Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Техника работы со специальной литературой.


Научные исследования базируются на достижениях науки, поэтому не случайно каждая статья, брошюра, книга включает в себя ссылки на предыдущие исследования.

Доклад, реферат, курсовая (дипломная) работа должны быть связаны с информационными материалами и содержать обзор литературы по теме исследования, а это требует от исследователя упорной работы с научной литературой.

Уметь работать с книгой - это значит быстро разбираться в ее структуре, правильно оценивать и фиксировать в удобной форме все, что кажется интересным и нужным, для выполнения научного исследования.

Считается, что изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, чтобы иметь представление об основных вопросов, близких к теме исследования, а затем вести поиск новых изданий специальной литературы.

При чем на первом этапе следует охватить как можно больше источников, а затем постепенно «отсеивать» лишние издание. Однако продуктивной есть методика, по которой с самого начала работы сознательно ограничивается круг источников, а изучение начинается именно с тех, что имеют непосредственное отношение к теме научного исследования. Как показывает опыт, чрезмерное круг источников информации на долгое время тормозит решение конкретной научной проблемы.

Особенно важна собственная организация работы, которая должна соответствовать главной идеи научной организации труда - максимальный эффект при минимальном расходе времени. Это означает, что в любой труда необходимо отработать такие методы, которые позволили бы выполнить тот же объем работ за более короткий отрезок времени. Научиться рациональному использованию своего бюджета времени одинаково важно и студенту, и научному исследователю.

Рекомендаційно можно сориентироваться на следующее: перед началом работы нужно сосредоточить внимание на предмете изучения. Для этого предлагается отвлекаться от всех текущих забот и переключиться на содержание и цели выполняемой работы. Сосредоточению внимания способствует наведению порядка на своем рабочем месте.

После этого нужно сразу же дать виду интенсивная нагрузка, привычка к долгой раскачки в начале работы является вредоносной.

В процессе занятия рекомендуется решительно отвергать все побочные мысли и ассоциации, думать только о работе. При этом постепенно создаются благоприятные условия для сосредоточения внимания.

Интенсивно работающий человек не реагирует на посторонние раздражители.

В педагогической психологии, педагогике и методике разработаны многочисленные конкретно-научные рекомендации, направленные на улучшение организации умственного труда. В методическом плане речь идет прежде всего об организации восприятия, обработки и усвоения знаний.

Процесс усвоения знаний начинается с их восприятия (чтение, слушание, непосредственного наблюдения фактов).

Сначала уточняется цель работы. Читать или слушать «просто так», бесцельно - значит напрасно тратить время.

В начале работы необходимо предварительно ознакомиться с отобранными источниками. Методика чтения научной литературы несколько иная чем художественной. Есть «быстрый» и «медленный» чтение: беглый обзор содержания книги или тщательная проработка. Беглый просмотр содержания дает возможность ознакомиться с книгой в общих чертах, когда исследователю становится понятно, что в этой книге содержится нужная информация и ее нужно тщательно обработать, или получить только общее представление. То есть беглый просмотр - это по сути «поисковое чтение».

Текст должен быть не только прочитать, но и обработанным с карандашом в руках, с некоторыми заметками. Если есть собственный экземпляр, или ксерокопия журнала, книги, можно делать пометки на полях.

Ускорить целенаправленный отбор и изучение литературы поможет четкая ориентация исследователя на тему проблемы и основные ее вопрос (разделы и подразделы). Конечно же, чтение - это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызывать определенные мысли, гипотезы, которые отвечают собственном взгляда на вещи.

Этапы изучения научных источников информации можно разделить на:

- общее ознакомление с решением научной проблемы;

- беглый просмотр отобранной литературы и систематизация ее в соответствии с содержанием работы и очередности изучение, обработка;

- чтение по последовательности размещения материала;

- выборочное чтение отдельных частей;

- выписывание нужного материала для формирования текста научно-исследовательской работы;

- критическое оценивание записанного, редактирование и чистовой запись как фрагмента текста научной работы (статьи, монографии, курсовой (дипломной) работы, диссертации и т.п.).

Возможна несколько иная методика обработки литературных источников. Лист бумаги делят пополам вертикальной чертой. С левой стороны записывают смысл прочитанного, а с правой - свои замечания с выделением особо значимых определений, формулировок. Следует указывать не только библиографическое описание источников, но и шифры предметных рубрик, которые отвечают раздела научной работы, не случайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руках». Ведение записей при чтении литературы является обязательным, оно способствует лучшему усвоению прочитанного. Главное - зафиксировать представление об данный источник информации и по возможности предсказать будущую потребность в данных, которые содержатся в книге и в пределах разумного взять из нее все, что может пригодиться в дальнейшей работе.

