Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.4.2. Воплощение реалистического метода в литературе и изобразительном искусстве


В условиях многосторонних связей стран и народов художественные течения в XIX в. не задерживались в рамках одного государства, а быстро распространялись по всему миру. Говоря о реализме середины XIX ст., имеют в виду определенную художественную систему, теоретически обоснованную как эстетически осознанный опыт. Е. Золя определял реализм как обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой на точную науку. Реалисты заговорили четко, понятным языком, которая пришла на смену «музыкальной», но нечеткой языке романтизма.

Франция. Изобразительное искусство. Во французском живописи реализм оказался в пейзаже - наименее тенденциозно насыщенном жанре. Его представителями стали художники так называемой барбизонской школы, получившей свое название от небольшой деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Группа молодых живописцев - Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Диаз делла Пенья, Константен Тройон, Шарль Франсуа Добиньи - приехала в Барбизон рисовать этюды с натури. их объединило желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать. Однако у каждого был свой взгляд. Руссо тяготел к акцентирование вечного в природе («Дубы»), Дюпре любил светотеневые контрасты, с помощью которых передавал тревожное ощущение и световые эффекты; Тройон вводил в пейзаже животных; Добиньи рисовал лирические пейзажи («Берег Уазы», «Берег реки») в освещенном палитре, что сближает его с импрессионистами.

Некоторое время работал в Барбізоні Жан Франсуа Милле - мастер крестьянской темы («Сеятель», «Збирачки колосьев», «Человек с мотыгой»). Он изображал сельский труд как естественное состояние человека, как форму ее бытия. Почерк Милле лаконичный, его картины торжественно-простые, приглушенная цветовая гамма, в его образах много покоя, умиротворения. Он любил изображать наступления сумерек («Анжелюс»). Его искусство правдивое и честное.

Один из тончайших мастеров французского пейзажа - Камиль Коро. Его изысканный колорит приветствовали только романтики. Поселившись в сельской местности, Коро рисовал пейзажи и портреты. Он был всегда предельно искренний («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дует»). Человек в пейзажах Куро органично входит в мир природы: женщины, которые собирают хворост, крестьяне, которые возвращаются с поля («Семья жнеца»). Он никогда не рисовал стихию или ночной мрак, что так любили романтики. Утренняя пора или тихие сумерки - его любимый время. Гамма цветов якобы небогатая: это градации серебристо-жемчужных и лазурово-перламутровых тонов. Официальная критика не воспринимала его широкий, свободный почерк. Он не был предшественником импрессионизма, но его отношение к непосредственного впечатления от природы и человека уже близкое к этому.

В жанровой живописи реализм связан с именем Жана Дезире Гюстава Курбе. Как писал Л. Вентури, ни один художник не вызвал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один и не вызвал такого влияния на живопись XIX ст. В Салоне он дебютировал «Портретом с черной собакой», впоследствии создал «Автопортрет с трубкой». Здесь он изобразил самого себя на бледно-красном фоне, в белой с серо-зелеными тенями рубашке и серой куртке. Красноватое лицо с некими оливковыми тенями обрамляют черные волосы и борода. Вентури считал, что живопись Курбе не уступает перед живописью Тициана.

Реализм, как его понимал Курбе, является элементом романтизма и означает правдивое изображение того, что видит художник. Он создал портреты и сцены жизни своего родного Иевусеянина. Революция 1848 г. сблизила его с ПИ. Бодлером, который издавал журнал «Благо народа», и с некоторыми будущими участниками Парижской коммуны. Он обратился к теме труда и нищеты («Дробильники камня»). После разгрома революции, вернувшись в Орна, Курбе создал ряд замечательных полотен («После обеда в Пахотная-нет», «Похороны в Орнані»), связанных с этим городом.

Главным средством выражения в Курбе был цвет. Его гамма очень точная, почти монохромная, основывается на богатстве полутонов. Тон у него становился все более интенсивным и глубоким при згущенні и утолщении слоя краски, для чего Курбе часто заменял кисть шпателем. Объем вещей для него важнее их силуэт. Он не часто компоновал свои картины вглубь, его фигуры словно выступают с картины. Форму он определял, прежде всего, колоритом и светом. Курбе, который изображал провинциальное общество, обвиняли в клевете и прославлении уродливого. Но он ответил на эти нападки позже, в 1855 г., когда, не принят на международную выставку, открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им «Павильон реализма». Он написал в эти годы несколько программных картин («Ателье», «Встреча»). В дни Парижской коммуны стал ее членом. Последние годы провел в Швейцарии, где создал ряд замечательных работ: сцены охоты, пейзажи, натюрморты.

Все исторические события, которые происходили во Франции, начиная с революции 1830 г. и заканчивая франко-прусской войны и Парижской коммуной 1871 г., получили свое отражение в графике Оноре Віктор'єна Домье. Он - сатирик, который умело пользовался языком аллегорий и метафор. Так возникает карикатура на заседание министров и депутатов парламента Июльской монархии «Законодательное брюхо» - сборище немощных старцев, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, самодовольных и высокомерных. Трагедия и гротеск, патетика и проза сталкиваются на полотнах Домье, когда ему надо показать, например, что палата депутатов - это лишь ярмарка («Опустите занавес, фарс сыграно») или как король расправляется с участниками восстания («Этого можно отпустить на свободу, он нам больше не угрожает»).

Но Домье бывает и трагическим («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», где передана сцена после расправы правительственных солдат с жителями дома в одном из рабочих кварталов во время революционных беспорядков). В серии «Карикатюрана» главный объект насмешек - мещанство, пошлость буржуазии, буржуазный строй.

Современные художнику типы и характеры отражены в сериях «Парижские впечатления», «Парижские типы», «Супружеские нравы». Домье делает иллюстрации к «Физиологии рантье» Бальзака.

В Домье много острополитической сатиры. Но с годами он все больше увлекается живописью: изображает прачек, водоносов, кузнецов, городскую толпу. Фрагментарность композиции - любимый прием Домье, который дает возможность почувствовать изображено как часть действия, что происходит за ее пределами («Вагон III класса», «Восстание»).

Монументальность и целостность образов художника, смелые композиционные находки, мастерство экспрессивного рисунка имели огромное значение для искусства следующего этапа.

Литература. Большие французские романисты Стендаль и Бальзак возглавили реалистическое направление в литературе XIX ст.

Художник-психолог Стендаль (Анри Мари Бейль) умением анализировать тончайшие оттенки мыслей, чувств и поступков человека открыл новые пути литературы и искусства XIX ст. Хорошо зная общественные отношения, быт и обычаи Реставрации и Июльской монархии (Стендаль прошел с армией Наполеона весь ее путь, почувствовал суровую правду войны, избавился от иллюзий), он создал образы людей, в которых отражена эпоха (сын плотника Жюльен Сорель в романе «Красное и черное» и итальянский аристократ Фабрицио дель Донго - в «Пармской обители»).

Главой реалистической школы 30-40-х гг. был Оноре де Бальзак. Практически всю жизнь выдающийся романист работал над созданием большого цикла романов и повестей, которые впоследствии объединил под названием «Человеческая комедия». Писатель хотел создать «Человеческую комедию» такой же энциклопедией современной жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для своего времени. Действительно, Бальзак сумел увековечить свою эпоху, ее типичные характеры, ее психологию, быт, трагедии, но при этом остро чувствовал индивидуальность, уникальность отдельного человеческого бытия.

