Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1.6. Универсализм культурного процесса


Эволюция национальных культур. XIX ст. - это время бурного расцвета мировой культуры. Это развитие коснулся всех сторон жизни и отразился на эволюции как материальной, так и духовной культуры человечества. Вследствие стремительного развития техники в XIX - начале XX в. культурный процесс претерпел значительных изменений. Усовершенствовалась материальная база культуры, сформировались новые социальные слои населения, увеличился интеллектуальный потенциал общества. Эпоха породила различные литературно-художественные течения. Они отражали разнообразие чувств, нестабильный характер тогдашнего общества.

Для периода последних десятилетий XVIII - начале XIX в. характерно огромное напряжение социальной и идейной борьбы, которая охватила всю Европу. На этом этапе мощным ускорителем революционных процессов и в общественном сознании, и в искусстве выступила Франция. Однако с установкой наполеоновской диктатуры картина существенно изменилась. Хотя завоевательные войны наполеоновской империи способствовали установлению в ряде стран Европы буржуазных порядков, в первую очередь они преследовали цель обеспечения интересов французской буржуазии. Это, естественно, вызвало бурный подъем национального сознания народов Европы. Литература и искусство Франции, особенно архитектура, продолжали бурно развиваться, однако глубоко новаторские процессы проявили себя с огромной силой и в искусстве других европейских стран.

Во Франции, начиная с кануна революции, движущей стилевой формой художественного развития был классицизм. Характерная черта его самых последовательных представителей - стремление возвеличить дело буржуазной революции, апелляция к античности, к героев демократической Греции и республиканского Рима. В своем обращении к программно-героического, преисполненного строгого аскетизма искусства французский классицизм по-новому переосмыслил традиции просветительской культуры второй половины XVIII ст.

Среди многочисленных проявлений тогдашней духовной культуры заметное распространение имел романтизм, который отмечался большой многогранностью. В сфере художественного творчества он ярко воплотилась в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Вместе с тем романтизм был определенным мировоззрением: романтическое направление состоял в сфере философских и эстетических идей, исторической науки, возник романтический тип личности и поведения.

Вторым ведущим направлением, определивший лицо европейской культуры обозначенного периода, был реализм. Произведения художников и писателей-реалистов отличаются широким охватом действительности и доминированием социальной проблематики. Оба эти направления - романтизм и реализм - в наиболее совершенных формах состоят во Франции. Эта страна за восемьдесят лет пережила четыре революции: 1789, 1830, 1848 и 1871 гг. Особая атмосфера революционного брожения, постоянной «беременности» революцией наложило особый отпечаток на развитие французского искусства. В нем отчетливо звучит тема героического возвеличивания современного человека.

Уже в творчестве главного представителя революционного классицизма в изобразительном искусстве - Жака Луи Давида и французских художников начала XIX в. наметились некоторые черты, характерные для культуры этой эпохи в целом, однако в полной мере, во всей завершенности художественный переворот, который произошел в искусстве, оказался лишь в произведениях мастеров романтического направления.

Характерным признаком духовной жизни времени была многообразие национальных художественных школ и глубина их непосредственного взаимосвязи. Благодаря своеобразию национальной исторической судьбы, особенности своих национальных традиций развитие искусства в странах Европы не был однообразным. При глубинной родства эстетической проблематики даже близкие друг другу художественные направления существенно отличались. Так, сентиментально ідеалізуючий классицизм Германии конца XVIII - начала XIX в. не был тождествен пафосові революционного классицизма француза Жака Луи Давида. Демократизм и народность Давида и его современника, испанца Гойи, также существенно отличались друг от друга. Романтизм первых десятилетий XIX в. во Франции и Германии - также существенно отличные явления. Реализм француза Домье глубоко отличается от реализма дюссельдорфской школы, так же как реализм француза Курбе существенно отличается от реализма немецкого художника Менцеля. Эти различия связаны не только со своеобразием творческой индивидуальности каждого из мастеров - они неотъемлемы от своеобразия осуществления общеевропейских этапов развития искусства в каждой национальной художественной школе. Однако как дифференциация национальных школ, так и конечная единство всемирно-исторического художественного процесса получают в эту сутки свой самый последовательный выражение. Так, например, из многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература. И вместе с тем следует отметить вклад каждой нации в развитие мировой литературы.

