Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Понятийный аппарат, содержание и классификация наук


Первичным понятием при формировании научных знаний является научная идея - форма отражения в мышлении нового понимания объективной реальности. Поэтому научные идеи является своеобразным качественным скачком мысли за пределы ранее уже познанного. Они выступают и как предпосылки создания теорий, и как элементы, объединяющие отдельные теории в определенную отрасль знаний. Идея является основой творческого процесса, продуктом человеческой мысли, формой отражения действительности. Она базируется на имеющихся знаниях, обнаруживает ранее не замеченные закономерности. Идеи рождаются из практики, наблюдения окружающего мира и потребностей жизни, (схема 2). Материализованным выражением научной идеи есть гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, процессов или причин, которые обуславливают настоящее следствие. Гипотеза как структурный элемент процесса познания является попыткой на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его пределы, то есть сформулировать новые научные положения, достоверность которых нужно доказать. Процесс познания включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, помогает существенно экономить время и силы, целенаправленно собирать и группировать факты.

 

2-1

Схема 2. Основные структурные элементы теории познания.

Гипотезы как и идеи имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

- накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

- формулировка и обоснование гипотезы;

- проверка полученных результатов на практике и на основе уточнение гипотезы.

Если полученный практический результат соответствует предположению, то гипотеза превращается в научную теорию, то есть становится достоверным знанием. В практике может формулюватись несколько гипотез из одного и того самого неизвестного явления, потому что любое явление многогранное и связано с другими. Наличие различных гипотез обеспечивает тот разносторонний анализ, без которого невозможно строгое научное обобщение.

Процедуры, с помощью которых устанавливается истинность любого утверждения, называют доказательствами. Доказательства используют как в науке, так и в практической деятельности людей. Доказательствами гипотез в исследуемых объектах могут быть цитаты, заимствованные у других авторов, обнародованные аксіоматизовані знания, сформированные теории (например: таблица Менделеева в химии, закон Бойля-Маріотта - в физике). В доказательствах применяют два способа установления истины: непосредственный и опосредованный.

При непосредственном способе истина устанавливается в процессе практических действий - это может быть наблюдение, демонстрация, измерения, расчет, учет и т.д.

При опосредованном способе, доказательство является логической процедуре установления истинности любого утверждение с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана, в структуре доказательств могут быть следующие элементы: тезис, аргумент и демонстрация.

Тезис - это систематизированное изложение основных положений, мыслей, наблюдений, в ней отсутствуют детали, объяснения, иллюстрации и т.д.

Аргумент - это основание, доказательство, которые используются для обоснования, подтверждение чему.

Демонстрация (иллюстрация) - это форма связи между аргументами и тезисом (макеты, таблицы, схемы).

Внутренний существенный устойчивую взаимосвязь явлений в природе и обществе, что предопределяет их закономерное развитие, определяет закон. Это философская категория, отражающая существенные, общие, устойчивые повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Закон осуществляется через совокупность единичных, случайных, изменчивых, неповторяющихся отношений и функционирования вещей. Закон фиксирует общность явлений. Изобретен через догадку, он требует логического доказательства и только в таком случае он признается наукой.

Для доведения закона наука использует суждения. Это форма мышления, которая путем сравнения нескольких понятий позволяет утверждать или отрицать наличие в объектах исследования определенных свойств, качеств. Иначе, это любое высказывание, мысль о определенный предмет или явление. Его можно получить при непосредственном наблюдении любого факта, или косвенно посредством умозаключения

Умозаключение - это мыслительная операция, в процессе которой с определенного количества заданных суждений выводится другое суждение, которое определенным образом связано с выходным.

Одним из результатов научной деятельности является формирование теорий - наиболее высокой формы обобщения и систематизации знаний, что дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Под теорией понимается учение о обобщенный практический опыт, то есть теория строится на результатах, полученных на эмпирическом уровне исследований. Эти результаты упорядочиваются, вписываются в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе введенных в теории абстракций, ідеалізацій, принципов, которые дают возможность обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать влияние различных факторов и предложить использовать их в практической работе. Теория выступает как форма синтетического знания, в рамках которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют былую автономность и превращаются в элементы целостной системы научных знаний.

Научные теории, основанные на познании объективных законов природы, позволяют предположить явления, которые могут возникнуть в будущем как результат действия этих законов (например: периодический закон Д.и.менделеева предусмотрел не существующие на то время элементы).

Структуру теорий формируют факты, понятия и суждения, положения, законы, аксиомы и постулаты, принципы. (Схема 3).

 

3

Схема 3. Структура формирования теории.

Первичным звеном в процессе познания является накопление научных фактов - знаний об объекте или явлении, аргументированность которых доказана, которые становятся составной научных знаний только после их систематизации и обобщения с помощью понятий, абстракций, определений.

Понятие является отражением наиболее существенных и присущих предмету или явлению признаков. Они могут быть общими, частичными, сборными, абстрактными, конкретными, абсолютными и относительными.

