Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.5.4. Постимпрессионизм


Распадаясь, импрессионизм породил в самом себе противоположные направления, которые перешли от пленэрных пейзажей к «синтезу», к живописи духа. Художники, которых в истории искусства называют постімпресіоністами, - Сезанн, Ван Гог, Гоген - не были объединены ни общей программе, ни общим методом, каждый из них - яркая творческая индивидуальность, каждый оставил свой след в искусстве. Постімпресіоністичний живопись не боялся показаться интеллектуальным, не чурался теоретического оформления своих художественных намерений.

Поль Сезанн начал свой творческий путь с импрессионистами и всю жизнь до своего имени, подписывая картины, добавлял «ученик Писарро». Он принимал участие в их первой выставке в 1874 г., но затем уехал в Прованс, где жил одиноко, напряженно и много работал. Но Сезанн не был импрессионистом, а скорее реакцией на импрессионизм как способ видения и манер рисования. Сезанн не рисовал произведений сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажей («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с апельсинами и яблоками»), портреты («Курильщик»), тем сюжетные изображения («Игроки в карты») - мир созерцания, мечтательности и сосредоточенности. Но во всяком случае это не этюд, а самостоятельное произведение, картина: природа, человек изображаются во всей своей целостности. Суть того нового, чего хотел Сезанн, - это не передача цветом реальности, выявление цветом геометрической структуры природных форм. Вместо кажущейся случайности импрессионистов Сезанн принес чувство массы, пластическую ясность форм, постоянство, чеканную выразительность («Портрет жены художника»). И были на этом пути и потери. Так, утраченное чувство фактуры (не всегда ясно, какие фрукты изображены), а в изображении людей имеющиеся определенная абстрактность и бесчувственность, ибо художника не столько интересует духовный мир человека, его характер, сколько возможность передать цветными соотношениями предметность мира. Самая сильная сторона Сезанна - колорит. В дальнейшем его художественной концепцией воспользовались кубісти.

«Великого голландца» Винсента Ван Гога (Винсента Виллема) тоже называют постімпресіоністом. И Ван Гог - скорее реалист, потому что он лишь частично признавал верность каждом принципа импрессионизма. Изучать природу, за Ван Гогом, надо, но, по его мнению, «лучшие картины созданы наизусть». Ван Гог решительно отвергал утверждения, будто искусству равнодушен предмет изображения. Ван Гог познал на себе влияние импрессионистов в технике рисования, она стала в него свободнее, смелее, палитра ее освещена («Дорога в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле»). Его искусство не располагает к созерцательному любования, оно потрясает зрителя, потому что Ван Гог в своих картинах воплотил душевное смятение современного человека. Его творчество охватывает около десятилетия, причем наиболее важные последние пять лет. Это годы напряженной, нечеловеческого труда, в результате чего Ван Гог создал картины, в которых соединились восторг перед миром и проникновенное чувство одиночества, постоянного беспокойства, щемящего тоски. Ван Гог тревожно воспринимал противоречия и несправедливости жизни, повышенное эмоциональное отношение в него не только к людям («Прогулка заключенных», «Автопортрет с отрезанным ухом»), но и к природе. Под его кистью изображения простых предметов («Спальня») полны драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Внутренняя экспрессия его картин достигается особыми приемами наложения краски, тем зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в «Хатах», где земля и хижины изображены мазками, что идут в одном направлении, а небо - в противоположном. Этому же служит пронзительно «звонкий» цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая голубизна неба.

У Ван Гога не было столько подражателей, как у Сезанна. Его искусство более субъективное. Однако гораздо позже своим предтечей называли его экспрессионисты, которые почувствовали, как и многих других художников, сильное влияние напряженно эмоционального и глубоко искреннего его искусства.

Полю Эжену Анри Гогену было более тридцати лет, когда, оставив службу в банке, он начал систематически заниматься живописью. Самым продуктивным был период жизни на Таити. Под влиянием импрессионизма Гоген выработал собственную манеру. Художник сотрудничал с поэтами-символистами и считал себя символістом. Гогена не столько захватывала «чистая идея», сколько не удовлетворяла и натуралистическая тенденция, которую он чувствовал в импрессионизме. Историки искусства связывают Гогена не только с символизмом, но и с той распространенной в конце XIX - начале XX в. течению, которая получила название примитивизма.

