Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Абсолютизм - абсолютная, неограниченное форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху - императору, королю, царь.

Абстракционизм (лат. abstractus - уединенный, оторванный) - направление в модернистскому искусстве XX ст., что полностью отказывается от реалистического изображения предметов и явлений.

Авангардизм (фр. avante-garde - передовой отряд) - обобщающий термин для обозначения новаторских направлений в художественной культуре XX ст., для которых характерен поиск новых, нетрадиционных средств выражения.

Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания объективного мира и его закономерностей.

Акватинта (от итал. acquatinta; от лат. aqua - вода и tinto - окраска). Технический вид углубленной гравюры на металле, что основывается на пищеварении азотной кислотой, покрытой тонким слоем кислотостойкого почвы металлической пластинки, на которую было нанесено иглой рисунок. Техникой акватинти художник пытается достичь на бумаге впечатление размытого рисунка тушью или акварелью.

Акведук - арочный мост с лотком или трубой, которым пропускали водовод через реки, дороги, овраги.

Акмеизм (гр. акте - вершина, расцвет, высшая степень чего-либо) - модернистское течение в русской поэзии начала XX века. Акмеїсти провозгласили отход от символизма с его мистицизмом, зашифрованной многозначностью слова, стремлением вернуться к миру реальности. Для поэтов-акмеистам характерна философская проблематика и отказ от социальных проблем.

Аллегория (гр. - иносказание) - поэтическое высказывание с переносным значением, в котором абстрактное понятие или суждения передается через конкретный художественный образ.

Алхимия (араб, аль кімія) - название донаукової химии, в основе которой лежала ошибочная идея о возможности превращать неблагородные металлы в золото и серебро с помощью «философского камня». Идея зародилась в Китае, Индии, Єгипті, но распространение получила в Западной Европе благодаря господству идеалистической философии.

Амфитеатр - 1) в древнегреческом театре места, расположенные полукругом на склонах холмов; 2) древнеримская здание для зрелищ эллиптической формы с ареной посредине, вокруг которой уступами вверх размещены места для зрителей.

Ансамбль (франц. ensemble, букв. - вместе) - в архитектуре и градостроительстве - гармоническое единство сооружений, произведений монументально-декоративного искусства, зеленых насаждений; целостность пространственной композиции, пропорциональность соотношений частей и целого; силуэт, пластика, цвет.

Ансамбль - в архитектуре и градостроительстве - гармоническое единство сооружений, произведений монументально-декоративного искусства и зеленых насаждений.

Антаблемент - верхняя часть сооружения, что опирается на колонны.

Античное искусство (от лат. antiquus - древний) - название древнегреческого и древнеримского искусства; возникла в эпоху Возрождения.

Антропоцентризм - философский принцип, согласно которому человек является центром Вселенной и высшей целью всех событий, происходящих в мире.

Анфилада - ряд прямолинейно расположенных смежных комнат, соединенных дверью или открытыми арками, размещенные по одной оси.

Апологет - защитник, защитник кого -, чего-либо.

Апсида (гр. - свод) - выступление сооружения, полукруглый, прямоугольный, многоугольный в плане, перекрыт півкуполом или замкнутый півсклепінням. Применяется в христианских храмах.

Аристократия (гр. господства лучших) - 1) форма государственной власти, когда власть имеет наивысший состояние; 2) шляхетчина - название богатого и родовитого состояния в феодальных и буржуазных государствах, имеет различные родовые привилегии; 3) переносно - аристократ таланта, богатства и т.д.

Арістотелізм - философское учение. Основоположником его был древнегреческий философ Аристотель. Предметом науки А. считал общее, то, что постигается умом. В целом, по мнению Аристотеля, существует только в чувственно сприйманому единичном и познается через него. Критикуя теорию идей Платона (см. Платонизм), за которой реально существуют лишь общие идеи, а конкретные вещи тенями идей, Аристотель считал сущностью конкретные вещи, а понятие - их отображениями. По его учению, конкретные вещи первой сущностью, а понятие (роды и виды) - второй. Его философии присуща стихийная диалектика, в ней значительное место занимает учение о становлении. А признавал четыре принципы сущего: форму, благодаря которой данная вещь является именно такой; материю, или пассивную возможность бытия вещи; побудительную причину; цель. Первоисточником движения А. признавал «форму форм» - Бога. А. подчеркивал совпадение форм мышления с формами бытия. За этикой А., высшими благами человека есть мудрость и доблесть, а также физическое здоровье и счастливая судьба; достичь блага человек может благодаря присущей ей умственной деятельности. Философия А. имела влияние на дальнейшее развитие философской мысли. В эпоху Средневековья учение А. стало основой схоластики.

Арка - криволинейная перекрытия проемов в стене (окон, дверей, ворот) или пролетов между опорами - столбами, колоннами, пилонами.

Аркада (фр. arcade, итал. areata) - ряд одинаковых по форме и размерам арок, опирающихся на столбы или колонны. Применяют преимущественно при сооружении открытых галерей.

Аркбутан (фр. arc-boutant) - внешняя опорная каменная или кирпичная напіварка, что передает горизонт, распор от свода на внешние стены и контрфорсы.

Архитектура - 1) строительное искусство, проектирование и строительство сооружений; 2) художественный характер сооружения.

Архитектурные ордера - система архитектурных средств и приемов композиции, что выражается в определенной структурой и художественно-образным выражением составных частей стоечная-балочной конструкции здания. Основные разновидности А. о. - дорический, ионический, коринфский. А. о. состоит из трех основных частей: колонны, ее подножия - стилобата и антаблемента, что опирается на колонну. Колонна (кроме дорической) имеет базу и завершается капителью. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - главная балка, которая перекрывает прогон между колоннами; нижняя часть антаблемента.

