Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Эффективность научных исследований


Внедрение различают по двум признакам:

- формой материального воплощения (учебные пособия, программы, методические рекомендации, государственные стандарты и т.п.);

- рабочей функцией благоустроенных результатов (организация и управление учебным, производственным процессом, оптимизация, изменения в технологии и процессе производства).

Оценивание результатов исследования. Если основной характеристикой фундаментальных исследований является их актуальность, теоретическая новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения результатов в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую актуальность и значимость, возможность внедрения в практику, эффективность результатов. Для научных разработок здесь ценной является новизна, актуальность и эффективность.

Экономическая эффективность характеризуется выраженными в стоимостных измерениях показателями экономии живого и уречевлюваної труда в общественном производстве, сфере услуг, которые получены от использования результатов НСД и сравнения их с затратами на проведение исследования.

Научно-техническая эффективность характеризует прирост новых научных знаний, предназначенных для дальнейшего развития науки и техники.

Социальная эффективность проявляется в повышении жизненного уровня людей, развития здравоохранения, культуры, науки и образования, улучшении экологических условий и т.д.

Названные виды эффективности научно-исследовательских работ взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Специфика высшей школы, многогранность и многоаспектность форм работы ставят особые требования к оценке эффективности ее деятельности в целом, так и научных исследований.

Вопрос осложняется тем, что необходимо определить не только эффективность НСД, которая проводится учебными заведениями, но и эффективность ее влияния на учебный процесс, повышение качества подготовки специалистов, рост преподавательской мастерства научно-педагогического состава и т.д.

При оценке эффективности научно-исследовательских работ, следует принимать во внимание весь комплекс работ, связанных с научной деятельностью высшей школы: проведение самих исследований, подготовку докторов и кандидатов наук, изобретательской и патентно-лицензионную работу, издательскую деятельность, научно-исследовательскую работу студентов.

Следует остановиться на так называемом понятии научного потенциала вуза, поскольку он играет существенную роль в организации научных исследований и в достижении конечных результатов. Уровень научного потенциала высшего учебного заведения во многом зависит не только от имеющейся структуры научно-педагогических кадров, научно-информационной и материально-технической обеспеченности вуза, но и от оптимальной организации научной системы, от целенаправленного взаимодействия всех перечисленных признаков.

Проблема оценки эффективности научной деятельности имеет два аспекта, поскольку высшее учебное заведение можно рассматривать как учебно-научный центр. Отсюда и два вида эффективности научной работы: экономическая - от внедрения, например, в отрасль туризма результатов завершенных исследований и когнитивная эффективность (якобы сопутствующая, а на самом деле имеет первоочередное значение для повышения качества подготовки специалистов), которая получается от написание новых учебников и научных статей, чтение новых курсов лекций, основанные на научных достижениях в научной работе, проведение конференций, семинаров, курсов, широкого привлечения студентов к научным исследованиям.

Все это и раскрывает нам научный потенциал высшего учебного заведения, который создается в результате его многогранной деятельности. Понятно, что количественно оценить влияние науки на совершенствование учебного процесса и качество подготовки специалистов практически невозможно, но не учитывать этого положительного явления также нельзя.

Опыт и практика показывают, что расширение масштабов научной работы в высших учебных заведениях (ВУЗАХ) способствует тому, что молодые специалисты, которые приходят на предприятия и имеют новые знания в области управления и технологий, быстрее решают экономические и социальные проблемы практической деятельности. Тот студент, который в процессе обучения пройдет хорошую школу научно-исследовательской работы, с большой пользой для предприятий сможет развивать научные исследования и внедрять их в практическую профессиональную деятельность.

Специфика проведения научных исследований в ВУЗАХ проявляется не только в том, что для этого нужны специально подготовленные кадры, специальное для той или иной отрасли науки оборудования, особая статья расходов, а и в том, каким образом будут использованы конечные результаты этих исследований и который они дадут эффект. Поэтому эффективность научной деятельности высшего учебного заведения необходимо рассматривать именно с этих позиций, исходя из главной задачи высшей школы - совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. В этом и заключается основная особенность оценки эффективности научной деятельности высшего учебного заведения, что по своему содержанию и главным назначением во многом отличается от такого рода понятия о НСД, которая ведется в научно-исследовательских институтах и других учебных заведениях.

Определение экономической эффективности НСД в условиях производства является одним из важнейших и сложнейших задач. Она предусматривает изучение эффективности внедрения новых технологических процессов, совершенствование системы управления и др. При этом сопоставляются затраты на проведение научного исследования и его внедрение с полученным экономическим эффектом. Экономические расходы по долгосрочным комплексными научными исследовательскими программами определяются на основе расчета интегрального показателя за срок осуществления программы и последующего эффективного использования ее результатов.

Следовательно, экономическая эффективность научных исследований в зависимости от отрасли и проблемы, которая рассматривается, прежде всего определяется на стадии технико-экономического обоснования темы исследований, уточняется по конечным результатом проделанной работы и сопоставляется с полученным результатом практического внедрения. Следовательно, практически в любой научно-исследовательской работе наряду с выбором и обоснованием темы исследования, выполнением исследования важны этапы внедрения его в практику работы той или иной системы и оценка эффективности (схема 8).

8

Схема 8. Результаты практической реализации научных исследований.

 

Литература:

1. Белуха М.Т. Основы научных исследований: Учебник для студ. вузов екон.спец. - К.; Высшая школа, 1997, - 271 с

2. Бурчин М.Н., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знаний. - М.; АО «Аспект-Пресс», - 1994. - 120 с.

3. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валчус, 1980. - 334 с.

4. Мороз И.В. Структура дипломных, квалификационных работ и требования к их написания, оформления и защиты. - К.; 1997. - 56 с

5. Мойсеюк Н.Э Педагогика. Учеб.пос. К.: 2001. - 608 с

6. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос. - 1999. - Кн.1. - 576 с.

7. Сидоренко В.К. Подготовка магистров педагогических специальностей: реальность и проблемы / Образование, № 31,29 мая.

8. Сидоренко В.К., Дмитренко П.В. Основы научных исследований. - К.: 2000. - РНКЦ «ДІНІТ», 2000. - 259 с

9. Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности: Учебник для высших учебных заведений. - X: ХГАК, 1998. - 288 с



Назад