Не менее великим мастером литературной формы, тонким художником, который сказал наиболее глубокую для своего времени правду о человеке, был Гюстав Флобер. Его антибуржуазність, что оказалась в постоянном негодовании нищетою жизни буржуазии, которая согласилась «зажать свое сердце между собственной крамничкою и собственным пищеварением», вдохновила его на создание замечательных романов («Мадам Бовари», «Воспитание чувств», «Простая душа», «Саламбо»).

Прозорливые людинознавці Стендаль, Бальзак, Флобер были и гениальными художниками, новаторами романной формы.

Выдающегося развития достигла в этот период французская новела. ее наиболее признанным мастером стал Проспер Мериме. У него много что от романтиков - писателя привлекают необычные характеры, яркие краски, экстремальные ситуации. При этом очень реалистично воспроизводится местный колорит. В его отношении к героев есть отрешенность, равнодушие, что придают особого драматизма событиям («Матео Фальконе», «Таманго», «Кармен», «Коломба»).

Маленькими шедеврами, где на нескольких страницах раскрывалось жизнь в его повседневной плане, но в некоем особом освещении были новеллы Ги де Мопассана: «Пышка», «Дядюшка Милон», «Пленники», «Два приятеля», «Дуэль» и др. Новеллы его в основном лирические, а романы («Жизнь», «Милый друг») разоблачают цинизм, пошлость, мелочность души, примитивный гедонизм.

Англия. Конец XVIII - начало XIX в. в английской культуре - узловой период. В настоящее время зарождается, возникает, набирают силы много новых тенденций и явлений, которые получили развитие в будущем. И романтизм и реализм нового времени берут свои истоки или демонстрируют свои первые признаки именно в эту сутки.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве Англии получают невиданный расцвет политическая сатира и бытовая карикатура. Эти виды искусства питались демократическими движениями и партийной борьбой. Английские карикатуристы этого времени используют офорт, контурный рисунок, акварель; их работы широко тиражируются, что усиливало влияние на массы. Ведущую роль играли два художники - Томас Роулендсон и Джеймс Гілрей. Для первого было характерным юмористическое изображение нравов современного английского общества. Произведения этого мастера нередко объединялись в циклы и серии. Гілрей больше внимания уделял политической сатире, подвергая критике королевский дом и правящую партию. Его рисунки оперативно откликались на актуальные события, они были как своеобразный графический репортаж. Сатирические образные находки некоторых его листов настолько точные, что их заимствовали следующие поколения карикатуристов чуть не до нашего времени.

Литература. Реализм в английской литературе утверждается с творчеством Диккенса и Теккерея. Литература этого направления стремится быть правдивой, познать суть. Она склонна к критике. Творчество Чарлза Диккенса в этом плане показательна - жизнь Англии XIX в. с его конфликтами и противоречиями, социальными болячками и психологическими драмами показано ним с необычайным мастерством («Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей», «Домби и сын», «Холодный дом»).

Великий английский сатирик-реалист Уильям Мейкпис Теккерей пишет роман о высший мир - «Ярмарка тщеславия», где герои суетятся, добиваются своих мелких и эгоистических целей, сталкивая с дороги всех, кто им мешает.

Одним из последних представителей реализма в английской литературе XIX в. стал Томас Гарди (Харди) - автор романов «Тесе из рода д ` эрбервиллей», «Джуд Незаметный». Масштаб его видение жизни уступает по масштабу его великих предшественников.

Английский драматург Джордж Бернард Шоу положил начало формированию интеллектуального театра. Шоу апеллировал к ума современников, главным художественным приемом был парадокс. Острием своей парадоксальности со скользкой клоунадой, как отметил А. В. Луначарский, Шоу пробил бегемотову кожу Лондона и заставил говорить не только о себе, но и о своих идеях.

Основные его идеи - это безнравственность социальной несправедливости («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен»), романтические иллюзии относительно войны («Человек и оружие», «Избранник судьбы»), антимілітаризм («Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра»). Іроніст, сатирик, парадоксаліст Шоу выступал как тонкий психолог, знаток человеческих душ в пьесах «Дом, где разбиваются сердца» («Фантазия в русском стиле на английские темы»), «Святая Иоанна», «Пигмалион». Иногда Шоу щедро привлекает эксцентрику, буффонаду, гротеск. Три свои политические комедии - «Тележка с яблоками», «Горько, но правда», «Женева» - он назвал политическими екстраваганцями.

Шоу видел свою задачу в том, чтобы воспитывать сознание зрителей. И он в значительной степени повлиял на своих современников, расширив понятие сценической правды.

Норвегия. Театральное искусство. Большой вклад в мировую театральную культуру во второй половине XIX в. сделали скандинавские страны. И, прежде всего, - норвежский драматург Ибсен и шведский Стриндберг.

Генрих Ибсен - создатель реалистической драмы большого масштаба при привычности масштабов изображаемого жизни («Бранд», «Пер Гюнт», «Опоры общества», «Кукольный дом», «Дикая утка»). Ибсен разрабатывал форму драмы, основной принцип которой определяется как воспроизведение жизни в формах самой жизни. Простота и мнимая неприхотливость действия на сцене словно повторяют естественный и непринужденный течение жизни. Вместе с тем драматург и вводит новое понимание театральности, сценичности и поэтичности. В его пьесах звучит скрытый драматизм повседневности, много весят старательно подобранные детали становятся глубокими поэтическими образами. Они порой приобретают значение символа, и эта символика не разрушает реалистичной ткани произведения. Очень важные элементы драматургии Г. Ибсена - второй план, подтекст, атмосфера. Они обнаруживают «подводное течение» пьесы.

Во второй половине 80-х гг. в драматургии Ибсена появились другие черты, но это была уже другая эпоха.

Швеция. Театральное искусство. Среди представителей новой драмы швед Юхан Август Стриндберг занимает особое место. Его драматургия и теоретические работы в значительной мере способствовали становлению современного европейского театра. Стриндберг не принимал буржуазного общества, лицемерия обычаев, лживости политики. Но центральной темой его творчества была критика института буржуазной семьи и брака. Его творчество хронологически делится на два периода: до 1884 г. - преобладание реализма; далее - усиление мистических мотивов и символизма. Духовной культуре XIX в. принадлежит первый период. Судьбу отдельных людей, семейная жизнь Стриндберг рассматривал как явления глубоко трагические. В драмах этого периода противоборствующие стороны - муж и жена. А впрочем, Стриндберг считал, что основной конфликт его времени - это борьба всех со всеми, повсеместно и во всем - между классами, между личностью и обществом, между мужчиной и женщиной («Отец», «Фрекен Юлия»). Исторический цикл («Енгельбрект», «Густав Baca», «Эрик XIV», «Карл XII») - это тема трагедии обреченного на власть, но неспособного вынести ее, монарха. Мотив нелепости жизни, бесцельности сопротивления судьбы нарастает и предопределяет пессимистические интонации. Символистские и камерные драмы Стриндберга принадлежат уже другой эпохе, как и его последующие открытия.