Аскетизм - 1) образ жизни, который заключается в добровольном отказе от жизненных благ и удовольствий, крайнем ограничении жизненных потребностей; 2) религиозное подвижничество; 3) учение и практический метод достижения морального совершенства путем саморегуляции человеком своих телесных потребностей, ограничение и подавление чувственных влечений и желаний.

Б

База - основа колонны, столба или пилястры.

Базилика (гр. - царский дом, дворец) - вытянутая прямоугольное в плане сооружение, разделенное на протяжении колоннами на С-5 частей - нефов. Средний неф выше боковых. В форме базилики строили христианские храмы.

Баптистерий - крещальня, помещения для совершения обряда крещения. Часто Бы. - отдельная постройка, круглая или многогранная в плане, перекрытая куполом.

Барельеф - вид скульптуры, в которой выпуклая часть изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Барокко (от итал. вагоссо - причудливый, причудливый) - один из ведущих художественных стилей конца XVI - середины XVIII в. Возник в Италии, постепенно распространился в других странах Европы и Латинской Америке. Искусству барокко присущи величие, великолепие, динамика, патетическая возвышенность, интенсивность чувств, страсть к эффективных зрелищ, сочетание иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени.

Боди-арт (англ. body-art - искусство тела) - один из модернистских направлений, представители которого рассматривают собственное тело как материал и объект художественного творчества, разрисовывают его, делают надрезы, прибегают к демонстрации различных поз.

Бюст - погрудне, преимущественно портретное изображение человека в круглой скульпт-туре.

В

Ваганты (от лат. vegans - блуждающий) - в XII-XIV вв. странствующие актеры стран Западной Европы, что выполняли антиклерикальные песни и представления.

Варвары - 1) у древних греков и римлян название чужеземцев; 2) переносно - жестокие, грубые люди, разрушители культурных ценностей.

Вертеп - 1) пещера; 2) разбойничье, мошенническое гнездо; 3) название старинного украинского странствующего кукольного театра, где рядом с рождественской мистерией выставляли и сценки из народной жизни.

Алтарь - 1) жертвенник, место для жертвоприношений; 2) главное место в христианском храме, расположено в его восточной части и уединенное алтарной перегородкой.

Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Renascimento) - эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы (в Италии XIV-XVI ст., в других странах - конец XV-XVI вв.). Различают Раннее В. (XV ст.), Высокое В. (конец XV-первая четверть XVI в.), Позднее В. (вторая - третья четверть XVI ст.). Термин «В.» ввел итальянец Дж. Вазари в XVI в. на определение связи с античным наследием.

Вилла - загородный дом с садом или парком.

Витраж (фр. vitrage - оконное стекло) - произведение монументально-декоративного искусства из цветного и бесцветного стекла, на которое наносится рисунок специальными красками, гравировкой или витравлюванням. Кусочки монтируются с помощью двутавровых балок, что спаюються оловом в единую сюжетную композицию.

Г

Галерея - 1) длинные крытое помещение, одну из продольных стен которого заменяют колонны, столбы или балюстрада; 2) удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.

Гармония - стройная согласованность частей и целого.

Genesis - происхождение, возникновение, становление, зарождение, развитие.

Гильдии - сословные союза купцов.

Гиперреализм (от гипер - повышение, избыточность и реализм) - течение в изобразительном искусстве США и Европы, представители которой пытаются тщательно копировать фотографии с помощью живописных и графических средств.

Горельеф - вид скульптуры, высокий рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Готика (от итал. gotico. букв. - готский, от названия германского племени готов); готический стиль - художественный стиль, который стал завершающим этапом развития средневекового искусства стран Западной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Зародился в Северной Франции. Готическое искусство преимущественно культовое по назначению и религиозное по тематике. Особое место в искусстве Г. занимает собор - высокий образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Готический собор - это, как правило, 3-5-нефна базилика с поперечным нефом-трансептом. Основным видом изобразительного искусства Г. является скульптура, которая приобрела глубокого идейно-художественного содержания и развитых пластических форм. Разнообразная тематика витражей, что декорировали оконные проемы готических храмов. В поздний Г. получили распространение скульптурные алтаре в интерьерах, где объединены деревянная раскрашенная и позолоченная скульптура и темперный живопись на деревянных досках. В эпоху Г. достигли расцвета книжная миниатюра и декоративное искусство, связанные с высоким уровнем цехового ремесла.

Гравюра (от фр. gravure; graver - вырезать). В графическом искусстве отдельный вид творчества. Гравюрой называют отпечаток на бумаге с доски, на которой был вырезан (награвірований) рисунок. Гравюра есть оригинальное и репродукционная. Оригинальной является гравюра, выполненная в целом художником от начала и до конца, включая обработку доски. Репродукционная гравюра (появилась в Европе в конце XV ст.) воспроизводит оригиналы живописи и т.д. Делится на станковую, рассчитанную на самостоятельное существование, и книжно-журнальную как ілюстраційну. Существует много разновидностей гравюрної техники: резцовая гравюра, офорт, сухая игла, меццо-тинто, мягкий лак, акватинта, манера карандаша, резерваж, лавис, ксилография, линогравюра, гравюра на камни и различных пластинках. Основные материалы для гравюры на металле - сталь, медь, цинк, для гравюры на дереве - самшит, пальма, граб, груша.

