Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.3.1. Основные принципы романтизма как идейно-художественного направления


Этап с 1815 г. и до революции 1848-1849 гг. в культурной жизни Европы связан с господством романтизма. Термин «романтизм» сначала применялся к литературе, позже это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. Применительно к живописи он был впервые применен к произведению «Плот «Медузы» французского художника Теодора Жерико. В отличие от классицизма, который опирался на четко разработанную теорию, на систему строго регламентированных правил, романтизм такой теории не имел. Уже современники, а затем более поздние исследователи нередко вкладывали в этот срок разное содержание. Многообразие явлений, которые были объединены этим понятием, противоречия эстетического, философского и политического характера, присущие взглядам романтиков, дали повод подвергнуть сомнению необходимость и правомочность такого объединяющего термина.

Однако при всем разнообразии, а иногда и противоречивости романтическое искусство было определенной целостностью, оно имело целый ряд признаков, которые позволяют говорить о нем как о единой литературно-художественное течение. Главной предпосылкой этой цельности было то, что романтизм был порождением Французской революции, тех бурь, которые прогремели над Францией и пробудили весь мир. Так же как революция 1789 г. знаменовала коренной переворот в социальной жизни общества, так и романтизм знаменовал революцию в культуре. Лозунгом нового направления было провозглашено освобождение искусства от конформизма, свободу и независимость творчества от регламентаций.

Таким образом, романтизм состоял в атмосфере серьезных идейных сдвигов, которые происходили в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Кризис идеологии Просвещения началась еще в годы Французской революции. Все более очевидной становилась несостоятельности утверждений просветителей о близкое торжество принципов разума, равенства и справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, которые были заражены меланхолией, душевной тоской, «всемирной скорбью», в образах мятежных свободолюбивых натур, которые страдали в результате расхождения между высокими духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух сплошного возражения наиболее полно и ярко отразилось в творчестве Байрона.

Острым средством романтической критики действительности были гротеск, сатира, ирония, их блестяще использовали Гофман и Гейне. Эти литераторы высмеивали бедность и ограниченность мещан-бюргеров. Романтизм вообще критиковал антиестетичний, прозаический характер буржуазного жизненного уклада. Однако значение романтизма было гораздо шире, чем бунт против мещанства и официального классицизма. Романтизм был связан с демократическими движениями, с идеалами, которые готовили революцию 1830 г., с национально-освободительными и национально-объединяющими народными движениями того времени. Борьба личности и народа за свободу, за свои права вдохновляла таких выдающихся художников эпохи, как поэты и писатели Шелли, Байрон, Стендаль, художники Делакруа, Рюд.

Для романтизма характерна более личностная, эмоциональная художественная речь по сравнению с суровой дисциплиной классицизма. Раскрывая драматический мир конфликтов личности с торгашеським обществом, с лицемерием официальных ценностей этого общества, романтики стремились раскрыть характерную своеобразие народного жизни своей нации, ее исторической судьбы. Тем самым они сыграли огромную роль в утверждении темы национальности и народности в искусстве, в обращении к реальной истории - как прошлых, так и современной.

Романтики отвергли ограничивающие литературные каноны классицизма, провозгласили полную свободу художественного творчества. Особое значение они придавали воображении, фантазии, но при этом требовали исторической достоверности. Постоянное обращение к историческому прошлому - одна из самых характерных черт романтизма. Интерес к прошлому вылился в подъем исторического знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Міньє, Гизо, Тьєр), которые изучали последствия глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерность французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (литераторы Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианство (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительским и революционным идеям, источником высших духовных, моральных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они восхваляли Средневековья как сутки упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарским обычаям и патриархальным укладом. Идеализированный вид Средних веков противопоставлялся отвратительной буржуазной действительности.

Возник новый жанр литературы - исторический роман (Вальтер Скотт), появился большой интерес к выражение высоких нравственных идеалов. На этой почве возникло притяжение к изучению фольклора - «архива народов», как называл его немецкий поэт-романтик Гердер. С поетизацією национального прошлого связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка.

Большое значение для европейских народов мало интереса романтиков национальными традициями, народными языками, обычаями, событиями прошлого. Писатели-романтики открыли европейцам идеализированное прошлое, заинтересовали странствиями (Д. Ф. Купер «Последний из могикан»), познанием неизвестного. Романтизм способствовал появлению и популярности новых жанров (зарождение профессиональной журналистики и критики Е. По), открыл новые возможности для творческого эксперимента (народные сказки братьев Я. и В. Гримм, сказки-фантазии Е. Гофмана). Величественной фигурой периода романтизма является французский писатель. Гюго (1802-1885). Герои его романов («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется») обладают могучей силой духа, способные на самопожертвование, являются победителями обстоятельств и творцами собственного счастья.

Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и в сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене разные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юношу, но в то же время пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С воодушевлением чувства личности, характерного для миропонимание человека нового буржуазного общества, связанный культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтика поэтика контрастов, требования «местного колорита» оказались в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.

Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легітимістської монархии, отчуждения его от демократических вкусов, его рутину и косность, что препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, что были присущи борьбе романтиков против классиков (труда Стендаля «Расин и Шекспир», предисловие Гюго к драме «Кромвель»).

Романтизм был не только художественным течением, он выражал особый мировоззрение, что противостоял рационализма XVIII ст., особые настроения, порожденные бурными событиями послереволюционной эпохи. Романтизм эволюционировал вместе с эпохой, и эта эволюция была сложной и противоречивой, потому что такой была и сама тогдашняя действительность. В обстановке политических репрессий искусство нередко было единственным убежищем, только в искусстве могли найти воплощение идеи протеста против жестокой действительности. Так рождались мятежные произведения Гюго, героические симфонии и кантаты Берлиоза, полна мужественного драматизма искусство Жерико, Делакруа и Рюда. Особое место в музыкальной культуре суток занимает творчество Бетховена, пропитана идеей трагического противоборства мятежного человеческого духа и враждебных ему сил. Творчество этих мастеров так же, как и их жизнь, - это вечный бой с силами реакції. их искусство воплотило гневный протест поколения, что было ошукане в своих надеждах. Отсюда дух бунтарства, активного противоборства, объединявшие время очень разные явления художественной жизни. Этот пламенный призыв к свободе и справедливости, призыв к действенного гуманизма вылился в мощное духовное движение, что наиболее ярко проявил себя в формах романтического искусства.

Романтизм в живописи отличался динамизмом композиции, стремительными движениями изображений, яркими цветами, контрастом света и тени, экзотичностью сюжетов. Черты художественных произведений эпохи классицизма - величие, тщательное вырисовывания деталей, статичность фигур - отошли в прошлое. Художественные романтические произведения первой половины XIX в. изображали в портретах характерные черты, смятение чувств, драматизм и трагичность образа. В романтизме на то время не было определенной системы принципов, это было больше ощущения, эмоциональное произведение.

Герои романтизма были выдающимися и особливими. их отличал лиризм, одиночество, способность к жертвенности, к бунту. Реальные обстоятельства жизни людей почти не интересовали романтиков. Яркие, неординарные их характеры героев раскрывались на фоне стихии природы, общественных потрясений, древних событий истории. Романтический герой был одиноким. Такими выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама Миц-кевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты Эрнста. Люди бурных титанических страстей, мятежники - это герои Перси Биши Шелли, вторая Байрона («Восстание ислама», «Освобожденный Прометей»).

Романтики стремились создать в искусстве недостижимо - идеальный и совершенный мир человеческих взаимоотношений. Поэтому романтические произведения имеют два измерения - идею высших человеческих добродетелей и отбрасывание искаженного реальной жизни (Д. Г. Байрон, «Приключения Чарльза-Гарольда»). Природа была вечной ценностью в творчестве романтиков, ее стихия завораживала, совпадала с человеческими страстями, однако всегда оставалась свободной и нескореною (Г. Лермонтов, «Демон», «Думы»). Красотой искусства они хотели спасти мир. Это было время триумф в поэзии.

В 30-40-е гг. в романтизме произошли значительные изменения. Состояла литературное течение, в которой на первый план выступило действенное начало. Новое поколение романтиков отличалось оптимистичным взглядом в будущее, сочувствием к угнетенных, активным отстаиванием идеалов правды и справедливости. Накануне «весны народов» и революций 1848 г. политические мотивы в искусстве стали доминирующими. Художники в странах, которые боролись за национальное освобождение, часто превращались в национальные символы (композиторы Ф. Шопен Ф. Лист, Д. Верди, поэты А. Мицкевич, Ш. Петефи). Драмы и романы Гюго и Жорж Санд будто предусматривают близкое возрождение человечества в результате революции народов Европы.

В целом романтизм способствовал более углубленному и многогранном - художественном и философском - познанию мира и человека с присущими им противоречиями. Романтики обогатили культуру Нового времени значительными духовными ценностями и проложили новые пути ее развития.



Назад