Россия. Изобразительное искусство. Более динамичным в этот период стал развитие изобразительного искусства России. Во второй половине XIX в. классические, монументальные и академические полотна (например «Танец среди мечей» Г. Семирадского) уступают работам мастеров, чье творчество пленила своей интимностью, а не импозантностью. Это означало, что искусство меньше обслуживало пышные палаты магнатов и вельмож, а больше ушло на услуги средних слоев населения.

В 1870 г. возникает общество художников, которые целью своей творчества поставили организацию передвижницьких выставок. Его возглавили И. Крамской, Г. Мясоедов и М. Ге - художники, творчество которых была тесно связана не только с Россией, но и с Украиной. Ведущими членами товарищества передвижников становятся выходцы с Украины: И. Репин («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), Г. Ярошенко («Узник», «Курсистка»), А. Куинджи («Пейзаж»), К. Трутовский («Бандурист», «Украинский ярмарка») и др.

Выставляя свои полотна в городах России и Украины, они воспитывали эстетические вкусы самых широких слоев населения.

Музыкальное искусство середины и второй половины XIX в. Сороковые и шестидесятые годы XIX в. характерны большим воодушевлением в российском общественном жизни: все больше развивается стремление к народности и реализма, борьба за образование народа. Это нашло свое отражение в революционно-демократической литературе и в живописи художников-передвижников, а также в музыке. Оживилось музыкально-общественную жизнь: организовывались музыкальные общества, развивалась концертная деятельность, созданы бесплатные музыкальные школы, открыто консерватории в Петербурге (1862) и в Москве (1866), развивается профессиональное музыкальное образование, создаются кадры музыкантов-профессионалов. Ведущую роль в организации музыкальных обществ и консерваторий сыграли брать Рубінштейни: Антон Григорьевич - в Петербурге и Николай Григорьевич - в Москве.

В области музыкальной критики необходимо отметить деятельность В. М. Серова. Это был выдающийся музыкальный критик, который, в отличие от некоторых тогдашних критиков, старался подойти к оценке музыкальных явлений не с точки зрения музыкального вкуса, а на основе научного анализа музыкальных произведений. Он требовал содержательности и идейности в музыкальном искусстве.

Среди композиторов возникают различные творческие направления. Наиболее выдающимся из них была новая русская музыкальная школа или, как ее назвал критик В. В. Стасов, «Мощнейшая кучка». Главой и вдохновителем «Могучей кучки» был Г. О. Балакирев, участниками - Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков и Кюи. Как идейный руководитель и пропагандист неразрывно связан с ними был Стасов.

В своем творчестве представители новой русской музыкальной школы стремились создать идейную, содержательную музыку, которая правдиво отражает жизнь народа, его мысли и чувства. Композиторы создавали национальное, самобытное реалистическое искусство, боролись с низкопоклонством перед западноевропейской музыкой. За основу музыкального языка «кучкисти» принимали характерные черты и обороты русской народной песни.

Наряду с русским фольклором представители новой русской музыкальной школы использовали мелодии других народов, особенно восточных. Как и Глинка, они обрабатывали народные украинские, грузинские, армянские, татарские и другие мелодии. Так, Бородин в опере «Князь Игорь», а Римский-Корсаков в симфонической сюите «Шехерезада» и опере «Золотой петушок» широко использовали интонации и ритмы восточных народов.

Для «кучкистів» характерны стремление к реализму, правдивости музыкальных образов и характеров, разнообразие выразительных средств. По глубине реализма и драматизма высокой оценки заслуживают оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Му-соргського, «Псковитянка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др. Представители новой русской музыкальной школы ярко отражали в своих произведениях глубокой древности, переводы, старинные обряды, сельский быт, сказочные темы и др. Примерами таких произведений могут быть оперы «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и др.

В творчестве «кучкистів» преобладают вокальные произведения - оперы и романси. их инструментальные произведения связаны с определенным конкретным замыслу или сюжетом. Таковы симфоническая сюита «Шехерезада» и симфоническая поэма «Садко» Римского-Корсакова, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» и фортепианная сюита «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая картина «В Средней Азии» Бородина и др.

Рядом с композиторами «Могучей кучки» жил и творил П. И. Чайковский - глубоко национальный композитор, творчество которого неразрывно связана с российской действительностью, с русской музыкой. Как Римский-Корсаков и Чайковский своим творчеством и непосредственной педагогической деятельностью оказали огромное влияние на развитие русской музыки, создав в ней два направления, две школы - петербургскую и московскую.

Петербургская музыкальная школа находилась под влиянием Римского-Корсакова. Крупнейшими представителями этой школы были Лядов и Глазунов. В их творчестве преобладают инструментальные произведения. Для творчества Лядова и Глазунова характерные програмність, близость к народной музыке и высокое мастерство. Особенно выдающимися есть Пятая и Шестая симфонии, квартеты и концерты Глазунова, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы Лядова.

Для московской музыкальной школы, возглавляемой П. И. Чайковским, характерные глубокий лиризм и реализм, интерес к человеку, его переживаний и чувств. В творчестве композиторов этого направления большое место занимает вокальная музыка. Крупнейшими ее представителями были Танеев, Аренський, Рахманинов, Скрябин, Стравинский.

В течение второй половины XIX в. русская музыка завоевывает ведущее место в мировом искусстве.

Опера. О. С. Даргомыжский. Младший современник Глинки В. С. Даргомиж-ский является создателем первой российской народно-бытовой музыкальной драмы «Русалка». В этом произведении впервые было показано переживания и трагической судьбе простой крестьянской девушки и ее отца - Мельника.

Важную роль Даргомыжский сыграл в развитии и углублении драматической выразительности вокальной партии в опере и романсах. Он стремился предоставить мелодии и речитатива содержательных и правильных языковых интонаций. Через интонацию, близкую к интонации разговорной речи, он стремился передать в музыке тончайшие оттенки чувств и переживаний человека. «Хочу, чтобы звук отражал правду», - писал Даргомыжский в 1857 г. в письме к Л. И. Кармаліної.

Стремление к реализму оказались в Даргомыжского уже в «Русалке». В этом произведении выдающимися есть сцены Натали с князем и отцом в первой действия и сцены Мельника с князем во второй картине третьего действия. Они построены на непрерывному развитию мелодичного речитатива, что иногда переходит в ариозо-песенные эпизоды или небольшие ансамбли.

Вокальная музыка. О. С. Даргомыжский. Развивая декларационную выразительность в романсах, Даргомыжский достигает глубокого драматизма. Примерами являются романсы «Мне грустно», «Расстались гордо мы», «Я все еще его люблю», «Не скажу никому» и др.

В области мелкой вокальной формы Даргомыжский создает новые жанры драматической песни («Старый капрал»), шутливо-юмористической («Мельник» и др.) и сатирической песни («Червь», «Титулярный советник»).

Украина. Становление новой украинской литературы и литературного языка. Второй период развития новой украинской литературы охватывает 40-60-е гг. XIX ст. Центральным фактором развития литературы в это время стала деятельность основоположника новой украинской литературы и литературного языка Т. Шевченко. С его именем и творчеством его современников и последователей связано расширение национальной тематики до уровня общечеловеческих параметров литературы, кристаллизация национально-освободительных идей, постановка на повестку дня политической борьбы против самодержавия и других форм деспотии, развитие аналитического начала в художественном творчестве, формирование принципов реализма, дальнейшее развитие романтизма, появление как отдельной отрасли профессиональной литературной критики. Украинская литература в 40 - 60-е гг. становится общеевропейским явлением с ярко выраженным лицом. Творчество Т. Шевченко большой степени определила пути развития украинской литературы в следующий период и оказала влияние на продвижение других славянских литератур.