Грамматика - 1) строение языка; 2) часть лингвистики, изучающий строение языка.

Графика - вид изобразительного искусства, основным зображальним средством которого является рисунок, выполненный на бумаге, ткани и т.д карандашом, пером, кистью, углем или отраженный на бумаге со специально подготовленной формы.

Граффити (итал. graffiti - видряпини) - надписи и рисунки, нацарапанные на стенах и архитектурных деталях древних зданий, а также на посуде и других предметах.

Гробница - архитектурное сооружение, содержащий тело умершего и увековечивает его память.

Гугеноти - протестанты-кальвинисты во Франции XVI-XVIII ст.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) - идейное направление культуры эпохи Возрождения, что утверждал право человека на земное счастье, боролся за освобождение науки и человеческой личности от ограничений схоластики.

Д

Дадаизм (фр. dadaisme, от dada - детский конек, переносно - детский лепет) - модернистское течение в литературе и изобразительном искусстве Западной Европы начала XX ст. Характерные черты дадаизма: антиестетизм, умышленный примитивизм. Дадаизм - предшественник сюрреализма.

Деизм - 1) идеалистическое учение, которое признает Бога первопричиной мира, но отрицает его вмешательства в явлениях природы и общественной жизни; 2) форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения.

Декоративное искусство - отрасль пластических искусств, произведения которого, наряду с архитектурой, предоставляют материальном среде обитания человека художественных, эстетических качеств. Д. м. делится на непосредственно связано с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, рельефов, статуй, витражей, мозаики, украшающие фасады и интер 'карьеры, а также парковой скульптуры и декоративно-бытовое искусство (создание художественных изделий, предназначенных преимущественно для быта).

Демиург - {аллегорически) создатель.

Диктатура - неограниченная власть, которая опирается на силу.

Догмат - основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признано как неоспоримая истина, вечная и неизменная, которая не подлежит критике.

Додекафония (с гр. - дванадцятизвуччя) - техника композиций, основанная на применении всех 12 равноправных, функциональных независимых тонов хроматической гаммы. Звуковым материалом оперируют так, чтобы ни один звук не повторялся, что часто приводит к бессодержательному хаотичного звучания.

Дорический ордер - один из трех греческих архитектурных ордеров; обозначается простотой и массивностью отделка. Происходит от названия древнегреческого области Доріди. В Д. о. отсутствует база в колонны, он имеет простую форму капители, а также триглифы и метопы в фризе.

Е

Экзальтация - чрезмерное увлечение нечто, возбуждение под влиянием кого-чего, увлеченность, восторг, возбуждение, воодушевление, взрыв эмоций.

Экзистенциализм (лат. existentia - существование, бытие): 1. Идеалистическая философское течение, которое отрицает объективность бытия, считает реальным лишь существование человека и его переживаний, твердит про бессмысленность жизни, ненадобностью общественной деятельности. 2. Текущий литературного модернизма. Возникла в предвоенные годы, распространилась во время и после Второй мировой войны. Характерные черты: субъективизм, индивидуализм, пессимизм, отрицание любого насилия.

Экспансия - захвата государствами и монополистическими объединениями чужих территорий, рынков, источников сырья, экономическое и политическое порабощения других стран.

Экспрессионизм (фр. expression - выразительность, выражения) - направление в европейской литературе и искусстве первых десятилетий XX в. Главным в експресіонізмі провозглашалось выражения субъективных представлений художника, что обусловило влечение к иррациональности, обостренной эмоциональности и гротеска.

Экспрессия - выразительность, подчеркнутое выявления чувств, переживаний.

Эмпиризм - 1) направление в философии, который единственным источником познания считает восприятие и опыт, а значение теоретических обобщений и логического мышления недооценивает или вовсе отрицает; 2) склонность к практической деятельности в ущерб теоретическим обобщением.

Эпиграмма (гр. - надпись) - короткое стихотворение сатирического насмешлива содержания, в основном направлен против какой-либо лица.

Эпистолярное творчество (гр. - послание, письмо) - форма изложения, когда произведение написано в форме переписки персонажей или послания, а также частная переписка как источник по истории.

Эскиз - предварительный набросок чертежи, картины и т.д.

Этика - 1) наука, изучающая мораль; 2) нормы поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы.

Этюд - в изобразительном искусстве - первоначальный вспомогательный рисунок, выполненный с натуры, для будущего произведения.

Есть

Евангелия («благовествование», часть Библии) - так называются четыре церковные книги, повествующие о жизни Христа. События, описанные в этих книгах, легендарного характера, которых много в восточных народов.

Же

Живопись - вид изобразительного искусства, художественное изображение видимого мира красками на любой поверхности (холсте, дереве, бумаге и т.п.). Цвет является важнейшим зображальним и эмоциональным средством Ж. делится на монументальный, станковая, театрально-декорационный и миниатюру. Же делится на жанры: бытовой, исторический, батальная, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический. Техника Же. (наложения красок, закрепления на поверхности) разнообразна. Наиболее распространены: масляные краски, клеевые, темпера. В монументальном Ж. применяют фреска, мозаика, витраж, в станковом рядом с маслом - акварель, гуашь, пастель.

Замок - укрепленное жилище феодала, оборонный объект. В XIII-XIV ст. 3. превращается в сложные комплексы сооружений и наконец - на дворцовые ансамбли.

I

Идеализация - приписывание кому, почему идеальных свойств; склонность считать кого, нечто лучше, чем есть в действительности.