Существуют практические приемы, которые направлены на то, чтобы записи в процессе чтения отбирали меньше времени и чтобы потом ими можно было легко воспользоваться. Если книга личная, то записи можно делать прямо на полях, имея при этом свою систему условных обозначений.

Обычно применяют три группы знаков:

- знаки одобрения отдельных высказываний в текст (подчеркивание, восклицательные знаки);

- знаки непонимание, возражения - волнистые подчеркивания, запитальні знаки, слова: для чего? как? откуда это? или ссылки на другую страницу текста?

- знаки дополнение - для фиксирования дополнительной информации, предложений читателя (пунктирная линия, записи типа: «см. также»).

Если же книга чужая ли библиотечная безусловно делать в ней какие отметки является признаком отсутствия культуры. Здесь нужно использовать записи в рабочих тетрадях, а лучше на отдельных листах, или карточках.

Обычно выписывают только наиболее существенное для данной книги или статьи и то, что вызывает определенную профессиональное любопытство и личный интерес. Чтобы избежать повторений, записи нужно проводить после ознайомлюючого «быстрого чтения.

При быстром чтении книги можно делать бумажные заставки в тех местах, которые кажутся на первый взгляд особенно интересными.

Записи по ходу чтения должны быть удобными для использования и квалифицированными. Вдумайтесь по этому поводу высказывания в И.павлова: «Научитесь делать черновую работу в науке. Изучайте, соотносите, накапливайте факты. Каким бы совершенным ни было крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять его вверх без сопротивления на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы не сможете взлететь. Без них ваши «теории» пустые потуги».

В работе с источниками, накоплении фактов с целью экономии времени, нужно стремиться к лаконизма, используя различного вида сокращения. Система сокращения записей может быть индивидуальной, продуманной заранее, исходя из общепринятых правил. Это может быть только начало слова (аудитория - ауд.), выбрасывание средней части (издательство - в-во, менеджмент - мен-т), введение косой черты в сокращении словосочетаний (с/ ариф - среднее арифметическое) и др. Опыт свидетельствует, что при этом темп записей может быть значительно выше - 40-70 слов в минуту.

Большую экономию времени дает также применение условных знаков - символов, < > больше, меньше, равна=, S - стандарт.

Расположение записей помогает уясненню логических связей между отдельными понятиями, их иерархию, выделения заголовков, ключевых слов, расчленение текста, подчеркивания, нумерация, различные цвета и т.д.

Большие преимущества имеет картотечный форма записи, когда каждый запись делается на отдельной карточке из прочного бумаги или картона. Каждая такая карточка используется для записей с одного вопрос рассматривается, как единица, которая имеет свое место в научной работе. Карточки легко можно систематизировать в любом порядке, делать вставки в тексте рукописи.

Практической рекомендацией является ведение записей только на одной стороне листа. При этом ускоряется поиск и систематизация, дает возможность делать любые вставки в тексте использовать записи при подготовке докладов, научных статей, и тому подобное.

Когда делать записи? Однозначного ответа здесь дать нельзя, но лучше делать записи при повторном чтении литературы.

В процессе обработки источников следует отбирать только научные факты.

Научный факт - это элемент, который лежит в основе научного познания, отражает объективные свойства процессов и явлений: новизну, точность и объективность и достоверность. Следует отбирать самые авторитетные источники, содержащие последние данные, точно указывать, откуда взят материал.

Особой формой фактического материала является цитаты - это дословный отрывок произведения, чей высказывание, что органично вписываются в текст научной работы как подтверждение или отрицание определенного мнения. Здесь нужна особая тщательность, потому что любая небрежность в выписках данных возвращается потерей дополнительного времени на уточнение мысли автора. Часто бывает так, что отдельные мысли передаются своими словами без дословного выписки цитат.

Исходя из их содержания, автор осуществляет анализ и синтез, строит систему обоснованных доказательств.

Цитаты используются и для подтверждения отдельных суждений, которые высказывает исследователь. При цитировании источников следует придерживаться следующих правил:

- текст цитаты начинается и заканчивается лапками и приводится в той грамматической форме, в которой он представлен в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами не выделяются кавычками, за исключением тех, что вызвали общую полемику. В этих случаях используется выражение «так называемый»;

- цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажения мыслей автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается и обозначается многоточием. Они относятся в любом месте цитаты (в начале, середине, конце). Если перед выпущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется;

- каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник, ставится порядковый номер по перечню литературных источников с выделением в квадратных скобках;

- при косвенном цитировании (переводе мысли), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора, конкретным относительно оценивания его результатов и давать соответствующие ссылки на источник;

- цитаты должны органично «вписаться» в контекст научной работы.

