Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Этапы работы над исследованием и оформлению курсовой и дипломной работ


Весь процесс работы над исследованием делится на три основных этапа:

- подготовительный;

- этап работы над содержанием;

- заключительный этап.

Подготовительный этап начинается с выбора темы курсовой и дипломной работы, ее осмысления и обоснования актуальности. Выбор темы студент осуществляет с научным руководителем, учитывая личные предварительные наработки, заинтересованность определенной проблемой и возможностью подбора практического материала работы фирм, предприятия, организации отрасли. При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой (дипломной) работы является система логической увязки. Объект исследования - это вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит для исследования источником информации (это отрасль, предприятие) или это явление, процесс, который порождает проблему и стремится изучения.

Предмет исследования содержится в пределах объекта. Это только существенные связи и отношения, свойства, аспекты, функции, которые являются определяющими для данного исследования (управления, кадровое обеспечение, эффективность). Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте имеет научное объяснение, то есть как категории научного процесса они соотносятся между собой как общее и частичное, предмет исследования определяет тему.

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также его конечным результатом и путями его исследования, она совпадает с формулировкой темы.

Для достижения поставленной цели исследования студент определяет последовательное выполнение соответствующих задач, как:

- решение и обоснование теоретических вопросов проблемы исследования;

- всестороннее изучение практики, при необходимости проведения эксперимента по данной проблеме, накопления данных, анализ и систематизация их, математическое проработки, выявление типового положения, недостатков, упущений, изучение передового опыта;

- обоснование системы мер по решению проблемы, разработка методических рекомендаций и предложений по использованию результатов исследования в практике соответствующих учреждений и организаций.

Особая ответственность кафедры и научного руководителя за состояние написания дипломной работы, которые:

- выдают задания;

- оказывают помощь студенту в разработке календарного графика на период выполнения дипломной работы;

- рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

- проводят консультации согласно утвержденному графику;

- систематически контролируют ход работы;

- Научный руководитель дает подробный отзыв на законченную дипломную работу.

Кафедре предоставляется право заслушивать студентов по отдельным разделам дипломной работы за счет времени, выделенного на научное руководство. Консультанты приглашаются из научно-педагогического состава вуза и специалистов предприятий и организаций соответствующей профессиональной квалификации.

Следующим процессом работы является непосредственное ознакомление студента с основными литературными источниками по теме курсовой (дипломной) работы: каталогом и картотекой кафедры и библиотеки, учебной и другой информационной литературой, формирование рабочей картотеки с темы. Составленную картотеку необходимо дать на просмотр руководителю, который порекомендует труда, которые надо изучить в первую очередь, а также те, которые следует исключить из картотеки, или включить в нее. После этого студент находит нужную литературу и начинает изучение и конспектирование литературы по теме дипломной работы. После изучения и конспектирования материала, его необходимо еще раз пересмотреть, чтобы сложилось целостное представление о предмете изучения и сформировать предварительный план работы, который необходимо согласовать с руководителем и доработать задание на выполнение курсовой (дипломной) работы.

Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с планом и правильно грамотно выполнена. Титульный лист оформляется согласно образцу (приложение Д).

Перед вступлением при необходимости необходимо дать перечень условных обозначений, терминов, сокращений, символов, использованных в научной работе. Перечень надо печатать двумя колонками, в которых слева по алфавиту приводят - определения, сокращения; справа - их детальную расшифровку.

Во введении следует кратко изложить оценку современного состояния научной проблемы, новизну и актуальность исследуемой темы, сформулировать актуальность, связь с научными программами, планами, а также указать цель работы, объект и предмет исследования, избранные методы, раскрыть сущность данной работы и значимость полученных результатов.

В основной части, разделенной на отдельные разделы, излагают содержание темы исследования. В каждом разделе должна быть завершенность содержания, главная идея, а также тезисы подтверждены фактами, мнениями разных авторов, результатам анкетирования, эксперимента, аналитических данных практического опыта. Мысли должны быть связаны между собой логически, весь текст должен быть подчинен одной главной идеи. Каждый вывод должен логично подкреплять предыдущий, один доказательство вытекать из другого. Иначе текст потеряет свое единство. К каждому разделу работы необходимо сделать выводы, а по окончании работы - формулируются общие выводы ко всей работы в целом.

