Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

9.1. Основные тенденции развития культуры в XX ст.


Развитие зарубежной и отечественной культуры в XX - начале XXI вв. происходит в сложных, часто противоречивых обстоятельствах, когда социальные, политические, военные, экологические катаклизмы влияют на человеческую личность, меняют ее ценностные ориентиры, трансформируют социокультурное развитие.

На рубеже XIX-XX вв. в мире завершается переход к капиталистическому способу производства, создаются мощные монополии, ведущие западные государства делят мир на сферы влияния, колонизируя отсталые в экономическом отношении страны. Научно-техническая революция, основана в XIX ст., существенно повлияла на развитие производственных сил, способствовала индустриализации, урбанизации, повышению общего образовательного уровня населения.

На фоне общего экономического роста на начала XX в. в мире нарастают экономические и политические противоречия, что, в конце концов, приводят к Первой мировой войны и социальных революций. Первая мировая война (1914-1918 гг.) имела катастрофические последствия для человеческой цивилизации, поскольку уничтожила традиционные представления о гуманистические идеалы, создала благоприятные обстоятельства для Октябрьской революции 1917 г. в России, что на долгие десятилетия разделила мир на два враждебных лагеря.

В 20-х гг. ведущие западные государства на определенный время вступают в период экономического роста, создается Лига наций (1919) - международная организация, которая ставила целью ограничения вооружений, борьбу за мир и безопасность народов. В это время на Западе рос уровень жизни населения, улучшались условия труда и социальной защиты рабочих, уменьшалась количество массовых выступлений. К сожалению, период социально-экономической стабильности оказался неустойчивым. Некоторым государствам (США, Франция) удалось преодолеть кризисные явления демократическими средствами. Однако в ряде стран к власти приходят радикально настроенные политики. Фашистская диктатура устанавливается в Италии (Б. Муссолини, 20-е гг.), в Германии к власти пришли нацисты во главе с А. Гитлером, в Испании начинается гражданская война.

В XX в. в ряде стран устанавливаются тоталитарные режимы. Тоталитаризм (фр. totalite - совокупность, полнота, от лат. totus - весь, целый) - форма государственного правления, характеризующаяся полным (тотальным) контролем общества, ликвидацией демократических свобод (СССР, фашистская Германия, впоследствии Китай). Сфера культуры при таких условиях также подконтрольная государственном влияния. В условиях отсутствия свободы творчества художники вынуждены придерживаться определенных регламентированных предписаний, ограничений, а искусство в целом должен обосновывать идеи, провозглашаемые властью. Тоталитарное государство борется со всеми художественными направлениями и деятелями культуры, которые не поддерживают официального курса, не придерживаются государственной идеологии. Провозглашается полное подчинение интересов и свободы личности интересам государства. Формируется тоталитарное сознание, когда человек, не имея возможности участвовать в общественной жизни, верит, что правящая партия и ее лидер полностью выражают его интересы, становится пассивным, с подавленной психикой, беспринципной.

Вторая мировая война (1939-1945), более жестокая и кровопролитніша за предыдущую, повлияла на мировоззрение миллионов людей. «Многомиллионные человеческие жертвы, потеря бесчисленных материальных и культурных ценностей подорвали веру в гармонию мироустройства, побудили к просмотру предыдущих представлений о назначении и критерии культуры, духовности».

В XX в. разрушаются колониальные империи, которые имели многочисленные владения в Азии, Африке, Латинской Америке. Лишились своих заморских территорий Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Голландия, Италия и т.д., зато на политической карте мира появились новые молодые независимые государства. В конце века потерпела крах мировая социалистическая система и распалась одна из самых тоталитарных государств - Советский Союз.

Новейший период в истории человечества - это период, когда научные открытия и технические достижения не только улучшали качество жизни, а приводили к глобальных экологических катастроф, способствовали созданию оружия массового уничтожения, причем ученые не предусматривали трагических последствий применение своих открытий в будущем. Нобелевские лауреаты П. Кюри, Г. Склодовская-Кюри, Е. Резерфорд, Н. Бор, исследуя вопрос радиоактивности и открывая новые химические элементы, не знали, что некогда их научные достижения превратятся в ужасы Хиросимы и Нагасаки или Чернобыльскую катастрофу.

Глобальными техногенными катастрофами с тяжелыми последствиями для окружающей среды человечество расплачивается также за чрезмерной урбанизации.

XX века сказалось также неслыханным геноцидом, гонкой вооружений, дегуманізацією общественных отношений. В то же время человек неслыханно расширяет свой научный и творческий потенциал, реализует идеи, которые ранее считались фантастическими, а в области художественного творчества стремится найти новые, нетрадиционные формы самовыражения. В прошлом веке человечество начало осознавать «историю как процесс самореализации человека в культуре».

Итак, западная культура XX века развивалась в тесной связи с политикой, в условиях, когда менялись стереотипы человеческой поведения с ориентацией ее на деловитость, предприимчивость, умение обеспечить себя и семью материальными благами.

На рубеже XX-XXI века человечество столкнулось с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы принято называть глобальными (фр. global - общий, всемирный, от лат. globus - шар) - общим, распространенными на всю планету. К первостепенным из них сегодня принадлежат преодоления экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращение войны с применением оружия массового уничтожение, создания безъядерного ненасильственного мира; преодоление голода, нищеты, неграмотности; поиски новых источников сырья, которые обеспечили бы следующий развитие экономики.

На содержание западной культуры влияли научные открытия и технические достижения в различных отраслях: освоение космоса, развития компьютерных технологий, систем коммуникации, появления новых синтетических материалов, достижения в области биологии (клонирование, генная инженерия). Благодаря таким глобальным изменениям современное общество называют «постиндустриальным», «информационным» и т.д.

Западная культура, особенно изобразительное искусство, развивалась в двух направлениях:

- дальнейшее развитие реализма классического искусства, совершенствование и поиск новых форм выразительности в пределах этого художественного направления;

- поиски принципиально новых средств художественной выразительности, которые привели к появлению культуры модернизма.

Для художественной культуры XX в. свойственны отсутствие единого художественного стиля и господства целого ряда течений, особенно в изобразительном искусстве; связь художников с политикой, их противостояние милитаризации, гонке вооружений, кровопролитным войнам, борьба за мир, против фашизма и тоталитаризма; философичность культуры, постоянное обновление средств художественной выразительности, когда на смену одному направлению приходит другой; появление новых видов искусства (кино и телевидения), которые оказывают значительное влияние на массы.

На рубеже XIX-XX в. все больше европейских художников отказываются от традиционных форм выразительности и ищут новые эстетические изобразительные средства, отличные от реалистичных. В это время возникает большая количество непохожих между собой художественных направлений, которые принято называть термином «модернизм». Модернизм (фр. moderпе - современный, новейший) характеризуется разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства, отказом от воспроизведение чувственно-конкретного действительности, предметности мира. Модернизм отказывается от правдоподобия, отражение реальных обобщенных образов и форм реальной жизни.

Модернизм - это своеобразная художественно-эстетическая реакция на экономическую, политическую, духовную кризис буржуазного общества XX ст.

