Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.4. Реализм - исторически-конкретная форма художественного сознания


С 40-х гг. XIX в. романтизм уступил место реализма - более конкретно жизненном и социально-аналитическом метода. На отличие от романтизма реализм - это искусство «утраченных иллюзий», жесткой действительности и суда над ней.

Реализм (от франц. realisme - действительный) - направление в литературе и искусстве, который исповедовал необходимость правдивого отражения действительности. Его зарождения относится к 20-30-х гг. XIX ст.

Период с конца 40-х до 1871 г. в европейском изобразительном искусстве - время наивысшего расцвета так называемого критического реализма. В Англии - наиболее развитой в то время в экономическом отношении стране - процесс составления критического реализма, особенно в литературе, наметился раньше.

Следует отметить, что термин «критический реализм» возник при исследовании литературы XIX в. и в отношении литературы он адекватнее, чем относительно пространственных искусств. Творчество великих реалистов, что вошли к европейского искусства в 40-60-е гг. XIX ст., шире по своим значением и полностью не исчерпывается этим понятием. Отказ от романтической возвышенности усилила пафос обращения искусства к объективной реальности. Широта охвата явлений социальной действительности, непосредственное отражение ее противоречий, показ условий жизни народных масс, поиски нового типа положительного героя - все это стало новым этапом в развитии мирового искусства.

Развитие реализма происходило не одновременно и в разных странах приобретал различные формы. Следует также отметить, что в некоторых народов Европы, в частности в тех, что вели борьбу за свою национальную независимость, формы критического реализма развились в более позднее время. В их искусстве сильнее звучали мотивы, связанные с романтизмом, по утверждению национальной самобытности, с обращением к славных страниц своей истории (Чехия, Словакия, Венгрия, частично Польша). В странах Юго-Восточной Европы, что находились под турецким игом (Болгария, народы Югославии) или чуть от него освободились в течение первой половины XIX ст. (Греция, частично Румыния), первые три четверти века - это время лишь постепенного возрождения национальной культуры, ее первых шагов.

Ведущее место в литературе реализма принадлежит романа. Продолжая начатое романтиками разрушения граней между жанрами литературы, создатели реалистического романа органично сплетали эпическое начало с лиричным и драматичным. Включение драматизма в повествовательный жанр дало В. Г. Белинскому право говорить о рождении «драмы в форме повести и романа».

Наиболее полно реализм был представлен во Франции творчеством писателей О. де Бальзака, Стендаля, в Англии - Ч. Диккенса, в России - Л. Толстого, Ф. Достоевского. В целом реализм прошел этапы формирования по закону ускоренного художественного развития, когда художники начинали свой творческий путь как романтики, а потом переходили на позиции реализма. Именно это было характерным для творчества. Гюго, О. Пушкина, Г. Лермонтова.

Для изобразительного искусства реализма 40-60-х pp. показательной является появление произведений, которые дают конкретный критический анализ реальности («Человек с мотыгой» французского живописца Милле, «Каменщики» француза Курбе), и произведений, что гротескно-сатирически разоблачают реальные условия социальной жизни (живописные и графические произведения французского художника Домье).

Кризисные явления в европейской культуре второй половины XIX в. привели к поиску новых средств выражения. Так, реалистичная тенденция в литературе и искусстве постепенно трансформировалась в натурализм (от франц. Naturalisme и лат. natura - природа) - направление в европейском искусстве последней трети XIX ст., для которого характерно пристальное внимание к характера человека в ее социальном и биологическом аспектах, фактографічне воспроизведения повседневности. Сторонники этого направления полагались на определяющее влияние судьбы, жесткой предопределенности поведения человека социальной средой, бытом, наследственностью. Ведущим теоретиком этого направления был писатель Эмиль Золя («Деньги», «Жерминаль»).



Назад