Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.3.2. Романтизм как художественное течение в литературе и искусстве


Франция. Литература. Среди французских литераторов-романтиков видное место занимал Виктор Гюго. Теоретически обосновав основные принципы романтизма, писатель воплотил их в своих драмах и романах («Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз», «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется»). Писатель изобразил целый ряд необычных человеческих характеров, невероятных обстоятельств, триумфов добра, которое побеждает зло.

Представительницей романтического направления была также известная писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван-Дюпен) - страстная поклонница женского равноправия, ее самые известные произведения - романы «Индиана», «Валентина», «Консуэло». М. Е. Салтыков-Щедрин отнес ее творчество до беллетристики идейной, героической, что зажигала сердца и волновала умы.

Драматургия и театральное искусство. Французские театры еще долго оставались твердынями класициму, не пропуская на сцену романтических пьес. Но романтическая драма в эти годы имела союзника в лице мелодрамы, утвердилась в репертуаре бульварных театров Парижа. Мелодраме присущ выбор героев, отвергнутых обществом и законами, которые терпят несправедливости. Сюжеты мелодрамы часто построены на резком столкновении контрастно изображенных начал добра и зла. Этот конфликт в угоду демократической публике всегда решался наказанием порока, победой добра. Интересный сюжет, использование разнообразных сценических эффектов (смены декораций, музыки, шума, освещение и т.п.) обеспечивали эмоциональное воздействие на зрителя.

В театральном репертуаре появились новые темы, порожденные новыми условиями социального бытия, например тема богатства и бедности, которая трактуется как проблема личных человеческих качеств: богатство - награда за трудолюбие, бережливость и добродетельную жизнь, хотя некоторые драматурги пытались вызвать сочувствие к честной бедности и осуждали жестокость богачей. Характерна в этом отношении позиция В. Гюго, который принес на театральную сцену не только ее художественную реформу, но и высокий гуманизм («Марион Делорм», «Король забавляется», «Рюи Блаз»). Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец), автор классической приключенческой литературы. Этот художник не сумел сохранить верность романтическим увлечениям молодости и написал пьесу «Катилина», пройняту буржуазным духом.

Особое место в истории французского романтического театра и романтической драмы принадлежит Альфреду де Мюссе. В романе «Исповедь сына века» он отразил настроения поколения, которое вступило в жизнь в период Реставрации, когда уже отгремели события Великой Французской революции и наполеоновских войн, когда «власти Божьи и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла навсегда». Тонкая ирония Мюссе направлена против всего: «Насмехаться из славы, религии, любви, из всего на свете - это большое утешение для тех, кто не знает, что делать». Но впоследствии, несмотря на призыв к поколения «увлечься отчаянием», сам иронически замечал: « ... так приятно чувствовать себя несчастным, хотя на самом деле в тебе только пустота и скука». Пьесы Мюссе: «Венецианская ночь», «Капризы Марианны», «Фантазіо» - модели блестящей романтической комедии нового типа. Они опережают традиционную для этого стиля кровавую драму с неистовым любовью, ревностью и убийством. Время произведения Мюссе проникнуты печальной иронией, смесью лирики и гротеска. Есть у этого художника и психологическая драма «С любовью не шутят», и драма серьезного социального звучания, которая осуждает романтику индивидуального революционного акта, - «Лоренцаччо». В Мюссе также много комедий-пословиц, которые имеют салонного-аристократический характер. Не заняв главенствующего места в репертуаре французского театра того времени, они в значительной мере повлияли на его идейно-эстетическое содержание.

В драматургии Проспера Мериме (сборник пьес «Театр Клары Гасуль») романтический бунт заменено гострокритичним и даже сатирическим изображением персонажей своего времени (офицеры и солдаты, шпионы, дворяне разных рангов и состояния, светские дамы и солдатские подруги, рабы, крестьяне). Это сильные и страстные люди, которые оказались в исключительных ситуациях и совершают необычные дела. Однако считать их героями романтической драмы нельзя - в пьесах нет культа сильной индивидуальности, протиставленої обществу, к тому же героям чужие романтика скорбь и разочарование. Да и авторская ирония снижает романтическое настроение героев.

Изобразительное искусство. Романтизм во французском изобразительном искусстве возник как оппозиция классической школе Давида и официальном академизма. Но это была оппозиция всей официальной идеологии эпохи реакции, протест против ее мещанской ограниченности. Живописцы-романтики тяготели к экзотике, к исторических и литературных сюжетов, до всего, что стояло «над прозой жизни», ставило художника над «серой повседневностью». Поэтому в их картинах много нервозности, игры воображения, мечтательности. Для живописных произведений этого направления характерный возбужден горячий колорит, моделирование формы, основанные на сильных контрастах цветных пятен, экспрессивный рисунок с сознательным избежанием классической отточенности, смелая, тем хаотичная композиция лишена величества. Все это крайне раздражало художников-академистов.

Первым художником этого направления считают Теодора Жерико - пылкого поклонника героики наполеоновской эпохи. Сочетание приемов классицизма и романтизма дало великолепный результат в главном полотне его творчества «Плот Медузы». Сюжет этого произведения Жерико взял события, что произошли на плоту с пассажирами французского фрегата «Медуза», который погиб по вине правительства. Художник создал гигантское полотно 7 х 5 м. Среди людей на плоту есть мертвецы, сумасшедшие, полуживые, они неистово всматриваются в даль. От классицизма в этом произведении - точный обобщенный рисунок, резкая светотень. Романтические черты проявляются в драматизме сюжета, невероятности переживаний, крайнем психологическом напряжении.

Жерико постоянно искал героические образы в современности. В картине «Офицер конных егерей императорской армии, который идет в атаку» (1812 г.) - романтика наполеоновской эпохи отражена с запалом двадцатилетнего юноши.

Настоящим вождем романтизма стал Фердинанд Виктор Эжен Делакруа. Тематика его произведений приводила к дискуссий, ведь художник не обходил трагических страниц революционных событий первой половины XIX в. в Европе. Уже его первая работа «Лодка Данте» вызвала огонь критики, но ее с восторгом воспринял Жерико. Фигуры грешников, которые цепляются за барку на фоне адского сияние огней, классически правильные, но в них чувствуется огромная внутренняя мощь, мрачность и страшная обреченность.

Делакруа не считал себя романтиком. Романтизм критиковали за нерадивость рисунка и композиции, за отсутствие стиля и вкуса, по подражания грубой натуры. Хотя принципы романтизма были разработаны Гюго и Стендалем, в изобразительном искусстве они не имели определенной программы. Ш. Бодлер говорил, что романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный склад...». И действительно, всех романтиков споріднювало, прежде всего, особое отношение к действительности - стремление вырваться из прозаической обыденности, ненависть к мещанства, до обывательского прозябание, культ сильных страстей, ощущение одиночества, неприятие унификации искусства.

Этот художественный движение существовал, и Делакруа после выставки картины «Резня на Хиосе» стал признанным его вождем. «Метеор, который упал в болото», «пламенный гений» - такими были отзывы о Делакруа. В то же время были и противоположные («Это резня живописи»), а Стендаль (сам романтик) говорил: « ... наполовину изображены посиневшие трупы».