Достаточно сложной работой при выполнении научного исследования является обзор литературы по проблемам. Чтобы избежать примитивности и ошибок в анализе литературы следует внимательно систематизировать взгляды ученых в таком порядке:

- сущность данного явления, процесса (позиция нескольких авторов совпадает в таком то аспекте);

- что составляет содержание данного процесса или явления (его компоненты, цепи, стадии, этапы развития);

- взгляды ученых по поводу путей решения данной проблемы на практике (кто и что предлагает);

- какие трудности, выявленные в предыдущих исследованиях, встречаются в практике;

- какие факторы, условия эффективного развития процесса или явления в данной области выделены учеными.

Обзор источников дает возможность определить новое направление научного исследования, его значение для развития науки и практики, актуальность темы.

Обзор литературных источников дает возможность проявить профессиональную компетентность исследователя, его личный вклад в разработку темы по сравнению с уже известными исследованиями. Изучение литературы осуществляется не для заимствования материала, а для обдумывания найденной информации и выработки собственной концепции, что может стать самостоятельной публикацией автора.

В конце каждой работы после выводов подается список использованных источников.

Источники можно размещать в списке одним из следующих способов:

- в порядке названия ссылок в тексте (удобный);

- в алфавитном порядке первых букв фамилий авторов или названий;

- в хронологическом порядке.

Ссылки в тексте следует отметить номерами источников, за которыми они указаны в «Список использованных источников». Их выделяют квадратными скобками. Например, «...в работах [1-3, 7, 23] уделено особое внимание исследованию этого аспекта проблемы».

Если приводят цитату или статистические данные из источника с большим количеством страниц, кроме номера отмечают страницу, где взята цитата, например: «...по мнению американского специалиста Ф.Котлера целесообразно выделить такие этапы проведения маркетингового исследования [43, с . 234]...».

Источники, из которых заимствованы таблицы и рисунки подают непосредственно после таблиц и рисунков. Далее оставляют два интервала и продолжают текстовую часть.

Ссылки на рисунки, таблицы и формулы в дипломной работе указывают их порядковым номером, например: «очерк. 2.3 можно увидеть...» / «вернемся к табл. 1.3...» / «рассчитаем по формуле (2.1)...».

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо представлять в соответствии с требованиями государственного стандарта. Примеры оформления библиографического описания в «Список использованных источников»:

1. Аралов М.С. Создание собственного дела: первые шаги.//МЭ иМО. - 1991. - №1. - с.121-128

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. - М.: Дело, 1992. - 896 с.

3. Народное хозяйство Украины в 1992 году: Статистический ежегодник./Мін.статистики Украины. - К.: Техника - 1993 - 493 с

4. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 276 с.

5. О хозяйственных обществах. Закон Украины. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1991. - №63. - 15-18 с

6. Юридический справочник предпринимателя/.Ру-к.авт.колл. Ю.С.Шемшушенко/. - К.:Перлит продакшн, ЛТДД992. - 636 с. и т.д.

Библиографическое описание составляют согласно действующих стандартов по библиотечному и издательскому делу (в частности: ГОСТ 7.1.-84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ДСТУ 3582-97 Информация и документация сокращение слов в русском языке в библиографическом описании: Общие требования и правила: ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила).

Библиографическое описание составляют непосредственно по печатным произведением или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков любых элементов, сокращения названий и др. Соблюдение авторами требований действующих стандартов является обязательным.

Список использованных источников - элемент библиографического аппарата, отражает самостоятельную творческую работу автора и свидетельствует об уровне проведенного исследования.

 

Литература:

1. Белуха М.Т. Основы научных исследований. Учебник для студентов екон.спец.вузів. -К.; Вищашк., 1997. - 271 с

2. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. - М: Изд-во стандартов, 1988. - 71 с.

3. Информация и документация. Сокращение слов в русском языке в библиографическом описании. Общие требования и правила: ДСТУ 3582-97: - Введ.01.07.98. - К.: Госстандарт Украины, 1998. - 16с.

4. Крейденко B.C. Библиотечные исследования. Научные основы: Учебн.пособие. - М.: Книга, 1983. - 143 с.

5. Кушнаренко Н.М. Документоведение. Учебник для вузов культуры. -2-е издание, перераб. и доп. - К.: Т-во «Знание», КОО, 2000. - 460 с.

6. Романчиков В.И. Основы научных исследований. Учеб.пос. - К.: Ф. «ВШОЛ», 1997, - 242 с.

7. Закон Украины «Об информации» / / Голос Украины-1992.-23 письмо.

8. Шейко В.М., Куншаренко Н.М. Организация и методика НСД: Підруч.длявищ.навч.закладів. - X.: ХГАК, 1998.-288 с.



Назад