Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Организация научной деятельности в Украине


Организацией науки в Украине занимается Государственный комитет по делам науки и технологий Украины, который определяет совместно с научными учреждениями направление развития научных исследований и использования их в народном хозяйстве. Государственный комитет представляет планы развития науки Правительства или Верховной Раде Украины на утверждение и обеспечение финансирования из государственного бюджета или других источников.

Государственная система организации и управления научными исследованиями в Украине дает возможность концентрировать и ориентировать науку на выполнение наиболее важных задач. Управление научной деятельностью строится по территориально-отраслевому принципу. Сегодня научно-исследовательскую работу ведут:

- научно-исследовательские и проектные учреждения и центры Академии наук Украины (НАН);

- научно-производственные, научно-исследовательские, проектные учреждения, системы отраслевых академии;

- научно-исследовательские, проектные учреждения и центры министерств и ведомств;

- научно-исследовательские учреждения и кафедры высших учебных заведений;

- научно-производственные, проектные учреждения и центры при промышленных предприятиях, объединениях;

- иерархическую вершину этой совокупности учреждений, центров, предприятий завершает Государственный комитет Украины по вопросам науки и технологий, который обеспечивает единую государственную политику в области науки и ее использования в практике.

Высшим государственным научным центром является Национальная академия наук Украины (НАН). Она возглавляет и координирует совместно с Государственным комитетом по делам науки и технологий Украины фундаментальные и прикладные исследования в различных областях науки. НАН является государственным научным учреждением, которая объединяет все направления науки и поддерживает международные связи с научными центрами других стран. При Национальной академии наук Украины создан межведомственный совет по координации фундаментальных иссле-Возглавляет НАН Украины Президент, который избирается общим собранием ученых. Они же выбирают трех вице-президентов, ученого секретаря, Президиум и ревизионную комиссию. НАН Украины имеет в своем составе отделения из соответствующих отраслей науки, в частности, математики, информатики, механики, физики и астрономии; наук о земле; по химии, общей биологии, экономики, истории, философии, литературы, языка и искусства.

В состав НАН входят научные институты из соответствующих отраслей, есть территориальные отделения (Донецкое, Западное, Южное и др.) и территориальные филиалы.

Отделение НАН объединяют научно-исследовательские институты (НИИ), которые возглавляют развитие науки в определенной области знаний. В них сосредоточены ведущие научные силы. Структура управления в НИИ показана на схеме 4.

4  

Схема 4. Структура организации управления НИИ.

 

Кроме НАН в Украине функционируют отраслевые академии, например: Академия педагогических наук Украины, Украинская академия аграрных наук, в составе которой есть НИИ экономики; Академия медицинских наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины. В туризме, согласно Постановлению Кабинета Министров №1132 от 17 августа 2002 года и приказом Гостурадминистрации Украины №219 К от 23 октября 2002 года, в г. Киеве создан Научный центр развития туризма, функционирует научно-общественная организация - Академия туризма Украины и научный центр по туризму при КУТЭП. Результаты научных исследований в индустрии туризма публикуются в специальных журналах.

Издается научный профессиональный журнал «Научные записки КУТЭП», специальные журналы «Отель», «Турбизнес», «Курортные ведомости», «Гостиничный бизнес», «Туризм в Украине», «Отдых» и «Международный туризм» и др.

В отраслевых НИИ отдельные подразделения осуществляют научные исследования по темам профиля, преимущественно прикладного характера, в которых нуждается отрасль, к которой они входят.

Научно-исследовательскую деятельность прикладного характера на низших уровнях осуществляют в НИИ отделы, лаборатории, сектора, а также высшие учебные заведения (университеты, академии, институты). Последние имеют специальные подразделения, которые выполняют научно-исследовательские работы за счет государственных бюджетных и хозрасчетных средств. Проводят исследования научно-педагогические работники с привлечением студентов, а также молодых ученых, соискателей кандидатских и докторских диссертаций по научной тематике высших учебных заведений.

Научно-исследовательскую работу в КУТЭП организует научный отдел, который подчиняется проректору по научной работе. Структурными подразделениями научного отдела является аспирантура, научное аспірантсько-студенческое общество «Синергия», редакционный совет ежегодника «Научные записки КУТЭП», издательство «КУТЭП», а также кафедры университета. По инициативе научного отдела КУТЭП начат «Исследовательский комитет по проблемам социологии туризма» социологической Ассоциации Украины.

Научная деятельность КУТЭП направлена на разработку общеуниверситетской научно-исследовательской темы: «Туризм как общественный феномен: проблемы теории (туризмологии) и практики», который исследуется в разрезе философии, социологии, экономики, психологии и педагогики.

За последние два года (2001-2002) преподавателями КУТЭП подготовлено и издано около 250 научных и научно-методических трудов, в том числе: монографии, разделы энциклопедических изданий, учебники и учебные пособия. Ежегодно проводятся международные и всеукраинские научно-практические конференции, семинары, «круглые столы» по проблемам развития туризма, в том числе Международные семинары Всемирной туристской организации (ВТО).