Это произведение полон глубокого драматизма. На фоне мрачного, но беззаботного пейзажа турок топчет и рубит людей. На переднем плане умирающие, но еще не бессильны мужчины и женщины разного возраста, от идеально прекрасной молодой пары в центре к фигуре напівбезумної бабушки и рядом нее умирающей молодой матери с ребенком, прислоненной к груди. Равнодушная природа, или как записал Делакруа в «Дневнике», « ... я подумал о своей малость перед лицом этих зависших в пространстве миров».

Некоторые картины Делакруа связаны с революцией 1830 г. Это аллегорическая компози-ция «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»), которую критиковали и левые (за компромисс - сочетание реальных деталей из иносказательной форме свободы), и правые (за излишний демократизм, называя «Свободу» «босой девицей, которая сбежала из тюрьмы»).

Итак, искусство героического романтизма Франции вдохновлялось идеями современности, живилося передовыми мыслями и чувствами. В ходе народных восстаний, в революционное время художники старались быть достойными своей эпохи. Это касается также и искусства скульптуры. Неистовая и прекрасная скульптурная группа «Марсельеза» Франсуа Рюда (установлена на Триумфальной арке в Париже) порождена гением восставшего народа.

Напряженная, полная драматизма борьба в мире природы - тема большинства произведений скульптора Антуана Луи Баре («Обнаженная», «Тигр пожирает крокодила»).

Основное средство художественной выразительности у этого художника - динамическое напряжение форм. Он заставил говорить» поверхность пластического объема.

Ведущая роль романтизма в искусстве принадлежит жанрам, что дают художнику возможность показать жизни общества со столкновением его противоречий. И хотя в результате этого портрет не занимал в иерархии жанров ведущую позицию, однако в его развитии были свои характерные особенности, которые свидетельствовали о новое понимание роли личности в обществе. В центре внимания французских мастеров романтического портрета - жизнь образов, их развитие во времени, страсти, эмоции, настроения.

Музыкальное искусство. Опера. Самым выдающимся французским композитором середины и второй половины XIX в., что работал в области оперного искусства, был Жорж Бизе. Бизе является учредителем национальной французской оперы так же, как композиторы Россини и Верди - национальной итальянской. Величайший произведение Бизе - романтическая, полная страсти опера «Кармен», написанная на сюжет новеллы Проспера Мериме. По пути Россини, Верди, Бизе пошли и лучшие представители французского оперного искусства XIX - начала XX вв. Это, в первую очередь, композиторы Гуно, автор оперы «Фауст», и Делиб, автор оперы «Лакме».

Англия. В конце XVIII - начале XIX в. в английской художественной культуре состоит и получает самостоятельность несколько новых видов искусства. Разрабатывается техника акварельной живописи. Мастер Томас Бьюик внедряет в практику торцевую гравюру, что намного облегчило и сделало дешевле издание иллюстрированной книги. В живописи ведущими мастерами портретного жанра были Томас Лоренс (известные портреты Уильяма Питта, герцога Веллингтона) и Генри Ребьорн (известный портрет лорда Ньютона). их произведения получили широкое европейское признание.

Искусство Уильяма Блейка было во многом обусловлено временем, когда этические идеалы классицизма еще не потеряли своего значения, но уже рождалось новое представление о личности, связанное с романтизмом, осознавалась особая роль субъективного творческого начала, и вместе с тем начинало высоко цениться искусство Средневековья. Все эти тенденции оказались в творческой личности Блейка, который был не только художником, но и выдающимся поэтом. Его фигура как будто говорит художника далекого будущего. В творчестве Блейка органично соединены образное и умозрительное начала, поэтическое и пластическое видение. Наиболее убедительные его иллюстрации к собственных стихов («Песни Невинности», «Песни Опыта», поэма «Америка»). В этих произведениях слово и образ, текст и рисунок, музыкальное звучание стиха и світлотіньова гамма выступают в єдності1.

В этот же период конца XVIII - начала XIX в. закладываются основы будущего расцвета искусства пейзажа. Широкое распространение получает акварельную живопись, ведущие мастера которого - Томас Гертін и Джон Селл Котмен - были главным образом пейзажистами. Техника акварели с ее прозрачностью и світлоносністю цвета, с возможностью и необходимостью быстрой фиксации натуры определило многое в характере изображения природы на листах этих художников. Гертін, что рано умер, воспринимал природу несколько меланхолично («Пейзаж в Йоркшире»). Пейзажи Котмена более упорядочены. Живое восприятие природы в нем сочетаются с ясной и стройной композиционной гармонией («Акведук Че», «Новый мост в Дареме»).

Настоящим реформатором пейзажной живописи был Джон Констебл. Расцвет его творчества приходится на новый этап истории Англии - конец 1810 - 1820-те pp. Это время подъема духовной культуры страны, время создания байронівських поэм. Констебл не искал эффектных видов, а передавал самые простые будничные мотивы, почерпнутые из природы его родной местности - Саффолке на юге Англии и окрестностей Лондона. Тщательное наблюдение за природой способствовало осознанию художником ее изменчивости и разнообразие. Констебл внимательно разглядывает отдельные деревья и облака, песчаные склоны холмов и заросшие травой поляны. В окрасе каждого предмета он видел цветовые нюансы, которые стремился передать во всем их цветном и світлотіньовому богатстве. Особенно поражают свежестью его этюды, полны света и воздуха («Тележка для сена», несколько этюдов «Облака»). Эти произведения передают легкий и быстрый движение кисти.

Пейзажи Констебла разнообразные в передаче чувств. Они то лирически-мечтательные, то ясно-наблюдательны, то напряженно-драматические («Собор в Солсбери», «Шлюз», «Пейзаж Лондона с домом Ричарда Стила»). С одинаковым волнением он пишет луга и леса, широкие долины и морские берега, запертые уголки ферм и хлебные поля. Но всегда перед зрителем возникает английский природа с ее просторами лугов, покрытых сочной травой, с могучими дубами, с влажностью воздуха, типичной для страны, с серебристым небом, покрытым тяжелыми от дождя облаками.

В эти же годы работал другой выдающийся пейзажист - Джозеф Меллорд Уильям Тернер. У этого художника огромный творческий наследство - картины, акварели, подкрашенные рисунки и гравюры. В течение всей жизни он создавал вымышленные пейзажи класицистичного характера, иногда с мифологическим и историческим стафажем. В то же время он делал зарисовки и этюды с натуры. Значительную часть его наследства составляют романтические полотна, представляющие выявления природных стихий - туман, дождь, снежную бурю, шторм на море («Снежная буря», «Рассвет в Норэм-касли»). Тонкие переходы цвета, богатство цветовых соотношений позволяют художнику создать удивительные эффекты освещения.

Испания. Другой путь, чем во Франции и Центральной Европе, был найден в культуре и искусстве Испании. Сначала он формировался в условиях распада старого режима, а затем по условий трагической борьбы народа с иностранным завоевателем. Высшим и единственным вариантом воплощение искусства нового времени стала творчество Франсиско Гойи. Искусство Гойи сформировалось за условий, вроде неблагоприятных для большого искусства, социальных обстоятельств Испании. Страна оказалась неспособной самостоятельно выйти из того кризиса, в котором она находилась в последнюю четверть XVIII в. Но она стала страной, где народ, руководствуясь инстинктивным чувством национального самосохранения, развернул впечатляющую за стихийной силой войну против наполеоновской агрессии. Именно эти обстоятельства позволили Гойи представить народ трагическим героем истории. Он создал живет, страстное, жизненно-конкретное и, в то же время, гіперболічно обобщенное искусство. В нем была намечена проблематика, которая стала перед реалистичным живописью нового времени.

