Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.2. Неоклассицизм - движущая стилевая форма художественного развития европейского искусства конца XVIII - начала XIX в.


В искусстве Европы данной суток можно выделить период между 1789 и 1815 гг. Это время непосредственной подготовки, подъема и упадка Великой французской революции. Это также период становления и падение империи Наполеона, годы подъема народов Европы против наполеоновской агрессии. В это время начинается расцвет искусства революционного классицизма во Франции. В стране классицизм, особенно в творчестве Давида, приобрел накануне революции особенно последовательного, программно-героического революционного характера. Античные герои, античные предания, античные формы послужили делу возвеличивания революционной современности. В эти годы возникает также стремление к прямому отражение событий и героев революции. Позже трансформировался в классицизм парадное искусство наполеоновской империи.

Классицизм был господствующим направлением в большинстве европейских стран. Особое место в обозначенную сутки занимало искусство Испании, лицо которого определялось мощной, стихийно народным творчеством Гойи. Классицизм в таких странах, как Германия, Англия, Австрийская империя, Италия, Россия, страны Скандинавии, создал выдающуюся архитектуру и ряд ярких явлений в изобразительном искусстве. Победоносная война с Наполеоном вызвала подъем гражданского сознания в культуре народов Германии и особенно России и определила монументальные формы зрелого классицизма, так называемого ампира, длившийся в этих странах в 20-х гг. включительно.

Этот период от начала Французской буржуазной революции и до крушения наполеоновской империи является своеобразной «героической интродукцией» к истории художественной культуры XIX ст. Великая французская революция имела последовательно антифеодальное характер, вызвала необратимый переход к производственных и общественных капиталистических отношений. Этот процесс не задержала ни реставрация Бурбонов во Франции, ни усилия созданного странами антинаполеоновской коалиции Священного союза. Идеологическая программа французской революции впервые имела светский, антиклерикальний характер. Она оперировала доказательствами «ума», «естественного права», социально-этической «справедливости». В ходе подготовки и осуществления революции философия, наука, политика, право, история были отделены от религии. Это обусловило глубокие изменения в социальной мысли и идейно-эстетическом смысле искусства.

Франция. На первом этапе могущественным ускорителем революционных процессов в общественном сознании и в искусстве суток была Франция. Однако после установки наполеоновской диктатуры картина существенно меняется. Хотя наполеоновские войны и способствовали установлению в ряде европейских стран буржуазных порядков, в первую очередь они обеспечивали интересы французской буржуазии. Это вызвало соответствующую реакцию - бурный подъем национального самосознания народов Европы. Искусство Франции, как изобразительное, так и архитектура продолжают свое бурное развитие, но новаторские процессы проявляются и в искусстве других европейских стран. В конце XVIII - в первые десятилетия XIX в. наряду с Францией качественно новый этап художественного развития формируется в таких странах, как Англия, Россия, Германия. Центральной фигурой искусства Франции революционной эпохи, как и искусства периода наполеоновской империи, стал живописец Жак Луи Давид.

Архитектура Франции конца XVIII - 1-й трети XIX спи Классицизм революционной эпохи. В годы, непосредственно предшествовавшие революции, наметился процесс постепенного превращения архитектуры классицизма в искусство, пропитанный пафосом рационализма и лаконичности. Возникает стремление к более суровой и более четкой геометрической ясности в планировании и архитектурных сооружений ансамблей. Выдающейся фигурой в архитектуре Франции этого времени был Клод Никола Леду. Хотя Леду использовал элементы ордерной архитектуры, для него было характерно стремление выявить красоту геометрических соотношений архитектурных обьемов. Этот художник впервые обнаружил притяжения к созданию новой системы пластических ценностей, которые составляют отличительную черту новейшей архитектуры. Леду - яркий представитель рационалистических сторонников просвещения и строгого героического аскетизма эпохи Французской революции и одновременно провіщувач архитектуры XX века.

Такие работы, как театр в Безансоне, выполненные в традициях классицизма XVIII ст., но для них уже характерный сдержанный рационализм и одновременно стремление к заимствования функциональных приемов римской архитектуры. Леду компонует театральный зал, имитируя полукруга римского театра.