Научные разработки ученых, поиски аспирантов, соискателей публикуются в ежегоднике «Научные записки КУ-ТЕП», который является профессиональным изданием из философских наук (философия, социология, политология).

Магистры, аспиранты, соискатели, молодые ученые являются членами аспірантсько-студенческого общества «Синергия», принимают участие в постоянно действующих аспирантских и профессорских чтениях, а также в студенческих научно-практических конференциях.

Библиотека университета имеет широкий спектр научно-методической литературы, как отечественной, так и зарубежной - по проблемам туризма.

Университет плодотворно сотрудничает с министерствами (Министерство иностранных дел, Министерство юстиции Украины и др.), академическими институтами НАН Украины: философии, истории, социологии, политических и этнонациональных исследований, археологии; а также Академией педагогических наук Украины, Национальной библиотекой им. Вернадского, с зарубежными партнерами - Россией, Германией, Беларусью, Бельгией, Польшей, Канадой, Китаем.

Научные разработки ученых университета воплощаются в практике, в частности в деятельности ведущих гостиниц и туристских фирм Украины: ОАО «Гостиничный комплекс «Русь», ОАО «Гостиничный комплекс «Братислава», Гостиница «Премьер Палас», ОАО «Гостиничный комплекс «Лыбидь», ЗАО «Спутник-Украина» и др.

Научно-педагогические работники в высших учебных заведениях могут занимать должности: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой. Сотрудникам НИИ присваиваются звания младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, зав. научным отделом, зав. лабораторией. Самые выдающиеся ученые избираются собранием НАН Украины, отраслевыми и общественными академиями - членами-корреспондентами и действительными членами-академиками.

Для подготовки научных кадров в Украине действует аспирантура, докторантура, а также самостоятельная работа специалистов по написанию диссертации без отрыва от производства (соискатели).

Следовательно, субъектами научной деятельности являются: научные работники, ученые и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Тех, кто постоянно занимается научной деятельностью, называют исследователями, учеными, научными работниками, учеными.

Научный работник - это ученый, который по основному месту работы и согласно трудового договора профессионально занимается научной, научно-технической, научно-организационной и научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, независимо от наличия ученой степени или ученого звания, подтвержденной результатами аттестации.

Существенной особенностью развития науки является преемственность опыта и знаний, единство традиций и новаторства. Одной из форм ее воплощение есть научные школы, функционирование которых предусматривает борьбу мнений, творческие дискуссии и конструктивную критику. Научной школой следует считать творческое содружество ученых, которые работают в одной стране или в одном городе в определенной области науки, объединенных общностью подходов к решению проблемы, стиля работы, общностью научного мышления, идей и методов их реализации.

Главными признаками научной школы являются:

- наличие научного лидера - выдающегося ученого, который владеет умением подбирать творческую молодежь и обучать ее искусству исследования, создавать в коллективе творческую, деловую, доброжелательную обстановку, поощрять самостоятельность мышления и инициативу;

- высокую научную квалификацию исследователей, сплоченных вокруг лидера;

- значимость полученных результатов, высокий научный авторитет в определенной области науки и общественном признании;

- оригинальность методики исследований, общность научных взглядов.

Широкое признание получили научные школы в области педагогической науки, связанные с именами выдающихся украинских ученых - педагогов В.сухомлинского, І.Зязюна, Н.Ничкало, А.савченко, М.Шкіля, М.Ярмаченко и многих-многих других.

Тематика исследования обычно формируется по профилю высшего учебного заведения, его факультетов и кафедр на договорных началах с предприятиями, организациями или в форме государственного заказа. Результаты научных исследований внедряются в практическую деятельность учреждений, организаций отрасли, по их материалам проводятся научно-практические конференции, научные семинары, защищаются кандидатские, докторские диссертации.

В практической деятельности важное значение имеют также научные просветительские общества, призванные способствовать распространению научных знаний, достижений в области науки, техники, производства и культуры среди населения.

 

Литература:

1. Белуха М.Т. Основы научных исследований: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - М: Высшая школа, 1997. - 271 с

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление/Отв.ред.А.Л.Яншин. - М: Наука, 1991.

3. Доброхот М.Л. Современное и будущее украинской науки / / Текст речи на III Всемирном форуме украинцев 18-20 августа 2001 г., м. Киев// Образование и управления-т. 4 №3-4-2001.-с 7-13.

4. Государственная программа развития туризма в Украине 2010 года. - К. - 2002. -30 с.

5. Закон Украины «О высшем образовании» /Научно-практический комментарий под ред. Министра образования и науки Украины Кремня В.Г. - К. - 2002. - 322 с/

6. Лудченко А.А. и др. Основы научных исследований. Учебное пособие. - К.; Т-во «Знание», КОО, 2000. - 114 с.

7. Шейко В.М., Кушнаренко П.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности / / Учебник. Киев: «Знание - Пресс», - 2002. - 293 с



Назад