Изобразительное искусство. После «золотого возраста» (XVII ст.) испанское искусство вновь приобрело национальной славы лишь с появлением Гойи (Франсиско Хосе Гойя-и-Лусьєнтес). Как Давид во Франции, Гойя с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало реалистичном живописи Нового времени. Огромное значение имела творчество Гойи и для возникновения романтизма.

Расцвет живописного мастерства Гойи связан с портретом. Классический национальный тип и в то же время глубоко индивидуальный характер, независимый, надменный, вспыльчивый, с высоким чувством достоинства, переданы в портрете Исабель Кобос где Порсель. Тонкое, нервное лицо у доктора Пераля; спокойствие и величие в лице знаменитой трагической актрисы по прозвищу Ла Тирана; тусклые, без тени духовности, серые лица королевского семейства... И, наконец, знаменитые «Махи» - «Маха одетая», «Маха обнаженная», которыми Гойя нанес удар академической школе и заставил вспомнить венецианское Возрождения.

Гойя откликнулся на вторжение французов в Испанию, которому очень мужественно противостоял маленький народ: картиной «Восстание 2 мая 1808 года» (испанец в белой рубашке отчаянно раскинул руки навстречу смерти). Художник создал и графическую серию «Ужасы войны» - это настоящий документ героической борьбы испанского народа с Наполеоном (конь, который отражается от стаи собак, - это Испания среди врагов; темные силуэты старика и старухи, которые ищут тело сына среди белых пятен мертвецов, и др.).

После смерти художника Испания забыла своего выдающегося художника. И только молодая передовая Франция оценила великого испанца, интерес к творчеству которого не угасает до сих пор.

Германия. Формирование основных принципов романтизма. Группа «Буря и натиск». Считается, что именно Германия дала жизнь романтизма, откликнувшись таким образом на события Великой Французской революции. Однако едва ли не первое формулировки принципов романтизма связывают с именем Плохая Готфрида Гердера - философа, историка, литератора, и к тому же идейного вдохновителя и активного участника группы «Буря и натиск». Этот очаг, который сочетал нескольких выдающихся немецких литераторов, возник около 1775 г. Честолюбивые участники этой группы называли себя «смутными гениями» или «штюрмерами». Уже штюрмери выдвинули идеи, которые впоследствии пропагандировались романтиками XIX ст.: историзм в оценке культурных явлений, национальная самобытность литературы каждого народа, повышенное внимание к народного творчества, культ индивидуальности в творчестве. Виднейшим представителем «Бури и натиска» был Иоганн Вольфганг Гете, который принадлежит как XVIII и XIX ст.

Творчество Гете в определенной степени связала собой литературу этих двух веков и осталась самым ярким выражением не только своей эпохи, но и всей поэзии Нового времени. В движении «Бури и натиска» - штюрмерстві - было заложено нечто от следующих этапов, которые мало пройти искусство. Штюрмерство соединило сентиментализм с многими чертами передромантизму. Умная, четко очерчена форма казалась «бурным гениям» сковуючою для искусства. Дух «Бури и натиска» воодушевил «Разбойников» выдающегося немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера.

Штюрмери сделали немало. Они прорвали рамки просветительского рационализма и тем самым помогли дальнейшему обогащению искусства. Они дали такие понятия, как общественный фон и национальный колорит, которые в всеєвропейському масштабе утвердил впоследствии романтизм. Штюрмери открыли дорогу живом народном языке и пытались «шекспіризувати» немецкую драму. Самым большим талантом среди них был, конечно, молодой Гете (трагедия «Гец фон Берліхінген», историческая драма «Эгмонт»). Гете прошел через увлечение античностью (период веймарского классицизма), но главным его произведением стал «Фауст». В этом произведении выразился весь философский движение Германии конца XVIII - начала XIX в. В то же время это произведение Гете является полным отражением всей жизни современного ему немецкого общества. Фауст и Мефистофель олицетворяют в трагедии борьбу двух начал: безграничного порыв вперед и критического сомнения. В борьбе с Мефистофелем Фауст приходит к познанию смысла жизни. И не было бы Мефистофеля, не было бы борьбы, и Фауст остался бы со своей прекрасной, но несбыточной мечтой. В этом произведении Гете словно предостерегает европейское общество от соблазна самовлюбленности и самоослепления.

Эстетика и литература немецкого романтизма. Немецкий романтизм, возникший на рубеже 1790-1800-х гг., отмечался подчеркнуто философским характером. Его эстетика состояла в «Иенском кружке», который сформировался в конце XVIII в. в маленьком городе Иене, близ Веймара. Главными теоретиками ієнських романтиков стали брать Август-Вильгельм и Фридрих Шлегелі. Опираясь на философское положение Ф. Шеллінга о раскованность, свободу человеческого духа, романтики считали нужным утверждение искусства с неограниченной свободой. Бегство от действительности в мир фантазий и домыслов не исключала интересов романтиков к окружающему миру. Но действительность, увиденная сквозь призму романтической иронии, жила в творениях немецкого романтизма.

У немецких романтиков сказка была одним из любимых жанров. Всемирной славы зажили народные сказки, записаны и опубликованы братьями Гримм - Якобом и Вильгельмом. Роман-сказка «Генрих фон Офтердінген» поэта Новаліса (Фридриха фон Харденберга) проникнута религиозно-патриархальной тематикой и меланхоличным настроением. Новалис болезненно переживал крушение старых феодальных устоев. Ему хотелось остановить время, сохранить навеки старинные замки, патриархальные обычаи.

Выдающейся фигурой в тогдашней немецкой литературе был Эрнест Теодор Амадей Гофман. Он создал странные, смешные и трагические повести и романы («Золотой горшок», «Жизненная философия Кота Мурро...», «Крошка Цахес»). Этот писатель просто задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.

Творчество великого немецкого поэта Гейне - это и удивительно тонкая лирика («Книга песен»), и чувствительная политическая сатира (книга прозы «Дорожные картины», поэма «Германия. Зимняя сказка»), и ирония, благодаря которой было преодолено романтизм и взят новую главную тему - реальная жизнь.

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство немецкого романтизма характеризовалось преобладанием религиозно-патриархальной тематики, меланхоличным настроением произведений (Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих).

Творчество Ф. -О. Рунге пропитана страстью к живой природе. Его зоркие научные исследования в области теории смешения цветов были родственные до колористических поисков Дж. Констебла. В практике Рунге это привело к тому, что его живопись насыщенный рефлексами света и цвета.

Почти всю свою недолгую жизнь художник работал над четырьмя полотнами «Поры дня». Этими произведениями он надеялся украсить специально построенное здание, где их показ сопровождался бы музыкой и стихами, воплощая мечту романтиков о синтетический влияние различных видов искусства на человека.

Творчество Каспара Давида Фридриха, который работал главным образом в пейзажном жанре, имела большое влияние на современное ему искусство. Пейзажи Фридриха чрезвычайно тщательно воспроизводят реальный вид природы («Крест в горах», «Монастырское кладбище в снегу»). В то же время пейзаж для художника - это повод к раскрытию целостной картины вселенной, глубоко философские размышления и осмысления места человека в мире.

Музыкальное искусство. Симфоническая музыка. Людвиг ван Бетховен - величайший композитор первой половины XIX ст. Творчество Бетховена в равной степени принадлежит немецкой и австрийской музыкальной школам. Бетховен работал во многих музыкальных жанрах и его вклад в развитие каждого из этих жанров трудно переоценить. Огромное значение имела творчество Бетховена и для становления романтизма в музыке.

