Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

9.2. Особенности культурного развития Украины в XX ст.


В XIX - начале XX в. украинская культура достигла своего расцвета. Это был период, обозначенный ростом национальной самосознания. На этой волне разворачивается творчество целой плеяды украинских художников, которые обогатили отечественную духовную сокровищницу.

XX в. для Украины стало временем больших испытаний, важных общественно-политических событий, которые часто приводили к уничтожение основ национально-культурного бытия, были губительными для деятелей культуры и не способствовали сохранению культурных ценностей. И, несмотря на сложные катаклизмы, украинская культура продолжала плодотворно развиваться.

Начало XX в. для Украины был отмечен приобщением к общероссийского освободительного движения. В настоящее время в Украине наметилась тенденция к повышению образовательного уровня народных масс, интерес национальной историей и культурой, которые изучались в воскресных школах. Появляются народные библиотеки, просветительские общества, любительские театральные кружки. Развитие промышленности активизировал распространение профессионально-технических заведений.

Несмотря на правительственные запреты, расширялась сфера применения украинского-кой языка.

Развитию украинского книгопечатания препятствовала цензура, которая постоянно ограничивала издание книг на украинском языке. На родном языке запрещалось пользоваться во время проведения научных и общественных мероприятий. Однако украинский язык постепенно проникает в различные сферы народного бытия. Прогрессивные деятели отстаивали право на обучение в школах на родном языке; были созданы украиноязычные учебники для начальной школы. В Львовском и Черновицком университетах существовали украиноведческие кафедры.

Во время революции 1905-1907 гг. в Украине распространяется деятельность «Просвет», что выдавали литературу на русском языке, читали лекции, открывали библиотеки. Деятельность «Просвет» часто была связана с национально-освободительной борьбой.

В начале XX в. в Западной Украине распространяется мочевой движение, что ориентировался на возрождение традиций запорожской военного дела.

Значительную роль в пропаганде украинской литературы, исследований по истории, археологии, этнографии сыграли журналы «Киевская старина», «Украинская хата», «Литературно-научный вестник».

На Западе Украины национально сознательные научные силы обєдналися в Научное общество им. Т. Шевченко (1892, действует по сей день).

На Востоке Украины (в Киеве, Харькове, Одессе) также существовали научные общества, которые способствовали распространению технических знаний, изучению и охране памятников старины.

Бурным было художественная жизнь в начале XX ст. В настоящее время работают классики украинской литературы - И. Франко, Леся Украинка, Г. Коцюбинский, писатели младшего поколения - В. Винниченко, О. Олесь, В. Стефаник; корифеи украинского театра М. Кропивницкий, Г. Старицкий, Г. Садовский, Г. Заньковецкая; композиторы М. Лысенко, К. Стеценко, С. Людкевич, О. Кошиц; художники В. Кричевский Г. Нарбут, Г. Бойчук.

Украинская культура начала XX века развивалась в русле общемировых тенденций, тяготея к авангарду. Так, украинские писатели Восточной Украины, объединены вокруг журнала «Украинская хата» (А. Крымский, Г. Вороной, Г. Філянський, Г. Чупринка), утверждали потребность в создании новых общественных и национальных форм бытия.

Галицкие поэты (Б. Липкий, В. Пачовский, О. Луцкий и др.), что входили в группировку «Молодая Муза» (1906), искали новые пути в искусстве. Они пытались обогатить поэтический язык, искали новые средства выразительности, ориентировались на западноевропейскую литературу.

В русле авангарда развивался украинский живопись начала XX ст. Молодые художники отказывались от академических традиций, пытались в новых эстетических формах решить сложные проблемы, которые вставали перед обществом. Украинский изобразительный авангард объединил нашу культуру с европейской.

Украинское искусство начала XX в. было высшим ступенью развития нашей культуры. Она пыталась преодолеть традиционные стереотипы; акцентировала внимание не на отражении окружающего мира, а на воспроизведении внутреннего мира человека.

В 1917 г. широкие народные массы повязували свои надежду на духовное раскрепощение, на свободное развитие украинской культуры с борьбой за демократизацию общественной жизни.

Со времени образования Центральной Рады (3 марта 1917 г.) началась активная государственная поддержка украинской культуры. Руководство Центральной Рады поддерживало загальнодемократичні требования об отмене каких-либо ограничений относительно украинского языка, культуры, общественно-политического жизнь.

Центральная Рада проводила активную политику на ниве образования. Был взят курс на создание единой народной общеобразовательной школы. Последовательно проводилась украинизация образования, чему способствовал И Всеукраинский педагогический выкат (апрель 1917 г.) и Всеукраинский учительский съезд (август 1917 г.). На местах создавались библиотеки и готовились предпосылки для начала преподавания с 1 сентября 1917 г. в начальных школах на русском языке. В гимназиях и средних школах вводилось изучение украинского языка, литературы и истории. В 1917 г. в Украине начал выходить педагогический журнал «Свободная украинская школа».

Происходила украинизация высшей школы. В вузах вводилась смешанная язык преподавания, были созданы украиноведческие кафедры. По Центральной Рады в Украине появились новые высшие учебные заведения: Киевский украинский народный университет, Киевский юридический институт, Киевский географический институт, Каменец-Подольский украинский народный университет, Херсонский педагогический институт. 5 декабря 1917 г. было основано Украинскую Академию искусств, что давала высшее художественное образование. Первым ректором Академии стал Ф. Кричевский (ил. 10), профессорами были украинские художники М. Бойчук, В. Кричевский Г. Нарбут, О. Мурашко (ил. 6) и другие.

Оживились театральная деятельность. За инициативы Леся Курбаса в Киеве было создано Молодой театр, вокруг которого обєдналися одаренные актеры младшего поколения. Руководство Украинской Центральной Рады осознавало необходимость охраны памятников старины и искусства. Продолжали существовать старые и открывались новые краеведческие и исторические музеи, работали Киевское общество охраны памятников старины и искусства, Одесское общество истории и древностей.

События гражданской войны в Украине не способствовали развитию культуры, привели к прекращению функционирования многих культурно-образовательных заведений.

Гражданская война разбросала украинскую интеллигенцию по разным группировкам, заставив направить усилия не столько национально-культурные возрождения, сколько на борьбу за собственное выживание.

После окончания гражданской войны государство снова возвращается к проблемам культуры, рассматривая ее как невідємну составляющую часть партийной работы. После установления советской власти в Украине в сфере культуры начинают осуществляться преобразование, известные как «культурная революция». Получают распространение идеи Пролеткульта, что отвергали идеи преемственности в культуре, считали, что культура господствующих классов вражеская рабочим и крестьянам. Однако такая культурная политика не стала ведущей.

В 20-х гг. в Украине советской властью проводится политика украинизации, что сыграло определенную положительную роль в развитии культуры. По этому поводу было принято ряд партийных и правительственных постановлений: «О обязательное изучение в школах местного языка, а также истории и географии Украины» от 09.03.1919 p., принято Временным рабоче-крестьянским правительством Украины; «О употребление во всех учреждениях украинского языка наравне с великоруською» (21.02.1920, ВУЦИК); «О введении русского языка в школах и советских учреждениях» (август 1921, p. декрет СНК УССР).

XII съезд РКП (б) в 1923 г. официально провозгласил курс на украинизацию. Материализуя решение партийного форума, впоследствии было издан декрет ВУЦИК и СНК УССР «О мерах обеспечения равноправия языков и о помощи развитию украинского языка». В соответствии с этим постановлением предполагалось перевод на украинский язык преподавания учебных заведений, а в неукраинских школах украинский язык становилась обязательным предметом. Постановление была одобрительно встречена украинской интеллигенцией, стремление которой на культурной ниве отныне совпадали с официальной политикой.

В развитие данного постановления речь шла также о подготовку украинских национальных кадров, учет национального состава республики при формировании кадрового корпуса, организация национальной прессы, книгоиздательства, содействие украинскому искусству.