С 40-х гг. XIX в. начинается новый период развития украинского писательства, обозначенный дальнейшей активизацией литературного процесса. Характерной особенностью этого периода был высокий развитие романтизма и формирования качественно новых направлений реализма. В общественной жизни это был период, когда все вопросы сводились к проблеме ликвидации крепостного права. Источниками формирования освободительных программ были и социальные стремления крестьянства, и политические, антисамодержавні настроения части дворянства. В настоящее время распространяются новые веяния в общественной жизни под влиянием научной мысли Европы, оформлюючись в идеи либерализма и революционного демократизма. Мощным толчком к усилению революционных настроений были революционные события во Франции, Германии, Италии, Венгрии и особенно Австрии, которые непосредственно затрагивали населения западноукраинских земель. Весь комплекс освободительных стремлений украинского народа своеобразно отразилось в деятельности первой украинской тайной политической организации - Кирилл-Мефодіївському братстве, что возникло в Киеве в декабре 1845 - январе 1846 pp.

В программных документах братства (прежде всего в «Книги бытия украинского народа») чувствуется влияние республиканских идей декабристов и польского национально-освободительного движения, политических и общекультурных идеи славянского единства. Большое значение имели культурно-образовательные идеи кирилл-мефодіївців, направленные на подъем национального сознания, патриотической гордости, на развитие и утверждение родного языка и культуры, укрепление связей с другими народами с целью культурного и духовного взаимообогащения.

Прогрессивное значение для народов западноукраинских земель мало создание на волнах революционных событий политических и научно-культурных институций, таких как «Главная рада русская», «Русский собор», «Галичо-русская матица», «Народный дом», «Собор русских ученых». Они способствовали развитию национальной культуры, образования, издательского дела.

Разгром Кирилл-Мефодіївського братства совпал с полосой реакции в Российской империи. В Украине с арестом кирилл-мефодіївців были разгромлены не только основные политические, но и культурные силы. Фактически еще до Валуевского циркуляра 1863 г. начался систематический правительственный наступление на украинскую национальную культуру. На целое десятилетие было заторможено украинский литературный процесс и вовсе запрещено издательское дело.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., массовое крестьянское движение, которое усиливалось с каждым годом, в том числе и в большинстве губерний Украины, все растущие оппозиционные настроения среди всех слоев населения заставили правительство Александра II пойти на отмену крепостного права и на ряд реформ в общественно-политической, экономической, административной структуре управления. Эти реформы в целом имели прогрессивное значение для общественно-политического и социально-экономического развития народов Российской империи. Но земельная реформа 1861 г. и либеральные изменения не вывели самодержавную систему из состояния глубокого кризиса. Борьба против многочисленных остатков крепостничества еще в течение многих последующих десятилетий составляла глубинную суть социально-экономической жизни России. Важную роль в усилении освободительных стремлений украинского народа сыграло польское восстание 1863 г., в котором принимали участие студенты Киевского университета и демократически настроенные офицеры, А в частности. Потебня. Некоторые участники польского освободительного движения проявляли интерес к общественной жизни Украины, пропагандируя ее культуру (Б. Залесский. 3. Сераковский, Г. Баталия), а иногда брали и непосредственное участие в ее создании (П. Свенцицкий, В. Антонович, Т. Рыльский, Г. Михальчук).

В Галичине и Закарпатье с развитием национально-освободительной борьбы очерчивается общественно-политическое направление среди украинской интеллигенции. Это привело к образованию своеобразных партий «москвофилов» и «народников», политическая ориентация которых (первых - на российское самодержавие, а вторых - на цесарскую монархию) в определенной степени определила и особенности их идейно-культурных программ.

После реформы 1861 г. политическое движение в Восточной Украине организационно оформился в виде культурно-образовательных объединений - «Общин», что возникали в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве, Одессе и других городах, а также в среде украинской интеллигенции Петербурга. Общины как одна из форм общедемократического движения объединяли вокруг себя представителей разных социальных слоев - от прогрессивно настроенных либеральных помещиков и чиновничества к різночинської интеллигенции (культурно-образовательных деятелей, учителей, студентов, литераторов, которые находились под влиянием революционной демократии). Среди активных деятелей общин были М. Костомаров, П. Кулиш, Л. Глебов, А. Конисский, Г. Драгоманов, Г. Старицкий, Г. Лысенко, С. Подолинский, И. Нечуй-Левицкий и др.

70-90-е гг. XIX в. в украинской литературе - это время активизации интереса к социальным ученик, политической жизни и борьбы. Динамический процесс развития общественной жизни способствовал качественному росту уровня национальной и социальной сознания, интереса к истории Украины. При этом утверджувалось реалистичное мировоззрения, подход к оценке явлений, основанный на практическом опыте научных данных, что загораживал мифологические и старые традиционные представления. С выделением личности из коллектива, ростом чувства собственного достоинства, пониманием своих общественных и гражданских прав человек видел себя в тесной связи с социально-историческими условиями. При этих условиях украинская литература, литературно-эстетическая мысль, литературная критика, журналистика, публицистика стали ведущими формами общественного сознания, а писательство - проявлением гражданской деятельности.

Литература 70-90-х гг. обращается к важных общественно-исторических проблем, в решении которых чувствуется сильное влияние просветительских идей, вера в разум, образование, науку. Это период реализма как зрелой естетико-художественной системы и мировосприятия, что появляется на высоком уровне общественного и художественного развития, когда на первое место выдвигается структура самого общества, социальный и психологический анализ, взаимоотношения личности и общества. Меняется характер аналитичности в литературе; диапазон ее охватывает уже не эмпирические жизненные факты, а самые широкие сферы общественного бытия. Для литературе 90-х гг. характерны две основные тенденции: стремление к сохранению национальной культурной идентичности (литературное «народничество») и ориентация на художественный универсализм западноевропейского литературного процесса, что получает свое дальнейшее развитие в конце XIX - начале XX вв.

Эстетика реализма активно взаимодействует с художественными достижениями романтизма. Наряду с этим функционирует натурализм, который, с одной стороны, включается в реалистичные структуры, а с другой - свидетельствует о кризисе классического реализма.

Литературная деятельность И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, Г. Старицкого, Г. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого и особенно И. Франко, который выступает центральной фигурой литературного процесса 70-90-х гг., способствует, с одной стороны, развитию и обновлению в литературе шевченковских традиций, а с другой - преодолению тех или иных попыток подражания его творчества и открывает новые пути художественного познания действительности. Параллельно с углублением социального историзма изображения внутреннего мира человека, психологический анализ становится главным инструментом художественного исследования действительности. В отличие от первых двух периодов в литературе ведущими становятся большие эпические формы, осуществляется переход от повествования, лирической повести к эпического рассказа, широких объективно-описательных и социально-аналитических картин, к анализу формирования характеров в тесной связи с обстоятельствами. На первое место по своему значению выходят крупные социально-бытовые, социально-психологические романы и повести, идеологическая повесть, социально-психологическая новелла и философская поэма. Высокого развития в сравнении с 40 - 60-мы гг. достигает украинская драматургия, в частности бытовая и психологическая драма. В литературе появляются новые, до сих пор не торкані темы из жизни рабочего класса, интеллигенции и других слоев общества. В ней появляется образ социально-активной личности, «новых людей» - разночинцев-демократов.

