Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Понятие о методологии исследований, виды и функции научных исследований


Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя. В философском определении идея - это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив исследования и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни. Новая идея - это качественный скачок мысли за пределы воспринимаемых чувствами данных.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, что задается различными уровнями методологии науки.

Методология - это:

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологію, и филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.

Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать такой вывод: методология - это концептуальный изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Различают три вида методологии:

1. Философскую или фундаментальную - систему диалектических методов, которые являются самым общим и действуют на всем поле научного познания, конкретизуючись и через общенаучную, и через частичную методологию.

2. Общенаучную, которая используется в подавляющем большинстве наук и базируется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, системном, моделирования и т.д. Современные исследователи в научных разработках предпочитают системно-деятельностном подходе, т.е. исследованию комплексного взаимодействия существенных компонентов: потребность - ► субъект - ► объект - ► процессы - ► условия - ► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, целеустремленность и самоорганизацию исследования, создает условия комплексного изучения любой сферы человеческой деятельности.

3. Частично-научную - совокупность специфических методов каждой конкретной науки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.

Философская, или фундаментальная методология является высшим уровнем методологии науки, которая определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Философская методология выполняет две функции. Во-первых, она выявляет сущность научной деятельности и ее взаимосвязи с другими сферами деятельности, то есть рассматривает науку в отношении практики, общества, культуры человека. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, оптимизации научной деятельности, опирается на разработанные ею мировоззренческие и загальнометодологічні ориентиры и постулаты.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого было положено связь теории и практики, принципы пізнанності реального мира, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Проблемы научного познания стали предметом постоянного противостояния различных научных взглядов на мир, на сущность науки и знания через антиномію в гносеологии - антиномію рационализма - эмпиризма.



Назад