Не все восприняли положительно курс на украинизацию. Негативно отнеслись к этой идее много служащих, преподавателей высших учебных заведений, инженерно-технических работников.

После избрания секретарем ЦК КП (б) У Л. Кагановича украинизация ускоряется (под влиянием административного давления). В июле 1925 г. принято постановление СНК УССР «О практических мерах по украинизации советского аппарата». Согласно постановлению проводилась аттестация чиновников на знание ими русского языка, те, что игнорировали украинизацию, увольнялись с должностей. Такие меры вызвали сопротивление среди квалифицированной интеллигенции.

Украинизация, проходившей под партийным контролем, становилась частью общего процесса развития украинской культуры. Благодаря украинизации впервые после веков колониального существования украинская культура получила государственную поддержку. Но процесс украинизации нес на себе отпечаток, присущий послереволюционной эпохе политизации и идеализации культурной сферы. Партийное руководство и государственные органы постоянно вмешивались в развитие культурной сферы.

Положительных явлений в 20-х - начале 30-х гг. все же было немало.

Важным было то, что в Украине взялись за ликвидацию неграмотности, поскольку подавляющее большинство населения Украины не умела читать и писать. В 1920 г. было создано Чрезвычайную комиссию по борьбе с неграмотностью, а в мае 1921 г. Совнарком Украины принял постановление «О борьбу с неграмотностью», согласно которой все население республики в возрасте от шести до пятидесяти лет должно было учиться читать и писать.

Специальным постановлением ВУЦИК и СНК УССР (1929) овладение грамотой провозглашалось обовязком гражданина перед государством. В Украине был открыт доступ к образованию детям всех состояний, школа освобождалась от церковного влияния, образование добывалась на родном языке. После 1917 г. создается общеобразовательная школа на основе безвозмездной обовязковой общей и политехнического образования для всех детей обоих полов в возрасте до 17 лет с родной языком преподавания.

С 1924 г. в Украине начальное образование стало обязательной, а в 1932-1933 гг. был взят курс на обязательную семилетнюю образование. Государство пыталась охватить обучением всех детей школьного возраста, хотя в 1932-1933 гг. количество детей в возрасте 8 - 10 лет, не охваченных обучением, составляла 2%. Для обеспечения школ учителями были увеличены сеть пединститутов и техникумов (в 1926 г. в Украине было 12 пединститутов; в 1932 г. - 46). Создавалась система заочного образования.

Развивалась профессионально-техническая средняя специальная и высшая школа. Для подготовки рабочих кадров были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

После 1917 г. были отменены имущественные, сословные, национальные и другие ограничения, существовавшие ранее. От молодежи крестьянского и рабочего происхождения при поступлении в ВУЗ не требовался документ о среднем образование. Фактически после отмены дореволюционных льгот и привилегий вводились новые, что снижало уровень профессиональной подготовки. С 1921 г. в высших учебных заведениях были созданы рабочие факультеты для подготовки к поступления в вуз рабочей и крестьянской молодежи. Ощущалась острая необходимость в квалифицированных преподавательских кадрах, потому что от услуг преподавателей, работавших до революции, отказались. Для подготовки вузовских преподавателей были созданы институты красной профессуры, а в Харькове - Коммунистический университет им. Артема.

В середине 30-х гг. украинская школа постепенно теряет свое национальное лицо, потому что в 1932-1934 гг. введено общесоюзную систему народного образования с унифицированными программами и учебником.

В 20-х гг. активизируется научная деятельность. Главным научным центром республики была Всеукраинская академия наук (ВУАН), основана в 1918 г. Академия обєднувала около 40 научно-исследовательских учреждений, в которых работали 37 членов ВУАН. Академия работала не в Харькове, тогдашний столице, а в Киеве, что давало возможность некоторое время избегать политизации. К 1921 г. ВУАН возглавлял В. Вернадский, в 1922-1928 гг. - выдающийся естествоиспытатель В. Липский, а в 1928 - 1930 гг. - академик Д. Заболотный. В Академии развернулась работа над словарем русского языка, впоследствии было образовано институт украинского языка для разработки терминологии в различных отраслях науки.

В области исторической науки работали известные уже ученые Д. И. Яворницкий, А. Ю. Крымский, Д. И. Баталий, с 1924 г. вернулся из эмиграции М. С. Грушевский, перу которого принадлежит более тысячи научных работ.

Значительных успехов украинские ученые достигли в области физики и математики. Д. О. Граве, Г. М. Крылов и М. М. Боголюбов заложили основы нелинейной механики.

Разработками по теории физики занимался харьковский Украинский физико-технический институт, в котором некоторое время работал И. В. Курчатов. В 1932 г. здесь впервые в СССР было искусственно расщепленный ядро атома.

Талантливый изобретатель Ю. В. Кондратюк проводил исследования по теории космических полетов.

В 1929 г. по инициативе Есть. О. Патона было основан электросварную лабораторию, в 1932 г. реорганизованную в Институт электросварки ВУАН. Впервые в мировой практике автоматическая сварка металла применили на строительстве Днепрогэса и Магнитки.

В области охраны здоровья работали Д. К. Заболотный, Г. Ф. Гамалия, Ф. Г. Янов-ский, Г. Д. Стражеско, В. Я. Данилевский, П. М. Буйко, П. И. Баранник, В. П. Комисаренко.

Специалисты по генетике и селекции растений и животных А. О. Сапегин, В. Я. Юрєв, Г. Г. Холодный выводили новые сорта пшеницы, ячменя, кукурузы, овса, внедряли в сельское хозяйство научно обоснованные севооборота.

Успехи украинских ученых были бы значительнее, если бы не репрессии, которых они по-знают с начала 30-х годов. После прекращения украинизации в декабре 1932 г. почти все языковедческие труда (в том числе правописание 1928 г.) в Украине были признаны «националистическими» и изъяты из научного потребления.

20-е гг. отмечались оживлением национального религиозной жизни. На пути его, однако, постоянно возникали политические препятствия. Предпосылкой деятельности религиозных организаций стал декрет правительства советской Украины «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1919 г.). Государство официально предоставляла равные возможности для деятельности различных религиозных направлений. Пользуясь этим, сторонники независимости православной церкви от русской на Всеукраинском церковном соборе в Киеве (октябрь, 1921) провозгласили создание Украинской автокефальной (самоуправляющейся) православной церкви (УАПЦ первым епископом стал В. Липковский). Большинство верующих УАПЦ приводило желание слушать службу Божью и молиться на родном языке. Во второй половине 20-х гг. начинаются репрессии в отношении руководства этой церкви, которые были объявлены «петлюровцами в рясах».

В 20-х - начале 30-х гг. активно развивается литература.

В развитии искусства этой эпохи сочетались традиции дооктябрьского времени и опыт молодых культурных сил, призванных к жизнь революцией. О бурном развитии литературы этой эпохи свидетельствует образование разнообразных творческих группировок («Плуг», «Гарт», «Звено», ВАПЛИТЕ, «Молодняк», «Аспанфут», «Новая генерация» и др.). В это время молодые украинские писатели часто отказываются от традиций классической литературы и ориентируются на литературную жизнь Западной Европы.

В литературе 20-х гг. сформировалась яркая революционно-романтическая текущий (П. Тычина, В. Сосюра, В. Чумак, В. Еллан).

Во второй половине 20-х гг. заметное место занимала ВУСПП (1927-1932) - союз, которая ставила целью объединить всех художников слова, которые стремились к созданию единой интернациональной пролетарской литературы.

Руководители ВУСПП выдвинули лозунг «союзник или враг», проявляли нетерпимость до тех писателей, которые не принадлежали к организации (Остап Вишня, Г. Кулиш, Ю. Смолич, О. Копыленко, Есть. Плужник, Ю. Яновский).