Иерархия (гр. - священный и власть) - разделение на высшие и низшие должности, чины, социальные группы в зависимости от их общественного и имущественного состояния. Порядок подчиненности низших лиц по образом, постом выше.

Иконоборчество - религиозно-политическое движение VIII-IX веке в Византии, направленный против почитания икон, мощей и других предметов культа.

Иконография (гр. изображения и рисую, пишу) - строго установлена система изображения любых персонажей или сюжетных сцен.

Интерьер - внутреннее пространство здания, помещения.

Ионический ордер - один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и столбом, которые прорезаны вертикальными желобками. И. о. завершается капителью, что имеет два крупные завитки. Характеризуется легкостью пропорций и богатым декором всех частей по сравнению с дорическим ордером.

Ирония - скрытая насмешка, специально «одета» в форму положительной характеристики или восхваления.

К

Кантата - большое музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера для хора, солиста и оркестра.

Капелла - в архитектуре - небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещение хористов и др. Располагались К. в храмах, боковых нефах или вокруг хора. Строились также К., стоявшие отдельно.

Капитель - верхняя часть колонны, пилястры или столба, на которую опирается бал-ка или архитрав. К. получили детальную разработку в античных архитектурных ордерах.

Карниз - горизонтальный выступ на стене, который поддерживает крышу (покрытия) сооружения и защищает стену от воды, стекающей; имеет также декоративное значение. К. бывает верхней, венчающий, например, в антаблементе, и промежуточный.

Катехизис - церковно-учебное пособие, что в форме вопросов и ответов излагает основные догматы православной, католической или протестантской церкви.

Кватроченто (итал. quattrocento - четыреста) - итальянское название XV ст., которое было периодом раннего Возрождения в итальянской культуре.

Кириллица - один из двух древнеславянских алфавитов (второй - глаголица), названный по имени Кирилла - одного из просветителей славян, проповедников православия, братьев Кирилла и Мефодия. Создан на основе греческого алфавита с добавлением нескольких букв.

Кинетическое искусство (гр. kinemos - двигательный, движущий) - направление в западном искусстве 50-60-х гг. XX ст. Представители этого направления пытались создавать подвижные конструкции, прибегали к мировых эффектов.

Киноискусство - искусство воспроизведения на экране изображений, которые вызывают впечатление реальной действительности.

Китч (нем. Kitsch - дешевая продукция, безвкусица, verkitschen - дешево продавать) - направление в современной культуре, рассчитанный на массового потребителя, что характеризуется примитивностью проекту, розважальністю; массовая продукция, безвкусная и рассчитана на внешний эффект.

Классицизм - одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVII-XVIII ст., образцом для которого было классическое древнегреческое и древнеримское искусство.

Клерикализм - политическое направление, что стремится усилить влияние церкви на общественно-политическую и культурную жизнь страны.

Колонна - вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент сооружения несущей конструкции и т.д. Состоит из базы, ствола и капители.

Колорит - 1) гармоничное сочетание цветов и их оттенков в произведении живописи; 2) характерная особенность художественного произведения, а также эпохи, местности и т. д.

Композиция - построение художественного произведения, обусловлена содержанием, характером и назначением.

Контрреформация - религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII ст., организован и возглавлен папством против Реформации.

Контрфорс (фр. contre-force - противодействующая сила) - вертикальный выступ стены, предназначенный для увеличения ее прочности и устойчивости. Элемент готической конструкции.

Концептуализм (лат. - мысль) - направление в средневековом номіналізмі, представители которого доказывали, что общие понятия, так называемые универсалы', реально не существуют - они являются лишь общими понятиями.

Концептуальное искусство - одна из течений авангардизма, что рассматривает художественное произведение как средство демонстрации идей, понятий, концепций. Его представители отказываются от создания традиционного художественного произведения и обращаются к концептуальных объектов, выступающих в форме идей или проектов и сопровождаются надписями, текстами, другими позаестетичними средствами.

Коринфский ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанными желобками, и пышной капителью, состоящий из нарядного резного узора листьев аканта, окаймленного небольшими завитками. К. о. - нарядный и торжественный ордер. Название К. о. происходит от названия древнего города Коринфа.

Корчага - в Киевской Руси X-XII вв. большая глиняная посудина с приплюснутым, круглым или острым дном, узким горлышком и двумя ручками. Использовалась для хранения зерна и жидкостей.

Космография (гр. - описание мира) - описание Вселенной в книгах, сведения по астрономии, метеорологии, географии и геологии.

Кубизм (фр. cubisme, от cube - куб) - модернистское течение в западноевропейском изобразительном искусстве начала XX ст., представители которой изображали реальный мир в виде комбинаций геометрических форм (куба, шара, цилиндра, конуса и т.п.) и деформированных фигур.

Купол - пространственное покрытия зданий, сооружений, что перекрывает круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения.

Куртуазное литература (от фр. - вежливый, любезный) - придворно-рыцарская литература во Франции и Германии, направленная своим содержанием против аскетической церковной литературы. Воспевала рыцарское любовь, служение даме, приключения и подвиги рыцарей.

Л

Либретто - 1) словесный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты и т.п.); 2) план сценария балета или кинофильма; 3) краткое изложение содержания оперы, балета, который обычно выдается отдельной книжечкой.

Лоджия - 1) помещение в доме, открытое с фасадной стороны и ограждено парапетом или решеткой; 2) отдельное здание галерейного типа.

Локальный цвет - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе в результате действия освещения и воздушной среды.