Сейчас в культурологии используются два понятие - «модерн» и «модернизм». Модерном называют искусство конца XIX - начала XX ст. Хронологические рамки модернизма - начало XX вв. - 60-и pp. Культуру от 70-х гг. XX в. до наших дней принято называть культурой постмодернизма.

В искусстве начала XX в. возникает также авангардизм (фр. avante-garde - передовой отряд), который объединил самые радикальные круги модернистов, которые стремились коренным образом обновить художественную практику, искали новаторские средства выражения формы и содержания произведений, боролись за все новое в искусстве.

Модернизм оказался во всех отраслях художественной творчества. Основные эстетические принципы модернизма в литературе - поток сознания, в изобразительном искусстве - отрицание изобразительности, в музыке - возражения звуковой организованности (мелодии, гармонии, полифонии; электронная музыка), в театре - отсутствие логики развертывания драматического действия. Часто формалістичне новаторство для художников становилось самоцелью. Появляются новые жанры: коллаж, инсталляция, хэппенинг, перформанс и т.д. Для модернизма характерные элитарность, отстраненность от массовой культуры.

Наибольшее распространение модернизм вступил в изобразительном искусстве. Родиной модернизма стала Франция. В Париже, французской столице, в начале XX в. жило и работало много молодых талантливых художников, выходцев из разных стран, которые искали новые пути в искусстве: П. Пикассо, А. Матисс, Же. Брак, А. Модильяни, Г. Шагал, О. Архипенко и др. Молодые художники устраивали выставки своих произведений, дискутировали по поводу разнообразных художественных течений.

Одним из первых направлений модернизма на начала XX в. стал фовізм (фр./auves - дикий), для которого характерна цветная экспрессия, сочетание ярких цветов, декоративность, жизнерадостность, пластическая деформация предметов. Фовізм как направление появилось в 1905 г., когда молодые художники (А. Матисс, А.Марке, Же. Руо, А. Дерн) выступили с критикой натуралистической правдоподобности классической живописи, в частности импрессионизма.

Выдающимся представителем фовизма был Анри Матисс. Творчества художника («Красные рыбки», «Танец» (ил. 1), «Музыка») присущие життєствердність, воспевание молодости и грации. Исследователи отмечают мотивы древнегреческого вазопись в произведениях французского художника. Современники фовисты увидели в их произведениях лишь отказ от излишеств импрессионистов. Однако «Фовізм был попыткой вернуть живописи первичную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца века, шаткость форм, душевное смятение художников, вдохнуть в искусство молодость и здоровье, увеличить силу его влияния, ускорить темп и этим предоставить ему современного ощущение жизни».

Один из самых известных направлений модернизма - кубизм - появился в 1908 г. Основоположниками этого направления считаются П. Пикассо, Же. Брак, Ф. Леже. Это была первая течение в живописи, которая полностью отказалась от эстетического принципа наследования действительности классического искусства.

Кубісти считали, что живописный произведение должен передавать какие обобщенные философские идеи, а не объективные реалии жизни. Кубизм (фр. cubisme, от cube - куб) - направление, представители которого изображали действительность в виде комбинаций геометрических форм (куба, шара, цилиндра, конуса и т.п.) и деформированных фигур. Первым кубе стичним произведением считается картина П. Пикассо «Авіньйонські девушки» (1907). Произведение было настолько новаторским, что его не сразу воспринял даже ближайшее художественное окружения художника. Фигуры женщин, изображенных на полотне, искажены и деформированы, плоские, отсутствует система перспективы и иллюзия трехмерного пространства. Кубісти изображали человеческую фигуру или предметы не такими, какими видели, а такими, какими их представляли знали ли. В произведениях кубістів преобладает коричневая, темно-зеленая, серая цветовая гамма. Часто в картинах кубістів первоначальный вид изображаемого предмета трудно уловлювався («Скрипка и гитара». Пикассо (ил. 2)), потому что художники через комбинации геометрических форм стремились выразить внутреннюю сущность образа, новые модели мировосприятия.

Родиной экспрессионизма стала Германия, где в 1905 г. возникла творческая группа «Мост», куда вошли студенты архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене Е. Кирхнер, Ф. Блейль, Е. Хеккель, К. Ротлуфф. Молодые художники, занимаясь живописью и графикой, дискутировали о эстетические принципы искусства и считали, что их группа должна объединить классическое искусство прошлого и современную художественную культуру как мост соединяет два берега реки. Экспрессионисты главным считали отображения субъективных представлений автора, тяготели к иррациональности, обостренной эмоциональности, что приводило к резких цветовых контрастов, геометрически упрощенных форм, деформаций изображаемого, подчеркивание предметов четкими контурами графических черных линий («Группа художников» Е. Кир-хнера, «Парусные лодки в гавани» Е. Хеккеля).

Художники-экспрессионисты стремились как можно отчетливее передать идейное содержание произведения, обостренно субъективное эмоциональное восприятие мира, не предоставляя внимания точности воспроизведения объективной реальности, экспрессионизм повлиял на другие области художественной культуры многих стран Европы и Америки.

Эстетические принципы абстракционизма выложил основоположник этого направления русский художник. Кандинский (1866-1944) в книге «О духовном в искусстве» (1911). Абстракционисты (лат. abstractus - обособленное) полностью отделились от реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, пытаясь передать какие идеи, боролись против сюжетности в живописи. Такой беспредметная живопись большого внимания оказывал семантике цветов. В. Кандинский считал, что белый - цвет добра, радости, счастья, ассоциируется со святостью, чистотой; зеленый - символ надежды, синий - вызывает тяготение к ничего сверхъестественного; красный вызывает чувство тревоги; фиолетовый имеет в себе нечто болезненное, черный - цвет скорби, желтый - абсолютный цвет.

Жизнь В. Кандинского связано со многими странами, соответственно, он испытал влияние многих художественных направлений - импрессионизма, фовизма, экспрессионизма. Художник родился в Москве, среднюю образование получил в Одессе, учился в Московском университете, впоследствии жил за рубежом - в Германии и Франции. В своем творчестве последовательно отходит от отображение реального мира к напівабстракцій и абстракционизма, пытаясь выразить глубокие истины бытия, гармонично сочетая пятна, линии, цвета, что влияют на человеческие чувства.

Абстракционизм получил распространение в российском и украинском живописи накануне Первой мировой войны. Российский художник, поляк по происхождению к . малевич (1878-1935), который родился в Киеве, стал основателем супрематизма - одного из направлений абстракционизма, программным произведением этого направления стала его картина «Черный квадрат» (1913). Произведения супрематизма представляют собой комбинации цветных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг); изображают мир, лишенный объемов и оттенков, уволенный от побутовості. Супрематисти стремятся найти совершенную форму, которая, в сочетании с цветом, является знаковым. Идеи супрематизма разделяли О. Розанова, Л. Попова, О. Родченко, Е. Лисицкий, В. Татлин и т.д. В начале 1919 г. К. Малевич переезжает в Витебск, работает преподавателем в художественной школе, которой руководил Г. Шагал. Здесь К. Малевич создает группу «Уновис» («Утвердители нового искусства»), объединив своих единомышленников. Художники-супрематисти работали в различных отраслях и рисовали плакаты, вывески, продовольственные карточки, создавали рисунки для тканей, декорировали здания и транспорт. В 1922 г. К. Малевич возглавляет институт художественной культуры в Петрограде, но идеи художника не могли воплощаться в условиях, когда искусство «стало частью загальнопролетарської дела» - по словам В. Ленина. После организации персональной выставки в Германии К. Малевич был арестован. После выхода из заключения Малевич-художник возвращается к предметности («Девушки в поле», «Сенокос»), но не к реализму. Для его полотен характерный монументализм, а фигуры без черт лица (зато цветной овал) - отголосок печальной тоталитарной эпохи, когда личность подавлялось и нивелировалась.