Группа киевских неоклассиков (Г. Зеров, Г. Драй-Хмара, П. Филипович, Г. Рыльский) старались усвоить опыт классической мировой литературы. Немало художников тяготели к различным проявлениям модернизма.

Существовали литературные группировки, которые тяготели к модернизму в разных его проявлениях: «Аспанфут», «Авангард», «Звено», «Марс». В 20-х гг. еще была определенная возможность развиваться направлениям, основанным на начала XX ст. Символизм, характерный для произведений молодого П. Тычины, продолжал развиваться. Его представители сгруппировались вокруг журнала «Музагет» (Д. Загул, О. Слисаренко, В. Кобылянский и др.). Символизм - непродолжительный период в истории нашей литературы, потому что его представители отходили к других течений - футуризма, революционно-романтического направления.

Возникнув в начале века в Италии, футуризм распространился в Украине (союз «Аспанфут»). Представителем этого направления был Г. Семенко, который искал новые словесные формы для выражения динамики жизни, изменений, которые происходили очень бурно («Весна», «Степь»). Группа «Авангард» тяготела к конструктивизму.

В первое десятилетие после революции особенно бурно развивается поэзия. Самые значительные фигуры среди поэтов: В. Чумак (1900-1919), В. Еллан (1894-1925), П. Тычина (1891-1967), В. Сосюра (1898-1965), М. Рыльский (1895-1964), поэты-неоклассики.

Единственная В сборник. Чумака «Запев», в которой он воспевает революцию, вышла после смерти автора.

В. Еллан-Голубой - один из зачинателей украинской советской поэзии. Редактор журналов «Пути искусства», «Красный перец». Его первая поэтическая книга - «Удары молота и сердца» - изобразила грандиозный размах революционного процесса и первые шаги строительства социалистического общества.

Одним из самых ярких поэтов того времени был П. Тычина. Его ранние сборники - «Солнечные кларнеты», «Плуг», «Ветер с Украины» - лучше в его творческом багаже, здесь увековечены освободительную борьбу украинского народа.

В. Сосюру называют самым тонким лириком украинской поэзии. Он автор десятков поэм, нескольких десятков сборников стихов, автобиографического романа «Третья рота».

Євген Плужник (1898-1938) - выдающийся поэт и прозаик, автор сборников «Дни» (1926) и «Ранняя осень» (1927), романа «Недуг».

Творчество М. Бажана (1904-1983), что сначала тяготел к футуризму, характеризуется философской глубиной, эпичностью, гражданским пафосом («Руро-марш», «Противогаз», «Здания»).

Длительное время широкой публике неизвестны были произведения западноукраинского поэта и прозаика Бы. Лепкого (1872-1941). Он автор цикла романов о И. Мазепу, известной во всем мире песни «Слышишь, брат мой».

Известными поэтами в Западной Украине в 20-х гг. были Б. -И. Антоныч («Приветствие жизни»), О. Ольжич, С. Городинский («Краски и линии») и другие. Некоторые западноукраинские писатели (Я. Галан, П. Козланюк, С. Тудор, О. Гаврилюк) с симпатией относились к событиям, которые происходили в Советской Украине и ориентировались на писателей революционно-романтического направления.

В 20-х гг. активизировался развитие прозы. В больших эпических произведениях писатели-реалисты пытались осмыслить и обобщить события, происходившие изменения в общественно-политической жизни народа и его быту: Ю. Яновский («Мастер корабля»), П. Панч («Голубые эшелоны»), И. Ле («Роман міжгіря»), А. Головко («Бурян»).

Среди блестящей плеяды украинских писателей начала XX ст. - В. Винниченко (1880-1951). Он - один из величайших деятелей украинского национально-государственного возрождения (рассказ «Красота и сила», «Малоросс-европеец», «Федько - безобразник», «Голь», «Зина», «Умора с Костем»; романы «Солнечная машина», «Завещание родителей», «Записки Кирпатого Мефистофеля», «Честность с собой»; драмы «Пророк», «Ступени жизни», «Дисгармония»).

Для произведений Григория Косынки (1899-1934) - одного из основателей украинской прозы - характерная импрессионистическая лаконичность и реалистичная вместимость авторского письма, лиричность, психологизм (сборники новелл и рассказов «На золотых богов», «Мать», «В житах», «Политика»).

За высокое писательское мастерство против «масовізму» выступили члены В АПЛІТЕ (организация, возникшая в Харькове в конце 1925 г.) В нее вошли когда-с моральной точки зрения бывшие члены «Гарта», некоторые «Плуга» и «Октября». Организацию возглавляли М. Волновой, Г. Яловой, О. Предрассветной, впоследствии М. Кулиш и Г. Эпик.

20-те pp. - это время острых дискуссий о путях и принципы построения социалистической Украины и ее культуры, время, когда, казалось, реализуются самые прекрасные чаяния народа, и время личных трагедий наиболее талантливых представителей творческой интеллигенции, которая под давлением сталинского диктата разочаровалась в идеалах социализма и искала возможности выхода Украины на пути демократического развития.

В контексте дискуссий, которые велись вокруг проблем построения национальной культуры, наибольший интерес составлял творческий задел М. Волнового (1893-1933). В циклах памфлетов «Камо грядеши» и «Мнения против течения», статьи «Украина или Малороссия» он сформулировал культурологическую концепцию, считая, что наша культура должна ориентироваться на западноевропейскую, а не на русские традиции с их новыми социальными и духовными веяниями, новым искусством, новыми стилями, творческими методами, разнообразными течениями, группировками.

Литературная дискуссия в Украине 1925-1928 гг., начата произведениями М. Хвылевого, положила начало политическим преследованием в среде украинских писателей. Произведения и идеи Волнового нарекли националистическими и преступными.

Полемические высказывания и мнения М. Волнового относительно путей развития украинской литературе получили название «идеологии хвильовізму», что характеризовалась как проявление влияния украинской буржуазной культуры на пролетарскую. М. Волновой покончил с собой (1933), p. а впоследствии писатели были поставлены под строгий партийный контроль, ВАШІІТЕ - литературная организация, которой руководил Г. Волновое - распущена.

Литературно-художественные группировки существовали в Украине в 1932, p. когда в апреле вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В постановлении было сказано, что рамки существующих литературно-художественных организаций стали уже узкими и тормозили развитие художественного творчества. А потому было принято всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремятся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией при ней.

В 1934 г. состоялся i Всесоюзный съезд писателей, на котором был образован единый Союз писателей СССР. С тех пор началось постоянное административное вмешательство в творческий процесс, репрессии и преследования деятелей культуры.

Значительную роль в развитии украинской культуры играло театральное искусство. Продолжали работать корифеи сцены - М. Старицкий и П. Саксаганский, создавались профессиональные и любительские театры.

Настоящим реформатором театра был Л. Курбас, что основал «Березиль» - экспериментальный театр, целью которого было формирование основ нового сценического искусства. Тесно сотрудничая с драматургом М. Кулишом, Л. Курбас стремился к обновление театрального искусства, выступал против развлекательности и штампа на сцене. Находился под влиянием конструктивизма и экспрессионизма. В разное время в «береге-ли» выступали Д. Антонович, А. Бучма, Л. Гаккебуш, Г. Крушельницкий, Д. Милю-тенко, В. Скляренко, Н. Ужвий. Л. Курбас проводил экспериментальную и учебную работу в театре.

Сутки бурного развития переживала в 20-те г. украинская музыка.

В области музыкального искусства в Украине развивалась обработка народных песен. В этом направлении плодотворно работали М. Леонтович, Я. Степной, К. Стеценко. Композиторы и педагоги Бы. Лятошинский, Л. Ревуцкий, Г. Вериковский, В. Косенко, С. Людкевич обогатили украинскую музыку инструментальными, симфоническими, оперными произведениями.

