Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Методы эмпирического исследования


Наблюдение - это систематическое целенаправленное, специально организованное восприятия предметов и явлений объективной действительности, которые выступают объектами исследования. Как метод научного познания наблюдение дает возможность получать первичную информацию в виде совокупности эмпирических утверждений. Эмпирическая совокупность становится основой предыдущей систематизации объектов реальности, делая их исходными объектами научного исследования.

В социологии и социальной психологии различают простое (обычное) наблюдения, когда события фиксируют сбоку, и співучасне (включено) наблюдения, когда исследователь адаптируется в некоем среде и анализирует события вроде бы «изнутри».

Наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

- предсказуемости заранее (наблюдение проводится для определенного, четко поставленной задачи);

- планомерности (выполняется по плану, составленному в соответствии с заданием наблюдения);

- целеустремленности (наблюдаются лишь определенные стороны явления, которые вызывают интерес при исследовании);

- избирательности (наблюдатель активно ищет нужные объекты, предметы, явления);

- системности (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе).

Сравнение - это процесс сопоставления предметов или явлений действительности с целью установления сходства или различия между ними, а также нахождения общего, присущего, что может быть присущим двум или нескольким объектам исследования. Метод сравнения будет плодотворным, если при его применении выполняются следующие требования:

- соответствовать могут только такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

- сравнение должно осуществляться за самыми важными, самыми существенными (в плане конкретного задания) признакам.

Сравнение всегда является важной предпосылкой обобщения

Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему или менее общего к более общего знания, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств объективных явлений. Самые простые обобщения заключаются в объединении, группировке объектов на основе отдельного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщения, при котором группа объектов с различными основаниями объединяются в единое целое. Осуществляется обобщение путем абстрагирования от специфических и выявления общих признаков (свойств, отношений и т.п.), присущих определенным предметом.

Самым распространенным и самым важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Объекты или явления могут сравниваться непосредственно или косвенно через их сравнение с любым другим объектом (эталоном). В первом случае получают качественные результаты (больше-меньше, выше-ниже). Сравнение же объектов с эталоном предоставляет возможность получить количественные характеристики. Такие сравнения называют измерением.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью единицы измерения. Ценность этой процедуры заключается в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы следующие основные элементы: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения. Измерения основан на сравнении материальных объектов. Свойства, для которых при количественном сравнении применяют физические методы, называют физическими величинами. Физическая величина - это свойство, общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта. Например, длина, масса, электропроводность и т.д. Но запах или вкус не могут быть физическими величинами, потому что они устанавливаются на основе субъективных ощущений. Мере для количественного сравнения одинаковых свойств объектов является единица физической величины - физическая величина, которой по определению присвоено числовое значение, равное 1. Единицы физических величин присваивают полные и сокращенные символьные обозначения - размерности. Этот метод широко используется в педагогике, психологии, методике (качество знаний подготовки специалистов, успеваемость и т.д.).

Важнейшей составляющей научных исследований является эксперимент - апробация знания исследуемых явлений в контролируемых или искусственно созданных условиях. Это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно и целенаправленно воздействует на него путем создания искусственных условий или применения обычных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Сам термин «эксперимент» (от лат. experimentum - попытка, опыт) означает научно поставленный опыт, наблюдения исследуемого явления в определенных условиях, позволяющих многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Эксперимент - важный элемент научной практики считается основой теоретического знания, критерием его действительности. Особое значение приобретает эксперимент при изучении экстремальных условий. С развитием науки и техники сфера эксперимента значительно расширяется, охватывая все большую совокупность объектов материального мира. В методологическом отношении эксперимент предусматривает переход исследователя от пассивного к активному образу деятельности. Эксперимент проводят:

- при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;

- при проверке правильности теоретических построений;

- при демонстрации явления.

Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнению с наблюдением заключаются в том, что:

- во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистом виде», устранив побочные факторы, которые скрывают основной процесс;

- в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;

- существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведение испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость.

Исследование объекта проводится поэтапно: на каждом этапе применяются наиболее целесообразные методы в соответствии с конкретной задачи. На первом этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используют методы: опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование), экспертных оценок, а также лабораторные эксперименты (в физике, химии).

Опрос дает возможность получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопрос так, чтобы они соответствовали поставленной цели. Анкета может включать в себя несколько блоков вопросов, связанных не только с уровнем периодичности использования тех или иных средств, а и оценке объекта исследования.

Разновидностью выборочного опроса является тестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков объекта, средств его функционирования, используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможно. Тестирование иногда проводят дважды - на начальном этапе исследования, где оно выполняет для функцию. Тесты составляют так, чтобы однозначно выявить те или иные свойства опрашиваемых.

Метод экспертных оценок используется для получения переменных эмпирических данных. Проводится опрос специальной группой экспертов (5-7 человек) с целью определения определенных переменных величин, необходимых для оценки изучаемого вопроса. Эксперты подбираются по признаку их формального профессионального статуса - должности, ученой степени, стажа работы и т.д.

На втором этапе исследования методы, которые используются, имеют целевое назначение - обработку полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показателей анализа, интерпретацию их содержания. Выбор и последовательность методов определяются последовательностью обработки данных.

На данном этапе широко используются методы статистического анализа: корреляционный, факторный анализ, метод імплікаційних шкал и другие.

Корреляционный анализ - это процедура для изучения соотношения между независимыми переменными. Связь между этими величинами проявляется во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значение одной из них по значимости других.

Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. На основе парных корреляций, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков - факторов. В результате последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и других уровней. Факторный анализ позволяет представить полученные результаты в обобщенном виде.

Метод імплікаційних шкал - это наглядная форма измерения и оценки полученных данных, которые градуюються по количеству или интенсивностью признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровнем измерения. Простые шкалы дают однозначную оценку того или иного признака. Серию шкал (так называемую батарею) можно превратить в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называется шкалюванням (схема 9).

 9

Схема 9. Структура методологии и техники научных исследований.



Назад