Еще одним основоположником геометрического абстракционизма был голландский художник Пит Модріан (1872-1844), для произведений которого характерны композиции с цветными прямоугольниками и квадратами («Композиция с синим и желтым»).

Одним из художественных направлений начала XX в. был футуризм (от лат. futurum - будущее), что стремился к созданию искусства будущего, отвергал классическое художественное наследие. Основателем этого направления является итальянский поэт Ф. Маринетти, автор «Манифеста футуризма» (1909). Футуристы (В. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини) считали, что XX в. требует нового искусства, которое шло бы в ногу с возрастом техники, приветствовали войну, которая, по их мнению, очистит, обновит общество. Футуристы обожали технику, а человеческие проблемы интересовали их меньше. В своих произведениях пытались передать динамизм жизни и впечатлений человека («Динамизм мускулов». Боччони, «Абстрактная скорость - автомобиль проехал», «Динамизм дога на поводке» Дж. Балла).

Футуристы частично заимствуют приемы кубістів, раскладывая предмет на элементы и комбинируя их. В России и Украине это направление известный как кубофутуризм.

В 1916 г. в Швейцарии возник дадаизм (фр. dadaisme, от dada - детский конек, переносно - детский лепет) - модернистская течение в искусстве, характерными чертами которой были умышленный примитивизм, антиестетизм (Т. Тзара, Г. Дюшан, Г. Гросс). Текущий зародилась во время Первой мировой войны как реакция на жестокую кровавую бойню, развязанную ведущими государствами Европы. Дадаїсти утверждали, что жизнь бессмысленна, искусство и художники враждебные человеку, не считались с признанными авторитетами, в том числе в искусстве. В 1922 г. дадаизм сочетается с сюрреализмом.

Сюрреализм в культуре XX в. появился после Первой мировой войны как реакция на глубокий духовный кризис, охвативший мир в послевоенное время. Сюрреализм (фр. sur-realisme, букв. - сверхреализм) источником художественного творчества считал подсознательное - сновидения, галлюцинации и др.

Сюрреализм продолжал развивать идеи дадаизма о подсознательной природе творчества, о возражения классического культурного наследия и эстетических ценностей прошлого. Источником творчества сюрреалисты не считали реальную деятельность, а подсознание. Философской основой этого направления является фрейдизм. 3. Фрейд (1856 - 1939) открыл подсознательное как самостоятельную, независимую от сознания основу человеческой души. Сюрреалисты были очень эпатажными, протестовали против государственных институтов, современной цивилизации, различных политических течений (коммунизма, фашизма). Сюрреалисты полностью поддерживали мнение о влиянии подсознательного на жизнь каждого человека. Представителями сюрреализма были художники А. Бретон, Г. Эрнст, А. Массон, Г. Дюшан, С. Далее, П. Пикассо, писатели Л. Арагон, Е. Ионеско. Один из основоположников сюрреализма А. Бретон утверждал, что творчество - загадочный процесс, который не поддается логическому осмыслению, художник должен пользоваться только ассоциативными, интуитивными методами. Сюрреалистов разных стран объединила идея социального бунта.

Художники-сюрреалисты полностью отказались от изображение объективной реальности, для их произведений присущи искажены пропорции предметов и фигур, противоестественное сочетание предметов. Мир жестокий и безжалостный, человек в нем одинокая и несчастная, считали сюрреалисты, а потому из-под кисти или пера выходили пессимистические произведения о обреченность человеческого бытие, ожидание смерти, разрушения всего, что окружает человека.

Известным художником-сюрреалістом был Макс Эрнст. В картине «Слон с Целебесу» (1921) он изобразил резервуар для хранение зерна в виде механического слона. Типичной для сюрреализма есть атмосфера нереальности этой картины с обнаженной поверхностью земли, женской обнаженной фигурой без головы, сопоставлением не связанных между собой предметов, нарушением целостности изображения.

Самым известным представителем этого направления был Сальвадор Дали (1904-1990), испанец по происхождению. На его творчество повлияло теория психоанализа 3. Фрейда, поэтому его произведениям присущи изображения галлюцинаций, бреда, психических отклонений. Композиции его произведений иррациональные, абсурдные, иногда имитируют цветную фотографию («Постоянство памяти», «Предчувствие гражданской войны» (ил. 3), «Открытия Христофором Колумбом Америки», «Апофеоз доллара»). Картина «Предчувствие гражданской войны» (1936) закончена за несколько месяцев до начала гражданской войны в Испании. На фоне мертвого пейзажа изображена чудовищную конструкцию из фрагментов человеческих тел, бессмысленно сочетанных. Произведение производит жуткое, пугающими впечатление абсурдности всякой войны.

В начале Второй мировой войны он, как и много других сюрреалистов, уехал в США. Осмысление ужасов мировой войны повлекло изменения мировоззрения художника: с атеиста он стал католиком, в своих произведениях обращается к вечным темам добра и зла, предательства и самопожертвования и т.д. («Тайная вечеря», «Христос св. Иоанна на Кресте»).

Наибольших успехов сюрреалисты достигли в 40-50 pp. А 60-е годы XX в. сказались популярным направлением в изобразительном искусстве - поп-артом, что ориентировался на загальнозрозумілість и в противовес абстракционизма имел предметный характер. Представители этого направления использовали в своих композициях бытовые предметы, промышленные отходы, воспроизводили типичные продукты «массовой культуры» (комиксы, макеты, плакаты, афиши), выражая тем самым свою реакцию на психологию потребления, что царили в обществе (Г. Раушенберг, Е. Уорхол).

Одной из распространенных течений 60-х гг. стал оп-арт (англ. optical art - оптическое искусство), представители которого создают эстетическое среду с помощью световых и цветовых оптических эффектов, благодаря применению линз, зеркал и т.д. В живописи преобладают геометрические комбинации линий и пятен.

В 60-х гг. получило распространение так называемое «искусство действия». Перформанс (англ. performance) - направление, суть которого заключалась в исполнении перед публикой предварительно запланированных действий. Публика выступает лишь в роли зрителя. Близким для этого направления является хэппенинг, в основе которого - выполнение художником какой незапланированной действия перед зрителями и с их участием. Представители боди-арта материалом для художественного творчества считают человеческое тело, прибегают к его раскрасок, демонстрации различных поз.

Как реакция на чрезмерную эмоциональность экспрессионизма возникает минимализм, что большее распространение вступил в изобразительном искусстве США, в частности в скульптуре. Художники прибегали к использованию простых геометрических форм, их произведения были полностью лишены декоративности. Живопись часто монохромный, а скульпторы использовали современные материалы (пенопласт, сталь) и промышленные технологии (Г. Серра, Ф. Стелла, К. Андре, P. Моррис и др.).