М

Маньеризм (итал. manierismo, буквально капризность, вычурность) - стилевое течение XVI - начала XVII в. в европейской литературе и изобразительном искусстве, которая отразила кризис гуманистической культуры Возрождения. Для нее характерны экзальтация и гіперболізм, субъективизм, усложненность, искажение пропорций.

Массовая культура - направление в культуре второй половины XX в., рассчитан на доступность широким слоям населения, понижен уровень восприятия, развлекательность.

Метопа - прямоугольная каменная плита, часто украшена рельефными изображениями; входит в фриз дорического ордера.

Меценат - 1), римский политический деятель И в. до н. э., прославившийся покровительство поэтам и художникам; 2) переносно-богатый покровитель наук и искусств.

Искусство - 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-вжиткове искусство, музыка, танец, театр, кино и другие виды деятельности человека, объединяемые как художественно-образные формы отражения действительности; способ выявления творческого потенциала личности и удовлетворение эстетических потребностей; 2) в узком смысле - изобразительное искусство; 3) высокая степень обнаружения мастерства в любой сфере деятельности.

Мимикрия - 1) сходство одних животных или растительных организмов к другим или к предметам окружающей среды с целью самосохранения; 2) беспринципное приспособления к окружению, к условиям жизни.

Миниатюра - произведение изобразительного искусства небольшого размера, что требует сложной техники исполнения. К М. относятся книжные иллюстрации и небольшое портретное изображение, выполненное эмалью, гуашью, акварелью на бумаге, кости, металла, фарфоре.

Минимализм (лат. minimalis - наименьший) одно из направлений в искусстве 60-70-х гг. XX ст., произведения которого лишены внешней декоративности, чаще всего сводятся к использованию простейших геометрических фигур. Минимализм представлен главным образом скульптурой и живописью.

Мистика - религиозно-идеалистические взгляды, которые признают существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними человека.

Мистицизм - религиозно-идеалистическое мировоззрение, основанное на мистике.

Модернизм (фр. moderne - современный, новейший) - обобщающее название художественных направлений XX ст. Модернизма присущ разрыв с идейными и художественными принципами классического искусства, поиск новых художественных форм и выразительных средств.

Монархия - 1) форма правления, при которой высшая государственная власть сосредоточена в руках одного лица - монарха; 2) царство, королевство, цісарство, империя; 3) государство с такой формой правления.

Н

Натурфилософия - система умозрительных представлений о природе. Ограниченность научных знаний о природе Н. пыталась компенсировать философскими размышлениями о ней. Н. возникла еще в античности, когда естественные науки только зарождались и все знания о явлениях природы развивались в рамках философии. В период Средневековья Н. имела преимущественно умозрительный характер. В эпоху Возрождения Н. сыграла большую роль в борьбе против схоластики в естествознании. Натурфілософи того времени развили ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., Д. Бруно выдвинул идею о бесконечности природы и незчисленність миров, входящих в ее состав; Николай Казанский - идею о совпадении противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом).

Натюрморт - изображение неодушевленные, как правило, - предметов домашнего обихода, плодов, цветов, битой дичи.

Неоклассицизм - течение в литературе и искусстве XVIII - начала XX вв., что базировалась на стилизации внешних форм античного искусства, итальянского Возрождения и частично классицизма.

Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, возникший в период упадка Римской империи (III-VI вв.). Это была последняя попытка совместить на основе платонизма различные системы античной философии и использовать их для борьбы с неуклонно растущим христианским монотеизмом. Согласно Н. творцом мира является надчуттєве абстрактное «единое», что может быть воспринято человеком лишь в экстазе. «Единственное» путем излучения, утечки (эманации) выделяет из себя мировой разум (мир идей), мировую душу, природу (чувственный материальный мир). Материальный мир есть нечто иллюзорным, греховным. Целью человека, за Н., есть освобождение от всего телесного, достижение блага («единого») путем экстаза. Н. имел влияние на христианство и средневековую и отчасти мистическую философию нового времени. Во времена Возрождения Н. превратился в один из самых влиятельных философских направлений.

Неореализм - направление в итальянском кино и литературе 40-50-х гг. XX ст. Выдающимися чертами неореализма являются демократизм и гуманизм, внимание к жизни простого человека, наличие документальной основы произведения (принцип верности факта).

Нервюр (фр. - прожилки) - в архитектуре выступающее и профилированное ребро, главным образом готического крестового свода.

Неф, корабль - помещение в виде галереи, вытянутое в плане и отделенное от других помещений рядом арок и колонн. В храмах выделяются главный неф и боковые.

Номинализм (лат. - именной) - направление в средневековой философии, представители которого считали, что реально существуют только отдельные вещи, а общее понятие (универсалы) является лишь именами или именами, что их создало человеческое мышление.

О

Изобразительное искусство - условное название видов пластических искусств: живописи, скульптуры, графики. В отличие от так называемых необразотворчих видов в основе произведений О. м. лежит использование и творческое переосмысление явлений реальной действительности. В зависимости от специфики средств художественного выражения различные виды О. м. воспроизводят такие объективные особенности окружающего мира, как объем, цвет, пространство, материальная форма предметов, световоздушную среду. Кроме фиксации образа непосредственного чувственного восприятия О. м. доступно отображение развития событий во времени, динамичности действия, раскрытие психологического и эмоционального содержания изображаемой ситуации, духовного мира человека.

Оккультизм - мистическое учение, что признает возможность непосредственных контактов с потусторонним миром.