На заключительном этапе предусматривается уточнение студентом вступления и формирование выводов к дипломной работы, оформление списка литературы и приложений, редактирование текста, его доработки с учетом замечаний научного руководителя, подготовка работы к защите. В заключении нужно отметить качественных и количественных показателях полученных результатов, обосновать достоверность результатов исследования, изложить рекомендации по их использованию.

В сжатой форме, в логической последовательности излагаются сделанные автором обобщения, предложения и их значимость. Такой вывод должен быть положен в основу доклада при защите дипломной работы перед ДЕК.

Особое значение имеет оформление дипломной работы. Работа может быть в рукописном варианте, напечатанная на машинке или с использованием ЭВМ. Лучшим является последний вариант, потому что облегчается редактирования и есть возможность дальнейшего использования при написании других научных трудов. Общий объем дипломной работы должен быть в пределах 60-80 печатных листов. Работа выполняется на белой бумаге формата А-4 (210-297 мм). Библиографическое описание составляют непосредственно по печатным текстом работы.

Список использованных источников составляется на основе рабочей картотеки и является «визитной карточкой» автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне владения навыками работы с научной литературой.

При составлении списка использованных источников необходимо придерживаться требований государственного стандарта. Каждый библиографическая запись начинают с новой строки с порядковой нумерацией. Литературу располагают в алфавитном порядке авторов и названий работ, сначала издания на русском языке, затем - на иностранном (см. тема 4).

Обратить внимание на то, чтобы ссылки в тексте на использованные источники были обозначены тем порядковым номером, которым оно записано в списке использованной литературы с выделением двумя квадратными скобками, например, « ... в работах [1-7]...»

Каждый документ (книжку) представляются следующие сведения: фамилия и инициалы автора, если книга написана двумя или тремя авторами, то их фамилии пересчитываются по таким порядком, в котором они указаны в книжке, полное и точное название книги, которая не берется в кавычки, подзаголовок, который уточняет название (если оно указано на титульном листе); данные о повторное издание; название места издания книги в именительном падеже (для городов Киева, Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга) употребляются сокращения: К., X., М., Л., СПб; название издательства (без кавычек); год издания (без слов «год» или сокращение «г.»); количество страниц с сокращением «с.».

Каждая группа сведений отделяются друг от друга знаком точка и тире (. -).

Библиографическое описание делают языком документа.

Документы, имеющие более трех авторов, описывающих по названию. При этом за косой чертой, которую проставляют после последнего слова названия, приводят инициалы и фамилии четырех авторов (если книга написана четырьмя) или трех «и др.» (если книга написана пятью и более авторами).

Если на титульном листе отсутствует фамилия автора (или авторов), то запись данных о книжку начинают из названия, после чего за косой чертой указывают фамилию редактора и его инициалы, которые ставят перед фамилией и все остальные элементы по фамилии автора.

Сведения об статьи, которые опубликованы в сборниках, журналах и других периодических изданиях, должны иметь: фамилия и инициалы автора статьи; название статьи, после чего ставится две косых черты, идет полное издание, в котором размещена статья, по изложенным выше правилам, а для журнала - название, год выпуска, номер страницы, на которых размещена статья.

Для нормативно-технической и проектной документации указывают номер документа, его название, срок действия.

При оформлении текста дипломной работы нужно также выдержать общие требования к иллюстраций, таблиц, форм, и т.д.

Иллюстрации

Иллюстрируют дипломные работы, исходя из определенного общего замысла, с тщательно продуманным тематическим планом, который помогает избежать иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста и предотвратить неоправданным пропусков иллюстраций к важнейших тем. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту, а текст - иллюстрации. Названия иллюстраций размещают после их номеров. При необходимости иллюстрации дополняют пояснительными данным (підрисунковий подпись).

Подпись под иллюстрацией обычно имеет три основные элементы:

наименование графического сюжета сказывается сокращенным словом «Рис»; порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами; тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с как можно краткой характеристикой изображенного.