Бетховен преподнес музыкальное искусство на небывалую до него высоту. Он вложил в него глубокие, серьезные идеи. Сочиняя музыку для широких народных масс, композитор стремился сделать ее общедоступной.

В произведениях Бетховена мы слышим и героическое подъем, и возмущение, и страстный призыв к борьбе, и веру в светлое будущее человечества. В своей музыке он воплотил и революционный пафос, и лучшие стремления, чувства и переживания передовых людей своего времени. Для выражения этого нового содержания Бетховен использовал в основном крупные музыкальные формы (симфонии, сонаты, концерты, квартеты и т.п.), в основе которых лежит обязательное сопоставление частей и тем, различных по своему характеру.

Симфонии Бетховена. Из всего творчества Бетховена следует, прежде всего отметить девять симфоний, среди которых особенно выделяются Третья, Пятая. Седьмая и Девятая. В них наиболее ярко выражено героические стремление Бетховена, его близость к народу, вера в человека, в победу справедливости.

Третья симфония, названная «Героической», значительно отличается от всех, созданных до симфоний Бетховена, глубиной содержания и музыкальной формой.

В основе Пятой симфонии лежит идея борьбы и победы. Симфония начинается с темы, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». Сначала она звучит с большой силой, но постепенно затихает. Мотив зову судьбы, что лежит в основе главной темы, проходит через всю симфонию и в последней части звучит мягко и неуверенно. В противовес ей вторая лирическая тема - тема человека, описанной в первой части очень лаконично, - в дальнейшем развитии симфонии приобретает широты и разнообразия. В этой симфонии Бетховен выразил в обобщенной форме идею победы человека над всем, что стоит на ее пути, идею единения человечества и ее торжество. Эта идея торжества и радости человечества, которое преодолевает все препятствия, лежит также в основе Семи и Девяти симфоний.

Девятая симфония является исключительным по глубине своего содержания произведением. Новым приемом является введение в четвертую часть этой симфонии хора на слова оды Шиллера «К радости». Этот гимн радости, единения человечества («Обнімітесь, миллионы») выраженный простой, лишенной всяких внешних эффектов, радостной мелодией, что постепенно разрастается в характерный для Бетховена мощный и торжественный финал.

Замечательными есть те части произведений Бетховена, которые поданы в медленном темпе. Они сдержанны, торжественно величественные, сосредоточены, полны глубоких размышлений. Благодаря этому эти части произведений создают яркий контраст с бурными первыми частями и следующими подвижными, легкими скерцо или менуетами и быстрыми, порывистыми или радостными финалами.

Музыка Бетховена до драматических произведений. Среди героических произведений Бетховена необходимо отметить его музыку к трагедии Гете «Эгмонт». Сюжет этой музыки связан с историей борьбы Нидерландов в XVI в. за свою независимость против господства Испании. Одним из вождей, которые возглавляли эту борьбу, стал Эгмонт, что был коварно убит испанцами. Имя Эгмонта был окружен любовью народа и стало его флагом борьбы и победы. Образ героя, борца за свободу своего народа, привлек внимание Бетховена. В ряде музыкальных эпизодов, особенно в увертюре, отражены борьба Эгмонта, гибель его и торжество народа, который победил.

Начинается увертюра мрачным, трагическим вступлением, в котором тяжелым аккордам испанского сарабанди противостоит скорбная лирическая тема. Основная часть, аллегро, показывает столкновения и борьбу двух тем: первой, темы Эгмонта, - стремительной, напряженной и второй, темы испанцев, - акордової, строго решительной. В конце аллегро похоронные аккорды (смерть Эгмонта) является переходом к торжественно-победного марша - финала.

Франц Шуберт. Весь жизненный и творческий путь этого художника был полон противоречий, которые являются характерными для всех художников-романтиков той эпохи. Веселость и жизнерадостность в творчестве Шуберта сочетаются с меланхолично-печальными настроениями, которые иногда переходят в трагическую безнадежность. Композитор написал много произведений, больших и малых. Шуберт известен не только как автор замечательных песен и вокальных ансамблей, но и как автор инструментальных произведений - камерных и оркестровых: симфоний, струнных ансамблей, произведений для фортепиано. Франц Шуберт является одним из самых популярных композиторов. Его музыка очаровывает своей искренностью, жизненной правдивостью, выразительностью и простотой.

Симфонии Шуберта. Одна из лучших его симфоний - большая симфония в До-мажоре, состоящий из четырех частей. Она жизнерадостна, в ее основе - народные мелодии.

Очень популярная симфония в Си-миноре, так называемая «Среднее». Эта симфония, вопреки установившейся традиции, состоит не из трех или четырех частей, а только из двух. Но, несмотря на это, она производит впечатление вполне завершенного произведения. Основной частью, определяющей содержание и характер всего произведения, есть первая часть. Она начинается со вступления, сосредоточенного и мрачного, переданного медленной, протяженной мелодией в низком регистре. Эта мелодия в дальнейшем разрабатывается рядом с главной и побочной темам и приобретает значение темы, которая определяет характер всей части; ею начинается разработка, она звучит также и в конце. После вступления идет первая партия (главная), певучая, немного грустная, что напоминает по своим характером и складом песню - сначала вступает аккомпанемент, затем звучит мелодия. Эта тема почти без перехода меняется второй, побочной партией, более светлой, подвижной. Мелодическое богатство, искренность и доступность мелодий в симфонии сделали ее очень популярной.

Опера. Кроме симфоний Бетховен написал оперу «Фиделио». Перед созданием оперы композитор написал на этот же сюжет три увертюры, из которых наиболее совершенной является «Элеонора № 3».

Выдающимися мастерами оперного жанра в Германии XIX в. были композиторы Вебер, автор оперы «Волшебный стрелок», и Вагнер, автор опер «Лоэнгрин», «Тангей-чайзер», «Кольцо Нибелунгов» и др.

Инструментальная музыка. В XIX в. наряду с симфониями, сонатами великих композиторов, в частности, у романтиков, ведущим жанром является сравнительно небольшие произведения лирического, а иногда и танцевального характера. Для творчества композиторов-романтиков характерные элементы фантастики, сказочности, образности, програмності. их произведения часто близки к народной тематики, к природе. Произведения нередко объединяются какой-либо общей идеей и составляют цикл. Такими являются, например, фортепианные циклы Шумана «Карнавал» и «Бабочки», циклы Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты».

Людвиг ван Бетховен. Бетховен написал десять скрипичных сонат, из которых наиболее известна Дев'ятаа, посвященная Крейцеру, и 32 фортепианные сонаты, среди которых самыми главными являются № 8 - «Патетическая», № 14 - так называемая «Лунная» и № 23 - «Апассионата». Сонатная форма позволила Бетховену полнее и глубже выразить идею столкновения, борьбы и победы. Бетховен развил и усовершенствовал сонатну форму.

Замечательны также квартеты и трио Бетховена. В некоторых из них композитор использовал народные мелодии.

Темы Бетховена отмечаются могуществом, силой, глубиной, иногда трагизмом и скорбью. Для многих его тем характерные мелодичность, певучесть, лиризм.