Олигархия - одна из форм государственного правления, при которой политическое и экономическое правления осуществляется небольшой группой лиц.

Оп-арт (англ. op-art, сокращ. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве модернизма 60-х гг. XX ст., что разрабатывает в живописи и графике декоративные эффекты простых геометрических форм, обычно рассчитанных на оптический эффект.

Опера - музыкально-драматическое произведение, сочетающее инструментальную музыку с вокальной, текст и изобразительное искусство, и предназначен для выполнения в театре.

Оратория - большое музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначен для концертного исполнения.

Офорт (фр. eau-forte - жесткая вода), распространенная в графическом искусстве техника глубокой печати. Способ получения изображений с металлической пластинки путем травления азотной кислотой (прочной водой). Офорт выполняется процарапыванием стальной иглой рисунка по граверному почвы, с последующим травлением пластинки с которой изображение печатается на бумагу. Офорт был изобретен на рубеже XV-XVI вв. и используется до настоящего времени.

П

Панегирик (гр. - торжественная речь) - жанр ораторского и поэтического искусства, который возник в Древней Греции. Позже вступил иронического значение за чрезмерное восхваление.

Пантеизм - философско-религиозное учение, по которому Бог является безличным началом, разлитым по всей природе, тождественным с ней или с ее субстанцией. Методологическую основу П. составляли учение о утечки (дуновение) низших сфер бытия с высшей и учение о непосредственное надрозумне познания Бога. Пантеистические идеи были распространены в эпоху Возрождения (Николай Кузанский, Д. Бруно).

Парсуна - (от персона, личность, лицо) - условное название произведений украинского и российского портретной живописи XVII-XVIII ст. Первые парсуны, на которых изображались реальные исторические лица, не отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII ст. П. развивалась по двум направлениям. Первый характеризовался влиянием иконописного начала, второй - влиянием иностранных художников.

Пейзаж - (страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным объектом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые художником виды местности, архитектурных сооружений, городов, морские виды и др.

Перспектива - система способов изображения предметного мира на плоскости в соответствии с закономерностями зрительного восприятия человеком различных предметов. В изобразительном искусстве линейная П. используется для построения иллюзорного пространства на плоскости. В воздушном П. предметы меняют свой цвет, при этом четкость очертаний зависит от расстояния до той плоскости, на которой они изображаются.

Перформанс (англ. performance - исполнение, осуществление) - одно из направлений в модернистскому искусстве. Возник в 60-х гг. XX ст. Состоит из выполнения неких спланированных действий перед публикой. Зрители ограничиваются пассивной ролью, участия в акции не принимают.

Пиктографии (лат. - нарисованный, гр. - пишу) - малюнкове письмо, в котором понятие (идеи) передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных изображений (пиктограмм).

Пилон - массивный столб, подпора сводов, арок, перекрытия мостов.

Пилястра - прямоугольный в плане плоский вертикальный выступ на плоскости стены или мощного столба, что сооружается для усиления несущих конструкций и для композиционного расчленение стены. П. имеет базу, ствол, капитель, то есть те же самые части и пропорции, что и колонна ордера.

Пластические искусства, искусства пространственные - понятие, объединяющее все виды искусства, произведения которых существуют в пространстве. П. м. условно и относительно разделяют на изобразительные и неизобразительные. К изобразительных относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство; к необразотворчих - архитектура, декоративно-бытовое искусство.

Платонизм - направление античной философии. Основатель - древнегреческий философ Платон. Важнейшей частью философии Платона, на которой развился П., было учение о трех главных онтологические субстанции: «единственный», «ум» и «душа». Основой всякого бытия и исходным пунктом любой действительности, по мнению Платона, есть «единое», потому что оно не имеет признаков и частей, начала и конца. Для объяснения бытия П. развил теорию о наличии нетілесних форм вещей, которые он называл «образами» или «идеями», и отождествлял с бытием. «Идеи» Платон противопоставлял небытию, ототожнюваному с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, - порождение «идей» и «материи» и является промежуточным звеном между ними. «Идеи» - вечные, они не возникают и не исчезают, безвідносні, не зависят от пространства и времени. Чувственные, материальные вещи - бренна, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона - учение о «мировую душу», психологии - учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, и о перевоплощении души. Источником познания Платон считал воспоминания бессмертной души человека о мире идей, который она наблюдала до вселения в смертное тело. Первые последователи Платона (Платоновская Академия) не подверглась существенным изменениям его идеи. В дальнейшем последователи П. значительно усилили мистический смысл учения Пла-тонна. С III ст. П. фигурировал преимущественно как неоплатонизм.

Пленэр - (буквально - открытый воздух) - 1) воспроизведение колористического ба-гатства природы в живописи; 2) занятия живописью на открытом воздухе.

Поэтика (гр. - искусство созидания) - отрасль литературоведения, наука об основных закономерностях развития художественной литературы как искусства слова.

Полемика - спор в суде, на диспуте, собрании; столкновение различных взглядов при обсуждении любых научных, политических, литературных и других вопросов.

Полис - город-государство, состоявшей из самого города и прилегающей к нему территории, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции.

Поп-арт (англ. pop art, сокращенно от popular art - популярное искусство) - неоавангардистський направление в 60-х гг. XX ст., что в противовес абстрактному искусству имеет предметный характер. Художники этого направления используют в своих композициях бытовые предметы, промышленные отходы и т.д.

Портал (лат. porta - вход, ворота) - архитектурно выделенный на фасаде вход в большой дом, преимущественно общественного назначения.