Основными видами иллюстративного материала в дипломной работе являются: чертежи, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график. Не стоит оформлять ссылки на иллюстрации как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где преподается тема, связанная с иллюстрацией, и где читателю надо указать на нее, размещают ссылки в виде выражения в круглых скобках «(рис. 3.1)» или оборота типа: «...как это видно из рис. 3.1», или «...как это показано на рис. 3.1».

Качество иллюстраций должна обеспечивать их четкое воспроизведение (електрографічне копирование, микрофильмирование). Иллюстрации выполняют чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге.

Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц.

Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над таблицей и печатают симметрично тексту. Название и слово «Таблица» размещают в правом верхнем углу с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: Таблица 1.2 (вторая таблица первого раздела).

Пример построения таблицы.

Таблица (номер)

 

13

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают ее номер.

По логике построения таблицы ее логический субъект, или подлежащее (обозначения тех предметов, которые в ней характеризуются), размещают в боковике, головке, или в них обоих, а не в прографці; логический предмет таблицы, или сказуемое (т.е. данные, которыми характеризуется сказуемое) - в прографці, а не в головке или боковике. Каждый заголовок над графой касается всех данных этой графы, каждый заголовок строки в боковике - всех данных этой строки. Заголовок каждой графы в головке таблицы должно быть по возможности кратким.

Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Графу с порядковыми номерами строк в таблицу включать не надо.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота переплетенных блока работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) название помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством граф можно делить на части и размещать одну часть над другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяют ее заголовок, а во втором случае - боковик.

Если текст, который повторяется в графе таблицы, состоит из одного слова, его можно заменить кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо цифр, знаков, знаков, математических и химических символов, которые повторяются, не следует. Если цифровые или иные данные в каком-либо строке таблицы не подают, то в нем ставят прочерк.

Формулы

При использовании формул необходимо придерживаться определенных технико-орфографических правил.

Наибольшие, а также длинные и громоздкие формулы, которые имеют в составе знаки суммы, произведения, дифференцирования, интегрирования, размещают на отдельных строках. Это касается также и всех нумерации формул. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, отделенных от текста, можно подать в одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, вписывают внутри строк текста.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует подавать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента надо подавать с новой строки. Первая строка пояснения начинается со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства ( = ) или после знаков плюс ( + ), минус ( - ), умножения (х), деления (:).

Нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки в следующем тексте. Другие нумеровать не рекомендуется. Порядковые номера обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого берега страницы без точки от формулы до ее номера.

Приложения

Приложения оформляют как продолжение дипломной работы на последующих ее страницах или в виде отдельной части (книги), размещая их в порядке появления ссылок в тексте.

Если приложения оформляют на следующих страницах дипломной работы, каждое такое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой большой симметрично тексту. Посредине строки над заголовком строчными буквами с первой большой печатается слово «Приложение» и большая буква, обозначающая приложение.

Приложения следует обозначать последовательно большими буквами русского алфавита, за исключением букв Г, Является, е, О, Ч, Ш, например, приложение А приложение Б и др. Один приложение сказывается как приложение А.

При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием дипломной работы печатают прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

В приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полного восприятия дипломной работы:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы и акты испытаний, расчеты экономического эффекта;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы.

Сброшюрованная в твердой палітурі дипломная работа представляется студентом заведующему выпускающей кафедры, который принимает окончательное решение относительно ее допуска к защите в Государственной комиссии по защите дипломных работ, о чем делает соответствующую отметку (ставит подпись возле заключения комиссии по предварительной защиты).

После получения допуска к защите студент получает на выпускающей кафедре направление на внешнее рецензирование.

Внешний рецензент - ведущий специалист отрасли или ученый - тщательно знакомится с дипломной работой и составляет рецензию.

К внутренней страницы обложки дипломной работы студент приклеивает конверт, в котором размещает внешнюю рецензию.

При наличии письма-заказа с предприятия студент должен получить также отзыв на дипломную работу от предприятия-заказчика. Этот отзыв и письмо заказчика нужно также положить в конверт.



Назад