Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1.5. Мировоззренческие основы европейской культуры XIX ст.


Развитие философской мысли в течение XIX в. был направлен на открытие новых возможностей человека, переосмысление ее места и роли в многомерном и сложном мире, что дало новые импульсы для развития завитых волос-художественного процесса.

Еще французские просветители высоко оценивали моральное значение искусства, акцентируя внимание на его высоком воспитательной миссии. Однако впоследствии был переоценен влияние культуры на развитие общества. Если раньше это влияние рассматривался как благо, то рост социального неравенства в обществе, моральная и физическая деградация человека переросли в глобальный философскую проблему, которая стала доминирующей в следующих культурологических исследованиях.

Философией Просвещения сущность культуры связывалась с достижением личной свободы человека в пределах социальной системы. Природа создала человека таким, что только через деятельность она формирует и себя, и окружающий мир, подчеркивал выдающийся немецкий философ И. Кант. Культура в его понимании - это способность человека контролировать свою биологическую сущность, умение поставить моральный долг выше собственных интересов. Дальнейшее развитие исследования проблем культуры связывают с именем И. Гердера. Одним из первых он провозгласил, что нет культурных и некультурных народов, отрицал разделение человечества на расы. Философ подчеркивал, что физические и духовные качества человека формируются под воздействием природной и социальной среды, существует определенная разница в уровне их развития. Культурно-философская концепция И. Гердера имела большое влияние на дальнейшее гуманистическое понимание культуры, особенно по проблеме исторической преемственности в развитии культуры человечества.

Важным для развития мировоззренческих основ европейской культуры стал вывод ведущего немецкого философа Г. Гегеля о том, что суть культуры заключается в освобождении человека от субъективного произвола и в подъеме ее до уровня общественного существа. Большое значение для развития мировоззренческих основ культуры XIX в. приобрела антропологическая концепция Л. Фейербаха, в которой отстаивалась необходимость сочетания интересов каждого человека и общества. Счастливым человек может быть только при наличии соответствующих условий. Л. Фейербах подчеркивал, что условия жизни должны быть человечными. Именно в необходимости предоставить человеку возможности для удовлетворения важнейших потребностей отмечал представитель классического утопического социализма-А.К. Сен-Симон.

Бурное развитие капитализма, к тому времени изображен идеальным, продемонстрировал глубокие противоречия между богатством и бедностью, между гражданским поездом и эгоизмом правящих кругов. Важно, что представители классического утопического социализма, прежде всего Ш. Фурье, предусматривали расцвет культуры, науки, образования как жизненно важных составляющих будущего общества - гармоничного, радостного и морально чистой.

Однако реальное общественная жизнь была далека от этого идеала. Революционные преобразования пробудили национальные чувства европейских народов. Откликом на эти общественные явления был развитие философских оснований романтизма в Германии на рубеже XVIII и XIX вв. членами «ієнського кружка» (г. Иен близ Веймара) братьями Шлет-гелями. Они пропагандировали раскованное, ничем и никем не ограниченное искусство. Впоследствии представители романтического направления отстаивали концепцию вечной борьбы со злом, потому что именно эта борьба не дает злу господствовать в мире. Романтики подходили к анализу действительности с позиций вечных общественных идеалов, сконцентрировавшись на внутреннем мире человека.

Под влиянием научно-технических достижений суток господствующий к этому времени религиозно-эстетический опыт все больше рассматривался как второстепенный. Все это разрушило традиционную механістичну картину мира, в то же время породило уверенность в доминировании науки над искусством. Учредители прагматизма Ч. Пирс и В. Джеймс считали, что любой вывод, который претендует на истину, должен иметь практические последствия. В «Основах психологии» (1890). Джеймс говорил, что прагматизм не признает ничего, что практически не касается человеческой жизни.

В конце XIX в. произошли существенные сдвиги во многих сферах общественной жизни. Кризис духовных основ способствовала появлению нового мировоззрения, который базировался на индивидуализме, аристократическом презрении к всего будничного, требовал изящных форм. Философией овладевает разочарование в идее прогресса как прогрессе ума. Попытка человека понять суть своей биологической природы привело к потере ее предыдущего мировоззренческого статуса как «венец природы», зато появилось понимание человека как «комбинации физико-химических соединений», homo faber, который производит орудия труда.

Достижения технического прогресса неправомерно рассматривались как прогресс всей культуры, что привело к переоценке экономического фактора в жизни общества. Как отмечал М. Вебер, активность и предприимчивость, индивидуализм и либерализм, рационализм и практицизм стали характерными чертами западной буржуазной культуры. Не интеллектуализация, а предельное упрощение «экономического человека», которая стала фанатом своего дела, отказ от коллективных ценностей и гуманизма были характерными признаками ведущего буржуазного состояния.

Наряду с этим в философии все больше актуализируется проблема человеческого существования. Апокалипсическим ощущением истории отмечался русский символизм. Философ В. Соловьев - теоретик ортодоксального вдохновения, - усматривал в величии России родину спасения человечества, третий Рим. Одной из главных задач российские философы (Г. Бердяев, П. Флоренский) считали создание нового религиозного сознания на основании синтеза христианской идеи и философии.

На рубеже веков истину все больше ищут в бессознательном. На этих основаниях формируется философия жизни во взглядах Ф. Ницше: основа жизни - это воля, инстинкт власти, а если его нет, то существо деградирует; А. Бергсона: жизнь - это непрерывное творческое становление; О. Шпенглера: о начале «закостенение» творческих источников культуры, распространение культуры «вширь» и появление массовой культуры. Постепенно приобретает популярность психоанализ 3. Фрейда о творчески-побудительную роль бессознательного и сексуального чувства, что впоследствии получило распространение в практике психоаналитического дешифрирования художественных образов.

Чрезвычайно быстрые темпы социальной поляризации общества, развитие технической основы культуры многими культурологами рассматривались как роковое явление для культуры. Но главной тенденцией в развитии культуры тех времен была потребность в формировании новых духовных ориентиров, своеобразного видение красоты мира, утверждение эстетически развитой личности.



Назад