Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.5.1. Импрессионизм - выдающееся явление в живописи и скульптуре


В 60-70-х гг. XIX в. французские художники положили начало непродолжительной по времени, но интенсивном интереса к художественной течения, которая получила название «импрессионизм». Это направление взял на вооружение идеи позитивизма, провозгласив в качестве основной задачи изображения натуры с «оптической» точностью, уподобляясь глаза художника объектива фотоаппарата. Писарро, Мане, Моне, Сислей, Ренуар и другие известные мастера не были приняты жюри на официальную выставка - Салон - в 1863 г. После этого они устроили свой «Салон». На этой выставке был представлен славный «Завтрак на траве» Е. Мане.

Программа импрессионизма лучше всего возникала из статей Е. Золя, который взял под защиту новое направление в искусстве, облюбовав тезис: произведение искусства есть уголок природы, воспринят через темперамент. Золя с презрением говорил о тех, кто выискивает на полотне художника «сюжет», трогательную или ужасную историю, идеи и идеалы, и требовал, чтобы художник на холсте отражал свое отношение к природе, показывая ее такой, «какой он ее видит», потому что прекрасное - это жизнь в своих бесконечных проявлениях, изменчивых, всегда новым. Художник, как считал Е. Золя, не изображает исторические события, не воплощает мысли, он «не умеет ни петь», не философствовать», «он умеет рисовать и все». Писатель жаждал, чтобы лозунг правдивости и жизненности, лозунг верности природе и верности темперамента художника звучало как лозунг «модерности», как лозунг реализма, импрессионизма или натурализма.

Главным в искусстве импрессионистов было поймать и запечатлеть впечатление средствами живописи, создать иллюзию света и воздуха. Для этого импрессионисты разложили цвет на основные составляющие спектра, стараясь не смешивать краски на палитре и используя оптическое восприятие глаза, который сливает на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они стремились максимально передать натуру такой, какой ее видит человек, а человек видит любой предмет во всей его сложной взаимодействия с світлоповітряним средой. Импрессионисты открыли или, во всяком случае, утвердили в живописи чудесный мир, заставив зрителя и на окружение смотреть другими глазами. Но, познавая мир реальный, открывая его, импрессионизм его же менял, идеализировал, романтизировал. С его живописи исчезла не только черная краска, но и черные стороны жизни. Мир импрессионистической живописи - это мир праздничный, безоблачный. Даже грязь сверкает на полотнах как драгоценность, ослепляя и вызывая восхищение (например ряд полотен Моне).

Следует признать, что в погоне за впечатлением, мгновенным и ярким, импрессионисты дошли до того, что картину подменяли этюдом, а типичное - случайным. их предшественник Курбе изображал обычаи, лицо эпохи, импрессионисты - только внешний вид. Но в импрессионизме - при всех его потерях, неизбежных в каждом новом движении, - было то новое, оригинальное и значимое, что в основном определило дальнейшее развитие европейской живописи. Импрессионизм окончательно вывел живопись на пленэр, показал цвет во всей его чистоте, создал высокую совершенную культуру этюда, в котором поражает меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений.

Первым представителем нового направления был Эдуард Мане. Однако его отличало от других импрессионистов то, что он не отказался от широкого мазка, не препарировал, не раскладывал, не растворял предметы в світлоповітряному среде. Но освещена палитра, работа на пленэре («Аржантей», «Партия в крокет», «В лодке»), остро и точно пойман движение и разнообразие случайностей в изображенных им парижских улицах и барах (наиболее «импрессионистический» «Бар в Фоли-Бержер», где всю трепетность мгновения художнику удалось передать благодаря тому, что зритель видит зал отраженным в зеркале за спиной хорошей барменше) - все это, бесспорно, характерно именно для импрессионизма.

В творчестве Клода Оскара Моне наиболее ярко решена основная проблема импрессионизма - гармония света и воздуха. Моне десятки раз воплощает тот же мотив (его знаменитые «Стога», «Руанский собор»), потому что его интересуют эффекты освещения в разное время суток или в разные времена года. Он первый согнал со своей палитры черный цвет, считая, что такого нет в природе и что даже тени на самом деле цветные. Мгновение, выхвачена из потока жизни, пульсация большого города («Бульвар Капуцинок в Париже», «Скалы в Бель Иль», «Вид Темзы и парламента в Лондоне», «Туман в Лондоне») увиденные бдительным оком. Но мир Моне постепенно теряет свою материальность и превращается в гармонию цветных пятен.

Камиль Жакоб Писарро рисовал только пейзажи - Париж и его окрестности. Сиреневые сумерки, серый утро, голубизна зимнего дня («Бульвар Монмартр»).

Тонкие пейзажи Альфреда Сислея - «Маленькая площадь в Аржантее», «Деревня на берегу Сены», «Потоп в Мерли» - есть маленькими шедеврами.

Произведения Пьера Огюста Ренуара кажутся нарисованными легко, шутя, но на самом деле его композиции всегда обдуманные, у них нет элемента случайности, такого характерного для импрессионизма («Бал в Мулен де ла Галлет», «Зонтики», «Бал в Бужівалі»). Ренуар рисовал в основном женскую модель: портреты и «ню» - обнаженную натуру. Его образы лишены психологической глубины, но они основываются на гармонии чистых, мажорных, ярких комбинаций.

Илер Жермен Эдгар Дега мужественно разделял с батіньойольцями непризнание академии и пренебрежение публики, хотя сохранял верность канонам и мастерам классицизма. Но тематика его картин типичная для импрессионистов: будни театра, в основном балета, и ипподромы, а также женщины с туалетными столиками и женщины трудящиеся - прачки, гладильщицы, модистки. В его картинах нет легкой дымке, непременного в импрессионистов. Иронично, даже саркастически изображал Дега будни балета: здесь скучно, неудобно, трудно, танцовщицы некрасивые и истощены, жокеи и прачки измученные работой. Люди отчуждены и бесконечно одиноки. В отличие от импрессионистов, чьих порывов к перебіжного он не разделял, Дега искал главное, характерное, выразительное, отбрасывая случайное. Колорит его картин достигает проницательной звучности.

Творчество Анри Мари Раймонда где Тулуза-Лотрека историки искусства называют чаще постимпрессионизмом. Он был преимущественно графику, его трагические за мироощущением, чаще гротескные и карикатурные образы знаменитых танцовщиц, певиц кабаре, циркачок, «ночных бабочек» Монмартра, сцены из жизни кабаре «Мулен де ла Галлет» и «Мулен Руж» («Танец в Мулен Руж», «В кафе») экспрессивные, драматические.

В скульптуре был близок к импрессионистов таких Рене Франсуа Огюст Роден в таких трудах: «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Мука».



Назад