г. Дизель реализовал свою идею двигателя внутреннего сгорания, названного его именем.

В 1897 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони получил патент на изобретение радиоприемника.

В конце XIX в. произошел настоящий переворот в научном мышлении. Были преодолены стереотипы научной сознания, сложившихся под влиянием классической механики. В конце 1895 г. немецкий физик В. К. Рентген сообщил о существовании нового рода лучей с удивительными качествами. Оставаясь невидимыми, они проникают в различные предметы. Раньше Рентгена «х-лучи» открыл в Австро-Венгрии выдающийся украинский ученый И. Пулюй. Он стал пионером в их изучении и изготовил стеклянную лампу для світлоскопії.

В конце XIX в. началось становления как самостоятельной отрасли науки атомной физики. В 1896 г. французский физик А. Беккерель впервые обнаружил радиоактивность солей урана. Радиоактивность различных элементов, радиоактивное излучение изучали выдающиеся французские физики П. Кюри и его жена Г. Скадовская-Кюри. Они ввели в научный оборот понятие «радиоактивность». М. Склодовская-Кюри руководила Радієвим институтом в Париже. Вместе с мужем исследовательница в 1898 г. открыла новые элементы: полоний и радий.

Специфической формой интеграции науки и техники стало открытие кинематографа, который изобрели и в 1895 г. запатентовали братья Люмьер в Париже. В следствие этого была выработана система фотографической фиксации реальности в движении и дальнейшая ее проекция на большой экран. В декабре 1895 г. в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж) состоялся первый публичный платный сеанс кино. Зрители были ознакомлены со сценами, снятыми с натуры: «Выход рабочих с завода Люмьера», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Всего фирма Люмьер выпустила около 1,5 тыс. одно - и двохвилинних фильмов. В жанровом отношении это были простые репортажи, игровые сцены на литературные и исторические сюжеты.

XIX в. ознаменовалось и прогрессом строительной техники. Этот прогресс был связан с ростом населения и развитием городов в соответствии с потребностями промышленности, транспорта. Многие города были перепланированы: узкие запутанные проезды, которые сохранились со времен Средневековья, заменялись на геометрически четкий сетку улиц и проспектов. Начинают применять портландский цемент, потом распространение получили цельнометаллические конструкции. В середине XIX в. появился новый тип сооружения из металла и стекла - «Кристалпалас» в Лондоне (1851 г.).

К концу XIX в. развитие техники сделал жизни людей в новоєвропейській цивилизации отличным от жизни все другие исторические эпохи. Человек все больше удаляется из природных условий и помещается в искусственные. Улицы городов становятся ярко освещенными - нарушается цикл день-ночь; дома становятся комфортабельными - нарушается цикл зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени. Быт стандартизируется, подчиняясь законам массового производства. Постепенно исчезают национальный стиль в архитектуре, разница в одежде и т.д. В духе рационализма, присущего эпохе, по всей Европе были созданы художественные галереи, и благодаря ряду публикаций, пособий и изданий образцов в художественной деле появилась возможность в серийном мануфактурному производстве подражать настоящие художественные произведения и предлагать самым широким слоям новые, современные товары.

Многочисленные изобретения усовершенствовали технологии изготовления осветительных приборов и сделали возможным их повсеместное применение. В первой половине XIX в. свечи все еще оставались важнейшим источником освещения и долго не уступали место масляной лампе Аргана, которая давала ярче свет. И то и другое было вытеснено около 1860 г. керосиновими лампами Сіллімана. Однако формы тогдашних осветительных приборов были препятствием для широкого распространения всех этих изобретений. Вплоть до конца XIX века искали новизны и неповторимости в имитациях исторических стилей, которые однако не отвечали жизненному укладу, что радикально изменился.



Назад