Творчество Гогена, которую можно разделить на три этапа - эпоху импрессионизма, период синтетического стиля и вершинный период творчества, постоянно сопутствует поиск художественного метода, который позволил бы наиболее полно выразить мироощущение. Его стремление стилизации постепенно переходит в символизм, который вступает соответствующей композиционной формы. Из творчества художника ощутимо видно, что он раскрылся именно тогда, когда по-настоящему вошел в жизнь народа маори и других народов, населяющих острова, когда сблизился с ними телесно и духовно. Именно тогда его творчество приобретает монументальности («Таїтянки на берегу моря», «Черные свиньи»). Он прекрасно рисует обнаженное девичье тело («Королева красоты» и «Никогда»). Наивысшее его достижение по колорита - «Призыв», самая большая по размерам картина - «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Последнюю надо рассматривать по східноазіатським обычаю справа налево. Она воспроизводит отдельные этапы жизни человека от рождения до старости в окружении символических зверей, птиц и тропической растительности перед статуей божества, что возвышается над ними.

Гоген пользовался предельно упрощенным рисунком, формы предметов у него нарочито плоскостные, краски чистые и яркие, композиции имеют орнаментальный характер. Он намеренно нарушал перспективу, рисовал не так, как видит человеческий глаз, а как он хотел увидеть это в природе. Гоген превратил реальную природу на декоративный красочный узор. Его речь гиперболизирована. Он усиливал интенсивность тонов, потому что его не интересовал цвет определенной травы, а цвет травы вообще. Художник не пользовался світлотіньовим моделированием, а накладывал цвет равными плоскостями, в контрастном сравнению. Цвет он понимал символично. Любую тему Гоген использовал для того, чтобы создать самостоятельный, независимый от модели произведение, который, почти полностью абстрагируясь от содержания, захватывает зрителя внутренним художественным решением.

Окончательные выводы из уроков постимпрессионизма сделал уже дальнейшее развитие художественной культуры новейшего времени.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К VIII РАЗДЕЛА

1. Большая иллюстрироанна энциклопедия древностей / Д. Гейдова и др.: Пер. с чешек. Б. Б. Михайлова. - Прага: Артия, 1980. - 496 с

2. Гриценко Т. Б., Кондратюк А. Ю., Мельничук Т. Ф. II Культура в эпоху промышленного переворота и социальных сдвигов. - К . : НАУ, 2006. - 116 с.

3. Европейское искусство XIX века. 1789-1871 / / Памятники мирового искусства. - Вып. VI (первая серия). - М.: Искусство, 1975. - 210 с.

4. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, Г. И. Бойко и др. / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -368 с.

5. История мировой и украинской культуры: Учебник для высш. закл. образования / В. А. Гречко, И. В. Черный. В. А. Кушнерук, В. А. Режко. - К.: Буква ЛТД, 2002. - 464 с

6.история украинской литературы. XIX ст.: В 3 книгах. - Кн. 1: Учеб. пособие / Под ред. М. Т. Яценко. - К.: Лыбидь, 1995. - 368 с

7. История украинской литературы. XIX ст.: В 3 книгах. - Кн. 2: Учеб. пособие / Под ред. М. Т. Яценко. - К.: Лыбидь, 1996. - 384 с

8.Історія украинской литературы. XIX ст.: В 3 книгах. - Кн. 3: Учеб. пособие / Под ред. М. Т. Яценко. - К.: Лыбидь, 1997. - 432 с

9.Кордон М. В. Украинская и зарубежная культура: Курс лекций. - К.: ЦУЛ, 2003. - 508 с.

10. Культурология: теория и история культуры. Учеб. пособ. / Под ред. 1.1. Тюрменко, О. Д. Горбули. - К.: Центр учебной литературы, 2004. - 368 с

11. Прокофьев В. Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим (некоторые во-просы поэтики и стилистики) / / В. Н. Прокофьев. Об искуссте и искусствознании. Статьи разных лет. - М.: Советский художник, 1985. - С. 115-136.

12. Украинская и зарубежная культура: Учеб. пособ. / М. М. Закович, I. А. Зязюн О. М. Семашко и др.; За ред. М. М. Заковича. - К.: Т-во «Знание», КОО, 2000. - 622 с.

13. Яворская Н. В. Жан Федерик Базиль и реализм 60-х годов (от реализма к импрессионизму) / / Н. В. Яворская Из истории исусствознания. О французском искусстве XIX-XX веков. Работы разных лет. - М.: Советский художник, 1987. - С. 146-158.



Назад