Франц Щуберт. В Шуберта много фортепианных произведений. Среди них главное место занимают небольшие пьесы в основном танцевального характера, такие как лендлери, екосези, марши. Больше всего Шуберт любил вальсы, его вальсы небольшие, волшебные за своей простотой, у них много непосредственности и мелодичности. Из других фортепианных произведений наиболее известны «Экспромты», «Музыкальные моменты», в частности «Музыкальный момент фа-минор».

Роберт Шуман. Этот немецкий композитор-романтик писал в основном фортепианные произведения, песни и романсы. Менее известны его симфонии. В его творчестве своеобразно совмещалось отражение окружающей жизни с фантастикой. Несколько своих произведений он называет «Фантастическими пьесами». Для произведений Шумана характерные контрасты: сочетание порывистости, бурного настроения и нежности, задушевности, мечтательности. Очень интересны его «Карнавал» и «Бабочки». В праздничном шествии, изображенной в «Карнавале», музыкальные образы масок чередуются с танцами. «Альбом для юношества» и «Детские сцены» Шумана - это сборники пьес, ярких, различных по содержанию, доступных для детей. Большую популярность приобрел также квинтет Шумана.

Вокальная музыка. Наряду с небольшими инструментальными пьесами большое распространение получили в XIX в. и небольшие вокальные произведения, то есть песни и романсы. Каждый из композиторов внес нечто свое, индивидуальное в этот жанр, но все песни, романсы выходят в основном из песенного творчества Шуберта. Замечательными есть вокальные циклы Шуберта «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», циклы песен Шумана «Любовь поэта», «Мирты» и др., вокальные произведения Брамса.

Людвиг ван Бетховен. Много внимания Бетховен уделил также и вокальном творчестве: он написал около 70 романсов и песен, сделал большое количество обработок народных шотландских и ирландских мелодий, с которых часто выполняются «Застольная», «Красота родного села», «Милый Джемми» и другие.

Франц Шуберт. Песни занимают центральное место в творчестве композитора. Он написал их более 600. Шуберт высоко поднял значение песни. В эту небольшую музыкальную форму он сумел вложить глубокий и богатый содержание. С большим теплом и проницательностью Шуберт раскрыл перед нами внутренний мир человека с его чувствами радости, печали, любви. Большое место в его песни занимает изображение природы.

Музыкально-выразительные средства в песнях Шуберта поражают разнообразием. В вокальных партиях он не ограничивается только песенным мелодией, а широко использует и декламаційні, и речитативні приемы выражения. Фортепианная партия в его произведениях приобретает самостоятельное, равноправного значение, создавая яркие музыкальные образы, часто изобразительного характера.

«Лесной царь» - это песня-баллада, глубоко драматическая по своему содержанию. Характеристики действующих лиц в ней очень контрастные: манящее обращение Лесного царя (мягкое и вкрадчивое мелодия); успокоительные, сдержанные интонации отца и взволнован плач ребенка (речитативні интонации, хроматизмы, высокий для данного голоса регистр). Фортепианная партия помогает раскрыть характер-образ, стремительное движение октав-аккордов создает впечатление напряженной скачки, тревоги и, оборвавшись внезапно в самом конце, подчеркивает трагизм песни.

«Баркарола» захватывает своей плавной мелодией и мягкой партией фортепиано, которая художественно создает впечатление плеска воды.

Песня «Форель» является жанровым картиной. В первых двух строфах изображен оживленные движения скорой рыбки, что играется в прозрачной воде. Они переданы легкой, игривой мелодией и быстрыми взлетами в сопровождении, словно всплесками воды. В первой же половине строфы, когда рыбак, пытаясь поймать рыбку, мутит воду, ловит рыбку, которая бьется в его руках, музыка совершенно меняет свой характер. В голосе вместо мелодии появляется взволнован речитатив, а в фортепиано гармония становится напряженно неустойчивой, движения аккордов - поривчасто резкими.

В Шуберта есть замечательные циклы песен - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», в которых рассказывается о странствования юношу, о его любви и страдания. Первый цикл песен Шуберта состоит из двадцати произведений, в которых преобладает светлый, жизнерадостный настрой. Наиболее известные песни этого цикла «В дорогу», «Куда», «Мельник и ручей» и др. Второй цикл песен, состоящий из двадцати четырех произведений, имеет мрачный, иногда даже трагический характер. Большинство песен этого цикла преисполненные чувства разочарования, печали, одиночества. Самой популярной из этого цикла является песня «Шарманщик».

Шуберт - композитор-лирик. Основным средством выражения у него есть мелодия, и здесь он поистине неисчерпаем. Напевность характерна для всего творчества Шуберта, но с особой силой и разнообразием оказывается она в вокальном творчестве. К нему песня занимала в творчестве композиторов второстепенное место. Шуберт преподнес песню на исключительную высоту, сделав ее по глубине и важности равноправным жанром наряду с другими ведущими в то время жанрам - оперой и симфонией.

Италия. Музыкальное искусство. Опера в XIX ст. В Италии в начале XIX в. величайшим оперным композитором был Джоаккино Россини. Лучшими его произведениями являются оперы «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль».

Опера «Севильский цирюльник», так же как и опера Моцарта «Свадьба Фигаро», написанная на сюжет Бомарше. В ярких музыкальных образах в опере показано веселого, ловкого, удачного цирюльника Фигаро. В опере остро висміяно представителя духовенства продажного Дона Базилио. Музыка оперы полна юмора, жизнерадостности. Вся опера происходит в стремительном темпе. «Севильский цирюльник» является одной из самых популярных опер.

Опера «Вильгельм Телль» написана на сюжет легенды эпохи борьбы швейцарского народа за свою свободу. В ней много оживленных народных сцен, картин природы, быта, характерная народная мелодика.

Во второй половине XIX века ведущую роль в оперном искусстве Италии играет итальянский композитор Джузеппе Верди, один из самых любимых и популярных оперных композиторов. Его музыка мелодичная, доступна, искренняя. Сюжеты Верди, как правило, брал из жизни. Самыми популярными его операми «Травиата», «Риголетто» и «Аида».

По пути Россини и Верди пошли и другие представители оперного искусства Италии XIX - начале XX вв. Это, в первую очередь, композиторы Пуччини, автор опер «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»), «Богема» и «Флория Тоска», и Леонковалло, автор оперы «Паяцы».

Инструментальная музыка. В первой половине XIX в. большую славу получил итальянский скрипач-виртуоз и композитор Никколо Паганини. Его исполнительское мастерство и творчество оказали большое влияние на последующее развитие инструментальной музыки.

Чехия. Музыкальное искусство. Опера. Лучший представитель чешского оперного искусства XIX ст. Берджих Сметана также пошел по пути, начерченному великими композиторами Россини, Верди, Бизе. Лучшим произведением Сметаны есть опера «Проданная невеста».

Польша. Музыкальное искусство. Опера. Лучшим представителем оперного искусства в Польше XIX - начале XX в. был композитор Монюшко, автор оперы «Галька».

Инструментальная музыка. Самым выдающимся мастером инструментального жанра в Польше был Фридерик Шопен. Большую часть жизни этот художник прожил во Франции, однако его сердце всегда оставалось с родиной. Творчество Шопена связана преимущественно с фортепиано. Великий польский композитор заставил фортепиано звучать совсем по-новому. Он расширил возможности фортепианной техники и обогатил ее выразительные средства. Выдающийся российский пианист Антон Рубинштейн назвал Шопена «душой фортепиано».