Широкий размах приобрела концертная деятельность. В 1920 г. было создано хоровую капеллу «Мнение», что за короткое время стала одним из лучших хоров страны. «Мнение» активно пропагандировала украинскую музыку не только в республике, но и за рубежом.

В 1925-1926 гг. создано театры оперы и балета в Харькове, Киеве и Одессе, а в 1928-1929 гг. еще четыре передвижных оперно-балетных коллективы. В 1923 г. в Харькове создан первый Государственный симфонический оркестр.

Новый вид искусства - кино - быстро распространилось и приобрело популярность в Украине. Первые шаги кинематографа в Украине связаны с именами механика И. А. Тимченко и физика М. А. Любимова, которые еще в 1893 г. создали аппарат для воспроизведения на экране непрерывного движения людей и предметов.

В 1896 г. А фотограф. К. Федецкий снимал и демонстрировал документальное кино. С 1907 г. в Украине началось регулярное производство кинофильмов (Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав), в которых снимались известные актеры. В первые годы советской власти снимались документальные, агитационные и хроникальные фильмы («Все для фронта», «Мы победим», «Красный командир», «Мир дома - война дворцам»).

С 1922 г. началось производство художественных фильмов, большинство из которых раскрывали события гражданской войны.

В конце 20-х - начале 30-х гг. были экранизированные произведения классиков украинской литературы: «Николай Джеря» (1927), «Борислав смеется» (1927), «Фата моргана» (1931).

В 20-30-х гг. развивалось документальное и научно-популярное кино. На Киевской кинофабрике режиссер Дзига Вертов (Кауфман Денис Аркадьевич, 1896 - 1954) поставил ряд документальных фильмов: «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929), оказавших значительное влияние на развитие украинской кінопубліцистики. В конце 20-х гг. была проведена реконструкция Одесской кинофабрике, завершилось строительство Киевской кинофабрики (с 1939 г. - Киевская киностудия), которая стала центром украинской кинематографии.

В 1927 г. в Харькове была создана мультипликационная мастерская.

Значительную роль в становлении украинского киноискусства сыграл О. Довженко (1894-1956), который с 1926 г. работал режиссером на Одесской киностудии, снимая фильмы по собственным сценариям («Сумка дипкурєра», «Звенигора», «Щорс», «Арсенал», «Земля» и другие.). Новаторским и определяющим в творчестве В. Довженко стал фильм «Звенигора» (1928). Впервые в истории киноискусства к фильму было введено эпическую, философское и лирическую стихии, с этим фильмом связан новый этап в развитии украинского кинематографа - поэтическое кино. Шедевром мирового кино стал фильм О. Довженко «Земля» (1930), в котором режиссер поднимает важные общечеловеческие проблемы: жизнь и смерть, человек и земля, новое и старое, любви, воспевает землю и труд на земли. В 1958 г. этот фильм был признан одним из 12 лучших фильмов мира.

Украинская архитектура начала XX ст. представлена несколькими течениями, которые развивались в русле модерна. Немало архитекторы, проектируя сооружения различного назначения (здания медицинских и образовательных учреждений, жилые дома и т.д.), обращались к традициям народной деревянной архитектуры, пытаясь совместить их с современными строительными тенденциями. Характерными для таких сооружений были чотирисхилі крыши или с крыши заломами, трапециевидные или криволинейные проемы, ризалиты, декоративные украшения фасадов в виде вставок из керамики или майолики, использование настенной живописи в інтерєрах.

Одним из лучших образцов украинского модерна является сооружение Полтавского земства (1903-1908, архитектор. Кричевский), інтерєри которой украшены настенной живописью С. Васильковского и М. Самокиша на темы из украинской истории. Черты украинского национального зодчества В. Кричевский пытается осовременить, проектируя музей Т.шевченко в Каневе (в соавторстве с П. Костиком, 1934 - 1937).

Типичным для украинского модерна первых десятилетий XX в. было обращение к традициям украинского барокко XVII-XVIII ст. На этом сочетании барокко и модернизма было « достигнуто определенной органе тивности синтеза форм и усиленного звучания художественного образа»1. Мастерски осучаснювали черты барокко украинские архитекторы Д. Дяченко (корпуса аграрного университета в г. Киеве, больница в Лубнах); С. Тимошенко (жилые дома в Харькове); Якубович (помещения школ в Чернигове).

В начале XX в. архитекторы снова обращаются к классицистических традиций XIX ст., сочетая возможности современных строительных технологий с ордерними формами и другими чертами классицизма. В стиле неоклассицизма возведено здание Педагогического музея в Киеве (1909-1911, архитектор П. Алешин), украшенную рельефным фризом; жилой дом в Музейном переулке в Киеве (1909, архитектор. Рыков); дом общества «Саламандра» в Харькове (1914-1915, архитектор М. Веревкин и др.).

В целом украинский модерн начала XX века. осучаснював лучшие традиции национального зодчества.

В 20-х гг. XX в. перед архитекторами стояла задача создания проектов зданий различного назначения: промышленных, торговых, транспортных предприятий, культурно-образовательных, жилых, административных сооружений согласно общественных запросов. Разнообразные творческие организации в области архитектуры - «Общество современных архитекторов Украины» (ТСАУ), Ассоциация новых архитекторов (АС-НОВАЯ) по-разному понимали пути развития современного строительного искусства. Значительная часть художников ориентировалась на западноевропейскую архитектуру, искала новые формы художественной выразительности, что, в конце концов, привело к распространению конструктивизма. Этому стилю присущи рациональные конструктивные и планировочные решения с использованием новейших для того времени строительных материалов: гладкие стены, широкие полосы окон, замена нижних этажей открытыми опорами, плоские крыши.

Особенно ярко новый стиль оказался в застройки Харькова, который в 1934 г. был столицей Украины. В центре города было создан комплекс административных зданий: здание Госпрома (1925-1929, архитектор С. Серафимов, Г. Фельгер, С Кравец), сооружение проектных организаций (1930-1933, архитектор С. Серафимов и др.), дом кооперации (1933-1935, архитектор О. Дмитриев и др.).

Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) не способствовала развитию разнообразных течений в архитектуре. Союз архитекторов Украины, созданная в 1933, p. ориентировалась на единый творческий метод - социалистический реализм, основой для которого стала класицистична архитектура. В 30-х гг. создаются генеральные планы застройки крупнейших городов Украины, в которых было предусмотрено создание промышленных зон, жилых кварталов с необходимой инфраструктурой, зон отдыха, административных центров. Большое внимание уделялось созданию типовых проектов, внедрения индустриальных методов в строительстве, что удешевляло застройку, но делало ее однообразной, безликим.

Административные сооружения, построенные в 30-х гг. в Киеве, отмечались подражанием классицистических форм, помпезностью, чрезмерным монументалізмом (здание Кабинета Министров Украины, 1936-1938, архитекторы И. Фомин, П. Абросимов и здание Верховной Рады Украины, 1936-1939, архитектор. Заболотный) (ил. 14, 15).

К сожалению, в это время было сделано ряд непоправимых ошибок в области градостроительства. Было уничтожено немало культовых сооружений, в том числе и Михайловский Златоверхий монастырь, на месте которого планировалось создать Правительственную площадь с комплексом административных зданий (построено лишь одну по проекту архитектора И. Лангбарда).

В довоенный период вводился комплексная застройка, создавались многоэтажные жилые дома, сооружения социального назначения (детские сады, школы, санатории, больницы, кинотеатры, театры).

Изобразительное искусство 20 - начала 30-х гг. также отмечалось наличием большого количества направлений, школ и группировок. В это время создаются художественные группировки: Ассоциация революционного искусства (АРМА), Общество художников имени К. Костанди в Одессе, Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ), Объединение современных художников Украины. Работают такие выдающиеся мастера, как Г. Бурачек, И. Ижакевич, Ф. Кричевский Г. Самокиш, Г. Светлицкий, К. Трохименко, О. Шовкуненко, Г. Бойчук, И. Падалка, В. Седляр, П. Волокидін, И. Труш, О. Новакивский и т.д.

