Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Предмет и сущность науки как сферы человеческой деятельности


Национальной доктриной развития образования Украины в XXI веке определено, что основными факторами дальнейшего развития образования являются:

- единство образования и науки как условия модернизации образовательной системы;

- достаточный объем финансирования науки и поддержка отечественных научных школ;

- фундаментализация образования, интенсификация научных исследований в высших учебных заведениях;

- формирование содержания образования на основе новейших научных и технологических достижений;

- инновационная образовательная деятельность в учебных заведениях всех типов, уровней аккредитации и форм собственности;

- правовая защита образовательных инноваций и результаты научно-педагогической деятельности как интеллектуальной собственности;

- привлечение к научной деятельности учащейся и студенческой одаренной молодежи, педагогических работников;

- углубление сотрудничества и кооперации учебных заведений и научных учреждений, широкое привлечение ученых НАН Украины и отраслевых академий к учебно-воспитательного процесса и исследовательской работы в учебных заведениях;

- создание научно-информационного пространства для детей, молодежи и всего активного населения, использование для этого возможностей новых комунікаційно-информационных средств;

- внедрение целевых программ, способствующих интеграции образования и науки;

- опережающее развитие педагогики и психологии, внесение этих наук в перечень приоритетных направлений развития науки в Украине.

Возникновение науки как сферы человеческой деятельности тесно связано с ростом интеллекта людей. Ф. Энгельс писал, что сначала труд, а потом вместе с ней и язык стали двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий. Труд как деятельность вызвана сначала борьбой за выживание, а затем - стремлением к комфорту. Это лишь одна из движущих сил прогресса. С другой стороны, когда довольны первые потребности человека, просыпается вторая движущая сила - любопытство, интерес к самому себе, сотрудников, окружающей среды, к природе.

Итак, выделяется две сферы человеческого интереса - материальная (стремление к комфорту) и духовное (стремление удовлетворить любопытство).

К трудовой деятельности относится производственная деятельность человека, которая направлена на получение материального продукта. К духовной сферы деятельности относится искусство, сфера услуг и наука. Они обеспечивают интеллектуальное (духовное) богатство общества. У Виктора Гюго есть такое высказывание: «Наука непрерывно движется вперед, перечеркивая саму себя... Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера», а Пушкин писал: «Век может двигаться вперед, но поэзия остается на одном месте... Между тем как понятие труда, открытие крупных представителей астрономии, физики, медицины... устарели и ежедневно сменяются другими - произведения же истинных поэтов остаются свежими и вечно юными».

Понятие науки основывается на ее содержании и функциях в обществе.

Современные ученые определяют, что:

Наука - это социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и использование теоретически-систематизированных знаний о действительности. Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, но и определенные формы и способы осознания их.

Следовательно, наука выступает как:

- специфическая форма общественного сознания, основой которой является система знаний;

- процесс познания закономерностей объективного мира;

- определенный вид общественного разделения труда;

- процесс производства знаний и их использования.

Можно сказать, что наука сложилась исторически и представляет собой стройную систему понятий и категорий, связанных между собой с помощью суждений (рассуждений) и умозаключений. Конечно, не всякие знания можно рассматривать как научные. Не являются научными те знания, которые человек получает лишь на основе простого наблюдения. Они важны в жизни человека, но не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которые позволили бы объяснить принципы возникновения процесса, явления и их дальнейшее развитие. Целью науки является познание законов природы и общества, соответствующее влияние на природу и получение полезных обществу результатов.

Предметом науки является связаны между собой формы движения материи или особенности их отражения в сознании людей. Именно материальные объекты природы определяют существование многих отраслей знаний. Достоверность научных знаний определяется не только логикой, а прежде всего обязательной проверкой их на практике, ведь именно наука является основной формой познания и возведения в определенную систему знаний об окружающем мире и использования их в практической деятельности людей.

Исторически наука прошла долгий и сложный путь развития от первичных, элементарных знаний о природе познания сложных закономерностей природы, общественного развития и человеческого мышления. Первые элементы науки появились еще в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер. Еще на заре своего развития человечество улучшило условия жизни за счет познания и некоторого преобразования окружающего его мира. Веками и тысячелетиями опыт накапливался, определенным образом обобщался и передавалась следующим поколениям. Механизм подражания накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установления определенных обрядов, традиций, а затем - и письменности. Так возникла исторически первая форма науки (наука античного мира), предмет изучения которой составляла вся природа в целом. Первоначально создана (античная) наука еще не делилась на отдельные обособленные отрасли и имела черты натурфилософии.

Натурфилософии отвечал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами о окружающий мир.

В V в. до н.э. по натурфілософської системы античной науки в самостоятельную отрасль познания начинает выделяться математика, которая делилась на арифметику и геометрию. В середине IV в. до н.э. відособлюється астрономия.