За сравнительно короткую жизнь Шопен написал очень много. В творчестве для фортепиано у него было несколько любимых жанров, в которых он все время обращался. Сюда принадлежат 56 мазурок, 25 прелюдий, 27 этюдов, 15 вальсов, 12 полонезов, 20 ноктюрнів и др. В основу творчества Шопена возложена польская народная музыка, мелодичные и ритмические особенности польских танцев и песен.

Особенно ярко выражена любовь к своему народу, к польской народной музыки в мазурках, которые являются как бы поэтическими картинами родной Польши. Мазурки Шопена - элегантные, утонченные, иногда блестящие.

По сравнению с мазурками и вальсами полонезы являются крупными произведениями, рисующих картины в основном героического прошлого Польши. В большинстве из них много блеска, красоты, торжества.

Во времена вальс Шопена стал одним из самых популярных танцев, и хотя он является танцем не польского происхождения, однако вальсы Шопена часто также связанные с польской национальной музыкой; в них используются интонации и ритмы польской народной музыки, особенно мазурки. Вальсы композитора разнообразные: рядом со спокойными, мрійними, встречаются в него вальсы блестящие, бравурные.

Танцевальные произведения Шопена - мазурки, вальсы, полонезы - это не просто музыка для танцев, а пьесы для концертного исполнения.

Прелюдии композитора являются самостоятельными короткими произведениями. По своему содержанию они контрастные - бурно взволнованы или тихие и задумчивые, мрачные и жизнерадостные, порывистые и строго сдержанные.

А его ноктюрны очень поэтичны. В прелюдиях выражено в основном один определенное настроение. А для ноктюрнів характерно изменение разнообразных чувств, образов. Ноктюрны Шопена написаны в трьохчастинній форме. Все они наивные, мелодичные, полны глубокого чувства. Средние части в них более взволнованы, порывистые.

Этюды композитора очень тяжелые для выполнения. В каждом из них Шопен ставит определенное техническое задание, развитие определенного технического приема. Но каждый этюд превращается у него в художественное произведение, где техника является не целью, а средством для выявления художественного образа.

Из крупных произведений Шопена самыми значительными являются два фортепианных концерта, четыре скерцо, вторая и третья фортепианные сонаты, четыре баллады и близкая к ним фантазия фа-минор.

Баллады композитора - глубоко национальные произведения, связанные с историческим прошлым Польши. Написаны они под впечатлением поэм знаменитого польского поэта Адама Мицкевича.

У Шопена 17 песен, близких к народной песне. Они отличаются задушевностью, изяществом. Особенно известны его песни «Желание» и «Литовская песня».

Произведения Фридерика Шопена отличаются большой глубиной содержания и поэтичностью. Его лирика богата и разнообразна. Рядом с мечтательно-задумчивыми, унылыми, иногда трагическими переживаниями в его творчестве звучат жизнерадостные и героические мотивы. Задушевность, одухотворенность и искренность произведений Шопена создали ему большую известность и славу. Музыка Шопена очень сложная, она требует вдумчивого и осмысленного выполнения, певучего, мягкого, глубокого, выразительного звука и большого мастерства. Технические трудности, виртуозность выступают в Шопена только средством для выражения содержания произведения.

Венгрия. Музыкальное искусство. Инструментальная музыка. В музыкальной культуре Венгрии XIX в. выделяется фигура пианиста-виртуоза и выдающегося композитора-романтика Ференца Листа. Он был также выдающимся педагогом, общественным деятелем, музыкальным критиком и писателем.

Лист написал великие произведения программного содержания для оркестра и особенно много пьес для фортепиано. Он перевел для фортепиано произведения Баха, Шуберта, Бетховена. Широко известны его фантазии на музыку разных опер, а также рапсодии, в основе которых лежат венгерские мелодии. Интересны также программные произведения Листа, связанные с впечатлениями от поездки по Италии и Швейцарии и объединены в три тетради под общим названием «Годы скитаний». Особенно популярные пьесы с первого тетради, связанные с картинами природы или народными легендами Швейцарии (например, «Капелла Вильгельма Телля»), и с другой тетради, написанные под впечатлением знаменитых произведений итальянского искусства, в частности картин Ра-фаеля «Обручение» и сонетов Петрарки. Замечательные этюды Листа на темы природы или на фантастические сюжеты.

Лист работал также в жанре вокальной музыки. Ему принадлежат замечательные песни.

Норвегия. Для Норвегии, что одержала свою государственную независимость лишь в 1814 г. XIX в. были периодом интенсивного развития во всех областях жизни, в том числе и художественный. Эта страна дала европейскому искусству таких мастеров, как живописец Е. Мунк, писатель Г. Ибсен, композитор Е. Григ.

Музыкальное искусство. В музыкальной культуре Норвегии XIX в. одним из ведущих жанров становятся сравнительно небольшие произведения лирического, а иногда и танцевального характера. Эти произведения нередко объединяются общей идеей и составляют цикл. Такими, в частности, является фортепианные циклы самого выдающегося художника этой суток Эдварда Грига «Поэтические картинки» (шесть фортепианных пьес).

Большое распространение в норвежской музыке XIX вв. получили и небольшие вокальные произведения, то есть песни и романсы. Замечательными есть песни того самого Эдварда Грига.

Россия. Изобразительное искусство. В живописи русского романтизма ведущая роль принадлежала портрета и пейзажа. Виднейшие представители портретного жанра этого направления - Орест Кипренський («Автопортрет», «Портрет отца») и Карл Брюллов («Всадница», портреты графини Самойловой). В пейзажном жанре самыми показательными являются итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина.

Музыкальное искусство. Вокальная музыка. В начале XIX в. в русской музыке появляется группа одаренных композиторов - О. Л. Гурільов, О. Г. Варламов В. О. Алябьев и О. М. Верстовский. Главное место в их творчестве занимали романсы и песни, наиболее известными из которых являются «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь», «Однозвучно гремит колокольчик» Гурільова; «Что мне жить и скорбит», «На заре ты ее не буди» Варламова; «Соловей» Алябьева и др.

Основное значение этих композиторов, предшественников и современников корифея русской музыки Михаила Глинки заключается в том, что в их творчестве значительно расширен тематику, углубленно лирику, использовано много текстов Пушкина и Лермонтова («Я вас любил» Алябьева, «Белеет парус одинокий» Варламова и др.). Рядом с лирично-бытовой тематикой появляется тематика, связанная с мотивами любви к отечеству, тоски по родине («Иртыш», «Вечерний звон» Алябьева), социального протеста («Кабак», «Ниже» Алябьева). В то время поются песни, близкие к типу баллады («Песня разбойника», «Песня Офелии» Варламова).

В связи с расширением тематики обогащаются и углубляются и средства выразительности в вокальной и в фортепианной партиях, осложняется гармония. Все шире используются элементы русской народной песни как сельского, так и городского. В отдельных случаях это настолько ярко обнаружено, что некоторые песни, сложенные этими композиторами, долгое время считались народными. Это было, например, с песней «Красный сарафан» Варламова.

Опера. О. М. Верстовский. В творчестве этого художника оперы занимают основное место. Среди них наиболее известной является опера «Аскольдова могила», которая написана на древнерусский сюжет. В этом произведении композитор использовал элементы российских и польских народных песен. Опера состоит из многих арий, песен и хоров, однако в ней нет еще достаточного связности и цельности, музыкально-драматического развития, мало единства как в сюжете, так и в музыке.

