Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.4.1. Основные принципы реалистического метода


Реализм как художественный метод предполагает правдивое отображение реальной действительности, правдивость воспроизведения не только деталей, но и типовых характеров в типичных обстоятельствах.

Творчество представителей этого художественного направления отличала широкая палитра проблем, которые подвергались анализу: психологические проявления человеческих характеров, быт героев, мир вещей и природы. Представители этого направления искали не красоту, а правду, их творчества характерен больший аналитизм, четкость и конкретность в высказываниях, жесткое разрушения иллюзий, тесная связь с конкретной ситуацией и обстоятельствами.

Реализм вводит новый принцип обобщения - типизацию, когда в типичных обстоятельствах действительности действуют типичные герои. Именно это позволяет художникам подойти к принципиально новому выводу для литературы - человека формирует социальную среду, хотя для миллионов это среду на то время оставалось ужасным. Для показа «темного царства» «униженных и обиженных», что было «обыкновенной историей» для тогдашнего общества, использовали сатиру, комедию.

Творческие и художественные реалистические произведения способствовали дальнейшему пониманию современниками общества, в котором они живут, делали человека крепче, помогали глубже понять изменчивый мир.

Прозаический роман в литературе давал возможность создать широкие литературные полотна, показать героев на протяжении многих лет их жизни, разрабатывать несколько сюжетных линий. В английской литературе проводниками реализма были Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей»), В. Теккерей («Ярмарка тщеславия»). Они обрисовали ведущий буржуазный состояние общества, который был озабочен своими мелкими проблемами.

Европейской славы получила творчество французского мастера реализма - Стендаля (Анри Мари Бейль) особенно благодаря его романам «Красное и черное» и «Пармская обитель». О. де Бальзак создал энциклопедию современного ему общества, объединив свои произведения циклом «Человеческая комедия». Ему по праву отведена роль лидера реалистической школы первой половины XIX ст. Не меньшей популярностью пользовались романы Г. Флобера («Мадам Бовари», «Воспитание чувств»). Русский реализм этого периода отмечался острым анализом моральных проблем: Л. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. Достоевский («Преступление и наказание»).



Назад