Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.2.1. Англия


Искусство и архитектура Англии, как и все ее духовная жизнь в целом, отмечаются двойственным, противоречивым характером. Здесь гораздо раньше, чем в других странах Европы, возникли некоторые новые веяния в художественном творчестве, новаторские решения в архитектуре и строительстве. Однако нередко эти передовые тенденции не приобретали дальнейшего и всестороннего развития. Англия, главным образом, лишь выдвигала и ставила художественные проблемы, а решать их выпадало уже другим странам, чаще всего Франции. Причины такой специфики заключаются в особенностях экономического и общественного развития Англии. Буржуазная революция в Великобритании состоялась на полтора столетия раньше, чем во Франции. Возможность ускоренного капиталистического развития открылась здесь уже в конце XVII в. Во второй половине XVIII в., гораздо раньше, чем в других странах, начался промышленный переворот. Большое количество важнейших технических изобретений способствовала процветанию и расширению капиталистического производства. Росли города, открывались новые фабрики и заводы. Рос и пролетариат - он формировался из ремесленников и разоренных крестьян. Социальные противоречия, углубляясь, приводили к обострению классовой борьбы. Патриархальная «старая добрая Англия» на рубеже XVIII-XIX вв. превращалась в страну с высокоразвитой промышленностью - со всеми позитивными и негативными последствиями этого.

Англия - это родина чартизме - первого массового пролетарского движения - и в то же время крупнейшая колониальная держава. Страна, в которой демократические свободы имели давнюю традицию, и одновременно - оплот мировой реакции. Все эти противоречия находили свое отражение в культурной и духовной жизни английского общества конца XVII-XIX вв.

Архитектура Англии конца XVIII - 1-й трети XIX в. Промышленный переворот, который начался в Англии еще в 1760-х гг. и вызвал рост городов, сказалось, в первую очередь, на развитие строительства и архитектуры. Открытия в области металлургии вызвали широкое использование металла в строительстве. Рост транспортных связей сопровождалось возведением в конце XVIII ст. новых по материалу и по типу зданий - арочных и балочных чугунных и стальных мостов. Металлические конструкции применяются также при возведении фабрик и заводов. Подобное строительство было приходом инженеров, а не зодчих, однако полученные результаты не проходили бесследно. В отличие от других европейских стран английская архитектура конца XVIII - начала XIX в. демонстрирует разнообразие стилевых направлений.

Класицистичні и романтические тенденции в архитектуре. Классицизм, что в

1760-1780 pp. дал в английской архитектуре ряд высоких достижений, на рубеже веков почти исчерпывает себя. Минуя стадию ампира, архитектура прибегала или к прямой имитации античных образцов, занимаясь по сути стилізаторством, или к накоплению почерпнутых из классики форм, что предвещало уже эклектику. Одновременно существовал и сильный неоготический движение, зародившееся еще в середине XVIII в. Нередко одни и те же мастера строили в том и в другом стиле. Творчество двух выдающихся зодчих этого времени Джона Нэша и Джона Соуна наглядно демонстрирует все многообразие направлений.

Если в раннем проекте Английского банка Соуна явственно ощущается опора на античный наследство и следование идеалам классицизма, то его постройки начала XIX в. (Музей в Дулвіч-колледже в Лондоне, собственный дом в Лондоне), в которых все еще были использованы отдельные классические формы, предвещают почти на целое столетие вперед архитектуре модерна.

С деятельностью Нэша связан огромный градостроительный проект - застройка кварталов в лондонском Вест-энде, аристократическом районе столицы. Начиная с 1812 г., на поляне двух городских парков - Риджент-парк и Сент-парк - строятся фешенебельные жилые дома в традиционной для Англии терасній системе, то есть комплекс многоэтажных изолированных квартир, связанных единственным длинным фасадом. Оба зеленые массивы связанные застроена Нэшем улицей - Риджент-стрит. В своем ансамбле зодчий обращался к формам классицизма, используя галереи со многими колоннами, портики и лоджии. Но если дома в кварталах ранней застройки - Парк-Кресент - отличаются ясностью архитектурной логики, то более поздние - Картон-хаус-террас, Камберленд-террас - свидетельствуют о потере чистоты стиля.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В декоративно-прикладном искусстве и частично - графике в конце XVIII в. классицизм сохранял свои позиции. Знаменитый фаянсовый завод «Этрурия», основан в 1769 г. Дж. Веджвутом, продолжал выпуск посуды и ваз по мотивам античной керамики, что способствовало его всемирной славе и вызвало многочисленные подражания в других странах. Это направление деятельности завода был определен выдающимся английским скульптором и графику этого времени Джоном Флаксменом - главным модельером завода в 1775-1787 pp. Изделия из «яшмової массы», которая была изобретена Веджвутом, обычно нежно-голубой или светло-зеленого тона, Флаксмен украсил белыми рельефными композициями, нередко почерпнутими из древнегреческих вазових росписей. Не меньшую славу принесли Флаксмену и контурные рисунки к произведениям Гомера и Эсхила. Выданные на рубеже XVIII-XIX вв. в гравійованому виде, они широко распространились, стимулируя развитие графики в других европейских странах.



Назад