Национальные культуры разных народов Европы неповторимо разрабатывают те или иные комплексы эстетических проблем, что особенно остро стояли в данной стране. Они же представляли различные аспекты художественной проблематики человечества в целом. Поэтому мировое значение той или иной национальной школы, или исторического региона, определяется объективной ценностью неповторимого вклада указанной школы к общей - мировой или европейской культуры. Так, живописец Гойя мог создать свой известное произведение «Расстрел в ночь на 3 мая» только исходя из конкретных условий народной партизанской борьбы испанцев против французского нашествия и опираясь на традиции склонной к сильных контрастов испанской культуры. Только особые условия вызревания революции во Франции могли породить обращение к гражданской героики античного мира, создать «Клятве Горациев» Давида. Позже беспощадно трезвый критический анализ действительности родил социальные романы Стендаля, Бальзака, Золя. Расцвет немецкой философской мысли эпохи Канта, Фихте, Гегеля сопровождался появлением специфического философско-художественного универсализма образов «Фауста» Гете, он нашел и свою аналогию в философской многозначности пейзажей немецкого живописца Каспара Давида Фридриха. Притом в каждом из этих столь неповторимых художественных явлений одновременно с познанием специфической судьбы развития «национального» духа воплощаются глубинные вопросы, волновавшие совести и мнение суток. Специфической чертой соотношение национального и общемирового в XIX в. является осознание лучшими умами связи проблем духовной жизни своего народа с коренными проблемами времени, его места во всемирно-исторической драме эпохи.

Капиталистическая экономика - это экономика мировая, что привлекает в свой круг-обращения все народы мира. Она создает единое мировое хозяйство, в результате чего неизбежно возникает единственная в своих внутренних противоречиях мировая культура. Противоречивое единство определяется также и тем, что в ней с большей остротой и глубиной, чем когда-либо, возникает вопрос, на каких путях следует искать решения основных проблем, которые время поставил перед художественной сознанием. Один из путей решений выходил из принятие господствующих отношений, другой - из их критики, неприятие. Один из самых существенных аспектов в истории европейского искусства XIX в. определяет борьба двух разных типов культуры в каждой национальной культуре.

Общая проблематика художественной культуры XIX ст. Одна из главных особенностей европейской художественной культуры XIX ст. - это становление историзма как принципа подхода художника к действительности, то есть открытие способности художественного сознания познавать судьбу народов в их реальном историческом развитии. Историзм общественного сознания в целом, представления об эволюции, прогресс, стремление к анализу конкретных форм гражданской, социальной эволюции общества именно в эту сутки достигли своего наибольшего развития. Диалектический метод Гегеля и труда таких историков, как Гизо, Тьерри и другие проникнуты глубоким чувством историзма.

Эти тенденции нашли свое воплощение и в искусстве суток. Если в сутки революционного классицизма историзм выступает в відстороненій героїзованій форме, то уже романтики решительно преодолевают эту особенность классицизма, стремятся прорваться к корням реальной характерности исторической жизни народов. При всей эмоциональной личностной интонации романтизма, его притяжению к экстраординарного и экзотического историзм является его существенной стороной. В своих высших проявлениях он поднимается до создания символических и в то же время жизненных образов («Свобода, ведущая народ» Делакруа, «Марсельеза» Рюда). В дальнейшем конкретный историзм, воплощение событий и обнажение глубины трагически непримиримых столкновений исторических сил, находят новые формы, типичные для реализма середины и второй половины XIX в. Достаточно вспомнить графические серии Менцеля, творчество Сурикова, исторические картины Алеша и Матейка. Пример творчества этих художников позволяет понять, как проблема историзма в европейском искусстве этого времени неразрывно связана с другой, не менее важной его качеством - с утверждением в искусстве проблемы народности.

Народ как объект изображения в новое время приобретает особое значение. В реализме XIX в. демократизм взглядов ряда художников и опыт революций, что сотрясали Европу, рост исторической активности народа определили глубокие изменения в постановке проблемы народности. Народная тема превратилась в такую тему, что определяла лицо времени. Отсюда особое значение бытового жанра в искусстве развитого реализма XIX в. Бытовой жанр в ряде случаев трансформировался в своеобразный монументальный летопись суток. Если историческая тема пронизана пафосом народности, то так называемая бытовая тема своим пафосом утверждала значение народа в современной жизни и предоставляла исторической значимости этим образам. Поэтому отражения и обобщения конкретного жизни, этическая оценка народного бытия достигают такого размаха и такой непосредственной жизненной конкретности, которых не знало искусство предыдущих времен.