Украинская архитектура и изобразительное искусство второй половины XIX в. Шевченко и его последователи. Малярные и графические произведения Шевченко за глубиной чувств, силой драматизма и суровой правдой жизни стоят рядом с его страстными поэзией. Один из самых значительных живописных произведений мастера - «Автопортрет» 1860 г. Это произведение проникнуто психологизмом и высокой духовностью, в нем Шевченко приближается к традиций великого Рембрандта. «Автопортрет» воспринимается как пронзительная исповедь человека о ее жизнь полна страданий. Творчество Т. Шевченко - художника питала украинское искусство не только новыми темами и образами, но и новым отношением к Украине и ее людей.

Художественное наследие Т. Г. Шевченко стала основой для развития реалистического искусства II половины XIX ст. Его Муза для современников поэта стала словно бы общественным звоном; а каждое произведение - «жемчужина высокой лирики» (С. Єфремов) - будил совести взволнованным словом, захватывал красотой и глубоким содержанием. Выраженная Шевченко в поэзии большая любовь к родному краю и народа прозвучала и в живописи, и в графике. Реалистичные демократические традиции, заложенные в искусстве еще О. Венециановым и В. Тропініним, в творчестве Т. Шевченко развились и были обогащены критической направленностью. Национальная идея сплоченности, борьбы за свободу стала мощной силой, которая объединила всю Украину. Эта идея в искусстве прозвучала призывом к разоблачения пороков общественно-политического устройства средствами художественного языка.

Идеи Т. Г. Шевченко, его мировоззренческие позиции определили творческий путь художников Л. Жемчужникова, К. Трутовского, И. Соколова. их произведения, посвященные украинскому народу, утверждали общечеловеческую ценность культуры Украины.

Л. Жемчужников - художник, график и живописец. Ранний период творчества художника обозначен авторством портрета знаменитого Козьмы Пруткова, рисованного вместе с Л. Ф. Лагорио. Художественное образование Л. Жемчужников получил в Петербургской Академии художеств, которую, однако, не закончил. В 1852 году он впервые приехал в Украину и некоторое время жил в селе Ковалевка на Полтавщине, посетил Седнев, который пленил его причастностью к личности Великого Кобзаря. Одно из самых значительных живописных полотен Л. Жемчужникова - «Кобзарь на пути» (1854). Образы этого произведения - слепого кобзаря и мальчика-поводыря, который просит милостыню, - навеянные поэмой Т. Шевченко «Катерина». Фигуры изображены на фоне бескрайней степи. В этом полотне выражено глубокое сожаление художника к тяжелой судьбе бедных людей, подавленных безнадежностью и, в то же время, обозначенных духовной красотой и достоинством.

И. Соколов - художник-жанрист, автор многих картин из жизни украинского села. Тема рекрутчини, что звучала в поэтических произведениях Т. Шевченко, в народных думах и песнях, нашла свое воплощение в картине «Проводы рекрутов». Художник правдиво изобразил суровое, трагическое испытание для всей семьи солдата - многолетний и неоправданно тяжелую службу.

В 1850-х гг. приехал из Петербурга в Украину художник К. Трутовский. Усердным трудом добывал профессиональные знания в области живописи, ведь полного курса в Академии этот художник, как и Л. Жемчужников, не прошел. Разнообразие сюжетов, поэтическая красота обрядов, обычаев и одежды украинцев вызвали у художника полон захвата отзыв: «Боже мой, сколько не разработанных материалов найдет на Украине художник...» (письмо к Г. Рамазанова). Реализм картин К. Трутовского отразился в выборе сюжетов, отражающих крестьянские будни. Это ранние произведения 1850 - начала 1860-х гг. - «Лирник в крестьянской избе», «Женщина с полотном» и «Масленица. Пьяного везут» (1861). В них заметное умение найти в повседневной характерно и существенное. В этих полотнах оказывается своеобразный юмор художника, родственный с гоголевским.

В своих графических работах мастер сокрушительным едкой сатирой высмеивал морально деградоване панство. В 1860-1880-е гг. художник обратился к крестьянской темы, написал ряд картин на сюжеты многолюдных праздников, событий, которые воспроизводили поэтический мир украинских народных обрядов, обычаев («Белят полотно» (1874), «Через кладку» (1875). В картине «Свадебный выкуп» (1881). Трутовский запечатлел один из древних украинских обрядов - свадебный торг на окраине за пропуск для невесты, которая выезжает из села. Жанровая сцена органично дополнена живописным пейзажем с церковкою вдали. Мажорный лад произведения, сочная живопись обнаруживает в авторе сноровку колориста и чувствительную к поэтической красоты душу.

В лучших своих произведениях И. Соколов, Л. Жемчужников и К. Трутовский поднимаются до критического осмысления явлений действительности, что было характерным для передовых художников того времени.

Жанровая живопись. В 1870-1890-е гг. более широкого развития приобретает украинский жанровая живопись. В Киеве, Харькове, Одессе устраиваются передвижные выставки российских художников-передвижников. Процесс обмена между творческой интеллигенцией культурными и художественными достижениями становится более активным. Новаторское искусство передвижников благодаря выставкам становилось достоянием широких слоев населения, воспитывали у людей эстетические вкусы и гражданские чувства. А идейно-художественные принципы - реализма и национальности в искусстве наснажували художников-жанристів до глубокого обобщения явлений общественной жизни в пореформенное время. Ведущей в украинском искусстве стала крестьянская тема. Обращаясь к ней, украинские передвижники стремились к воспроизведения правдивой и обобщенной картины жизни своего народа.

Активный передвижник, один из организаторов товарищества южнорусских художников М. Кузнецов сыграл большую роль в развитии украинского жанровой живописи. В картине «На заработки» (1882) он изобразил типичную жизненную сцену - вынужденных поисков искания заработка обедневшего после царского манифеста крестьянства. В трактовке образов крестьян художник не отмечал драматичности их существования, а, наоборот, видел здоровую красоту простых людей, свойственное их натуре оптимистическое восприятие мира.

Широкое, правдивое изображение жизни украинского села - основная тема творчества ведущий мастер жанровой живописи, художника-передвижника М. К. Пимоненко. Обращение к этой теме свидетельствует о прочную связь художника с традициями украинского искусства 1860-70-х гг., которые он развивает в соответствии с новыми требованиями времени. В картине «Свадьба в Киевской губернии» (1891) среди осенней слякоти художник изображает праздничное событие. Через село едет во главе процессии молодые супруги. Лейтмотивом настроению проникновенная мелодия сумму, безрадісності, что видно в образах молодых и в мрачном осеннем пейзаже. Обличительная сила реалистического искусства художника нашла свое проявление в картине «Жертва фанатизма» (1899). Жизнеутверждающего характер приобретает творчество М. Пимоненко во второй половине 1890-1900-х гг. В это время было написано полотна «Идиллия» (1908), «В тени», «У колодца. Соперницы» (1909). Они отличаются широким письмом с пластичным движением кисти. Солнечный свет отражается рефлексами на лицах людей, является вспомогательным средством подчеркнуть красоту человеческих образов.