В это время появляется кинетическое искусство (от греч. kinemos - двигательный, движущий), представители которого пытались создавать подвижные конструкции, световые эффекты, поскольку художников всегда интересовала мобильная изменение формы, возможность трансформировать свое произведение. При этом художники используют различные материалы, принципы действия, виды движения, движения источника формы (Н. Шеффер, Же. Тэнгли, Г. Юккер, Б. Стучебрюхов и т.п.). Известное произведение Гюнтера Юнкера «Танцоры», что менялся на глазах публики в результате движения. Композиция представляет собой мешки человеческого роста, изнутри проткнуты гвоздиками. Когда зритель включал мотор, мешки вращались, мокрые гвоздиками, которые к тому свисали вниз. Кінетизм стремится объединить в единое композиционное целое различные виды искусства (звуковые композиции, цветомузыки).

Совокупность новейших течений в мировой культуре от 70-х гг. XX века до настоящего чаще всего называют постмодернизмом. Рождения постмодернизма связано с кризисным явлениями в западном обществе: так называемой «холодной войной», нарастанием гонки вооружений, американской войной во Вьетнаме, борьбой трудящихся за свои права, молодежными движениями, экологическими катастрофами, что в последние десятилетия постоянно сопровождают научно-технический прогресс (Чернобыльская катастрофа, уменьшение озонового слоя, глобальное потепление и т.д.). Последние десятилетия XX в. доказали, что человеческая деятельность, основанная на воплощении в жизнь самых высоких достижений интеллекта, улучшении качества и комфорта нашей жизни, в то же время пагубно влияет на окружающую среду, способствует разрушению экосистемы и даже может привести к гибели жизни на планете. Некоторые философы XX ст. (Г. Хорк-гаймер, Ю. Хабермас и другие) делают вывод о том, что человеческий разум в настоящее время является крупнейшей угрозой существованию человека. Такое мироощущение породило множество направлений, которые в эстетическом плане близкие к модернизму, но за изобразительными чертами другие.

В отличие от модернизма постмодернизм менее элитарный и больше ориентирован на коммерцию. Для постмодернизма главное не провозглашение кризиса человеческого бытия, а «...возражения старика, анализ деформации самих принципов понимания человеческой жизни, изменение сущности, которой руководствовался ранее гуманизм, поиск новых моральных регуляторов и их новое обоснование»1.

Художники в этот период прибегают к коллажу, монтажных и видеоэффектов, гипер-реализм, часто в своих произведениях пытаются показать ничтожность и величие жизни. Предметам бытового среды часто предоставляют символического значения.

Живопись постмодернизма отказывается от изобразительности, эстетичности, стремится реагировать на важные проблемы современного им общественной жизни.

Одним из направлений постмодернизма является гиперреализм (другие названия этого направления: суперреалізм, фотореализм, слайдизм, документалізм и т.п.), для которого характерно подражание фотографии живописными и графическими средствами. Направление возникло в период, когда в живописи преобладали направления, которые отказывались от вписать изображения объективной реальности, а поэтому появление гиперреализма вызвала значительный интерес. Изобразительные средства гиперреалистов в значительной мере новаторские. Снова обратившись к предметности, художники все же пытались максимально дистанцироваться от классического искусства. Основой живописного произведения становилась не объективная реальность, а фотография или слайд, потому что гіперреалісти верили, что технические средства могут передать мир недеформованим, точно и беспристрастно. Гіперреалісти, пытаясь достичь «надреальності», использовали средства, не использованные в традиционном живописи: акриловые краски, краскораспылители, трафареты, шлифовали и полировали поверхность картины, чтобы избавиться мазков кисти. Полотна гиперреалистов часто были большого формата, изображали объекты с близкого расстояния (крупным плану). У представителей этого направления чаще всего преобладала тема великого города.

В 70-е гг. в Западной Европе, Японии, Латинской Америке получил распространение концептуализм. Представители концептуального искусства отказывались от создания традиционных художественных произведений, а взамен обращались к концептуальных объектов в форме идей или проектов, которые сопровождались надписями, текстами, другими видами позаестетичної документации (Д. Х'юблер, Г. Берри, Л. Вейнер и т.п.). Произведения сочетают концептуалистов несполучувані предметы, часто бытовые вещи и сопровождаются определенным текстом (надписью).

Живопись XX в. продемонстрировал огромную разнообразие направлений и стилей, неустанные поиски художников новых, соответствующих часовые, изобразительных средств.

В литературе XX в. также прослеживались две основные тенденции: дальнейшее развитие реализма, ведущего художественного метода искусства слова предварительно-го века, и развитие различных модернистских течений. Реалистическая проза XX в. пыталась развивать и совершенствовать изобразительные средства романа, смело экспериментировать, впитывать в себя черты всех основных художественных стилей эпохи, не стояла в стороне от жизненно важных проблем эпохи (борьба за мир, антифашистская тема).

Выдающимися французскими прозаиками первой половины XX в. были Анатоль Франс (1844-1924), Ромен Роллан (1866-1944), Анри Барбюс (1873-1935). А. Франс - автор гротескно-пародийного философского романа «Восстание ангелов». Г. Роллан в романе-эпопее «Жан-Кристоф» синтезировал два крупнейшие направления XIX ст. - романтизм и реализм, изображая духовный упадок в Западной Европе накануне Первой мировой войны. А. Барбюс (романы «Огонь», «Ясность», «Кольца цепи») был не только писателем, но и общественным деятелем, активным борцом за мир. Его романы «Огонь» (1916) и «Ясность» (1919) уличали империалистическую войну, показывали нарастания социального недовольства среди солдат. В документально-публицистической книге «Палачи» (1926) обличал фашистский террор в балканских странах.

Реалистическое направление продолжали развивать немецкие прозаики брать Г. Манн (1871-1950) и Т. Манн (1875-1955), которые в 30-те гг. были вынуждены эмигрировать за границу, поскольку были деятелями антифашистского движения. Генрих Манн - автор сатирических романов «Земля обетованная», «Верноподданнически», публицистических произведений, исторической дилогии «Молодые годы короля Генриха IV». Нобелевский лауреат (1929) Томас Манн в романах «Будденброки», «Волшебная гора», «Доктор Фауст» разоблачал негативные явления в буржуазном обществе, в частности духовный кризис, отстаивал идеи гуманизма, демократии и прогресса.

Антифашизм, антивоенная тема присущие творчеству выдающегося немецкого писателя Е. М. Ремарка (1898-1970). Участник Первой мировой войны, Е. М. Ремарк лучшие свои произведения посвятил изображению «потерянного поколение», которое, разочаровавшись в духовных ценностях XX ст., ищет опору в межличностных отношениях - дружбе, любви, фронтовому обществе («На западном фронте без перемен». «Три товарища», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать»). Произведения писателя проникнуты идеями гуманизма, осуждения милитаризма и фашизма.

