Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1.3. Социальные и политические системы второго периода Нового времени


Истоки общественной структуры, государства и права Нового времени, как и многих других его элементов, сформировавшиеся в недрах Средневековья. Однако средневековая социальная система была полностью преобразована, причем периоды постепенной перестройки сменялись периодами революционной насильственной и кровавой ломки этой системы. Прежде всего деловой основе новоевропейской цивилизации не отвечал строгое разделение общества по социальным состояниями. Он тормозил предпринимательскую активность, мешал привлечению людей к деловой сферы, постоянно расширялась. Средневековая человек зависим от тех, кто находился выше нее в сословной иерархии, должна была вести образ жизни, соответствующий его социального положения. Средневековый европеец служил Богу, государю, феодальном сеньору, своей корпорации или общине. Европеец нового времени служил делу, все участники которой должны были быть максимально свободными от всех неделовых отношений.

Длительный процесс разрушения средневекового общества окончательно завершился лишь в середине XIX в. Он привел к возникновению новой общественной системы, основанной на принципах юридического равенства людей, единого позастанового гражданства, прав человека и гражданина, свобод, которые были закреплены на законодательном уровне. Права человека и гражданина понимались как такие, которые принадлежат человеку от природы и принудительно ограничиваются только на пользу общества. Представления о правах и свободах человека, что были характерны для Нового времени, отразили действительное освобождение от средневековых форм зависимости, а также реальные деловые отношения капитализма, в которых принимали участие юридически свободные личности, которые имеют определенные права и обязанности.

Основой различия в социальном положении стала собственность на дело. Выделились группы владельцев крупных промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий - крупная буржуазия; владельцы капитала и ценных бумаг - банкиры, финансисты, рантье; владельцы земли и ресурсов. В Новое время в Европе и США продолжает существовать значительный слой мелких товаропроизводителей - ремесленников и фермеров. Однако многие люди были лишены собственности на бизнес и принимали в нем участие как наемные работники: управленцы (менеджеры), инженеры, техники, промышленные рабочие, неквалифицированные рабочие и др. С ростом деловой сферы общества осложнялась и система социальных связей. Решения главных задач - гарантировать право собственности и регулировать отношения предпринимателей и наемных рабочих - стало невозможным без вмешательства государства.

Средневековое государство была нецентралізована и становая, важнейшие функции передавались рыцарству (армия, суд, налоги), церкви (суд, налоги, образование), городским коммунам (суд, полиция, налоги) крупные феодалы имели собственную дипломатию. В начале Нового времени практически вся внутренняя и внешняя политика сосредоточилась в руках центрального правительства. В XIX в. окончательно завершается уничтожение остатков средневековой политической системы.

Процесс централизации имел два важных аспекта. С одной стороны, власть переходила от представителей общественных состояний до государственных служащих (чиновников), которые были назначены правительством или избирались населением. С другой стороны, переосмысливается понятие суверенитета - верховной власти, источники власти. В Новое время господствующей становится идея общественного, народного суверенитета. Она прослеживается в основной форме государства XIX ст. - парламентском государстве.

Привилегии дворянства и духовенства в Европе уничтожались в процессе революций и были окончательно уничтожены в XIX ст. При этом как переходная форма часто устанавливалась военная диктатура (например Наполеона во Франции). Характерные для XIX в. политические системы конституционно - ограниченная монархия и демократическая республика, их можно назвать двумя разновидностями парламентской государства. Значение парламента росло, бизнес становился основой европейской экономики. В революционной и послереволюционной эпохи парламент стал вместо короля представителем народного суверенитета (верховной власти). В парламентском государстве очень большая роль выборных должностных лиц: президента, премьер-министра, депутатов, судей. Разделение исполнительной (правительство), законодательной (парламент) и судебной власти дал возможность согласовывать интересы отдельных социальных групп и лучше контролировать государственный аппарат, что чрезвычайно усложнился.

Выборность многих, в том числе и высших чиновников привела к созданию партий и общественных организаций (например профессиональных союзов). На их поддержку кандидат мог рассчитывать при условии реализации их программ. Партии, профсоюзы и другие общественные организации образовали сферу «гражданского общества», которое было относительно независимым от государства. Здесь формировались политические решения и политическая линия. На конец XIX в. классовый характер многих партий стал слабее, окончательно сложилась двухпартийная система, которая гарантировала мирный переход власти к оппозиции.

Для Нового времени была типичная национальное государство, объединявшей большую часть определенной нации и защищала ее национальные интересы. Столкновение этих интересов часто приводило к войнам; кроме того, некоторые государства (особенно Франция) стремились гегемонии в Европе. Некоторые государства вели активную колониальную политику, создавали огромные колониальные империи, например Британскую. Отражением этих процессов стали идеи национализма, национального чванства и высокомерия европейских «цивилизованных» народов над неевропейскими «нецивилизованными».



Назад