В скульптурах жанрового характера передвижника Л. Позена (в частности в «Лирник с поводырем» (1884) крестьянская тема решается в викривальному ключи. Образы насыщенные многими деталями, почерпнутими из жизни.

Одесская школа живописи. Во второй половине XIX - начале XX в. большое значение приобретает одесская школа живописи.

Кириак Костанди - признанный глава одесской школы. Воспитанник, а впоследствии академик Петербургской Академии художеств, председатель и основатель товарищества южнорусских художников, много сил и лет своей жизни он отдал педагогической деятельности, выкладывая живопись в Одесском художественном училище. Уже ранние произведения художника, например полотно «В люди», принесли ему успех и признание на передвижных выставках. Работы мастера зрелого периода обозначены созвучными импрессионизма колористическими поисками, которые были призваны передать особенности освещения и красок природы южного края. Характерным становится противопоставление нежной силы пробужденной природы и бессилие человеческого существа, жизнь которого потерянная. Эти произведения время автобиографические. К. Костанди - этой щедро одаренной, однако закріпаченій служебными обязанностями и лишениями человеку, принадлежат слова: «Художник счастлив тогда, когда он имеет возможность работать».

Учениками и младшими товарищами художника были Петр Нилус, Соломон Кишиневский, Євген Буковецкий.

Петр Нилус - автор небольших по размеру и замечательных по живописью реалистичных жанровых сценок - «Отдых», «В мастерской художника». Эти произведения принесли ему признание среди современников. В зрелые годы художник почувствовал влечение к символических мотивов и образов. Однако эти произведения зрелого периода были восприняты критикой неоднозначно, как не отвечающие особенностям художественного дара Нилуса.

Для творчества одесситов характерно обращение к тем из городской жизни, в то время как большинство украинских художников ориентировались преимущественно на сельскую тематику и «чистый» пейзаж. Полотном «В тюрьме» Соломон Кишиневский приподнял завесу над жалким существованием городского дна.

Євген Буковецкий в картине «В суде» ставит перед собой сложную задачу: отказавшись от показа действа, не характеризуя ни одной из сторон судебного процесса, дать зрителю представление о нем лишь с помощью изображения реакции присутствующих в зале. Как талантливый портретист, Есть. Буковецкий сделал немалый вклад для развития этого жанра в Украине и в XX ст.

Пейзаж. Вторая половина XIX ст. - эпоха блестящего развития пейзажной живописи в украинском искусстве. У его истоков стоял Владимир Орловский. Современники сравнивали его с И. Шишкиным, считая, что в творчестве одного воплотилась эпическое величие природы севера, а второй сумел как никто увидеть и передать солнечный блеск природы юга. Академик и профессор Петербургской Академии художеств, В. Орловский возглавлял в ней, вместе с Г. Клодтом, класс пейзажной живописи.

Одним из самых известных учеников В. Орловского был Сергей Васильковский. Большая часть жизни и общественной деятельности этого художника связана с родным Харьковом. Получив солидное академическое образование, С. Васильковский отшлифовал свое мастерство самостоятельно, работая в странах Западной Европы, в частности во Франции, в обществе блестящего самоучки Ивана Похитонова. Под влиянием последнего С. Васильковский начал писать в изящной манере, напоминающей миниатюрная живопись. Существовала и другая грань таланта художника - склонность к эпического трактовка природы родного степной Украины.

Образ степных пространств обусловил своеобразное толкование исторической тематики в наиболее удачных произведениях художника, в частности в картине «Казаки в степи». В ряде работ, в частности в полотне «Млечный Ромодановский путь», художник стремился создать синтетический образ Украины в ее истории и настоящем. Художник был постоянным экспонентом академических выставок в Петербурге.

По манере письма С. Васильковский принадлежит к академической группы художников в российском живописи XIX ст., но некоторые черты его творчества свидетельствуют о тяготение к реалистической живописи.

Сильным и своеобразным явлением была в украинском пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX в. творчество киевлянина Сергея Светославского. Еще в годы пребывания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у выдающегося мастера пейзажа О. Саврасова, он был замечен и отмечен художниками и критиками передвижницького круга наравне с товарищем по учебе И. Левитаном. Одна из его работ - «Из окна Московского училища» - была приобретена просто с учащейся выставки П. Третьяковым. В широко написанных полотнах в основном большого формата С. Светославский свободно и с исключительной правдивостью воссоздал образ заснеженных улиц Москвы, а также истощенных солнцем степей Украины, уютных и заброшенных уголков киевских окрестностей, блеск и пыль среднеазиатских базаров и двориков. Он с успехом обращался в пейзаже к действительно масштабных и драматических тем: изображает бурление днепровских порогов, последствия стихийного бедствия - киевской наводнения, создал величественный и грозный образ Каменец-Подольской крепости. Даже в относительно небольших по формату полотнах художника чувствуется широта и беспристрастность его взглядов.

Харьковчанин Петр Левченко начальное образование получил в Д. Безперчого. Продолжил обучение в Петербургской Академии художеств В. Орловского, с которым на протяжении всей жизни поддерживал теплые дружеские отношения. Этот художник чрезвычайно тонко чувствовал нюансы цвета и настроения, создавал пейзажи и интерьеры интимного, камерного звучания. Свои произведения, обычно имеют малые, а порой совсем миниатюрные размеры, он охотно писал на дереве. Однако в отличие от И. Похитонова и С. Васильковского, П. Левченко не имел склонности к тонкого миниатюрного письма. В маленьких по размеру произведениях он мыслит масштабно, обобщая форму. Его произведения - замечательный образец зрелого реалистической живописи конца XIX - начала XX вв.

М. Ткаченко, как и его земляк П. Левченко, начинал обучение в Д. Безперчого, а продолжал в Академии искусств в П. Чистякова. Кроме того, он учился у академика Кормона во Франции. Художник постоянно жил в Париже, однако ежегодно приезжал в Украину. Его творчество подверглась значительному влиянию современного французского искусства.

Музыкальное искусство. Творчество М. В. Лысенко составляет целую эпоху в развитии украинской классической музыки.

Ученик М. А. Римского-Корсакова, Николай Витальевич Лысенко глубоко любил и высоко ценил творчество великого Г. И. Глинки и «Новой русской школы». Развивая творческие принципы и музыкально-эстетические идеи «Могучей кучки», Лысенко на основе глубокого изучения украинской народной песни и творческого наследия своих предшественников дал высокохудожественные образцы почти во всех жанрах музыкального искусства. Он является настоящим создателем таких жанров, как кантата и опера. Велик его вклад в фортепианной музыки, солоспівів. Ему принадлежат различные формы вокальных ансамблей и камерно-инструментальной музыки, а также опера для детей. Творчество Лысенко отмечается настоящим демократическим направлением, глубокой народностью.