Содержание понятия - это совокупность объединенных в нем признаков и свойств. Раскрытие содержания понятия называется определением. В процессе развития научных знаний определения могут уточняться и дополняться в смысле новыми признаками. Определению, как правило, завершается процесс исследования. Наиболее общие и фундаментальные понятия называются категориями. Это формы логического мышления, в которых раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемого предмета. Наиболее общие абстракции: понятие о форме и содержании явлению-философии; товарная стоимость - в политэкономии.

Аксиома - это положение, которое воспринимается без доказательств в связи с их очевидностью.

Постулат - это утверждение, которое воспринимается в пределах определенной научной теории, как истина без доказательности и выступает в роли аксиомы. Основой крупных теоретических обобщений есть принципы.

Принцип - это главное исходное положение любой научной теории, учения, науки, мировоззрения, выступает как первое и найабстрактніше определение идеи, как начальная форма систематизации знаний. Под принципом в научной теории понимают именно абстрактное определение идеи, возникшей в результате субъективного измерения и анализа опыта людей.

В процессе познания научные работники пользуются определенной методологией научного познания, которая предусматривает соответствующие виды научной деятельности.

Научной деятельностью считается интеллектуальная творческая работа, направленная на получение и применение новых знаний.

В практике применяют различные виды научной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- научно-организационную;

- научно-информационную;

- научно-педагогическую и другие.

Важной задачей научной деятельности является формирование системы знаний, которые способствуют найраціональнішій организации производственных отношений и использованию производственных сил в интересах всех членов общества. Она включает в себя выполнение трех социальных функций:

- познавательную - удовлетворение потребностей человека в познании законов природы и общества. С момента своего возникновения наука ведет борьбу в отраслях мировоззрения с теологией. Главными проблемами являются: строение и возникновения Вселенной, возникновения жизни и разума. С мировоззренческой точки зрения наука как сумма знаний дает научную картину мира, как целостную систему представлений о мире, его свойства и закономерности развития.

- культурно-воспитательную - развитие культуры, гуманизация воспитания и формирования нового человека;

- практически-действующую - совершенствование производства и системы общественных отношений, то есть непосредственной производственной силы материального производства. Методы и данные науки используются при разработке программ специально-экономического развития.

Следовательно, можно сказать, что понятие науки нужно рассматривать с трех основных позиций. Во-первых, с теоретической, как систему знаний, как форму общественного сознания; во-вторых, как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями; в-третьих, с позиций практического применения выводов науки, то есть ее общественной роли. Именно материальные объекты природы определяют существование многих отраслей знаний, объединенных в три большие группы наук, которые различаются по предметами и методами исследования:

- естественные (физика, химия, биология, география, астрология и др.), науки, предметом которых являются различные виды материи и формы их движения, их взаимосвязи и закономерности;

- общественные (экономические, филологические, философские, логические, психологические, исторические, педагогические и др.), науки, предметом которых является исследование социально-экономических, политических и идеологических закономерностей развития общественных отношений;

- технические (радиотехника, машиностроение, самолетостроение), предметом которых является исследование конкретных технических характеристик и их взаимосвязи.

На грани между естественными, общественными, техническими науками развиваются новые смежные отрасли науки, как техническая кибернетика, эргономика, бионика, биофизика, техническая эстетика и другие.

Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины по согласованию с Министерством образования и науки Украины, Государственным комитетом по делам науки и технологий Украины утвержден определенную классификацию отраслей наук.

Согласно этой классификации Основными отраслями наук являются:

1. Физико-математические науки.

2. Химические науки.

3. Биологические науки.

4. Геологические науки.

5. Технические науки.

6. Сельскохозяйственные науки.

7. Исторические науки.

8. Экономические науки.

9. Философские науки.

10. Филологические науки.

11. Географические науки.

12. Юридические науки.

13. Педагогические науки.

14. Медицинские науки.

15. Фармацевтические науки.

16. Ветеринарные науки.

17. Искусствоведение.

18. Архитектура.

19. Психологические науки.

20. Военные науки.

21. Национальная безопасность.

22. Социологические науки.

23. Политические науки.

24. Физическое воспитание и спорт.

25. Государственное управление.

Новые знания, полученные в процессе фундаментальных исследований и зафиксированы на носителях научной информации в форме научного доклада, научной работе, могут быть оформлены в виде: научных рефератов; научных докладов на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах; курсовых (дипломных, магистерских работ); научных переводов; диссертаций (кандидатских или докторских); авторефератов диссертаций; монографий; научных статей; аналитических обзоров; авторских свидетельств; библиографических указателей; учебников, учебных пособий и др.

Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания. Этим самым наука выступает как форма общественного сознания.

Обобщает и исследует закономерности функционирования науки как системы знаний и социального института, осуществляет прикладной системный анализ организационно-экономических и социально-управленческих условий повышения эффективности процессов научной деятельности комплекс научных дисциплин под общим названием науковедение и государственные научные учреждения и формирования.



Назад