В английской литературе появились эпические произведения, посвященные анализу внутреннего мира человека, проникнуты глубоким психологизмом. Герберт Уэллс (1866-1946) развивал жанр научно-фантастического романа («Машина времени», «Война миров»), остро сатирического («Остров доктора Моро»). Фантастические романы Г. Уэлса полны гениальных социально-философских предвидений. Классик английской литературы Джон Голсуорси (1867-1933) в своих произведениях приговорил лицемерие и эгоизм аристократического общества, критиковал английскую колониальную политику. Мировую славу прозаику принес цикл романов о судьбе нескольких поколений буржуазной семьи («Сага о Форсайтах» и др.). Автор изображает упадок мощной английской буржуазной семьи на фоне общественно-исторических событий. Д. Голсуорси интересовали проблемы теории литературы. В своих критических статьях («Литература и жизнь», «Создание характера в литературе») отстаивал принципы реализма, критиковал модернистские течения.

Литературе первой половины XX в. свойственное антивоенное направления - слишком тяжелым испытанием для Европы стала Первая мировая война. Этой проблеме посвящен лучшее произведение чешского писателя Ярослава Гашека (1883-1923) «Приключения бравого солдата Швейка» (1923), первый вариант которого создан и издан на чешском языке в Киеве. Автор романа - участник Первой мировой войны - осуждает милитаризм тогдашней Австро-Венгрии, разоблачает реакционную сущность всех ее институтов - полиции, жандармерии, церкви, прессы.

Черты реализма и натурализма сочетал в своей творчества американский писатель, публицист Теодор Драйзер (1871-1945). Первый роман Т. Драйзера «Сестра Керри» (1900) - реалистичная история жизни девушки из рабочей среды в тогдашнем американском обществе - прозвучал отрицанием материального успеха как воплощение счастья. Роман «Дженни Герхард» также касался женской темы и утверждал идею морального преимущества и чистоты человека из народа. В «Американской трагедии» писатель показывает пагубность для человека капиталистических отношений, моральное падение молодого человека, который стремится любой ценой достичь жизненного успеха. Тема романа «Гений» - упадок искусства и гибель таланта в буржуазном обществе. Нарушая важные проблемы в художественных произведениях (часть из них была запрещена к печати или удалена с книжных магазинов), Т. Драйзер был активным антифашистом, одним из организаторов Международного конгресса против войны (1932).

Нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй (1899-1961) - американский писатель и публицист, творчество которого также поднимает проблемы, которые волновали его современников. Писатель принимал участие в борьбе республиканской Испании против фашизма и посвятил этой проблеме репортажи, очерки, роман «По ком звонит колокол». В романах «Фиеста», «Прощай, оружие!» говорится о так называемом «утраченное поколения». Философская повесть-притча «Старик и море» (1952) является гимном мужества, которую должна выявлять человек в трудное время.

Итак, реализм XX в. вобрал в себя лучшие традиции литературы предыдущей эпохи, питался богатством социального и исторического опыта народов, проявлял общественно-политическую позицию художников, их реакцию на все важные события, которые происходили в мире.

Рядом с реалистичным методом, который творчески развивался, в литературе XX в., как и в других видах искусства, возникают разнообразные направления, которые объединяются общим названием «модернизм». Литераторы, тяготевших к модернизму, искали новые духовно-эстетические принципы художественной творчества, тяготели к философских концепций екзистенціоналізму, ніцшеніанства, фрейдизма. Одна из главных проблем в литературе модернизма - вопрос о месте личности, индивидуального сознания в мире. Литераторы-модернисты отрицали классическое наследие, искали новые, нетрадиционные эстетические формы и изобразительные средства.

На рубеже XIX-XX вв. на обозначения ряда новаторских направлений в литературе употребляется термин «декадентство» (фр. decadence - упадок). Первоначально этот термин применялся, характеризуя собственную творчество, французские символисты, а потом им стали обозначать другие направления конца XIX - начала XX вв. Творчество художников-декадентів была связана с поисками новых эстетических и этических ценностей. Декадентам были близки идеи о интуитивное познание мира, культ «сверхчеловека», индивидуализм, формалистические поиски, неприятие действительности, теория «чистого искусства».

Первой декадентською течению был французский символизм конца XIX ст. (гр. symbolon - знание). Символисты отказались от реалистичного изображения жизни, воспевали мистические тайны, потусторонний мир. Описывать это, по мнению представителей этого направления, можно лишь с помощью символов. На место художественного образа художники поставили художественный символ, что содержит в себе целый ряд значений. Символисты пытались придать своим произведениям певучести, мелодичности, поскольку только музыку считали настоящим искусством. Поэтому для поэзии поэтов-символистов характерна изысканная форма и точное рифмы, четкий ритм, аллитерации и асонанси. Для символизма характерна поэзия малых форм.

Одним из основоположников символизма был французский поэт Поль Верлен (1844-1896). Его стихи из сборников «Сатурнічні поэзии», «Хорошая песня», «Романсы без слов» проникнуты мотивам грусти, одиночества. Поэт мастерски изображал грустные осенние пейзажи, дождь, пытаясь передать настроения лирического героя, а не события. Верлен считает неотъемлемой чертой символизма музыкальность, о чем заявляет в своем программном стихи «Поэтическое искусство».

Символістом был также Артюр Рембо (1854-1891). В ранних стихах поэт приветствовал Парижскую коммуну («Парижская военная песня», «Париж заселяется вновь»). В сборниках «Последние стихи», «Сезон в аду» он обращается к теме романтического бунта, протестуя против современных ему реакций французской действительности. А. Рэмбо много работает над формой стиха.

В эпоху так называемого «серебряного века» русской поэзии (рубеж XIX-XX вв.) черты символизма присущие творчеству Д. Мережковского, 3. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого, О. Блока и др. Для поэзии российских символистов присущи мотивы грусти, меланхолии, пасмурных осенних пейзажей, изысканные поэтические формы с большим количеством звуконаслідувань. В начале XX ст. из среды русских символистов выделился отдельный направление - акмеизм (гр. acme - вершина, расцвет, высшая степень чего-либо). К этому направлению принадлежали М. Гумилев, С. Городецкий А. Ахматова, О. Мандельштам и другие. Лидеры акмеистам провозгласили отход от символизма с его многозначительными словами-символами и возвращение к реальной жизни. Произведения поэтов-акмеистам воспевали сильную личность, утверждали культ биологического начала в человеке, проводили идею о преобладании биологического над социальным.

Литературный футуризм возник в Италии на начала XX ст., лидером этого направления был поэт Ф. Маринетти. В своем манифесте футуристы провозгласили о рождении нового искусства, созвучного динамике XX в. с его машинной техникой. Футуристы отрицали традиции классической литературы, в поисках новых форм создавали новые, непривычные слова и словосочетание, сохраняя рифмовки, меняли традиционную ритмику. Часто произведения поэтов-футуристов были крайне формалістичними. Футуризм характерный для русской литературы начала XX века. (А. Крученых, В. Маяковский В. Хлебников и др.).

Экспрессионизм появился в немецкой литературе в начале XX ст. Термин впервые употреблен немецким поэтом Г. Вальденом (1911). Немецкие поэты-экспрессионисты группировались вокруг журнала «Der Sturm» («Буря») (А. Еренштейн, О. Кокошка и др.). Писатели-экспрессионисты пытались выразить видение мира через призму авторского «я». Экспрессионизм имел выразительное социальное направление, в отличие от других модернистских течений. Черты экспрессионизма присущие творчеству русских писателей Л. Андреева, О. Серафимовича, В. Вишневского.