Формирование идейно-эстетических принципов композитора проходило под благотворным влиянием идей революционных демократов, Т. Г. Шевченко, а также творчества русских композиторов-классиков - М. Глинки, О. Даргомыжского, О. Бородина, Г. Мусоргского, Г. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Лысенко заключил в своем творчестве большой исторический период развития украинской музыкальной культуры и на основе всестороннего, глубокого изучения народной жизни и творчества создал национальную реалистичную музыкальную школу.

Творчества Лысенко присущи глубокая идейность, народность, реализм, органическое единство содержания и формы, высокое профессиональное мастерство. В своих композициях Лысенко создал галерею народных типов. Взяты из самой жизни, они отличаются реалистичностью художественного воплощения и широтой обобщения. Средства музыкальной выразительности в Лысенко вырастают из народнопесенных интонаций и оборотов. Умение передать содержание народного творчества, раскрыть ее выразительные возможности, правильно отразить психологию народа с помощью средств музыкального творчества - такие характерные черты Лысенко-художника.

Деятельность Лысенко очень широкая: он был композитором, пианистом, педагогом, дирижером, ученым-фольклористом, активным музыкально-общественным деятелем. Своими теоретическими работами (о характерные особенности украинских дум и песен, которые исполнял кобзарь танцы на льду, о украинские народные музыкальные инструменты и др.) он сделал ценный вклад в отечественную науку о народное музыкальное творчество.

Музыкальное наследие композитора большая и разнообразная. Он написал 11 опер, более 80 произведений разных форм на тексты Т. Г. Шевченко, ряд композиций инструментального жанра (фантазия «Козак-люк», первая часть симфонии, струнный квартет, трио и фортепианные пьесы и др.); писал музыку к театральным спектаклям, романсы и песни на слова разных авторов.

Оперы Лысенко имеют огромное значение в истории украинской музыкальной культуры. Опираясь на достижения в этой области российских композиторов, на опыт Гулака-Артемовского и традиции украинского театра, Лысенко обогатил виды и жанры украинской оперы. В его творчестве впервые в условиях Украины оформилась историко-героическая народная музыкальная драма («Тарас Бульба»), оперы: лирико-бытовая («Рождественская ночь»), сказочно-фантастический («Утопленница»), детские («Коза-дереза», «Пан Коцький», «Зима и Весна»), опера-сатира («Энеида»), опера - политический памфлет («Андрашіада») и др. Почти все музыкально-сценические произведения М. Лысенко написаны в творческом содружестве с известным драматургом и поэтом М. Старицким, который создал либретто для них.

Наивысшим достижением композитора в области оперной музыки следует считать героїко-патриотическую оперу «Тарас Бульба» (1880-1890, либретто Г. Старицкого за М. В. Гоголю).

Опера «Тарас Бульба» написана по традициям Глинки и «Могучей кучки». Идея любви к родине, непоколебимая вера в несокрушимую моральную силу народа насыщает все произведение. Поэтому показ народной массы занимает в опере значительное место. Центральный персонаж оперы - Тарас Бульба - показан как народный мститель за покривджену польской шляхтой Украину. Он охарактеризован в музыке чертами эпической мощи и истинной человечности. Самые яркие эпизоды, раскрывающие героику образа Тараса, - это его песня «Эй, летом орел» из второго действия и ариозо «Что в мире есть святее» с пятой действия.

Оперу построено по принципу чередования массовых и сольных сцен, по мере нарастания конфликта возрастает и значение народных сцен. Особенно важными и драматично напряженными есть сцена выборов кошевого и сцена боя под Дубном. В их построении Лысенко идет по традициям «Могучей кучки» и, в частности, Мусоргского:

он показывает в народе и индивидуальные типы-образы и контрастные, противоположные настроения отдельных групп, и мощное звучание целого коллектива, охваченного единственным чувством. В изображении вражеского лагеря - польской шляхты - Лысенко подражает Глинку: как и в «Иване Сусанине», так и в «Тарасе Бульбе» в музыке польских сцен использованы типичные ритмы и обороты полонеза и мазурки. «Тарас Бульба» является не только самым высоким достижением творческого гения Лысенко, но и одной из жемчужин музыкального искусства в целом.

Народная опера «Наталка Полтавка» занимает важное место в истории украинского музыкально-театрального искусства. С момента выхода в свет (1819 г.) пьеса И. Котляревского «Наталка Полтавка» стала любимой среди самых широких кругов трудящихся. Она успешно выдержала испытание временем, не потеряла своих идейно-художественных качеств до наших дней.

Основная идея пьесы - социальное неравенство, что препятствует героям на их пути к счастью. Котляревский показывает моральное преимущество простых людей, честных тружеников, победу чистого и глубокого чувства над недостойными расчетам тех, кто считает, что за деньги можно купить любовь и честь. Музыка в «Наталке Полтавке» является мощным средством раскрытия сути образов и характеров. Ряд песен, как, например, «Порыв ветра», «Солнце низенько», «Ой под вишней», было подано в тексте пьесы Котляревским, прекрасным знатоком русского народно творчества.

Многие композиторы к Лысенко и после него упорядочивали музыку к «Наталки Полтавки», однако редакция Лысенко, закончена им в 1889, p. до сих пор за остается непревзойденной. В. П. Лысенко до конца раскрыл в музыке образы и драматические моменты пьесы, вынес народную песню в высокохудожественной профессиональной обработке на большую оперную сцену. В этом большое историческое значение произведения композитора.

Инструментальная музыка. Лысенко написал одну часть симфонии, симфоническую фантазию «Козак-люк», струнный квартет и трио, а также ряд пьес для фортепиано и других инструментов.

Выдающийся пианист и педагог, Лысенко является основоположником украинской школы фортепианного исполнительства. В фортепианной музыке он также разрабатывал мотивы из сокровищницы народного музыкального искусства. В. П. Лысенко поставил украинскую фортепианную музыку на путь профессионализма, вынес ее на широкую концертную эстраду, донес до массового слушателя. Высокое мастерство, добра піаністична звучность и удобство для выполнения - черты, типичные для многих произведений композитора. Особой популярностью пользуются фортепианные рапсодии Лысенко (в частности вторая), «Героическое скерцо», сюита из 6 украинских народных песен, «Элегия» и др., вошедшие в золотой фонд отечественной фортепианной литературы.

Большое идейно-художественное значение для развития украинской музыкальной культуры имеет большой цикл вокальных произведений художника - «Музыка к «Кобзарю» Т. Шевченко», обработки украинских народных песен для голоса с фортепиано и для хора.

Лысенко был одним из лучших интерпретаторов творчества Шевченко. Он сумел ярко и мастерски воплотить в музыке гневный призыв поэта к мести за порабощен и обездоленный народ, нарисовать эпические, героические картины борьбы за народное счастье, передать глубокие философские обобщения Шевченко и нежные, трогательные лирические чувства в его стихах.

Большой цикл, который называется «Музыка к «Кобзарю» Т. Г. Шевченко» и охватывает произведения разных жанров и форм, - сокровищница образцов вокальной и вокально-симфонической музыки. Среди вокально-симфонических произведений Лысенко значительное место занимает мужской хор «Иван Гус» на текст поэмы Шевченко «Еретик». Хор этот был написан в период жестокой реакции. Рассказывая о борьбе свободолюбивого чешского народа против папістської тираны, он по сути показывал картину жизни тогдашнего украинского народа, порабощенного царским самодержавием.