Изобразительное искусство XIX ст. В системе пространственных искусств в XIX в. господствующую роль имел живопись, особенно станковая картина. Этот вид живописи имел такое же свойство, как тогдашний роман: широко показывать события и явления конкретного социальной жизни.

Архитектура, которая определяла и в прошлые времена художественный стиль эпохи, со второй четверти XIX в. приходит в упадок, ее удельный вес в воплощении идеалов эпохи в художественном жизни снижается. К концу века пластичный вид сооружений чаще всего определялся эклектичным использованием «исторических стилей». В художественной промышленности царил дух показательной роскоши, хотя уже во второй половине века в Англии возникают первые попытки найти пути к созданию органического стиля для художественной промышленности.

Упадок архитектуры обусловил кризис синтетических форм искусства. Для развития монументальной живописи и монументальной скульптуры условия были неблагоприятны. Именно в XIX в. завершается процесс распада «стиля» как определенной целостной системы художественных форм, приемов и методов, эта система охватывала все виды искусства и предполагала тесную связь изобразительного искусства, зодчества и прикладных искусств.

В европейской живописи XIX в. продолжают развиваться большие традиции портретного искусства. В этой отрасли искусство XIX в. сделало свой вклад в понимание мира личности, выявило свой особый подход к модели. Отметим, что в начале века портретном искусству были присущи способность к воплощению гармоничной красоты души и тела человека, что сочеталось с раскрытием индивидуальных черт портретируемых. Эти качества, в частности, проявляются в ранних портретах французского живописца Энгра. Однако для основной линии развития реалистического портрета XIX в. типичным является чувство острой аналитической характерности образа, органическое единство психологически индивидуальной неповторимости личности и социально-психологической стороны образа. В Германии эти черты по-своему оказались в портретах Рунге. В Испании Гойя подчеркивал в портрете интенсивность страстей своих героев, во Франции Энгр создал объективный и аналитический образ дельца Бертена, умного, грузного, почти значительного в своей банальной самоуверенности, - персонажа, будто сошел со страниц романов Бальзака. В целом же единство личного и общего в раскрытии нравственности личности - драгоценное качество по-настоящему гуманистического портрета XIX ст. В определенных случаях социально-психологическая характеристика перерастает в раскрытие моральной ответственности личности перед тем миром, в котором она живет и борется (некоторые портреты Давида, Рунге, Перова).

В живописи XIX в. особое место занимает пейзаж. «Чистый» пейзаж как самостоятельный жанр искусства сформировался еще в XVII в. и не только получил распространение, но и потерял героїзовано-обобщенные черты. Из образа мира он превратился в своеобразный «портрет» данной местности. Вместе с тем в лучших мастеров это совсем не описательно-информативный вид. У англичанина Констебла, француза Коро, немца Каспара Давида Фридриха, в лучших мастеров русского пейзажа он воплощает в образах природы сложный духовный мир личности во всем его интимной связи с миром природы. Образ родной земли, лирическое, интимное переживание природы, живой личностный психологизм - характерная черта пейзажа нового времени. Начиная с 60-х гг. XIX ст., пейзажисты овладевают пленэром передачей очарования «пульсации» природной среды, тонким и острым воплощением мгновенных оттенков чувств, возникающих при восприятии природы. Все большую роль с ростом городского жизнь начинает играть городской пейзаж.

Наиболее развитые европейские страны в XIX в. проходили через два великих исторических этапы эволюции искусства. Первый - от Великой Французской революции 1689 г. в Парижской коммуны (1871) и второй этап - с 1871 г. до начала XX века. После 1871 г. постепенно появляются признаки глубоких изменений в самом характере искусства. Тип реализма, характерный для предыдущей эпохи, постепенно трансформируется. Возникают новые художественные тенденции, которые достигают своего последовательного развития уже в XX ст. Резко возрастает удельный вес направлений, что более открыто порывают с принципами реалистического искусства. Одновременно в художественной жизни Европы и мира после 1871 г. начинают играть некоторые национальные художественные школы, которые ранее не имели заметного влияния на эволюцию мирового искусства.



Назад