Постмодерн (то, что идет после модерна) - направление в современной культуре, который сформировался в 70-х гг. XX ст.

Пропорции - соотношение размеров элементов художественного произведения, а также отдельных элементов всего произведения в целом. Различают архитектурные П. и П., которые используют для изображения человеческого тела и лица.

Проторенесанс - этап в истории итальянского искусства (зародился в XI-XII вв., особенно развился в XIII - начале XIV в.). Предшествовал эпохе Возрождения. Для искусства П. характерно усиление реалистических тенденций, ориентация на античное искусство.

Профилированный - вертикально перерезан.

Пуританізм - 1) в Англии и Шотландии в XVI и XVII вв. - религиозно-политическое движение буржуазии, направленный против абсолютизма и английской церкви; 2) убеждения, взгляды, поведение пуританина; 3) строгое (часто чрезмерное) соблюдения чистоты нравов, высокой нравственности и т.д.

Г

Ракурс - вид различных предметов, фигур, архитектурных форм в перспективе.

Ратуша (польск. ratusz, от нем. rathaus - здание совета) - здание городского самоуправления, в которой предусмотрено зала для заседаний, а также помещения для посетителей.

Рационализм - 1) философское направление, которое утверждает, что разум является решающим источником истинного знания; 2) практическое отношение к жизни.

Реализм (лат. - действительный) - художественный метод в литературе и искусстве, что отражает реальную картину событий, явлений и т.д.

Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Г. может быть самостоятельным произведением скульптуры или частью архитектурной композиции. Его применяют также в декоративных изделиях. С отношением к плоскости фона различают Г. выпуклый {горельеф, барельеф) и углубленный (койланогліф).

Рельеф (фр. - relief) - скульптурное изображение на плоскости.

Ренессанс (фр. Renaissance - Возрождение) - см. Возрождение.

Реформация (лат. reformatio - улучшение, преобразование) - широкий общественный движение в Западной и Центральной Европе XVI ст., что сочетал в себе общественно-политические и религиозные течения. Г. началась в Германии с выступления Мартина Лютера. P. стала началом многих протестантских церквей.

Ризница - специальное помещение для хранения риз и церковной утвари в христианских храмах.

Риторика (гр. - риторика) - искусство красноречия. Возникла в Древней Греции, разработала много стилистических приемов ораторского искусства и художественно-литературного языка.

Рококо (фр. rococo, от орнаментального мотива рокайль) - стиль, который вступил развития в европейских пластических искусствах первой половины XVII ст.; возник во Франции. Для стиля характерна декоративность, вычурность и фантастичность орнаментальных мотивов, причудливость форм.

Романский стиль - стиль, который получил распространение в странах Западной, Центральной и частично Восточной Европы в X-XII вв. (иногда и в XIII ст.). Наиболее полно и широко оказался в архитектуре. Сооружения Г. с отличались тяжелыми формами и массивностью (замки, городские оборонительные сооружения, монастырские комплексы крепостного характера). В изобразительном искусстве Г. с преобладали фреска, миниатюра (оформление рукописей).

Романтизм - художественный метод, который сложился в конце XIII - начале XIX в. и распространился как направление (текущий) в литературе и искусстве Европы и США. Романтики выступали против рационалистических догм классицизма, ставили на первый план духовную жизнь человека. Они изображали необычные явления и обстоятельства, особых героев с сильным характером и страстями.

Ротонда (лат. - круглый) - круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), перекрытая куполом.

Руст - камни (квадры) с грубо отесаную или выпуклой лицевой поверхностью. Г. создает впечатление массивности дома.

С

Садово-парковое искусство - искусство создания садов, скверов, парков. В садово-парковом искусстве природный рельеф и растительность сочетаются с архитектурой.

Саркофаг - небольшая гробница из камня, дерева, часто украшена декоративными рельефными изображениями, орнаментами.

Светотень - контрастове выявления освещенных и теневых мест на форме, которое способствует зрительному восприятию пластики и объемности предмета. С. и ее теория разрабатывались мастерами Возрождения. С тех пор С. используется как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения.

Символизм - модернистский литературное направление конца XIX-XX вв. Возник во Франции. Символисты отказались от изображения реалий жизни и целью своего творчества считали поиск скрытой красоты мира. На место художественного образа они ставили художественный символ, который содержит в себе ряд значений. Пытались придать своим произведениям музыкальности, созвучности, ибо только музыку считали искусством.

Синкретизм - 1) слитностью, нерозчленованість, которая характеризует первичный неразвитой состояние чего, например первобытного искусства; 2) в философии - разновидность эклектизма, сочетание противоречивых взглядов.

Синтез - 1) метод изучения предмета в целостности, единства и взаимосвязи его частей; 2) органическое сочетание различных компонентов в одном целом; обобщение, вывод из чего-нибудь.

Свод - архитектурная пространственная конструкция, перекрытия или покрытия сооружений, которые имеют геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемность, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов (камень, глина, металл, гипс и др.). Различают две основные разновидности: С круглую и рельеф. Круглая С. - статуя, скульптурная группа, торс, бюст и т.д. Она свободно размещается в пространстве и требует кругового обзора. Рельеф предусматривает изображение на плоскости, которая утверждает его фон.

Смальта (итал. - эмаль) - цветное непрозрачное стекло в виде кусочков, применяемое для изготовления мозаик.

Станковое искусство - термин, которым определяют произведения изобразительного искусства, имеющие самостоятельный характер; в живописи - картина, в скульптуре - статуя, бюст и др.