Русская музыка конца XVIII - начала XIX в. была основой для развития русской национальной музыкальной школы. Российские композиторы-романтики выступили против стремлений высшего общества насаждать западную музыку, особенно итальянскую и французскую оперы.

М. И. Глинка. В творчестве этого художника окончательно формируется национальная опера. Только Глинка сумел совместить самобытность, народный характер музыки с высоким мастерством, сумел вложить в свои произведения глубокий идейный смысл. Композитору принадлежит первая в русской музыке народно-героическая опера «Иван Сусанин». Это произведение надолго стал образцом для многих народно-героических монументальных опер и ораторий, в которых широко показаны чувства и переживания народа, связанные с различными драматическими и трагическими событиями его жизни. Такими являются, например, оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина.

Вторая опера Глинки - «Руслан и Людмила» - открыла путь эпически-сказочным российским операм, таким как «Садко» Римского-Корсакова и др. В то же время она оказала влияние и на такие оперы, как «Князь Игорь» Бородина. В опере много развернутых арий-портретов, есть элементы восточной музыки.

Украина. С конца XVIII в. украинские земли находились в составе Российской и Австрийской империй. В Надднепрянской Украине, которая потеряла свою государственность, был утвердившийся жесткий административно-политический режим, который существовал в России. Ставилась задача убедить украинский народ, что для Украины лучший строй - самодержавие, а собственно Украина - это исконная русская земля без собственной истории, языка, культуры. Утверждению самодержавной власти должно служить «теория официальной народности», сформулированная в начале 1830-х гг. реакционным министром образования России С. С Уваровым, основными принципами которой стали православие - самодержавие - народность. Имперская триада, которая базировалась на централизации науки, образования и культуры, была основой воспитания русифицированного украинского дворянства XIX ст.

Для культурного развития Украины первой половины XIX в. характерным является создание и деятельность высших учебных заведений, в которых формировалась украинская интеллигенция. В январе 1805 г. по инициативе В. Н. Каразина, общественного деятеля, экономиста, просветителя, был создан Харьковский университет. В 1820 г. в Нежине основано гимназию высших наук; в 1834 г. на базе Кременецкого лицея открыт Киевский университет Св. Владимира. Его первым ректором стал М. О. Максимович.

Учебные заведения создавались с целью распространения «общерусской культуры», но со временем они становились очагами культуры на украинских землях. Харьковский университет до середины XIX в. подготовил три тысячи специалистов из разных областей знаний. Формировалась украинская национальная интеллигенция, которая по-разному относилась к имперской идеологической доктрины.

В среде украинской интеллигенции ученые выделяют три основные общественные течения, которые по-своему объясняли имперскую триаду в целом и каждой из ее частей в частности. Представители первого течения (Г. Гоголь, Г. Гнедич, В. Капнист, В. Краеугольный) названную триаду воспринимали безоговорочно, разделяли и пропагандировали. Украинцы по происхождению, они, по стечению обстоятельств, работали на ниве русской культуры.

Ко второй течения принадлежит когорта образованных людей, которые не разделяли официального мнения о народность как признак «єдинонеподільності» (Г. Квитка-Основьяненко, Есть. Гребенка, Л. Боровиковский, А. Метлинский, по определенным вопросам - М. Костомаров и др.). Представители этой группы не возражали самодержавия, разделяли взгляды на православие, а в отношении народности, то ее важными признаками считали родной язык, народные обычаи, фольклор.

К представителей третьего течения принадлежали члены Кирилл-Мефодіївського братства. Выступая против имперской триады, не отрицая только православие, братчики призывали к свержению самодержавия, отмена крепостного права и сословных привилегий. Будущее украинского языка они усматривали в равноправия с другими языках - русском, польском, чешском, болгарском и сербо-хорватский, а Украины - в единой федеративной славянском государстве, построенной на демократических началах.

Следовательно, в условиях усиления асиміляторських действий против Украины часть ее интеллигенции направляла свою деятельность на украинское национально-культурное возрождение, под которым понимала осознание национальной идентичности, а народ - как деятельную личность истории и современного мира. Украинское национальное возрождение возникло, как антитеза тяжелом политическом и социально-экономическому положению и культурному упадку, в которых оказался тогда украинский народ на всем пространстве заселенной им земли.

Литература. Сутки XIX в. в украинской литературе представляет собой целостный комплекс традиций и новаторства в литературном процессе, объединенный единством идейно-эстетических закономерностей. В эту эпоху была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, Г. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Г. Старицкий, И. Франко и др. В конце XIX ст., с одной стороны, завершается столетний период развития новой украинской литературы, а с другой - появляются новые ее качественные черты, которые приобретают развития позднее, - в XX ст.

Как и в других европейских литературах (правда с определенным отставанием во времени, но более ускоренно), в дошевченківський период украинской литературы состоит просветительский реализм, сентиментализм, преромантизм и романтизм как основные литературные направления и стили, формируется новая родовая система поэзии, драмы и художественной прозы и ее ведущие жанры, зарождается литературно-эстетическая и литературно-критическая мысль, появляются яркие творческие индивидуальности. Литературный процесс в первые десятилетия XIX в. в целом развивается под мощным влиянием идей национально-культурного возрождения, идеологии просвещения и романтизма и по содержанию и художественными формами приобретает признаки новой европейской литературы.

Западноукраинские земли. Национально-культурное возрождение в западноукраинских землях первой половине XIX в. происходило в условиях усиления национального гнета со стороны польского панства и австрийской администрации в Восточной Галиции, румынизации на Буковине и мадьяризации на Закарпатье. И, несмотря на это, в народе еще жили воспоминания о славных походах Бы. Хмельницкого, песни о главарей восстаний С. Наливайко, Г. Зализняка, И. Гонта. В то же время украинцы хранили в быте, обычаях, обрядах и песнях традиции духовной культуры народа.

На западноукраинских землях в настоящее время прослойка образованной молодежи был очень незначительным. И все же отдельные ее представители интересовались народным жизнью, языком, обычаями и фольклором украинского народа. Под влиянием идей романтизма они изучали народное творчество, записывали ее, проявляли живой интерес к украинской литературе. Через отсутствие национальной интеллигенции инициатором таких действий выступили некоторые представители греко-католического духовенства. М. Грушевский подчеркивал, что греко-католическая церковь «стала для Западной Украины такой же национальной церковью, которой перед тем была церковь православная».

Среди передовых представителей украинского католического духовенства прежде всего стоит отметить львовского митрополита (с 1816), p. а впоследствии и кардинала (первого кардинала-украинца) Михаила Левицкого. Он заботился об организации украинского образования, выдал катехизис и букварь для народных школ. М. Львиц-кий вместе с каноником Иваном Могильницкий основал 1816 г. в Перемышле первое в Галичине культурно-образовательное Общество «галицких греко-католических священников», в уставе которого отмечалось, что книги должны быть написаны... народным языком, употребляемой по селам», чтобы необразованное гражданство могло их использовать.

С этой целью И. Могильницкий выдал 1816 г. книгу «христианская Наука», а 1817 г. - «Букварь словено-русского языка». В 1822 г. он первым написал «Грамматику языка словено-русского», а в научной разведке «Ведомость о руськом языке» (1829) доказывал самостоятельность украинского языка. Эта работа дважды переиздавалась (1837, 1848) отдельной брошюрой. Период развития украинской культуры 1816 - 1830 гг. И. Франко определил как рассвет национального возрождения украинцев в Галичине, что, по его мнению, был «долгим и холодным». За это время вышло лишь 36 книг, брошюр и небольших открыток, печатных кириллицей, языке церковной, далекой от народной.