Литература XX в. пыталась отразить новое мироощущение. В произведениях австрийского писателя Ф. Кафки (1883-1924) (романы «Процесс», «Замок», «Америка», сборники новелл «Наблюдения», «Сельский врач», «Художник голода») показано безнадежность человеческого существования, отчуждения личности, ее одиночество в условиях современной цивилизации. Конфликты, отражены Ф. Кафкой, имеют социальный и личностный характер, его произведения сочетают отображения повседневной жизни с миром нереального.

Во время Второй мировой войны и послевоенный время в мировой литературе возникает экзистенциализм. Философским основанием этого модернистского направления было учение С. Кьеркегора, Г. Хайдеггера, К. Ясперса. Характерными чертами творчества писателей-экзистенциалистов были пессимизм, индивидуализм, субъективизм, отрицание любого насилия. Представители этого направления считают, что кроме реального существования, человек имеет еще и «экзистенцию» - духовное существование. Жизнь, по екзистенціалістами, бессмысленное и абсурдно, это хаотический поток, лишенный каких-либо закономерностей. Единственный выход для человека, который находится в таких условиях, - самоубийство или бунт.

Одним из лидеров этого направления был французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960), идеи которого оказали огромное влияние на писателей. Философия А. Камю основывается на поиске смысла человеческого существование в области морали. Согласно А. Камю, жизнь - абсурдное, а смысл человеческого жизнь заключается в творчестве. Большинство произведений А. Камю имеют философский подтекст, обращаются к проблемам смысла человеческого бытия. В философском романе-притче «Чума» (1947), написанном сразу после окончания Второй мировой войны, воплощается идея борьбы с суровой действительностью. В произведении речь идет о чумной лагерь, где составляется особый образ жизни. Пребывание в таких условиях становится испытанием для моральных принципов обитателей лагеря. Писатель, которому пришлось пережить нашествие коричневой чумы фашизма, участник французского движения Сопротивления, воплощает идею трагической мужества. Философское эссе «Миф о Сизифе» А. Камю написал в то время, когда Франция была оккупирована фашистами, потому идея неповиновения, мужественной борьбы со сложными обстоятельствами была очень злободневной. А. Камю интересовала проблема роли художника в обществе. Он считал, что человек искусства должна быть вне классами или партиями, хотя и является ответственной перед человечеством.

Существенно повлиял на развитие западной литературы роман ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941) «Улісе». Автор дает картину бессодержательного бытия в условиях современной цивилизации, использует прием «потока сознания», интеллектуализацию языка, введение в реалистичный сюжет мотивам античной мифологии. «Поток сознания» стал часто применяться как художественный прием в литературе, помогая воспроизвести процессы духовной жизни, размышления и переживания во взаимосвязях, случайных ассоциациях, часто алогичных.

В послевоенной литературе продолжают звучать идеи борьбы за мир, идеи гуманизма, интерес к психоанализу (Дж. Сэлинджер, Дж. Стейнбек, В. Фолкнер, Г. Грин, Е. Колдуэлл, Кортасар X., Г. Маркес и другие.). Зарубежная литература и дальше продолжает интересоваться проблемами смысла человеческого бытия, роли художника в обществе, возможностями самореализации человека в технократическом и мілітаризованому мире.

Драматургия и театр XX в. также понесли значительных изменений, хотя продолжали существенно развивать традиции реалистического театра, когда формы жизни почти совпадали с формами сценического действия. Выдающийся английский драматург Бернард Шоу (1856-1950) выступал за создание антибуржуазного театра, высмеивал мораль буржуазного общества («Профессия миссис Уоррен», «Дома вдовца»). Демократическими идеями проникнута комедия Бы. Шоу «Пигмалион». Б. Шоу основал в мировой драматургии жанр драмы-дискуссии, для которой характерным является столкновение определенных идеологий.

В 20-х гг. немецкий писатель Бертольд Брехт (1898-1956) разрабатывал теорию «эпического театра» (пьесы «Матушка Кураж и ее дети», «Кавказский меловый круг» и др.). Действо, розігруване на сцене, приобретает характер притчи. Публика, наблюдая игру актеров, не только сопереживает, но и анализирует, делает выводы, потому что пьесы немецкого драматурга обращены в основном к интеллекта зрителя. В эпических пьесах Бы. Брехта делаются большие обобщения. Например, пьеса «Кавказский меловый круг» не воспринимается как рассказ о событиях в экзотической местности, удаленной от Западной Европы, а как « ... исследования проблемы борьбы народа за свое будущее, осмысления механизма добра и зла».

В XX в. в театральном искусстве, как и в других видах искусства, наблюдается стремление отойти от традиций классического реалистичного отображения действительности на сцене. Под влиянием французского экзистенциализма в прозе возникает так называемый «театр абсурда». Эстетические принципы «театра абсурда» нашли отражение в пьесах С. Беккета («В ожидании Годо»), А. Камю («Калигула», «Недоразумение»), Е. Ионеско («Стулья», «Урок», «Носороги» и другие.). Большинство произведений этих авторов проникнуты пессимизмом, унынием, отражают кризисные явления в культуре XX ст., стремятся показать абсурд, бессмыслица современной жизни и беспомощность человека в таком мире.

Драматические спектакли теряют логику действия, потому что, в соответствии с эстетическими предписаниями «театра абсурда», человек существует лишь в определенных ситуациях, поступки ее немотивированные алогичны.

Сложным и противоречивым был развитие музыкальной культуры XX века. Как и другие виды искусства, музыка этого времени создала настоящие художественные ценности, используя традиции предыдущих суток и смело вдаваясь к новаторских экспериментов. Именно на примере музыки ярко заметное формирование массовой культуры, ориентированной на индустрию развлечений.

В начале XX в. перед композиторами, как и перед другими художниками, встала проблема отображения динамизма эпохи, острых социальных проблем, поиска новых выразительных средств и решений, новых форм воплощение жизненного материала. Несмотря на новаторство, музыкальное искусство XX в. связано с классической музыкой XX ст., в том числе с романтизмом и импрессионизмом.

Традиции реализма и романтизма продолжал австрийский композитор Густав Малер (1860-1911), который в своем творчестве сумел ярко выразить социальную обусловленность человеческих страданий, конфликт художника и общества (симфонии, хоровые и инструментальные произведения).

Романтические черты свойственны были творчества С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Бар-тока (1881-1845), П. Хиндемита (1895-1963). их музыкальное наследие, гуманистическая по своей сути, утверждает духовную силу и красоту человеческой личности. Музыкальное искусство XX в. стремилось к использованию традиций национального фольклора, к синтезу народных интонаций и творческих находок современности (Б. Барток, Я. Сибелиус, К. Шимановский, В. Рузвельт).

Возникнув в конце XIX ст., в первой половине XX в. развивается импрессионизм. Композиторы-импрессионисты, как и художники, стремятся к передаче непосредственных впечатлений, художественных ассоциаций, субъективных ощущений, психологических состояний. К. Дебюсси (1862-1918), основоположник этого направления, один из крупнейших мастеров французской и мировой музыки на рубеже XIX-XX вв., считал, что именно красота природы способна пробудить творческую фантазию композитора. Он проявлял в музыке новые возможности для передачи утонченных оттенков разнообразной палитры настроений человека и окружающей природы, создал особое мелодику, расширил сферу музыкального ритма, гармонии, оркестровки (симфоническая музыка: «Ноктюрны», «Море», «Иберия», «Облака»; вокальные произведения: «Мандолина», «Лунный свет», «В саду» и др.). Творчество К. Дебюсси (композитора, дирижера) оказала большое влияние на современников.