В научно-философской системе Аристотеля наметилось разделение науки на физику и метафизику (философскую онтологию). Далее внутри этой системы начинают выделяться как самостоятельные научные дисциплины логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Итак, начался процесс дифференциации науки и выделение самостоятельных за своим предметом и методами отдельных отраслей знаний.

Со второй половины XV ст., в эпоху Возрождения, начинается период значительного развития естествознания как науки, начало которого (середина XV в. - середина XVI в.) характеризуется накоплением большого фактического материала о природе, полученного экспериментальными методами. В это время происходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинается преподавание основ фундаментальных научных дисциплин - математики, физики, химии.

Второй период в развитии естествознания, что может быть охарактеризовано как революционный в науке, занимает время от середины XVI в. до конца XIX в. Именно в этот период было сделано выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Геоцентрическая система построения мира, которая создана Птолемеем во II ст., заменяется геліоцентричною (М.Коперник, Г.Галілей - XVI-XVH ст.); были открыты законы всемирного тяготения (И. Ньютон - конец XVII в.), сохранение массы в ее химических превращениях (М.Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), выявлены основные законы наследственности (Г. Мендель - конец XVIII в.). Во второй половине XIX ст. Д.Менделєєвим было открыто периодический закон в химии. Настоящий переворот в естествознании произошел в результате таких великих открытий: создание эволюционной теории (Ч. Дарвин) и закона сохранения и превращения энергии.

Революционные процессы, происходившие в науке в XVI-XIX вв., привели к коренного изменения взглядов на окружающую действительность. Первый этап революции (середина XVI в. - конец XVIII в.) позволил прийти к выводу, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука и призвана освещать.

Второй этап революции (конец XIX в.) привел к краху взглядов, согласно которым природа с ее предметами и связями считалась неизменной и такой, что движется вечно в одном и том же кругу. Решающую роль в целом сыграли И. Кант и П. Лаплас, которые создали космогоническая теория.

В конце XIX - начале XX в. революция естествознания вступила в новую, специфическую стадию. Физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Дж. Дж. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1990), p. выявлено дискретный характер радиоактивного излучения.

В XX в. развитие науки во всем мире характеризуется исключительно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, физическая химия, кибернетика, биокибернетика и др.

В современных условиях резко изменился характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место предварительной изоляции отдельных дисциплин приходит их взаимодействие, проникновение друг в друга. Теперь какой-нибудь объект природы или явление изучается в комплексе взаимосвязанных наук.

Быстрые темпы развития науки в XX в. стимулировали создание науковедения, которое изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, экономику и организацию научных исследований, формы взаимодействия ее с другими сферами материальной и духовной жизни нашего общества.

Наука возникла в результате потребности производства в XVIII ст., когда многочисленные хаотические данные познания было упорядочено, выделено и приведены в причинная связь и знания стали наукой, а наука приблизилась к своему завершению, то есть зімкнулась: с одной стороны, с философией, с другой - с практикой, расовое производство, кооперация в крупных предприятиях с применением машин подчиняют впервые в больших масштабах силы природы (ветер, воду) и непосредственно процесс производства. Использование в широких масштабах сил природы в производстве, включение их в капитал совпадают с развитием науки как самостоятельного фактора производственного процесса. Если производственный процесс становится фактором, сферой применения науки, то наука, наоборот, становится фактором, функцией производственного процесса. Накопление эмпирических знаний на протяжении тысячелетий позволило развиваться орудием труда, хотя и очень медленно, но в направлении все более сложных устройств. Эмпирическая эпоха в производстве продолжалась почти до XX века. Достигнув определенного предела сложности, эмпирическая технология исчерпала свои возможности. Практические потребности общества обусловили развитие технических наук, вызвавшие прогресс в технике. Через технику наука стала все больше влиять на производство. Наука стала превращаться в отрасль общественного производства, которая добывает необходимую для общества новую информацию. Процесс производства новой информации приобрел характер ускоренного воспроизведения, и наука стала бурно развиваться, что означало начало эпохи научно-технической революции.

В научном сообществе различают три научных направления: классический, неклассический (индустриальное общество) и постнеокласичний (постиндустриальное общество), которые возникли в XVI-XVII, XIX и второй половине XX века. Благодаря специфическим условиям развития, классическая наука возникла в условиях борьбы со схоластикой и авторитарностью средневекового мышления, в основу которого был взят методы измерения объекта познания, независимо от субъекта.

Прошедший XX век вошел в историю как век рационализма и ума. Около 500 естественных и 300 гуманитарных наук и порожденные ими техника и технологии декларировали свою направленность на защиту интересов человека в природе и обществе. В индустриальном обществе происходит концентрация производства и населения, урбанизация, формирование системы ценностей, ориентированных на эффективность, рациональность безотносительно к возможностей природной среды, то есть за любой цены. Общество, достигнув чрезвычайно высокого уровня познания и развития, создало реальную угрозу своему существованию.