Традиции книжной графики заложил Г. Нарбут. Немало художников в 20-е гг. работали в жанре сценографии, оформляя театральные спектакли (О. Хвостенко-Хвостов, О. Экстер, А. Петрицкий). Преимущественно монументальной живописью занимался М. Бойчук, профессор Киевского художественного института, и его ученики: И. Падалка, В. Седляр, О. Павленко, которые в своем творчестве старались избегать лишних деталей, совмещали национальные традиции с художественным языком авангарда. Плодотворно работают живописцы Ф. Красицкий, И. ижакевич, О. Новакивский и т.д.

В настоящее время развивается скульптура. Было созданы памятники Т. Шевченко в Москве (1918, С. Волнухин), Петрограде (1918, Я. Тільберг), Ромнах (И. Кавалеридзе), Одессе, Екатеринославе, Чернигове. Величественный монумент поэту-гуманисту и философу Г. Сковороде в 1922 г. возведен в Лохвице на Полтавщине (И. Кавалеридзе). Начинает творческую деятельность В. Архипенко (1887-1964), который уехал за границу, где стал одним из самых заметных фигур в искусстве авангарда («Женщина, которая причесывается», «Фигура», «Treading женщина»). К сожалению, скульптура советского времени имела выразительные политически-агитационные черты, что сказывалось на художественном уровне произведений.

Так, в 20-те pp. XX в. благодаря политике украинизации, толчок которой дала еще национально-освободительная борьба предыдущего времени, культура в Украине сделала важный шаг на пути преодоления провинциальности и комплекса «малороссийства»; органично включалась в мировой художественный процесс, создавала значительные художественные ценности. Но новая культура, которая опиралась на коммунистические идеалы, отрицала другие духовные ценности, и это приводило к трагических явлений в культурной жизни.

В 30-х гг. после постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) художественные объединения были распущены, а вместо этого созданы организации художников, которые поддерживали идейно-политическую платформу Компартии.

Начинаются массовые репрессии. Покончил самоубийством М. Скрипник, которого уволили с должности. С арестом в мае 1933 г. M. Ялового начинаются репрессии против деятелей культуры г. Харькова. Арестованы и отправлены в лагеря несколько сотен писателей, художник М. Бойчук и его последователи, было репрессировано ряд ученых, церковных деятелей, ликвидировано значительное количество НИИ, прежде всего гуманитарного профиля.

В 20-х гг. была сформирована самобытная художественная культура, которая почти полностью была уничтожена в 30-е гг. «Началось в 20-х годах после революционных социальных и национальных катаклизмов Возрождения украинской культуры стало расстрелянным Возрождением и на конец 30-х годов жанрово-стилевая, формальная разнообразие предыдущего десятилетия была сведена к единой соцреалистической «ноты», навзагал вырисовывалась мрачная картина идеологического диктата, схематизму, конюнктурності, когда даже одиночные неординарные личности выступали бледными тенями самих себя».

30-е гг. стали сложным временем испытаний для украинского народа. В это время в Советском Союзе было установлено сталинский тоталитарный режим.

Процесс возрождения украинской культуры, развернулся в 20-х гг., к сожалению, был очень рано прерван.

Под угрозой репрессий в разное время некоторые художники и ученые выезжают за границу (О. Олесь, В. Винниченко, Есть. Маланюк, Ю. Клен, О. Телига, О. Ольжич, О. Кошиц, Д. Антонович, Д. Чижевский и др.) и своей деятельностью способствуют усилению интереса мировой общественности к украинской культуры.

30-i pp. - это время массовых репрессий в среде интеллигенции. Во всех сфабрикованных делах судили не каких преступников и контрреволюционеров, а интеллектуальную, творчески активную часть украинского народа. В обществе сформировался духовно-идеологический монополизм, все отрасли культуры подпадали под идеологическое давление. По правления Сталина происходила где - интеллектуализация и дегуманізація общества, потому что жертвами репрессий становилась духовная элита страны - ученые, вузовские преподаватели и студенты, художники (С. Єфремов, Г. Старицкая-Черняховская, Г. Зеров, Г. Кулиш, Л. Курбас, Г. Ірчан, Остап Вишня, 3. Туловище, Б. Антоненко-Давидович, И. Кулик, И. Микитенко, В. Пидмогильный, Есть. Плужник, В. Полищук, О. Слисаренко, Г. Бойчук, Ю. Михайлов, И. Падалка, В. Седляр и другие).

Подвергались преследованиям священнослужители. В 30-х гг. укоренилась мысль о враждебности религии. Считалось, что она отомрет в мере исчезновения классовых различий и классового общества, что ее породило. Священников и монахов выселяли, лишали гражданских прав, а культовые сооружения разрушались или передавались на хозяйственные нужды. В период борьбы с религией и церковью было потеряно большое количество культурных памятников: икон, старинных книг, предметов церковного обихода, среди них Михайловский Златоверхий собор (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи (XII в.) и другие сооружения.

Жестоких преследований в Украине понесли Русская православная и греко-католическая церкви, а прихода УАПЦ были ликвидированы и подчинены московскому патриархату. Всего в 30-х гг. в Украине была приостановлена деятельность около 80 процентов церквей.

В 30-х гг. были запрещены произведения значительной количества дореволюционных ученых и художников демократического направления, а также произведения репрессированных писателей (Г. Драгоманова, Б. Гринченко, Г. Костомарова, Г. Максимовича, П. Кулиша, В. Винниченко, Г. Грушевского, Г. Кулиша, Г. Зерова, Г. Косынки, Г. Ирчана, Л. Старицкой - Черняховской и других).

Вторая мировая война стала тяжелым испытанием для нашего народа. Военные события унесли миллионы человеческих жизней, были уничтожены ценные памятники культуры, разграблены музейные и частные коллекции. Тысячи музейных экспонатов были вывезены за границу и не возвращены после окончание войны.

Деятели украинской культуры все силы посвящали борьбе с врагом. В эвакуации продолжали работать высшие учебные заведения, институты Академии наук Украины, творческие союзы. В творчестве писателей преобладала патриотическая тематика («Слово о родной матери». Рыльского, «Клятва» М. Бажана, «Любите Украину». Сосюры, «Весна», «Голос матери». Тычины, «Украина в огне», «Ночь перед боем». Довженко, «Ярослав Мудрый» И. Кочерги, «Зенитка» Остапа Вишни).

Героїко-патриотическая тематика преобладала в творчества украинских театров, которые в эвакуации ставили пєси О. Корнейчука, И. Кочерги, Л. Леонова, К. Симонова, выступали с концертами и спектаклями перед бойцами военных частей на фронте и в тылу.

Украинские кинематографисты во время войны работают над созданием хронікально-документальных и художественных фильмов («Битва за нашу Советскую Украину», режиссер О. Довженко; «Как закалялась сталь», «Радуга», режиссер М. Донской).

После победы в войне в обществе появились надежды на демократизацию жизни, на утверждение уважения к личности, ее человеческих и политических прав и свобод. Зато власть пыталась укрепить тоталитарный режим. Были повторно репрессированные люди, которые уже вышли из мест лишения свободы, военные, попавших в немецкий плен.

В первое послевоенное десятилетие длился идеологический диктат и давление на художников. Тема войны оставалась доминирующей, но акцент делался на победном, заключительном этапе войны, причины поражений и тяжелых потерь в литературных произведениях не освещались. После смерти И. Сталина ряд писателей осудили проявления конфликтов, тенденций украшения действительности и иллюстративности, хотя процессы обновления в литературе и искусстве были незначительными.

