Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1.4. Картина мира во второй период Новой истории


Сравнивая картины мира Нового времени и Средневековья, следует отметить прежде всего не религиозное характер первых. Интеллектуальные системы Нового времени являются попытками дать описание природы, истории и культуры, опираясь лишь на человеческий разум. На первый план выступают такие понятия, как «естественный закон», «поступ», «развитие», «эволюция», «прогресс» и др.

В естественных науках XIX в. распространяются концепции эволюции, саморазвития природы. Космологическая интерпретация этой идеи достигает XVIII ст., когда Кант и Лаплас выдвинули гипотезы об образовании планет из газового облака, что вращается вокруг Солнца. Важную роль сыграли учение Бюффона и Лайеля об эволюции Земли и непрерывную смену земной поверхности. Теории развития в биологии XIX в. воплотились в концепции эволюции видов. Первая из них, что исходила из представления о непосредственное изменение наследственности под влиянием внешних условий, была предложена Ламарком (1809). Учение Дарвина об эволюции путем естественного отбора (1859) стало обоснованной опытным путем теорией эволюции. Универсальность клеточного строения организмов была установлена немецким биологом Шванном; в 1865 г. австриец Мендель открыл закон наследственности и создал генетику.

В физике огромным открытием XIX в. стали закон сохранения энергии, выявление электромагнитной индукции и разработка учения об электричестве. Представление о атомно-молекулярное строение вещества получило общее признание. В 1868 г. русский ученый Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Характерными чертами науки Нового времени стали ее математизований и экспериментальный характер, использование специальных научных языков, коллективный, а иногда и интернациональный характер исследований, неразрывная связь науки и техники. Параллельно с научной картины мира и под ее влиянием развивалась философия.

Новое время - это эпоха идеологий. Они были необходимы для обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики. Идеологические концепции XIX в. были чрезвычайно разнообразны. Одним из самых значительных идейно-политических направлений этого времени был либерализм. Он объединил сторонников парламентской государства или «правового государства» - конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, которое обеспечивало основные политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, собраний и т.д. В течение XIX в. либерализм отстаивал идею общественного строя, при котором регулирования экономических и социальных отношений осуществлялись бы через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства. Единственной функцией последней, по мнению либералов, должна быть охрана собственности граждан и установления общих рамок свободной конкуренции между отдельными предпринимателями. Наибольшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, где его выдающимся представителем был Спенсер.

Для политической мысли Нового времени является характерным критическое отношение к новоєвропейського общественного строя, поиски альтернативы ему. Наиболее полно эти настроения выразились в социалистических и коммунистических теориях. Общими чертами этих тщательно разработанных концепций были требования полного равенства, уничтожение общественной иерархии и того, на чем она основывается: частной собственности, семьи, государства, религии. В начале XIX в. широко распространились учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, которые предусматривали многочисленные практические меры в отношении социалистического преобразования общества с использованием достижений техники. В середине XIX в. социализм превратился в массовое движение. Значительную роль в этом сыграли Маркс и Энгельс. Марксизм претендовал на звание «научного социализма», который доказывал объективную необходимость перехода к коммунистического общества.

В XIX в. традиции Просвещения продолжал позитивизм. Он базировался на мысли, что все настоящее, «положительное» знания можно получить только как результат отдельных наук и их синтетического объединения. По мнению основателя позитивизм Конта, то, что называется философией, можно свести к общих выводов из естественных и социальных наук. Наука не объясняет, а лишь описывает естественное явление и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Следуя просветителей, Конт и его последователи во многих странах Европы и за ее пределами выражали уверенность в способности науки к непрерывного развития, в неограниченных возможностях науки, в том числе и в преобразовании общественной жизни. Идея прогресса является итогом развития картин Нового времени (XVII - XIX вв.).



Назад