На самом деле впервые за всю историю в первой половине XX века человечество достигло критической черты и во второй половине этого века, переступив порог, реально вошло в период Великой Кризиса. Пережито две мировые войны, атомные бомбардировки, геноцид, появились новые болезни, обострилась экологическая проблема и это вызывает сомнение в абсолютном прогрессе научно-технического пути развития. Ведь мощное развитие экономики на основе достижений научно-технического прогресса оказался разрушительным и для биосферы, ухудшилось состояние окружающей среды, истощаются природные ресурсы, в результате чего растет убожество, деградируют все сферы общественной жизни, теряются духовные ценности.

На основании анализа прошлого современная постнеоклассическая наука выбирает путь антропосферного, биосферного ли ноосферного развития. При этом экономический рост здесь достигается на основе новых технологий, происходит переход от товаропродукуючої к обслуживающей экономики, преобладает производство услуг, информации. Отсюда и второе название постиндустриального общества - інформаційне. характерным признаком которого является знания и информационные технологии, в сочетании с высокой духовностью.

Сегодня в контексте экологических исследований человек снова появилась в центре науки, и в научной карте мира предоставляется преимущество гуманизации науки, потому что «какой мир, такая и человек, каков человек, таков и мир». Ученый В. Гейзенберг, отмечая эту тенденцию науки, отметил, что, чем глубже мы всматриваемся в Вселенная, тем больше видим в нем человека. Итак, умная, творческая деятельность человека является решающим фактором развития биосферы и превращения ее в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные, социальные и эстетические потребности человечества.

Постнеоклассическая наука предполагает сетку взаимосвязей, в которую включена человек. Характерной чертой постнеоклассической науки является «людиновимірність». Значимость современной науки характеризуется осознанием места и роли человека в системе Человек - Природа - Общество.

Осознание человеком незнание в любой отрасли бытия вызывает объективную необходимость получения и трансформации новых знаний о бесконечную общую гармонию с природой.

Знания - это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Именно процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит воспроизведения в сознании человека объективной реальности. Это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире, отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической деятельности (производственной, умственной, научной).

Вся наука, человеческие познания направленные на достижение достоверных знаний, отражающих действительность. Эти знания существуют в виде законов науки, теоретических положений, выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от труда и открытия ученых. Но вместе с тем научные знания могут быть относительные, абсолютные и априорные.

Относительные знания отличаются неполнотой соответствия образу и объекта.

Абсолютные знания - это полное, исчерпывающее воспроизведения обобщенных представлений об объекте, что обеспечивает абсолютное соответствие образу и объекта в определенный период познания.

Априорные знания - те, которые не основываются на опыте, а предшествуют ему и указывают путь получения научных знаний.

Научное познание - это исследование, характерное своими особыми целями и задачами, методами получения и проверки новых знаний. Оно призвано прокладывать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем. Движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления и обоснования, что создает надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности. Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего - к практике. Это является главной функцией научной деятельности.

Познание может быть чувственным и рациональным (схема 1).

 

2

Схема 1. Структура процесса познания.

Чувственное познание является следствием непосредственного связи человека с окружающей средой и реализуется через элементы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления и представления.

Ощущение - это отражение в мозгу человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его органами чувств.

Восприятие - это отражение в мозгу человека свойств предметов или явлений, которые воспринимаются его органами чувств в некий отрезок времени и формируют первичный чувственный образ предмета, явления.

Представление - это вторичный образ предмета, явления, которые в данный момент времени не действуют на чувственные органы человека, но обязательно действовали ранее.

Представление - это систематизация различных представлений в мозгу человека, объединение их в целостную картину образов.

Рациональное познание - это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Оно способствует осознанию сущности процесса, выявляет закономерности их развития. Форме рационального познания является абстрактное мышление, различные рассуждения человека, структурными элементами которых является понятие, суждение, умозаключение.

Следовательно, наука должна дать ответ на вопрос: Что? Сколько? Почему? Какие? Как?

На вопрос: Как сделать? отвечает методика

На вопрос: Что сделать? - практика

Ответы на эти вопросы вызывают непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе законов, которые она открывает, то есть в широком смысле - теоретическое воспроизведения действительности.

Наука, как специфический вид деятельности, направленная на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется следующими основными признаками:

- наличием систематизированных знаний (идей, теорий, концепций, законов, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

- наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

- практической значимости процесса, что изучается.

Следовательно, возникновение науки как сферы человеческой деятельности, тесно связано с естественным процессом распределения общественного труда, ростом интеллекта людей, их стремлением к познанию неизвестного, всего сущего, что составляет основу их бытия.



Назад