Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.3.3. Романтизм как художественное течение в литературе и искусстве Украины


В Украине того времени работало немало иностранных маляров. Например, поляк В. Станкевич («Семейный портрет»), венгр И. Ромбауер («В парке»). Выполнен кистью живописца Грота пейзаж «Строительство Никольского спуска до Днепра в Киеве» также имеет не только художественную, но и немалую историческую ценность.

Одним из основателей нового украинского пейзажной живописи и бытовой картины, художественные образы которых базировались на принципах жизненной правды и реализма, был В. Штернберг. Летние вакации 1826-1838, pp. он, студент Академии, проводил в Качановке, в поместье известного мецената Г. Тарновского. Сюда, позже, В. Штернберг привез своего друга Т. Шевченко. Написана по законам академической живописи картина «Усадьба Г. Тарновского в Качановке» органично соединила окрашенную романтической таинственностью природу с реалиями жизни обычного человека, к которой художник всегда проявлял «чувства добрые» и уважение.

Портретные произведения Г. Васька, Г. Шлейфера, А. Гороновича, Г. Брянского, О. Рокачевського характеризуют развитие этого жанра в Украине и соответствуют всем признакам живописи середины XIX ст. - правдивостью изображения внешнего вида человека, определенной романтизацією образов, тщательностью проработки деталей и материальной фактуры предметного мира.

Романтического настроения полон и «Портрет жены» А. Мокрицкого. В образе замріяної женщины художник воплотил идеалы времени, вобравшие в себя понятие духовности, гармонии чувств, единства человека с природой. А. Мокрицкий входил в круг представителей передовой украинской и российской интеллигенции и был товарищем Т. Шевченко. Он сыграл значительную роль в судьбе Великого Кобзаря - способствовал его выкупа из крепостничества.

Близкими к Великого Кобзаря были и художники И. Сошенко и М. Сажин, чьи произведения представляют романтическую линию пейзажной живописи. Эти мастера прокладывали пути для непосредственного, правдивого воспроизведения действительности.

Лицо украинской культуры середины XIX в. определила творчество Тараса Григорьевича Шевченко. Его поэтическое слово и художественное наследие не только утверждали принципы реализма, критический взгляд на окружающую жизнь, но и определяли менталитет самого народа, его национальное самосознание. Шевченко-художник работал в технике масляной живописи и занимался офортом. Широко известны его графические листы из серии «Живописная Украина», выполненные после приезда Т. Шевченко на родину в 1843-1844 pp. В данных графических листах показано историю Украины, ее пейзажи, сельское жизни. Они являются своеобразным манифестом дальнейшего творчества художника, определяющим критерием которой стали реализм и народность.

Музыкальное искусство. Основы классической музыки начали формироваться и развиваться в Украине, начиная со второй половины XVIII в. и в XIX ст., то есть в период разложения феодально-кріпосницьких отношений и вызревания капиталистических. В XIX в. на этой базе разворачивается национально-освободительное движение. Это движение обусловил повышение общественно-политической жизни, развитие национальной демократической культуры и искусства, укреплялись и закалялись в Украине в борьбе против антинародной политики царского правительства. Демократическая интеллигенция всегда отстаивала культурные и национальные интересы украинского народа, утверждая его права на родной язык, литературу и искусство.

Опера. С. С Гулак-Артемовский. Одним из первых выдающихся мастеров оперного жанра в украинской музыке есть Семен Степанович Гулак-Артемовский. Самое известное произведение этого художника - опера «Запорожец за Дунаем». Опера основана на украинской народной песенности.

«Запорожец за Дунаем» принадлежит к распространенному в XVIII и начале XIX в. жанра лирико-комической оперы. Согласно особенностей этого жанра она состоит из небольших музыкальных и танцевальных номеров, которые чередуются с разговорным языком. Состав действующих лиц также соответствует традициям комической оперы: молодые влюбленные (лирические персонажи) и старше супруги, что ругается между собой (комические персонажи). Реалистичное воплощение украинских народных образов, преобразования в опере богатств украинской народной песни и танца, невдаваний юмор, легкость и доступность форм - все эти особенности сделали оперы Гулака-Артемовского одним из самых любимых произведений оперного жанра.

П. И. Нищинский. В 1875 г. Петр Иванович Нищинский написал «Вечерницы» - музыку к второго акта пьесы Т. Шевченко «Назар Стодоля». Это произведение (в частности хор «Закувала та сива зозуля») приобрел широкую популярность в народе и стал основополагающим в жанре украинской классической театральной музыки.

Симфоническая музыка. М. М. Калачевський. В 1876 г. композитор Михаил Николаевич Калачевський создал «Украинскую симфонию». В основе ее тематического материала - мелодии популярных песен. Форма этого произведения четкая, соответствует классическим образцам. Развитие тем, гармония, полифоническая фактура и оркестровка обозначены высоким профессиональным уровнем.



Назад