Интересные и урбанистические предвидения Леду, например проект подземного перехода под улицей, который он предсказал, создавая особняк, Телюсон. Последовательное геометрический рационализм Леду оказался не в завершенных сооружениях, несколько компромиссных по формам, а в проектах. Таким является построен на игре геометрических объемов, свободный от ордерных реминисценций дом надсмотрщика в городе Мопертюи. Архитектор предусмотрел идею взаимодействия природы и архитектуры. Эта идея получила свое развитие в архитектуре XX ст. Так, через дом директора по источники в городе Шо был пропущен поток и создан каскад. В сутки Консульства и Империи суровый аскетизм Леду оказался ненужный. Возникает потребность в парадной архитектуре, что апеллировала к величию имперского Рима.

Стиль ампир. Сутки Консульства и Империи - это завершающий этап органического использования «стилевых» принципов в архитектуре.

В архитектуре Франции и целого ряда других европейских стран в настоящее время доминирует стиль ампир, который появился на грани XVIII-XIX веков. Он был полным отрицанием прошлого, в отличие от классицизма второй половины XVIII ст., в котором еще были ощутимы барочные тенденции. Франция определила смену стиля. В результате совместного творчества императорских архитекторов Персє и Фонтена возник новый величественный и монументальный стиль, который отвечал грандиозным посягательством наполеоновской империи.

В отличие от крупных «стилевых» эпох в архитектуре, в ампире очень заметный идеологический программный момент, определенный оттенок умственной искусственности во внедрении идеологической программы и чрезмерное следование «политической моде». Так, поход Наполеона в Египетского не только вызвал моду на Египетского в оформлении интерьера и утварь, но и в определенной мере отразился в архитектуре (архитектор Браль, фонтан на улице Севр в Париже). Все же єгипетизуюча мода хотя и нашла отражение в архитектуре, однако не она определяла ее парадно-торжественные формы.

Для архитектуры ампира была характерна ориентация на традиции архитектуры имперского Рима, но была также линия, связана с подражанием внешних форм греческого периптера. Однако этот тип греческого храма в наполеоновскую эпоху вступил грандиозного, торжественно пышного характера. Такими сооружениями это-рква Мадлен в Париже архитектора Віньойона, а также парижская Биржа, возведенная А. -Т. Броньяром.

Ампир очень ярко проявил себя в интерьере. Для парадных сооружений ампира характерна единство стиля - форм одежды, мебели, картин, статуй и архитектуры. Характерным примером является внутренняя отделка дворца Мальмезон, созданное архитекторами Ш. Персіє и П. Фонтеном.

В планировке помещений Фонтен и Персє выходили из образцов недавно открытого античного интерьера, причем стены обтягивались шелком живых тонов или обклеены обоями. Новая художественная концепция с ее героическими и романтическими акцентами требовала серьезного величественный искусства и патетичной роскоши. Эта концепция находила выявления в гладких вещах повседневного потребления без излишнего декора, что воспринималось архітектонічно. Линии были прямые и резкие, членение объем ясное и строго симметричное. В интерьере применялись пластические украшения из блестящей и матовой бронзы (лучшие происходят из мастерской Томіра) - пальметты, завитки аканту, лавровые венки, львы, єгиптизуючі кариатиды, вазы и дельфины (інтерєри Отелю Богарне в Париже, библиотеки Наполеона И в Компєнському дворце).

В наполеоновскую эпоху завершается организация огромной пространственной оси Париж на несколько километров от внутреннего двора Лувра через площадь Каррузель, сады и дворец Тюильри, площадь Согласия, магистраль Єлисейських полей и площадь Звезды.

Для архитектуры ампира типичным является высокая удельная вес репрезентативно-пропагандистских, не связанных с непосредственной утилитарной функцией сооружений типа триумфальных арок и триумфальных колонн. Они были призваны утверждать величие режима. Героическая мощь точно рассчитанных пропорций и масштабов этих сооружений имеет большее значение, чем пышное торжество их декора. На площади Каррузель, что размещенная между Лувром и Тюильри, Персє и Фонтеном была возведена Триумфальная арка, который наследует формы древнеримской арки Константина. На противоположной стороне этой оси Же. -Ф. Шальгрен сводит колоссальную однопрогінну арка на площади Звезды.

Падение Наполеона, возвращение Бурбонов во Францию, буржуазная революция 1830 г., дальнейшее развитие буржуазных отношений обусловили относительно кратковременный период расцвета французского ампира, и после первых блестящих успехов античные формы зодчества постепенно деградируют.



Назад