Импрессионисты обращались к темам античной мифологии, национального музыкального фольклора, средневековых легенд, экзотики Востока («Испанская рапсодия», балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1875 - 1937); «Мифы», «Маски» К. Шимановского (1882-1937).

В первые десятилетия XX в. появляется экспрессионизм, что в определенной степени противостоял средствам музыкальной выразительности импрессионистов. Сначала это направление возникло в литературе и изобразительном искусстве Германии и Австрии, а впоследствии получил распространение в музыке. Ужасы двух мировых войн, мотивы протеста против современной действительности, кризис сознания интеллигенции, идейно-эстетические и психологические конфликты эпохи, передача субъективного состояния - все это пытаются отразить композиторы-экспрессионисты. Экспрессионизм имел тенденцию к выразительность каких явлений, выражал различные эмоциональные состояния человека, настроения ужаса, отчаяния, бессилия. Основоположником этого направления стал Арнольд Шенберг (1874-1951) - австрийский композитор, дирижер, педагог. А. Шенберг пытался максимально дистанцироваться от обычных классических музыкальных средств, от тонального принципа организации формы. Для построения мелодий в своих произведениях применял додекафонию (дванадцятизвуччя), используя весь набор звуков хроматической гаммы. Для музыки экспрессионистов характерна разорванность, ломаность мелодической линии, резкие перепады звучности, использование человеческого голоса как музыкального инструмента. А. Шенберг в мелодекламации «Лунный Пьеро» (1912), опере «Моисей и Аарон», музыкальной драме «Счастливая рука» впервые в музыкальной истории вводит нотований пение-декламацию, натуралистические крики, резкие перепады звучности. После Второй мировой войны. Шенберг пишет произведения, изобличающие зло и насилие («Ода Наполеону» на стихи Д. Байрона, «Уцелевший из Варшавы»). Кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947) - рассказ одного из тех, кто пережил трагедию варшавского гетто во времена фашистской оккупации. Тревожные настроения тупике, неминуемой смерти автор передает средствами, типичными для экспрессионизма - жестким, резким звучанием.

Экспрессионизм характерен и для творчества Альбана Берга (1885-1935) - ученика А. Шенберга, хотя он в определенной степени сохранил связь с традициями классического искусства. Для лучших произведений композитора характерны резкие интонации, близкие к речевых, повышенная эмоциональность.

Фактически за рамки экспрессионизма выходила творчество Антона Веберна (1883 - 1945) - австрийского дирижера, педагога, композитора, который тяготел к определенным абстракций, ухода от всего конкретно-образного (кантата «Свет очей», вокальная и инструментальная музыка). Сочиняя вокальные произведения, обращается к немецкой поэзии (Ы. В. Гете, Г. Рильке). В инструментальных произведениях стремится к лаконичности, отказа от повторов в музыкальной композиции.

В первой половине XX в. появляется неоклассицизм, который противостоял модернистским поискам, продолжал развивать лучшие традиции музыкального искусства предыдущих эпох, пытался отойти от острых проблем современности. Представители этого направления проявляли интерес к национального фольклора и творчества композиторов прошлого («Классическая симфония» С. Прокофьева).

Представителем неоклассицизма в Германии был композитор, дирижер и музыкальный теоретик Пауль Хіндеміт (1895-1963), для которого эстетическим образцом стала творчество И. С Баха (оперы «Святая Елена», «Художник Матисс», «Гармония мира», балеты «Демон», «Четыре темперамента», симфоническая и камерная музыка).

Российский композитор И. Стравинский также обращался к традициям инструментальной культуры прошлого, прежде всего творчества И. С Баха. Неоклассицист И. Стравинский совмещал достижения своих предшественников с новейшими достижениями музыкальной выразительности (балеты «Пульчинела» на темы Перголези, «Поцелуй феи» на темы П. Чайковского). Античные сюжеты («Царь Эдип», «Орфей», «Персефона»), композитор использует для воплощения идей XX ст.

В сутки неоклассицизма становится распространенным прямое цитирование музыкального материала прошлого. Неоклассицизм способствовал созданию многих художественных шедевров, вызвало новый интерес к музыкальной культуры прошлых веков.

Во второй половине XX в. приобретает распространение модернизм, что пытался отмежевываться от эстетических норм и традиций классического искусства. Композиторы ищут новые средства выразительности, считая, что новые идеи можно выразить только с помощью новых средств и экспериментов.

Одним из направлений модернизма стала так называемая конкретная музыка, которая заменила музыкальные звуки конкретными звуковыми проявлениями жизнь - шумами, акустическими эффектами. При этом сама музыкальная композиция создавалась путем записи на пленку различных шумов, звуков природы, человеческого голоса, а потом все это монтировалось, используя наложение, ускорения или замедление пленки, прокрутки ее в обратном порядке (П. Булез, О. Мессиан). Представители этого направления считали, что будущее именно за такой музыкой, поскольку, по их мнению, конкретная музыка открывала перед композиторами большие возможности звуковой разнообразия. Конкретная музыка использовала электронную аппаратуру, в частности синтезаторы, а не традиционные музыкальные инструменты.

Одним из направлений развития музыки второй половины XX в. стала алеаторика (лат. аіеа - игральная кость, случайность), что отходит от логики развития музыкальной композиции; полагается на случай. Для алеаторики типичной является импровизация исполнителя (П. Булез, К. Штокгаузен).

В XX в. происходит процесс демократизации музыки, которая неразрывно связан с развитием джаза. Эта музыка близка к негритянского музыкального фольклора, который неоднократно становился творческим источником для профессиональных композиторов (Дж. Гершвин (1898-1937), опера «Порги и Бесс», концерт «Рапсодия в блюзовых тонах», сюита «Американец в Париже»). В 50-х гг. рождается рок-музыка, электронная музыка, для которой характерно техническое воплощение, усиленная громкость, своеобразный связь исполнителя и публики.

В целом музыка XX ст., оставаясь новаторской, неоднократно возвращалась к традициям романтической музыки XIX в. и модернистских направлений начала XX ст.

XX ст. - время развития новейшего вида искусства - кино, появление которого стала возможной благодаря техническим достижениям. Киноискусство - вид художественного творчества, который с помощью кинематографической техники, оперируя подвижным изображением и звуком, воспроизводит реальную действительность в художественных и художественно-документальных образах. Синтезируя и вбирая в себя художественный опыт литературы, театрального и изобразительного искусства, музыки и преломляя его через свои особенности и специфику, киноискусство владеет собственными зображально-виражальними средствами, среди которых главные - фотографическая природа подвижного во времени изображения и монтаж.

Доступность и особый эффект достоверности экранного изображения, информативность определяют социальные функции и значение киноискусства, которое оказывает огромное идейно-художественный влияние на формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, духовной культуры людей. Киноискусство значительно расширяет возможности образной выразительности и усиливает общественный резонанс художественной деятельности.