Продолжалось административное вмешательство в сферу художественного творчества. В 1946-1948 гг. принимаются постановления ЦК ВКП (б) «О журналы «Звезда» и «Ленинград», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба». Мурадели» и другие, которые грубо и некомпетентно вмешивались в творческий процесс, не оставляли места свободе творчества художника. В первые послевоенные годы было безосновательно раскритикован и обвинен в буржуазном национализме научные труды «Краткий курс истории Украины», «Очерк истории Украины», произведения М. Рыльского, В. Сосюры, Г. Бажана, Ю. Смолича, К. Данькевича.

В послевоенные годы происходят значительные деформации в национально-языковой сфере. Учебные заведения массово переводятся на русский язык преподавания. Негативную роль играло то, что партийные и советские органы, государственные учреждения все больше в практической деятельности пользовались на русском языке. В послевоенные годы в западноукраинских областях был взят курс на замену местных кадров приезжими, что плохо владели украинским языком и не считали необходимым пользоваться ею. Представители партийного руководства часто требовали отказаться от применения в средствах массовой информации многих украинских слов и замены их русскими.

Поэтому в прессе, на радио, вообще в языковой практике употреблялось много слов неукраинского происхождения, в обиход вводились российские слова, даже тогда, когда в этом не было никакой необходимости, когда это делалось искусственно, несмотря на законы словообразования. Русификации подвергались и учебные заведения, которые восстанавливали свою деятельность после окончания войны. Школы возобновили свою работу сразу после освобождения территории Украины в 1943-1944 гг. С 1958 г. в Украине обязательным образованием стала восьмилетняя. В послевоенное время работает немало талантливых педагогов, среди них - В. О. Сухомлинский, директор средней школы с. Павлыш Кировоградской области.

Характерной чертой в послевоенные годы становится уменьшение сферы применения украинского языка. Последовательное сокращение количества школ с украинским языком преподавания не соответствовало национальному составу населения Украины.

В 60-х гг. происходит некоторая нормализация общественно-политической ситуации в стране, что позволило зявитися молодой генерации одаренных художников, так называемых «шестидесятников» в первую очередь писателей, которые своим творчеством боролись за настоящие украинские культурные ценности, национальную свободу и человеческое достоинство (Л. Костенко, В. Симоненко, В. Стус, И. Драч, Д. Павлычко, Б. Олийнык, Есть. Гуцало, Г. Винграновский, И. Светличный, И. Дзюба, Есть. Сверстюк, В. Черно-вич, В. Зарецкий (ил. 11), А. Горская и другие). С самого начала произведения их критиковались, запрещалась их публикация некоторых художников было безосновательно увязнено.

В 70-80-х гг. украинский язык продолжала вытесняться из различных сфер общественной жизни, поглиблювася русификация и денационализация, приобретали широкого потребления понятие «советский народ», «единственная загальнорадянська культура», «слияния наций и народностей».

Продолжалось административно-командное руководство культурой, искусственно ограничивалась свобода творчества художника узкими рамками принципа партийности и метода социалистического реализма. Все, что не укладывалось в социалистические каноны, не публиковалось, преследовалось.

В 60-90-х гг. образование в Украине развивалась в условиях массовой русификации преподавания в учебных заведениях всех уровней. В 1978 г. было принято постановление ЦК КПСС об усилении изучения и преподавания русского языка и литературы, согласно которой школьный класс на уроках русского языка делился на группы, учителя русского языка получали надбавки к зарплаты, а изучение украинского языка стало необовязковим. В 1989 г. вышла постановление о единую официальную общегосударственную язык в СССР (русский). Уменьшалось количество школ с украинским языком преподавания (в Киеве в 1992 г. работало 307 школ, в которых обучалось 341,3 тыс. учащихся на русском языке обучение - 49 школ (36,8 тыс. учащихся), на русском - 123 школы (145,9 тыс. учеников), с украинской и российской - 135 школ. Всего в Киеве в 1992 г. на русском языке учились 85,8 тыс. учеников (25% всего количества). Языке преподавание в большинстве вузов стала российская. Уменьшался тираж изданий на русском языке.

В 70-х гг., в условиях застоя, приобретает распространение пренебрежительное отношение к родному языку, истории, литературы, искусства, безосновательно критикуются и преследуются художники, запрещаются их произведения. Так, на длительное время из литературного процесса был изъят роман О. Гончара «Собор», посвященный теме сохранения нашего духовного наследия, уничтожено витраж работы А. Горской, Л. Семикиной, О. Заливахи в Киевском университете.

В среде передовой интеллигенции распространяется национально-демократическое движение, что пытался отстаивать права человека, в том числе и на родной язык. В 70-х гг. украинские правозащитники создали Украинский Хельсинский союз (В. Черно-вич, А. Пашко, И, Дзюба, В. Мороз), активно выступала против русификации, репрессий, уничтожения памятников украинской культуры. Смелым выступлением против существующей системы была книга И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?».

Несмотря на все трудности украинская культура в второй половине XX в. продолжала развиваться, демонстрируя значительный творческий потенциал нашего народа.

Важным шагом в сфере образования стало введение обовязковой среднего образования (с 1966).

Широко растущий технический уровень производства предъявлял высокие требования к подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей хозяйства, как расширяется сеть учреждений профессионально-технического образования, заочного и вечернего обучения, открываются новые вузы, в том числе университеты.

Научную деятельность в Украине продолжала координировать АН УССР, которую с 1962 г. возглавляет академик Бы. Есть. Патон.

Успешно велись исследования в области сельскохозяйственных наук, биохимии (академик О. В. Палладий), кибернетики (В. М. Глушков). Значительным достижением ученых Украины была разработка и изготовление первой в Европе, малой электронно-вычислительной машины.

Новые образцы электросварной аппаратуры разрабатывал Институт электросварки, которому в 1945 г. присвоено имя Есть. О. Патона. Значительным научным достижением Института стало сооружение в Киеве цельносварного автодорожного моста через Днепр.

Значительными событиями в культурной жизни Украины стало издание «Украинской советской энциклопедии» в 17 томах и «Истории городов и сел Украины» в 26 томах.

В сложных условиях партийного диктата и административного вмешательства развивается литература. Творческим методом литературы, согласно уставу Союза писателей, был провозглашен социалистический реализм. Во многих художественных произведениях с чрезмерным пафосом воспевались Ленин, Сталин, другие партийные деятели, отсутствовала будь-яка критическая оценка событий современной истории, акцентировалось внимание только на положительных реалиях жизни.

Несмотря на трудности, украинские писатели плодотворно работали в разных жанрах литературы, достигнув определенных достижений.

С «хрущевской оттепелью» связано оживление литературно-художественной жизни в Украине. В 50-60-х гг. до читателя возвращается творчество репрессированных писателей, что ранее была изъята из употребления (произведения М. Кулиша, Есть. Плужника, Г. Зерова, В. Бобинського, Г. Драй-Хмары, Г. Косынки, О. Слисаренко, В. Чумака, С. Тудора и др.). В начале 60-х гг. было начато издание «Украинской советской энциклопедии», появились новые литературно-художественные и научные периодические издания, стала присуждаться Государственная премия Украины им. Т. Шевченко.

В настоящее время плодотворно работают писатели старшего поколения: Г. Рыльский («Розы и виноград», «Далекие небоскребы»), В. Сосюра (роман «Третья рота», сборника «Ласточки на солнце», «Счастье семьи трудовой», «Осенние мелодии»), А. Малышко («Сердце моей матери», «Дорога под яворами», «Синий летопись»); М. Стельмах («Большая родня», «Хлеб и соль», «Кровь людская - не водица»), О. Гончар («Человек и оружие», «Тронка»); Г. Тютюнник («Водоворот»); 3. Туловище («В степи бескрайним за Уралом»).

