Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Выбор темы и реализация научного исследования


Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристическо-гостиничной индустрии международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива высшего учебного заведения, который в течение соответствующего времени решает ту или иную проблему. Научное направление подразделяется на отдельные научные проблемы. их решают несколько научных коллективов в течение двух или более лет.

Каждая научная проблема состоит из ряда тем. Тема - это научное задание, которое охватывает определенную отрасль научного исследования. Она базируется на многочисленных научных вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, которые принадлежат к конкретной отрасли научного исследования. Исследования по отдельным темам могут быть индивидуальными или проводиться группой научных работников в течение одного или ряда лет.

В каждой теме выделяются научные вопросы, которые решаются одним или несколькими исследователями. Например: главной научной проблемой в Киевском университете туризма, экономики и права являются:

- «Туризм как общественный феномен: проблемы теории (туризмология) и практики», а факультетские темы такие:

- «Глобализация мировой экономики и проблемы развития международного туризма»;

- «Повышение эффективности развития отрасли туристсько-гостиничной индустрии»;

- «Правовое обеспечение туризма в Украине».

Выбор той или иной темы для индивидуального или коллективного исследования осуществляется студентами самостоятельно по утвержденной тематикой кафедры на основании следующих критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профиля обучения студентов, осуществление разработки студентами темы в условиях университета, степень соответствия темы, выбранной студентами, тематической направленности научной работы кафедр.

Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, то есть необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства.

Так, кафедрой менеджмента и маркетинга КУТЭП разработан перечень тем, которые требуют первоочередного исследования. К ним относятся:

- Экономический риск хозяйственной деятельности предприятий туризма в условиях рынка и предложения по их имущества.

- Обоснование объема предложений услуг на предприятиях сферы туризма;

- Анализ и обоснование численности и состава работников предприятий гостиничного хозяйства.

- Совершенствование системы управления персоналом в организациях туристской индустрии.

- Анализ эффективности инновационной деятельности предприятий гостиничного хозяйства и туризма и т.д.

Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок. Профессор А. Дудченко предлагает использовать в прикладных темах показатель перспективности Кп, в основу которого положены экономические показатели эффективности:

Кп = Езаг./Зд (1-Гг), где:

Езаг - общий ожидаемый экономический эффект (грн.);

Г - вероятность риска; устанавливается на основе научного прогноза;

Из - общие затраты на научное исследование (грн.).

Чем выше Кп, тем более перспективная тема, которая планируется для проработки.

При применении метода экспертных оценок используют балльную шкалу оценивания темы по определенным критериям перспективности группой экспертов. Тема, которая наберет больше всего баллов, считается перспективной.

Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может начертить проведения исследований вопросов и из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего диктуется необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и др.

При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. В первую очередь имеется в виду то время, которое студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса. Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт свидетельствует, что большую роль при выборе темы студент играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение некоторого времени выполнял исследования по этому направлению.

Кроме этого, при совпадении круга научных интересов кафедры, преподавателя - руководителя научного исследования и студента значительно повышается интерес к исследованию со стороны студента, ускоряется процесс поиска методов работы и внедрение результатов НСД. Следует иметь в виду и то, что выбора темы должно предшествовать тщательное ознакомление студента с соответствующими отечественными и зарубежными литературными источниками своей и смежной специальности.

На втором этапе студент, в соответствии с выбранной темой, самостоятельно подбирает соответствующие литературные источники (книги, брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатывает их.

Данные о литературный источник заносятся на библиотечные карточки и перфокарты. На каждое литературное источник заполняется отдельная карточка.

Следовательно, формируется картотека литературных источников по теме исследования. Карты желательно сгруппировать в соответствующих вопросов, которые рассматриваются в научной работе.

Третий этап - уточнение проблемы (темы) и составление содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо сделать обоснование темы, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задания и т.п.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы, и т.д.)», «обосновать...», «обнаружить...», раскрыть особенности...», выявить возможности использования...» и т.д.

Четвертый этап - формулирование гипотезы, научного предвидения, предположения, выдвинутого для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящее следствие.

Гипотеза является компасом, который определяет направление деятельности исследования. Удачно сформулирована гипотеза предполагает неопределенность результата исследования и направляет исследования на доведение реальности существования предполагаемого предположение.

Пятый этап. Сформулирована цель и гипотеза исследования логично определяют задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить; 2) выявить; 3) разработать и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи был содержание соответствующих разделов работы.

Шестым этапом является определение методологии исследования. В научно-исследовательской работе применяются преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других работников, проводится научный эксперимент, анализ результатов работы предприятий, учреждений, различные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирования, и т.п.

Седьмой этап - работа по систематизации накопленного материала в соответствии с планом работы, проведения анализа научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.

Восьмой этап. На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы обрабатывают статистически. На основе полученных материалов об отдельных явлениях, изучаемых определяют данные, которые характеризуют исследуемый комплекс в целом.

Сводки результатов исследования не следует путать с подведением итогов, то есть суммированием данных, накопленных в ходе исследования. После возведения результатов исследования может вияснитись, что полученные данные недостаточно достоверны, возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений и экспериментов. При этом нужно иметь в виду, что дополнительные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением ее.

Девятый этап - составление расширенного плана научно-исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.

Десятый этап - литературное оформление результатов исследования. Все материалы исследования систематизируют и готовят к обобщению и литературного оформления, формулируются общие выводы к научно-исследовательской работы. При оформлении работы следует руководствоваться требованиями ВАК. На схеме 7 показаны этапы проведения научного исследования (по А.А. Киверялгом).

7  

Схема 7. Этапы научного исследования (по Киверялгом А.А.).

 

Внедрение результатов исследования в практику - это начало применения результатов исследования в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т. д.



Назад