Существует пять видов киноискусства: художественное или игровое кино, что средствами исполнительского мастерства воплощает произведения кинодраматургии; документальное кино, материалом для которого является съемка действительных событий; мультипликационное (анимационное кино) - вид киноискусства, что отражает действительность с помощью снятых на пленку рисунков или фотографий, объемных предметов; научное кино, что объединяет в себе научно-популярное, научно-исследовательское и технико-пропагандистское кино; видеоклип - разновидность видеофильма, который характеризуют быстрый монтаж, насыщенность электронными спецэффектами, лаконичность.

Игровое кино делится по жанрам (приключенческое, комедия, трагедия, комедия, психологическая повесть, вестерн, музыкальный фильм, триллер и т.п.).

Кино появилось во Франции, где в 1895 г. брать Луи и Огюст Люмьер разработали и запатентовали аппарат (кинематограф) для съем и проекцирования подвижного изображения. Сначала кино поражало человека только своими техническими возможностями и было лишь аттракционом; демонстрировались короткие репортажи. Со временем становится понятно, что кинематограф может стать прибыльным делом, а потому быстро растет его материальная база, техника съемки, монтажа, показа. Сначала центром кинопроизводства была Франция, впоследствии киностудии появляются во многих странах.

Одним из первых начал снимать художественные фильмы Же. Мельес, который создал киностудию во Франции (1896). Он снял художественные фильмы «Золушка», «Красная шапочка», «Путешествие на луну» - всего около 4 тысяч фильмов. Мельес-режиссер разработал методику кінотрюків. Выдающуюся роль в развитии мирового киноискусства сыграл американский кинорежиссер Ч. Чаплин (1889-1977, фильмы «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор»), который создал трагикомический образ «маленького человека».

Американский режиссер Д. Гриффит (1875-1948) в фильмах «Рождение нации», «Нетерпимость» успешно решает проблемы художественной выразительности: применяет «крупный план», монтаж кадров.

Первый российский кінопідприємець О. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, несколько кинотеатров, в том числе «Художественный» и «Москва».

В Украине с 1909 г. начали сниматься комедии, драмы и водевили с репертуара и в исполнении актеров украинских театров: «Шельменко-денщик», «Москаль-волшебник», «Ночь перед Рождеством».

Весомый вклад в развитие «немого» кино сделали советские кинорежиссеры С Эйзенштейн, В. Пудовкин, О. Довженко, Волчок Вертов, их фильмы «Броненосец Потемкин», «Мать», «Земля» и другие стали важным этапом развития-мирового кино.

Появление в кинематографе звука (конец 20-х гг.), а впоследствии и цвета (в 40-х гг.) дала возможность активнее осуществлять эмоциональный и эстетическое воздействие на зрителя, добиваться большей художественной выразительности.

В мировом кино второй половины 40-50-х гг. ведущим направлением стал неореализм, который сформировался в итальянском кино. Неореализм зародился в среде антифашистского Движения Сопротивления как реакция демократической культуры на духовный застой в период правления Бы. Муссолини. Эстетические принципы неореализма сформулировал Ч. Дзаваттини: максимальное сближение экранной рассказы с реалиями жизни, отказ от сюжета и привлечения непрофессиональных актеров. Они были впервые реализованы в фильмах «Одержимость» Л. Висконти и «Дети смотрят на нас» В. де Сика. Манифестом неореализма стала картина Г. Росселини «Рим - открытый город». Для неореализма характерные демократизм и гуманизм, внимание к жизни простого человека, соблюдения принципа верности факта.

В 50-60-е гг. новым шагом в освоении художественных средств кинематографии стала творчество Ф. Феллини, Г. Антониони, П. Пазолини и шведского режиссера И. Бергмана.

Французское кино того времени, воспроизводя проблемы послевоенной действительности, также отразило события Второй мировой войны и Движения Сопротивления (режиссеры Г. Клеман, Л. Да-кен, Же. Беккер, Же. П. Ле Шануа). Кроме того в нем зарождается направление под названием «Новая волна», который представляли режиссеры Же. Л. Годар («На последнем дыхании»), А. Рене («Хиросима - моя любовь»), Ф. Трюффо («400 ударов», «Американская ночь»), К. Шаброль («Красавчик Серж», «Кузены»), Ж. Деми «Шербурские зонтики») и другие. Дорогостоящем коммерческом кинематографа «Новая волна» противопоставляла скромный, без кинозвезд и постановочных эффектов, снятый на небольшие средства, как правило, неизвестным режиссером по эскизному сценарию. Представители «Новой волны» демонстрировали интерес к молодого поколения и скептическое отношение к традиционных социальных ценностей. Режиссеры «Новой волны» отрицали свою причастность к никакого художественного группировки, однако их фильмы имеют много общего. Поэтика «Новой волны» развила принцип рассказы от первого лица, внесла репортажную непосредственность, смешение литературного языка с ненормированной лексикой, продемонстрировала уникальную возможность раскрытия внутреннего мира персонажа через самоанализ.

В настоящее время центром мирового кинопроизводства является США.

Неотъемлемым признаком жизни современного человека стало телевидение (гр. tele - далеко) - передача на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов посредством электрических сигналов, распространяющихся каналами связи.

Вопрос передачи изображения на расстояние были развязанные в трудах В. Смита (США, 1873), О. Столетова (1988), О. Попова (1895). Б. Розинг в 1911 г. провел первую в мире телевизионную передачу в лабораторных условиях.

Первая экспериментальная передающая телевизионная станция (черно-белое изображение) была создана в США (1929), постоянные телетрансляции начались в Великобритании (1936). Цветное телевидение появилось в США (1956). В СССР регулярные телепередачи начались с 1939 (Москва), с 1951 - в Киеве.

Телевидение является средством информации, что имеет возможность одновременно обратиться к многомиллионной аудитории, в частности благодаря прямом эфире. В первые десятилетия своего существования телевидения ограничивалось ролью средств массовой информации, неся сообщение о событиях, которые происходят в мире. Впоследствии состоит система информационно-публицистического телевидение, создаются художественные, музыкальные, развлекательные, обучающие программы. Телевидение приобретает все большую популярность через оперативность, возможность донести до большой аудитории нужную информацию.

Во второй половине XX в. приобретает распространение массовая культура, рассчитанная на доступный, заниженный уровень восприятия. ее появление связано с развитием средств массовой коммуникации - прессы, радио, телевидения, кинематографа, видео, звукозаписи, сети Интернет, которые способствовали тиражированию и распространению явлений культуры, донесению их к наиширших масс. Родиной массовой культуры считаются США. Типичными жанрами масскульта стали детектив, женский роман, фантастика, боевик, вестерн, боевик, телесериал мелодрама, фильм ужасов, комикс, мюзикл, эстрадная музыка, мода и т.д.

Массовая культура творится из расчета на коммерческий успех и очень часто является высокопрофессиональной, созданной талантливыми кинорежиссерами актерами, писателями, композиторами, певцами. Произведения массовой культуры, как правило, носят развлекательный характер.

Массовая культура является примитивным подражанием высокой культуры, поэтому по отношению к масскульта употребляется термин «китч» (нем. kitsch - дешевая продукция, безвкусица; verkitschen - дешево продавать).

Будучи доступной для миллионов людей, массовая культура оказывает мощное идейное и эстетическое воздействие, создавая стереотипы поведения и стиля жизни.



Назад