Лиро-эпической, поэтической форме письма обозначены произведения Олеся Гончара (1918-1995). Для писателя-фронтовика тема войны стала одной из ведущих, к которой он неоднократно обращался на разных этапах жизни: трилогия «Знаменосцы» (1946 - 1948), роман «Человек и оружие» (1960). В романе «Тронка» (1963) автор обращается к теме преемственности поколений, соотношение рационализма современной научно-технической суток с общечеловеческими ценностями. Гостропроблемний роман «Собор» (1968) был подвергнут уничтожающей критике и изъято из литературного процесса на 20 лет (второй роман опубликован в 1987 г.). В этом произведении автор поднимает философские, моральные, экологические проблемы сохранения национальных культурных ценностей. Гуманизм, за жизнь самыми высокими моральными законами - черты героев других произведений О. Гончара («Циклон», «Твоя заря», «Черный яр»).

Идеи и настроения целого поколения выразили молодые талантливые писатели-шестидесятники - В. Симоненко, И. Драч, Б. Олийнык, Д. Павлычко, Лина Костенко, В. Коротич, Есть. Гуцало, Ю. Щербак, Г. Замятин, P. Федоров и др. Для творчества молодых поэтов и прозаиков характерна проблема исторической памяти, преемственности поколений, отражение правды жизни, интерес к человеческой личности.

Глубоко патриотичный, социально заостренная, публицистически наснажена творчество поэта В. Симоненко (1935-1963), сборники «Тишина и гром», «Земное притяжение», «Поэзии». Произведения В. Симоненко четко свидетельствовали о его идейно-эстетическую позицию настоящего патриота, что болеет за судьбу своей земли («Ты знаешь, что ты - человек...», «Задивляюсь в твои зрачки», «Где вы сейчас, палачи моего народа?..». Как острая сатира на советскую действительность воспринимается один из лучших произведений поэта - «Сказка о Обманывала». Молодой поэт, жизнь которого оборвалась так рано, оставил образцы пейзажной лирики («Зимний вечер», «Степь», «Уже день кажется седым и бессильным»).

Одним из признанных мастеров поэтического слова Украины второй половины XX в. является Бы. Олейник (1935 г.р.), что рассуждает в своих сочинениях о проблеме поколений, историческую память и место человека в жизни («Урок»), поэтизирует простых тружеников («Дядя Яков», «Формула», «О храбрость»). Творчество Бы. Олийныка не обошла типична для советского времени политизация и пропагандистский стиль («Кредо», «Мавзолей Владимира Ленина»). К образу матери обращается поэт в цикле «Седые солнце мое», состоящий из девяти стихов. Нежный и трепетный образ матери, простой сельской труженицы, воспринимается как символ жизни, нежности и добра. Поэма «Семь» обращается к событий чернобыльской катастрофы.

В 60-е гг. в литературный процесс И влился. Драч (1936 г.р.) - поэт, переводчик, киносценарист, общественный деятель, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко и Государственной премии СССР. Вот Сборникам И. Драча «Подсолнух», «Протуберанцы сердца», «Баллады будней», «Поэзии», «К истокам», «Корни и крона», «Киевское небо», «Сабля и платок», «Теліженці», «Храм солнца», «Духовный меч» присущи метафоричность, максимализм, символизация, тема ответственности художника, назначении поэта и поэзии. В поэме «Чернобыльская мадонна» (1987) И. Драч размышляет над проблемами общенародной трагедии, представшая после катастрофы на ЧАЭС.

Трагически сложилась судьба Василия Стуса (1938-1985), который откровенно и последовательно выступал против советской тоталитарной системы, был дважды осужден за свои политические убеждения и умер в заточении. За рубежом были опубликованы сборники его стихов: «Зимние деревья» (1970), «Свеча в свичаде» (1977), «Палимпсесты» (1986). Уже после смерти поэта увидела свет на Родине сборник «Дорога боли» (1990). Произведения поэта проникнуты глубинными философскими размышлениями о судьбе человека, своего родного народа, от которого он был оторван.

В конце 80-х - начале 90-х гг. в Украине происходят процессы демократизации и обновления, когда художники получили возможность выйти за рамки социалистического реализма, расширяют тематические и стилевые горизонты нашей литературы, ориентируясь на западноевропейский модерн (Ю. Андрухович, В. Бедняга, Б. Жолдак, О. Забужко, О. Ульяненко, Есть. Пашковский и т.п.).

Немалое количество украинских писателей в разное время оказалась за границей. Лишь в последние десятилетия их творчество была привлечена к всеукраинского литературного процесса и опубликована на Родине (Есть. Маланюк, В. Барка, И. Багровый, В. Самчук и др.). Ведущей темой творчества Есть. Маланюка (1897 - 1968) стала Украина, проблемы ее государственности. На всю жизнь оторванный от родной земли, он всегда оставался патриотом, что верил в свой народ, его творческие силы, способность создать независимое государство (сборники «Стилет и стилос», «Земная Мадонна», «Последняя весна»).

Одним из величайших прозаиков, что творил по рубежом, был Улас Самчук (1905-1987), который в предисловии к одной из своих произведений писал: «Хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю». Он автор двух романов-трилогий «Волынь» (1928-1937) и «Ост» (1948-1982), где изображает панораму общественных изменений в Украине в XX ст. Роман «Мария» (1933) посвящен трагедии голодомора 1932-1933 гг. в Украине.

Украинская литература XX в. всегда прислушалась к общественным проблемам своего времени.

В 60-90-х гг. XX в. украинский язык вытеснялся из театров, а украинский репертуар сокращался. Ведущая роль в это время принадлежала театром оперы и балета в Киеве и Львове, драматическим театрам им. И. Франко и им. Леси Украинки в Киеве, драматическому театру им. М. Заньковецкой во Львове. Выдающиеся украинские режиссеры и актеры С. Данченко, И. Молостова, А. Новиков В. Дальский, Есть. Пономаренко, Г. Заднепровский, В. Заклунная, Н. Копержинская, П. Куманченко, О. Кусенко, Ю. Мажуга, А. Роговцева, М. Рушковский, Б. Ступка и другие продолжали развивать лучшие традиции своих предшественников.

Процесс развития украинской музыки во второй половине XX в. характеризуется совершенствованием всех ее жанров (Г. Майборода, П. Майборода, А. Кос-Анатольский, И. Шамо, О. Билаш). Новаторская музыка В. Сильвестрова и Л. Грабовского звучала на международных фестивалях. Развивается хоровая (Леся Дычко) и симфоническая музыка (Есть. Станкович, Г. Скорик).

Во второй половине XX в. продолжает развиваться архитектура.

В послевоенное время усилия архитекторов были направленные на восстановление уничтоженного немецко-фашистскими оккупантами. Сразу после освобождения Киева было обявлено конкурс на лучший проект восстановления Крещатика. Архитекторы О. Власов, А. Добровольский В. Єлізаров, Б. Приймак, О. Заваров, О. Малиновский, проект которых был воплощен в жизнь, решили сделать главную магистраль столицы многофункциональной, сосредоточив с левой стороны разнообразные учреждения, а с правой - жилую застройку. В застройке преобладают Крещатика элементы классицизма с сочетанием рис народного прикладного искусства (керамический декор). Большие восстановительные работы были проведены в Севастополе, Полтаве, Харькове, Днепропетровске, Киеве, других городах и селах Украины.

В послевоенный период создаются типовые проекты жилых домов и общественных зданий, вводятся новые строительные материалы (залізнобетонні конструкции, шлако - и гіпсоблоки, бетон, облицьовувальна плитка и т.п.).

В 50-е гг. архитекторы обращаются к традиций классической архитектуры (речной вокзал в Киеве, 1961, p. архитектор В. Гопкало, В. Ладный, Г. Скуцький; кинотеатр «Киев», 1952, p. архитектор В. Чуприна, О. Таций и др.; театр в Полтаве, 1957, p. архитектор О. Малышенко и др.). Иногда модернизация классики была неудачной, что приводило к чрезмерной помпезности сооружений.