Основатели новой украинской литературы в Галиции Массовом утверждению украинского языка в Восточной Галичине способствовала дискуссия по поводу употребления живой, а не искусственной украинского языка, которая развернулась в 1830-х гг. Начало ей положило печатание польскими учеными польским алфавиту (по латыни) украинских народных песен. Они предлагали перейти на польский алфавит.

Против применения польского алфавита относительно украинского письма остро выступил Маркиян Шашкевич, который издал брошюру «Азбука и абецадло» и написал критическую рецензию на брошюру И. Лозинского «Руськоє вісілє», изданную непонятной для простых людей языке. Так развернулась в Галичине «азбучная война», которая велась вплоть до начала XX века.

В отстаивании украинского языка, развития украинской литературы и вообще украинской культуры в Галичине на собственной основе, которая отражала жизни, способ мышления и душу украинского народа, большая заслуга принадлежит «Русской тройке». Один из ее основателей - Яков Головацьккий писал: «Когда бы галичане в 30-х годах приняли польское «абецадло», пропала бы русская индивидуальная народность, пропал бы русский (украинский) дух».

Литературное группировки «Русская троица» было создано в 1833 г. прогрессивно настроенными студентами Львовской духовной семинарии Маркияном Шашкевичем, Иваном Вагилевичем и Иаковом Головацьким. Как пишет исследователь В. Петраш, один из них - энергичный, настойчивый, смелый, готовый к самопожертвованию, и подвига - Маркиян Шашкевич. Второй - человек пылкой натуры, с широким полетом фантазии, стремился решительных действий. Это - Иван Вагилевич. Третий - инициативный, деловой, трудолюбивый, в то же время - благоразумный и осмотрительный - это Яков Головацкий».

Эти молодые и талантливые патриоты своей деятельностью начинают настоящее национально-культурное возрождение Галичины, перемещая центр национального возрождения галицких украинцев из Перемышля до Львова. Кружок просуществовал до начала 1840-х гг. и прекратил свою деятельность 1843 г. со смертью Г. Шашкевича. Деятельность кружка имела патриотический характер и была направлена на решение важных национально-общественных и культурных задач.

На деятельность кружковцев положительное влияние имели как произведения деятелей украинского возрождения из Восточной Украины, так и произведения польских, чешских и сербских писателей и ученых, которые «открыли большой мир Слов'янщини». «Трійчани» заинтересовались народным творчеством. Они «шли в народ», записывали предания и песни, выражения и слова, которые употреблялись простонародьем. Самым активным в этом был Я. Головацкий, который совершил путешествие по городам и весям Галичины, Буковины, а позже и Закарпатье, где собирал украинские материалы и делал записи собственных наблюдений относительно народного быта. И. Вагилевич выезжал в горных районов Галичины и, кроме фольклорных записей, призвал крестьян выступить против национального и социального гнета, за что его арестовали и запретили там появляться.

Однако «Русская троица» в основном занималась культурно-просветительской деятельностью, хотя власть эту деятельность считала враждебной. В частности, начальник львовской полиции свое возмущение выразил так: «Эти безумцы хотят воскресить... мертвую русинскую национальность».

И все же увлеченные народным творчеством и героическим прошлым украинцев и находясь под влиянием произведений передовых славянских деятелей, «трійчани» заключают первую рукописную сборник поэзии «Сын Руси» (1833). В 1835 г. «Русская троица» делает попытку выдать фольклорно-литературный сборник «Заря», в которой собирались напечатать народные песни, произведения кружковцев, материалы, которые осуждали иностранное угнетения и прославляли героической борьбе украинцев за свое освобождение. Однако цензура запретила ее публикацию, а составителей сборника полиция взяла под надзор.

Несмотря на все запугивания, благодаря настойчивости и целеустремленности «Русской тройке» с помощью деятелей возрождения сербского в 1837 г. было выдано литературный альманах «Русалка Днестровая» (Будапешт). Вступительное слово Г. Шашкевича к альманаха было своеобразным манифестом культурного и литературного возрождения западноукраинских земель. «Русалка Днестровая» вмещала народные думы и песни, произведения М. Шашкевича, Я. Головацкого, И. Вагилевича, поэтические, публицистические и научно-исторические произведения, сказки. На ее страницах впервые прозвучала не церковнославянский смесь, а народная речь.

«Русалку Дністрову» цесарский правительство запретило. Только 250 из 1000 экземпляров составители успели продать, подарить друзьям и сохранить для себя, остальные были конфісковано. ее учредители подверглись преследованиям и больше всего среди них - М. Шашкевич, которого обвиняли в том, что он как «агент России» якобы хочет «отлучить от Австрии русинов».

Для «Русской тройке» языковой вопрос мало общекультурное и политическое значение. Ведь речь шла о утверждения в правах народного языка как одного из главных признаков этноса, основы его самобытности, важного фактора развития его национального самосознания и культуры. И. Вагилевич в письме к выдающегося деятеля чешского и словацкого возрождения Павла Шафарика (1836) выразил уверенность, что украинский язык, которой пророчили» забвение и пренебрежение, воскреснет в ряде своих братских языков и расцветет в «своей буйности и... разнообразия».

«Русская троица» оставила небольшую, но оригинальную спадщину. ее «Русалка Днестровая» была первым провіщенням «народа Западной Украины о своем существовании, о свое национальное достоинство». Однако деятельность «Русской тройке» имела не только региональное галицкое ли западноукраинское значение, но и всеукраинское. Именно такой видели цель и сущность деятельности «Русской тройке» ее участники.

Несмотря на преследования галицких патриотов, процесс национально-культурного возрождения на западноукраинских землях в 1840-х годах не прекращался. Представители прогрессивной украинской интеллигенции Галичины поддерживали связи с Приднепровской Украиной. Широкую популярность среди галицких украинцев получили рукописные произведения Т. Шевченко. Деятели бывшей «Русской тройке» знали произведения М. Костомарова, а члены Кирилл-Мефодіївського общества - «Русалку Дністрову».

В 1846-1847 pp. Яков Головацкий вместе с братом Иваном Головацьким (студентом Венского университета) издал два тома альманаха «Венок русинам на жатву». Этот сборник уже не имела такого бунтарского вызова, как «Русалка Днестровая». Однако она тоже стала явлением в истории украинской культуры. Альманах содержит произведения М. Шашкевича и других авторов, статьи, фольклорные записки, тексты исторических памятников, а также некоторые материалы из запрещенной «Русалки Днестровой».

Самый значительный вклад в украинское национальное возрождение, в пробуждение и развитие национального сознания русинов-украинцев на Закарпатье сделал Александр Духнович - писатель, педагог, историк, этнограф, фольклорист, греко-католический священник. Он издал для украинцев на родном языке молитвенник, букварь, учебники грамматики, географии, пособие по педагогике для учителей. О. Духнович собирал украинские народные песни, основал «Литературное заведеніе Пряшевское» (1850), которое осуществляло среди населения культурно-образовательную работу. Он написал народным языком ряд патриотических стихов, пьес и т.д. Самой известной поэзией, где звучит его кредо, является «Вручаніє».

Изобразительное искусство первой половины XIX ст. В первой половине XIX в. усиливается процесс вз



Назад