Статуя - один из основных видов скульптуры; объемное изображение человеческой фигуры или животные (реже какой фантастического существа).

Стилобат - 1) в древнегреческой архитектуре подножия колоннады; 2) верхняя часть ступенчатого цоколя дома.

Стиль - в литературе и искусстве - единство содержания, образной системы и художественной формы, сложившейся за конкретных общественно-исторических условий и присуща различным историческим периодам и эпохам в развитии литературы и искусства. В узком смысле С. - индивидуальная манера, своеобразные неповторимые идейно-художественные особенности творчества художника; 2) способ, прием, метод работы.

Стоицизм - философское направление, возникшее в античную эпоху. Считая ощущение единственным источником познания, стоики утверждали, что оно имеет три этапа: представление о реально существующую вещь; согласование этого представления с предыдущим представлениям об эту вещь; восприятие и, наконец, переработка этого восприятия умом человека, или здравым смыслом, этот акт является уже практикой. Первоосновы всего сущего стоики усматривали в творческом огне, который они отождествляли с субстанцией, материей вообще. Огонь, воздух, вода и земля - элементы, из которых складываются отдельные, конкретные вещи - это лишь формы изменения субстанции, или «пер-шоматерії», которая является вечной и количество которой не увеличивается и не уменьшается, а только переходит из одного состояния в другое. Материальность охватывает все сущее, в том числе душу и Бога. По мнению стоиков, Мир един. Он состоит из одинакового материи, причина движения и изменений которой в ней самой. Важнейшей частью философии С. есть этика, а наиболее характерной чертой - отрицание законности рабства и вообще любой зависимости человека, поскольку это противоречит самой природе человека. Нравственность, по мнению стоиков, заключается в том, чтобы руководствоваться разумом, который является частью мирового разума, и жить согласно с природой.

Супрематизм (лат. supremus - самый высокий) - разновидность абстракционизма; произведения супрематизма являются комбинациями цветных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

Схоластика - средневековая школьная философия, которая имела обоснование, защита и систематизацию теологии. Объектом изучения схоластики есть духовный мир человека, который превращается ней на абстрактную схему и абсолютизируется. С. присущи умоглядність, догматизм, обращение к Библии как к высшему критерию истинности. Ранньосхоластичні учения связаны преимущественно с неоплатонізмом, поздняя схоластика основывается на приспособленном к потребностям христианской догматики арістотелізмі. В XVI в. происходит определенное возрождение С, которая была идеологией Контрреформации.

Сциентизм - научность.

Сюрреализм (фр. surrealism, буквально - сверхреализм) - модернистское течение в литературе и искусстве XX ст., которая пытается источники творчества найти в подсознании.

Тектоника - конструктивная особенность здания, что проявляется в соотношении ее частей, пропорциях и т.д.

Теология (гр. - бог и слово) - богословие, наукообразных теоретическое изложение определенных религиозных взглядов.

Теоцентризм - философский принцип, согласно которому Бог является центром Вселенной и высшей целью всех событий, происходящих в мире.

Типизация - художественное обобщение определенных жизненных явлений; одна из особенностей творческого метода литературы и искусства.

Тирания - 1) единоличное правление, которая устанавливается в результате насильственного захвата власти; 2) господства с помощью жестоких средств.

Тоталитаризм (фр. totalite - совокупность, полнота, от лат. totus - весь, целый) - форма государственного правления, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, ликвидацией демократических свобод.

Трансепт (лат. - ограждение) - поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом главные продольные нефа культового здания.

Тригліф - элемент фриза в дорическом архитектурном ордере в виде прямоугольной плиты с вертикальными рівчачками-проемами. Т. на фризе чередуется с метопами.

Триумфальная арка - монумент (ворота с одним или тремя арочными проемами) в честь знаменательного события, украшенный скульптурами, рельефами и памятными надписями.

В

Универсалы (от лат. - общий) - философский термин, который употребляли для обозначения общих понятий.

Ф

Фасад (франц. fasade - лицо) - внешняя сторона здания или сооружения.

Фовізм (фр. fauves - дикий) - одно из направлений модернизма, для которого свойственны сочетание ярких, «агрессивных» цветов, декоративность, пластические деформации предметов.

Форум - в городах Древнего Рима площадь, на которой происходили народные собрания, устраивались торги и осуществлялся суд.

Фреска (итал. fresco - свежий) - живописный произведение, выполненное водяными красками на свежей сырой штукатурке.

Фриз - 1) средняя горизонтальная часть антаблемента; 2) декоративная полоса, обрамляющая плоскость пола, верх стены и т.д.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в литературе и искусстве, представители которого пытались создать искусство будущего, отвергали классическую художественную наследство, насаждали идеи фантастики, урбанизма, крайнего формализма.

Х

Хэппенинг (англ. happening - событие, случай) - направление в модернистскому искусстве, что возник в конце 50-х гг. XX в. в США. В основе хэппенинга - выполнение художником какой незапланированной действия перед публикой и с ее участием.

Хоры - в раннехристианских церквях место перед алтарем, предусмотренное для певчих и отделено забором от остальных помещений церкви. Позже в западноевропейских странах хорами стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного дома. Хорами называется также балкон или галерея внутри большого парадного зала.

Ц

Цоколь - нижняя часть наружной стены здания, которая размещена непосредственно на фундаменте и немного выступает.

Ч

Чінквеченто (итал. cinquecento, букв. - пятьсот) - итальянское название XVI ст., периода расцвета культуры Высокого и Позднего Возрождения и распространения маньеризма.



Назад