В 60-х гг. был взят курс на создание домостроительной индустрии, на переход к индустриальных методов крупнопанельного строительства с целью максимально удешевить строительство и обеспечить граждан жильем и необходимыми бытовыми, культурно-образовательными, лечебными сооружениями. Последовательно обращалось внимание на функциональное и эстетическое улучшение жилья (шумозащитное планирования, дома с квартирами в двух уровнях, использование монолитного железобетона). Типовые проекты жилых домов использованы при сооружении жилых массивов Русановка (1961-1974, pp. архитектор В. Ладный, Г. Кульчицкий); Оболонь (1974-1985, архитектор Г. Слуцкий и др.); Троещина (1980-1985, архитектор. Гречина, В. Суворов и др.) в Киеве; Солнечный (1970-1980, архитектор О. Хавкин и др.) в Днепропетровске; Серебристый (1974-1980, архитектор 3. Подлесный и др.) во Львове.

При возведении общественных сооружений архитекторы ищут новые художественно-функциональные решения, используя возможности таких строительных материалов, как стекло, металл, бетон. По-новаторски воспринимались в 60-х гг. Дворец спорта в Киеве (1958-1960, архитекторы М. Гречина, О. Заваров), универмаг «Украина» (1960 - 1966, архитектор И. Гомоляка) со сплошными остекленными фасадами, отсутствием декора, простой композицией.

Большой художественно-образной выразительности достигла архитектор Есть. Маринченко при строительстве дворца «Украина» в Киеве. Сооружение воспринимается динамической благодаря вертикальным пілонам и выгнутой дуге фасада.

Примером умелого сочетания архитектуры и скульптуры является постройка Дома художника в Киеве (1977, архитекторы А. Добровольский, А. Макухіна), украшенная бронзовыми статуями муз (скульптор В. Бородай).

В 70-80-х гг. реконструируются и создаются новые (в современных формах, с использованием новейших строительных технологий и материалов) корпуса высших учебных заведений: комплекс Киевского национального университета им. Т. Шевченко (1972-1985, архитекторы В. Ладный, Л. Коломиец и др.; Донецкого университета (1973-1978, архитекторы В. Бучек, Г. Павлов и др.); учебный корпус Львовского политехнического института (1964-1972, архитекторы Г. Липкая и др.). В настоящее время высотные сооружения, в частности, отели («Лыбидь» (1971), «Русь» (1976-1979) выполняли роль вертикальных доминант.

В последние годы проблема обостряется органического сочетания старой застройки с новой, которая, к сожалению, часто диссонирует с историческими памятниками. Развивается не только строящееся скоростными индустриальными методами высотное жилищное строительство, но и малоэтажная коттеджная застройка. Перед современными архитекторами стоит сложная задача сохранение архитектурной среды, что уже сформировалось, тактичное дополнения его современными сооружениями.

Художники и скульпторы второй половины XX века. пытались выйти за пределы официального творческого метода - социалистического реализма, развивали традиции украинского народного живописи. Плодотворно работают художники В. Касиян, Г. Глущенко (ил. 13), М. Дерегус, Т. Голембієвська. Новаторскими поисками, философским осмыслением явлений отмечаются полотна Т. Яблонской («Хлеб», «Весна», «Тишина», «Май», «Свадьба» (ил. 12). Значительных успехов достигли народные художницы Г. Собачко-Шостак, Г. Приймаченко, К. Билокур, которые работали в жанре народной декоративной росписи.

Во времена перестройки до читателя вернулись сотни имен репрессированных ранее художников, чье творчество была запрещена и забыта. В Украине становится известной творчество представителей диаспоры Есть. Маланюка («Стилет и стилос», «Земная Мадонна»), И. Багряного («Гефсиманский Сад»), В. Барки («Апостолы», «Белый свет»), В. Самчука («Волынь», «Мария»). Перебудовчим процессам в Украине способствовала деятельность Союза писателей Украины и общественной организации «Народный рух Украины за перестройку», возглавляемой поэтом И. Драчом. Значительным демократическим завоеванием этого времени было принятие закона «О языках в Украинской ССР» (1989), что провозглашал украинский язык государственным и был направлен на обеспечение ее всестороннего развития. Тогда же к Конституции УССР было внесено изменение о предоставлении русскому языку статуса государственного.

В начале 90-х гг. в Украине утвердилось осознание необходимости демократических социокультурных изменений.

После провозглашения независимости 24 августа 1991 г. начинается развитие самостоятельного государства и проводится формирование собственной культурной политики, направленной на обеспечение свободного развития национальной культуры и сохранение культурного наследия. Государство формирует законодательную базу, которая могла бы обеспечить развитие культуры и свободный доступ всех граждан к ее достижений. Так, в 1992 г. Верховная Рада приняла «Основы законодательства Украины о культуре», где были задекларированы основные принципы государственной политики в области культуры, направленные на возрождение и развитие украинской культуры нации и культуры национальных меньшинств, обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, реализацию прав граждан на доступ к культурных ценностей, создание материальных и финансовых условий развития культуры. В «Основах» указанные приоритеты в развитии культуры, права и обязанности граждан в сфере культуры, регламентирована деятельность в этой сфере; в том числе профессиональная творческая деятельность, международные культурные связи.

В разделе IV «Основ законодательства о культуру» речь идет о финансировании и материально-техническое обеспечение культуры, в частности, ст. 23 предусматривает, что государство гарантирует необходимость ассигнований на развитие культуры в размере не менее восьми процентов от национального дохода Украины. Предусматриваются также формы негосударственного финансирование этой сферы.

Конституция Украины (1996 г.) подтвердила зафиксирован предварительным законодательными актами принцип украинской государственности языка (ст. 10), провозгласила гарантии и свободы в области литературной, художественной, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности и авторских прав (ст. 54). В этой же статье указано, что культурное наследие охраняется законом, а государство заботится о сохранении исторических памятников и возвращение в Украину культурных ценностей, находящихся за ее пределами. За последнее десятилетие принято также другие законодательные акты, регулирующие правоотношения в сфере образования, музейного и библиотечного дела, кинематографии, деятельности творческих союзов, способствуют реформированию их деятельности. Работу над созданием нормативно-правовой базы культуры следует продолжать.

К сожалению, финансово-экономические проблемы последнего времени не дают возможности финансировать сферу культуры в полном объеме, так, как это предусмотрено действующим законодательством Украины. За отсутствия надлежащего государственного финансирования, в Украине создаются другие механизмы материального обеспечения сферы культуры: создаются благотворительные фонды, культурные общества, объединение художников, зарождается деятельность меценатов. Однако пока что это не может заменить полноценного государственного финансирования. В этих условиях происходит коммерциализация культуры, когда создаются низкопробные, но прибыльные культурные проекты.

Через материальные трудности, особенно в первые годы независимости, сокращалось количество учреждений культуры (прежде всего в сельской местности), а много талантливых художников выезжали за границу в поисках достойного заработка. Затормозилось развитие кинематографии, за последние годы украинские фильмы практически не снимаются, а технические мощности отечественных киностудий используются для съемок рекламы и видеоклипов. Не лучшие времена переживает книгоиздательство - большинство изданий на полках книжных магазинов русскоязычные, к тому же отпечатанные за пределами Украины.

Еще одна проблема современной украинской культурной сферы - переполнение культурного пространства образцами зарубежной массовой культуры (кинематографическая продукция, музыка, телевидение, литературные произведения и т.п.). Эти далеко не самые лучшие произведения масскультуры вытесняют национальную культуру из активного употребления, особенно в молодежной среде.

Несмотря на определенные кризисные явления, все же в развитию культуры намечаются определенные сдвиги. Так, большое внимание государство уделяет развитию образования. Приняты национальная программа «Образование Украины в XXI ст.», Закон Украины «Об образовании», предусматривающие демократизацию и гуманитаризацию образования.



Назад