Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Научно-исследовательская деятельность студентов


Научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса.

Как известно, экономические и социальные реформы, которые осуществляются в Украине, в значительной степени меняют характер труда специалистов в сфере обслуживания. В соответствии с этим изменяются соответственно и требования к подготовке кадров. Среди главных - требования развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения направлять деятельность своего подразделения на совершенствование технологического процесса путем внедрения в практику новых достижений научной и технической мысли. Непременным условием выполнения этого требования является широкое привлечение студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской работы, непосредственное включение их в сферу научной жизни.

Поскольку главной задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов для народного хозяйства, то самым важным (и характерным для высшей школы) вопросам осуществления НСД был и остается вопрос о ее влияние на учебный процесс. В этом заключается основная особенность организации науки в высшей школе.

Опыт свидетельствует, что развитие научных исследований непосредственно влияет на качество учебного процесса, поскольку они меняют не только требования к уровню знаний студентов, но и сам процесс обучения и его структуру в высшей школе, повышая степень подготовленности будущих специалистов, их творческий практический кругозор.

Развитие науки в высшей школе предусматривает повышение качества подготовки специалистов, способных, в свою очередь, после окончания обучения самостоятельно решать серьезные научные задачи, идти в уровень с передовыми идеями теории и практики управления народным хозяйством в условиях рыночной экономики. Поэтому именно в учебном заведении важно привить студентам вкус к научным исследованиям, приучить их уже на этом этапе мыслить самостоятельно.

Следовательно, развитие науки в высшей школе не только изменяет содержание и значение учебных дисциплин, но и подсказывает новые формы и методы проведения учебного процесса. Результаты научно-исследовательской работы отражаются в новых курсах, лекциях и практических (семинарских) занятиях. Как свидетельствует практика, привлечение к научной работе делает для студентов дисциплины, которые изучаются, предметными, стимулируя их усвоения. Причем научно-исследовательская деятельность является органической частью и обязательным условием успешной работы высших учебных заведений. Студенты не только получают новейшую научную практическую информацию от преподавателей на лекционных и семинарских занятиях, лабораторных работах и производственных практиках (особенно старшекурсники), но и принимают участие в научных исследованиях. Следовательно, повышение эффективности вузовских научно-исследовательских работ, привлечение к их выполнению студентов и повышают качество подготовки специалистов высшей квалификации. За счет этого вузовская наука имеет возможность омолаживать научные кадры, поскольку приток молодых ученых осуществляется постоянно. Эта особенность дает большие преимущества высшей школе как с точки зрения развития самих исследований, так и с точки зрения подготовки научных кадров. Поэтому специфика работы высших учебных заведений требует не простого, а органического сочетания учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов и студентов. Типичными в этой области является интеграция и дальнейшая специализация научной деятельности и ускорения темпов ее развития. При этом наличие кафедр и специальностей разных профилей и направлений создает возможность проведения комплексных исследований.

В высших учебных заведениях часто получают развитие научные исследования на стыке наук (например, экономики и менеджмента, бухгалтерского учета и экономики, маркетинга и менеджмента, туризма и гостиничного хозяйства). Это дает определенное преимущество научным исследованиям, поскольку при всей сложности и многообразии современного мира многоплановость и комплексность играют все более весомую роль. Как известно, институты, университеты имеют возможность создавать коллективные формы различных подразделений - такие, как между кафедральные и между факультетские объединения, формирование совместных групп для выполнения той или иной исследовательской работы и т.д.

Целенаправленное выполнение научных исследований в кружках студенческого научного общества, аспирантов и молодых ученых в высшем учебном заведении способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста, ученого. Организует научную работу студентов выпускающая профилирующая кафедра, которая является базовым методическим центром по научной работе со студентами. Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 6-7 студентов).

Научно-исследовательская деятельность студентов включает в себя два взаимосвязанных направления:

- обучение студентов элементам исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества;

- научные исследования, которые осуществляют студенты под руководством профессоров и преподавателей за общо-кафедральной, обще-факультетською или вузовской научной проблемой.

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности студентов обеспечивает последовательность средств и форм ее проведения в соответствии с логики учебного процесса, предопределяет преемственность ее от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой, от одних видов занятий в других.

Постепенный рост объема и сложности приобретенных студентами знаний, умений, навыков в процессе выполнения ими научной работы обеспечивает решение следующих основных задач:

- формирование научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

- оказание помощи студентам в ускоренном овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

- развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в решении практических задач;

- привитие студентам навыков самостоятельной научно-во-исследовательской работы;

- развитие инициативы, способности применять теоретические знания в своей практической работе;

- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста;

- создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитания в вузе резерва ученых, исследователей, преподавателей.

Организационная структура научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении может быть представлена в следующем виде:

- проректор по научной работе;

- совет научно-исследовательской деятельности студентов института (университета) (РНДС);

- совет студенческого научно-творческого общества факультетов;

- студенческие научно-творческие общества кафедр.

Научное руководство студенческой научно-творческим обществом осуществляется научным руководителем, который избирается Ученым советом высшего учебного заведения. Председатель и члены совета назначаются приказами по института, факультета.

Научно-исследовательская деятельность студентов высшего учебного заведения осуществляется по основным направлениям:

- научно-исследовательская работа, которая является составной частью учебного процесса и обязательна для всех студентов (написание рефератов, подготовка к семинарским занятиям, подготовка и защита курсовых, дипломных работ, выполнение заданий исследовательского характера в период производственной практики на заказ предприятий и т.п.);

- научно-исследовательская работа студентов вне учебным процессом. Ею предусматривается:

- участие в научных кружках, выполнении хоздоговорных научных работ в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов;

- работа в студенческих информационно-аналитических, юридических консультациях, туристских фирмах, переводческих бюро и т.п.;

- рекламная, лекторская деятельность;

- написание тезисов научных докладов, публикаций и т.д.

Студенты в курсовых работах с общетеоретических и специальных дисциплин используют элементы научных исследований в форме научного поиска, готовят обзор литературы и разрабатывают предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы; обобщающие передовой практический опыт, применяют экономико-математические методы, компьютерную и организационную технику, информационные технологии. Проблемы научного поиска отражены в курсовых работах студентов, должны найти свое продолжение в дипломной работе, а также быть частью научной тематики соответствующей кафедры.

Каждый студент во время учебной и производственной практики, кроме общего задания, предусмотренного программой практики, выполняет согласно своей специальности задачи исследовательского характера, которые выдает выпускающая кафедра. Выполнение задания отображается в дневнике в отдельном разделе отчета о прохождении практики и может использоваться при подготовке докладов на конференции, информационных семинарах, при написании курсовых и дипломных работ.

В дипломной работе должны иметь место элементы исследовательского поиска, характеризующий способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность проведения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия, по материалам которого выполнялось исследование.

Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научно-исследовательских работ кафедры, с интересами предприятия, на базе которого студент выполняет дипломную работу, быть частью хоздоговорной научно-исследовательской тематике кафедры, факультета высшего учебного заведения (схема 6).

6

Схема 6. Система научно-исследовательской работы студентов.

 



Назад