Кантата «Радуйся, ниво неполитая» еще ярче отражает активный протест против тогдашней действительности. Этим произведением В. Лысенко начал классическую форму кантаты, которой до того не существовало в украинской музыке.

В ряде солоспівів из музыки к «Кобзарю» композитор обрисовал женщин, которые глубоко страдают в условиях крепостного строя («Ой одна я, одна», «Ой я своего мужа в дорогу послала», «Ой умер старый отец» и много других).

Серьезный вклад сделал В. П. Лысенко в украинскую камерную музыку своими романсами и дуэтами на тексты разных авторов: И. Франко, Г. Старицкого, А.мицкевича, Леси Украинки, Есть. Гребенки и других. Самые известные из них - «Безмежнеє поле» и «Месяцу-князю» (слова И. Франко), «Когда наступил замечательный май», дуэт «Когда разлучаются двое» (слова Г. Гейне).

Неоценимы заслуги композитора в художественной обработке народных песен. В результате многолетней практики сбора и обработки украинского музыкального фольклора В.П.Лисенко издал 7 сборников песен для голоса с фортепиано (по 40 песен в каждой), сборники обрядовых и детских песен. Во всех песнях художник всегда старался как можно ярче передать содержание и характер художественных образов, подчеркнуть самые яркие и интересные особенности музыкальной стороны той или иной песни. Ярким примером этого является песня «Ой взошла заря» с первого выпуска. Эпический колорит песни отчетливо передан в широкой, простой, но величественной мелодической линии и в сопровождении, что напоминает звучание украинского народного инструмента лиры. Все изложение песни «Ой взошла заря» очень сдержан и лаконичен, он подает выразительную картину эпического рассказа старого лирника о давнем событии, которая оставила глубокий след в народной памяти.

В. П. Лысенко прекрасно знал и чувствовал природу многоголосой украинской песни. Музыкальная практика (основным жанром в его концертах хора и других хоровых коллективов в Украине тогда были раскладки народных песен) требовала от композитора непрерывного расширения песенного хорового репертуара. В период наиболее интенсивного расцвета его дирижерской деятельности (70-90-е гг.) он написал свои 12 хоровых «десятков» народных песен. Народное многоголосие занимает большое место в этих произведениях. В основном полифонический изложение имеют песни лирические или протяжные, грустные, с широкой, богатой на украшения мелодией.

В. П. Лысенко пытается индивидуализировать каждый голос хора, раскрывая тем или другим тембром настроения, что есть в поэтическом тексте и мелодии. Очень показательна в этом отношении песня «Туман, туман, туманами». По своему содержанию это типичная народная песня о любви. Основное настроение ее - светлая лирика. Песня начинается запевом солиста (очень характерно для народного хорового пения), а далее вскакивает группой. Особенно интересно выведено композитором два верхних голоса, из которых каждый имеет самостоятельную мелодическую линию, им будто аккомпанирует третий голос (бас). Лучшие хоровые раскладки Лысенко («Чего мне трудно-скучно», «Эй, ой чьи же то серые волы», «Туман, туман, туманами» и др.) перерастают значение «обработок», являются самостоятельными, блестящими за мастерством музыкальными произведениями.

Театральное искусство. С 40-х гг. ХГХ в. театральное дело в Украине приобретает большую систематичности. Активизируется создание национальных труп и оригинального драматического репертуара. Если в первой половине ХГХ в. Украина выдвигала только отдельных талантливых художников, которые в составе российских труп, театров изредка выступали и на русском языке (М. Щепкин, К. Солеником, С. Гулак-Артемовский и др.), то с конца 50-х годов начали складываться сначала любительские, а потом профессиональные театральные кружки и трупы, учредителями которых были П. Нищинский, Г. Кропивницкий, Г. Старицкий, И. Карпенко-Карый, Г. Садовский, П. Саксаганский, П. Маркович, а в Галичине - О. Бочинський, А. Моленицький и др. Ограничен лишь несколькими классическими пьесами И. Котляревского и Г. Цветки-Основьяненко, украинский репертуар обогащается разножанровыми произведениями Т. Шевченко, Я. Кухаренко, С. Писаревського, Л. Глебова, О. Стороженко, Г. Стеценко, С. Гулака-Артемовского, Г. Моха, И. Гушака, П. Свенцицкого, К. Устиновича, О. Огоновского, Ф. Царевича и др.

Опираясь на лучшие традиции своих предшественников, прежде всего И. Котлярев-ского, Т. Шевченко, украинская драматургия второй половины XIX века прославилась целым рядом имен как драматургов, так и актеров, чей талант преподнес украинскую культуру, способствовал развитию национального сознания и национально-духовному возрождению украинского народа. Среди них Иван Нечуй-Левицкий («Маруся Богуславка»), Марко Кропивницкий (1841-1910, «Дай сердцу волю, заведет в неволю»), Михаил Старицкий («За двумя зайцами», «Сорочинская ярмарка», «Рождественская ночь»), Иван Карпенко-Карый, «Наймичка», «Несчастная», «Сто тысяч», «Мартын Бо-руля»). Значительным был драматургическое наследие П. Мирного («Лимеривна», «Проститутка»), И. Франко («Украденное счастье», «Учитель», «Каменная душа»), Б. Гринченко («Степной гость», «Ясные зори»), Леси Украинки «Лесная песня», «Боярыня»).

Начиная с первой любительской труппы в 60-х гг. в Єлисаветграді, украинские актеры создали высокопрофессиональные театральные коллективы, которых на начало XX века в Украине было около 20, а вместе с любительскими - почти 300. У истоков украинского профессионального театра стояли выдающиеся украинские актеры М. Кропивницкий, Г. Садовский, И. Тобилевич, Л. Цветок, Г. Заньковецкая, Г. Старицкий, П. Саксаганский. Задачами украинского театра были: борьба против русификаторства; формирование уважительного отношения к украинского народа и его культуры; нарушение социально значимых вопросов и др.

В 1864 г. во Львове был основан украинский театр «Русская беседа», который возглавил О. Бачинский. Его репертуар, который ставился в городах Восточной Галиции и Северной Буковины, состоял из произведений надднепрянских и западноукраинских писателей, лучших образцов европейской драматургии. Однако постоянные смены руководства театра, острое соперничество между москвофилами и народниками за влияние на него привели к его упадку. Весомая роль в его подъеме принадлежит Г. Кропивницкому, который работал здесь по приглашению в середине 70-х гг. XIX ст. Именно тогда галицкие зрители ознакомились с новыми пьесами украинской и русской классики. В театре выросли талантливые актеры - И. Гриневицький, Г. Романович и др. Этот театр был единственным украинским профессиональным коллективом в западноукраинских землях на протяжении 50 лет.

Украинский театр конца XIX - начала XX в. по своей тематике оставался преимущественно бытовым. Но тесная связь с народной культурой делал его очень популярным. Академик М. Грушевский так оценил значение украинского театра на рубеже веков: «Для широкой публики при недостатке книг украинский театр имел большое значение. Украинские труппы начались с одной, но со временем множились, становились все распространенным явлением и, несмотря на нищету репертуара и на высокие приметы большинства пьес (цензура театральная была чрезвычайно суровая), они поддерживали память народного слова и любовь к нему винародовленої городского населения».



Назад